страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10 Если подросток, совершивший преступление, не состоит на учете в ПДН, то об этом немедленно письменно уведом ляется следователь, а на несовершеннолетнего, в случае избра ния ему меры пресечения, не связанной с лишением свободы, заводится учетно-наблюдательное дело в ПДН и опе ративно-наблюдательное дело - в СКП.
Не следует привлекать работников ПДН к участию в доп росах несовершеннолетних в качестве педагогов, так как пе дагог участвует в допросах в качестве специалиста.
Важное значение для совершенствования работы по профилактике правонарушений имеет направленная следователем в ПДН информация о подростках-правонарушителях. Устанавливая таких лиц при проверке заявлений и сообщений о преступлениях и во время расследования, следователи должны немедленно сообщить о них в ПДН. Ими могут быть не только подростки, совершившие преступление, но и свидетели, потерпевшие и иные лица.
В ПДН также направляется информация о родителях и лицах, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений. Работу по выявлению таких лиц следует проводить и по уголовным делам о взрослых преступниках, выясняя в ходе следствия, есть ли у них дети и каковы условия воспитания в их семье.
В случаях отказа в возбуждении дела (или его прекра щении) в отношении несовершеннолетних по не реабилитирующим основаниям следователи направляют в ПДН вместе с информацией и копии соответствующих постановлений.
Работники ПДН после получения информации при нали чии достаточных оснований вносят предложения о постановке на учет несовершеннолетнего, родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, осуществляют мероприятия по
профилактике правонарушений среди подростков, а также немедленно информируют о таких лицах работников СКП для проведения в установленном порядке оперативно-розыскных мер по предупреждению преступлений. Если подростки или родители, о которых следователь сообщил в ПДН, ранее были поставлены на учет, то в оперативно-наблюдательном деле в СКП и учетно-наблюдательном деле в ПДН производится соответствующая отметка, принимаются меры к активизации профилактической и оперативной работы, при необходимости вносятся предложения о применении мер воздействия в комиссию по защите прав несовершеннолетних или иной административный орган.
По окончании предварительного следствия, предъявле нии подростку обвинения и передаче материалов в суд сле дователь информирует об этом работников СКП и ПДН. При вынесении судом обвинительного приговора и наз начении несовершеннолетнему, который не был арестован, на казания в виде лишения свободы, работники ПДН обязаны немедленно, после взятия подростка судом под стражу, напра вить справку-характеристику на подростка в следственный изолятор.
Справка-характеристика должна отражать данные о личности несовершеннолетнего, условиях его воспитания, причинах антиоб щественного поведения и других обстоятельствах, имеющих значение для организации работы по его перевоспитанию.
Одной из ответственных задач, стоящих перед следовате лями, работниками СКП и ПДН, является совмест ная деятельность по устранению причин и условий, способст вовавших совершению преступлений.
Следователь, реагируя на недостатки в работе государственных органов и общественных организаций, в том числе горрайлинорганов внутренних дел, должен вскрывать конк ретные упущения в их деятельности и указывать пути их устранения.
При наличии достаточных оснований следователи ставят перед соответствующими государственными органами и об щественными организациями вопрос о применении в отноше нии родителей или лиц, их заменяющих, гражданско-право вых, административных и других предусмотренных законом мер. При этом должны учитываться возможности и полномо чия должностного лица и организации, которым направляется представление.
Аналогичным образом решается вопрос и об ответствен ности должностных лиц, допустивших недостатки в воспита тельной работе с подростками, либо создавших условия, спо собствовавшие преступлению (если за это не предусмотрена уголовная ответственность). Доводы следователя должны быть мотивированы и основаны на материалах уголов ного дела.
Работники ПДН:
- для внесения более аргументированных и обобщенных представлений информируют следователя о ранее выявленных недостатках в деятельности организаций, учреждений или отдельных должностных лиц применительно к обстоятельствам, установленным в ходе расследования;
- оказывают помощь в подготовке и организации выступлений и сообщений следователей по уголовным делам в тру довых коллективах и коллективах учащихся;
- осуществляют совместно со следователем и работни ком уголовного розыска контроль за устранением выявленных недостатков в работе по предупреждению правонаруше ний среди несовершеннолетних;
- используют отдельные материалы уголовных дел, с которыми их знакомит следователь, для проведения профи лактических мероприятий и служебных расследований по фактам совершения преступлений несовершеннолетних.
Следует учитывать, что разглашение данных предварительного следствия возможно только с разрешения следователя и в том объеме, в каком он признает это целесообразным. 0б использовании материалов уголовного дела в профилактической работе извещается следо ватель.
Следователи органов внутренних дел:
- направляют в ПДН по месту расположения предприя тий, учреждений, учебных заведений, где выявлены недостатки в работе по предупреждению правонарушений, копии своих представлений (эти документы приобщаются к контрольно-наблюдательному делу на микроучасток в ПДН);
- знакомят работников ПДН с ответами на представления, внесенные по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Сотрудники СКП, подразделений по делам не совершеннолетних и следователи должны совместно анализировать состояние работы по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних как в целом по региону, так и по отдельным населенным пунктам, предприятиям, учебным заведениям и т. д. Периодически (не реже од ного раза в полугодие) проводить совместные совещания по обсуждению проблемных вопросов предупреждения подрост ковой преступности.
Обобщенные материалы целесообразно использовать при подготовке информации, в правовой пропаганде, выступле ниях на собраниях и совещаниях, посвященных обсуждению состояния воспитательной работы, которые проводятся на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях, как пра вило, по итогам за полугодие и год, а также при рассмотрении этих вопросов комиссиями по защите прав несовершеннолетних, ко митетами (управлениями) по делам молодежи, туризма и спорта, другими государственными органами и общественны ми организациями. Большего эффекта достигает правовая пропаганда, проводимая совместно работниками СКП, ПДН и следователями.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Оказание психотерапевтической помощи подросткам с физическими и психо биологическими дефектами развития. Сезонная медикаментозная профилактика (неврозов, тиков, депресий, и т. п., весна, осень.). Индивидуальные коррекционные занятия с психотерапевтом. (2раза в неде лю.)
2. Коррекция и развитие когнитивных (познавательных) процессов психобиоло гического развития. Групповые коррекционные занятия по развитию памяти, мышления, вооб ражения и т.д.
3. Коррекция конфликтоневротического варианта отклонения поведения, свя занного с общей анестизацией организма и снижением устойчивости к пси хологическим нагрузкам. Сеансы релаксации для снятия напряжения и обучение саморегуляции пси хологического состояния. Наблюдение за режимом учебных занятий и их соответствие гигиеническим требованиям (расписание, нагрузка, организация перемен.).
4. Укрепление физического и психологического здоровья подростков. Проведение лечебно - оздоровительных и профилактических мероприятий, организация работы спортивных секций. Обучение подростков управлению эмоциями, физическими и психологиче скими состояниями. Групповые занятия по профилактике (наркомании, алкоголизма, ЗППТ и ВиЧ ин фекции).
5. Развитие сознания и самосознания подростка. Групповые коррекционные занятия. Реализация способностей ребят через творческие объединения (изо, кукольный театр, кружки.)
6. Формирование альтернативных девиантным формам поведения. Организация и психологическое обеспечение работы школьного пресс-цен тра.Организация художественной самодеятельности школы. Групповые психологические занятия (Тренинг "Хорошие настроение". Создание социальных ситуаций для закрепления и проявления новых форм поведения.
a) Организация гастролей школьного кукольного театра.
б) Организация и проведение КВН (сборная школы со сборной детского дома).
в) Организация художественной самодеятельности школы, духовых, домбровых оркестров и т.д.
7. Обучение эффективным способам разрешения конфликтных ситуаций и продуктивному общению. Индивидуальные консультации участников проблемно конфликтной ситуа ции. Групповые психокоррекционные занятия "Учимся общаться".
8. Вовлечение подростков в социальную деятельность, формирование у них разносторонних интересов и увлечений. Конкурсное оформление бытовых и спальных комнат школ-интернатов. Уход за садово-огородными участками. Благоустройство территории школы. Работа кружков по интересам.
9. Восстановление и развитие способностей подростков к учению. Недирек тивное формирование учебной мотивации. Конкурсное разгадывание анограм и логарифмов. КВН (Мы познаем мир). Музыкальная викторина, конкурс любознательных. Общешкольный праздник "День знаний".
10.Формирование коррекционной временной перспективы жизнедеятельности подростка. Работа со старшеклассниками по профориентации. Беседы по профориентации и жизненному самоопределению. Выставка детских рисунков "Моя будущая профессия". Индивидуальные консультирования учащихся и их родителей по вопросам профориентации и жизненного самоопределения.
Рекомендации по привлечению общественности к сотрудничеству с органами внутренних дел Республики Казахстан:
Пути привлечения общественности к сотрудничеству с органами внутренних дел Республики Казахстан:
- создать рабочую группу или объединение групп и отдельных лиц, согласных помогать в профилак тике употребления вредных веществ;
- обратиться к местным бизнесменам, работодателям, гражданским группам и другим с просьбой обеспечить или помочь с финансированием и созданием соответствующих условий для отдыха и поддержания этих сооружений в надлежащем порядке;
- обратиться к местным бизнесменам, работодателям и другим лицам с просьбой обеспечить или помочь с финансированием программ лечения;
- обеспечить доступность адекватного обучения в области профилактики употребления вредных веществ, предоставляя в случае необходимости финансовую поддержку;
- поддерживать усилия в области образования по профилактике СПИДа, в том числе, по способам передачи СПИДа;
- обеспечивать безопасную среду, где молодежь может быть более независимой и подвижной;
- предоставлять условия для адекватного умственного и физического развития, доступные для молодежи;
- поддерживать развитие молодых талантов и их возможностей в искусстве, музыке, прикладных ис кусствах, профессиональных навыков, в науке и других областях деятельности;
- поддерживать с финансовой стороны расходы на приобретение оборудования, путешествия, обу чение, а также стоимость работы взрослых людей, осуществляющих наблюдение за теми видами деятельности школьников, которые не могут быть профинансированы из школьного бюджета;
- распространять информацию о достижениях и позитивной деятельности школьников через газе ты, радио и телевидение;
- создавать позитивное отношение к подросткам в сообществе с помощью рекламной компании (на пример: наклеек, плакатов, рекламы в газетах и т.д.);
- проводить четкую политику в отношении последствий незаконного употребления алкоголя и дру гих вредных веществ;
- ужесточать законы и правовые нормы в отношении употребления, продажи и производства алко голя и вредных веществ;
- привлекать молодежь к участию в советах и рабочих группах, планирующих развитие сообщества, особенно при планировании деятельности, связанной с молодежью;
- стремиться к пониманию внутри сообщества того факта, что все взрослые люди являются образца ми для подражания для молодежи и должны удовлетворять высочайшим стандартам (например: школьные охранники, сотрудники столовой, водители школьных автобусов и т.д.);
- предоставлять обучение и адекватно оплачивать труд людей, работающих с молодежью; регулярно оценивать труд этих людей;
- поощрять стремление школьников окончить школу и продолжить собственное образование;
- обеспечивать финансовую поддержку для продолжения образования в случае необходимости;
- обеспечивать адекватную занятость молодежи после окончания школы и во время летних каникул;
- предоставлять возможности молодежи для оказания помощи другим членам общества (например: добровольная работа в больницах, работа по уходу за детьми младшего возраста в школах, за щитить самих себя, своих друзей и других людей от опасности получить увечья или даже быть уби тыми в результате вождения транспорта в состоянии алкогольного опьянения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и, вместе с тем, не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого. Даже поступки содержащие признаки преступления, которые четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. Притом одно и то же противоречие может лежать в основе как социально нежелаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее - сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы, для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством, рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Альманах психологических тестов. (М.:"КСП", 1995.).
2. Асанова Л.М., Машанцева Н.В. Девиантное поведение подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами//Сборник "Проблемы контроля наркотических средств и профилактики наркоманий" (ред. Э.А. Бабаян)//М. - 1992г. - 290 с.
3. Атикова Л.П. Сборник методических рекомендаций по организации работы по предупреждению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (Учебное пособие). - Алматы, 1996г.
4. Бабаян Э.А. Контроль наркотических средств и психотропных веществ и проблемы сокращения спроса на них.//Актуальные вопросы контроля наркотических средств и наркологии. - Москва. - 1990г. - С.13-36.
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10
|