Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 6 | страница 7
направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Под системой понимается единое целое объединенных элементов.

Идея системности проходит через многовековую историю познания. Первым в научной мысли ввел понятие системы Аристотель, который под системой подразумевал организм. И лишь в 17 веке Декарт вернулся к системному подходу, однако, он понимал организм как машину, что, по его мнению, является синонимом системы. Третьей точкой зрения на систему стала концепция представителей естественнонаучной мысли (Сеченова, Павлова, Анохина и др.). Здесь система состоит не только из организма, но и из среды. Ими были введены понятия функциональной системы. А также разработана первая модель психологической системы.

Далее идея системности пришла в психологию, где ее применили Л.С. Выготский, З. Фрейд, А.Н. Леонтьев, Басов и др. для разработки своих собственных моделей систем: система психики, знаковая система, система «человек-машина», система деятельности.

Понятие открытой системы было введено Л. фон Берталанфи применительно к биологическим системам. Далее это определение (открытая система) в психологии давалось семье, «субъектному тезаурусу» и типологии личности.

Человек как система также рассматривался, однако еще не было указок на его открытость (за исключением отдельных исследований). И лишь в конце 20-го века В.Е. Клочко и соавторы в своей теории психологических систем рассматривают человека как сложную самоорганизующуюся систему, которая и подразумевает человека как открытую систему и позволяет взглянуть на него именно с этой точки зрения.

Открытая система обозначает систему, реальное состояние которой – «подвижное равновесие» с постоянным взаимодействием с окружающим миром: обменом с ним веществом и энергией, систему с некоторой «незавершенностью», т.е. в ней есть место новообразованиям.

1.2. Человек как открытая психологическая система.

Рассмотрение человека как открытой системы необходимо с определения кого именно следует рассматривать под этой категорией. Для этого из понятия открытой системы надо выделить ее основные характеристики: обмен энергией, веществом и информацией и стремление к развитию. Исходя из этих положений, мы предполагаем, что человеком открытой психологической системой могут быть: человек, стремящийся к развитию: самоактуализирующийся человек и творческий человек, человек в состоянии неподчинения внешним обстоятельствам (не просто адаптирующийся, а развивающийся в процессе адаптации) – актуализатор, человек, обменивающийся энергией с внешним миром – адепт восточной религии (в частности, дзен-буддизма).

Известно, что грань между замкнутой и открытой системой не абсолютна: с одной стороны, замкнутая система может стать открытой вследствие нарушения ее изоляции; с другой стороны, открытая система может стать замкнутой вследствие изоляции ее от среды. [15,с.113] Но при рассмотрении системы человека, физическая изоляция не обязательна. Следовательно, необходимо говорить не о полярных противоположностях – закрытости системы и открытости, а о континууме состояния закрытости- открытости.

Проблема Человека уже давно определилась в науке как комплексная. Человек изучается и как продукт биологической эволюции, и как главный элемент производительных сил общества, и как носитель производственных (и всех других общественных) отношений. Он включен во многие системы реальной действительности. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому многообразны и его качества.

Как отмечалось выше, И.П. Павлов говорил: «Человек есть, конечно, система (грубее говоря – машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию». По уровню сложности эта система, как объект научного исследования уступает (если уступает) только обществу. [44]

Т.о., человек представляет собой типичную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.д.). [15] Согласно этому утверждению человек – это открытая система (не может быть без обмена) и в тоже время каждый человек есть открытая система (обмен веществом происходит с каждым из нас). Это еще раз подтверждает наше мнение о том, что необходимо говорить о степени открытости или закрытости человека.

С точки зрения психологии, в определении человека как открытой системы нас будет интересовать не обмен как таковой, а лишь обмен энергией (психической, энергией мысли и т.д.) и информацией (производство ценностей, общение). Поэтому мы предполагаем, что высшей степенью открытости будет человек с повышенным энергетическим обменом в этих направлениях. На этом основании мы будем рассматривать три типа человека-системы: самоактуализирующуюся личность, творческую личность и адепта дзен-буддизма.

Для начала необходимо рассмотреть в целом человека как систему, наиболее полно раскрытого в теории психологических систем В.Е.Клочко и др.

Теория психологических систем понимает человека как сложную систему, центром которой является человек как биосоциальное существо, а психика рассматривается не как подкожное образование (в этом случае оно ничем не отличалось бы от наивно понимаемой души), а как то, с помощью чего обеспечивается дальнодействие человека в его предметных ценностно-смысловых полях, осуществляется и удерживается переход субъективного (текущие состояния человека) в предметный мир и обратно.

Человек как психологическая система включает в себя и субъективную компоненту (образ мира, составляющего для человека его действительность), и деятельностную компоненту (образ жизни человека в его действительности), и саму действительность – многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею.

В.Е.Клочко и соавторы предлагают определение, которое на их взгляд позволяет преодолеть постоянное «сползание» категории на понятие «человек», приводящее к их отождествлению. С их точки зрения, личность – это высший уровень системной организации человека, его особое системное (социальное) качество, обеспечивающее гетеростаз, высшее из двух социальных качеств человека, через которое осуществляется социальная детерминация деятельности и поведения.

Социальное в человеке – это и есть личностное в нем, представленное определенным уровнем организации человека как системы. Этот высший уровень системной организации функционирует по принципу гетеростаза – развития, выходящего «за пределы» норм через нормотворчество. Последнее есть функция не уровня, а всей системы, включая в нее и деятельность. Можно назвать личностью уровень (один из трех – социальный) организации человека, можно назвать личностью всего человека, как это часто делают, но от этого ничего не меняется, если иметь в виду определение человека через качество развития его ведущего уровня. Имея в виду человека как систему, так или иначе, надо будет как-то определить в понятиях те системные качества, которые социальное формирует в нем.31

Современная методология смогла вычленить в методологии К. Маркса единство природных и системных (социальных) качеств предметов; субординацию качеств системного объекта и выделить природное качество предмета, системное качество первого порядка (предметно-системное, функциональное), системное качество второго порядка (системно-интегральное, высшее, надындивидуальное, совокупное, интегральное), с учетом, что они являются объективной реальностью.

Если быть последовательными и продолжить аналогию, то ясно, что в человеке должно быть три (не больше и не меньше) качества – одно природное и два социальных (системных). Все три качества «есть не плод игры ума», а объективная реальность.

Первое качество – природное («организменное», натуральное). В этом качестве человек рождается. В момент рождения, безусловно, его можно назвать человеком – это больше, чем просто организм, и просто «биологическое существо». Биология этого существа, его организация содержат в себе все предпосылки его последующей социальности. Если бы социального не было бы в исходном пункте, в зародыше, в возможности, оно никогда не могло бы быть обнаружено в развитых формах. И наследственный опыт человека, и природные задатки, составляющее то внутреннее, с которым он появляется на свет, - все содержит в себе возможность развития человека как социального существа.

Социальное присутствует в человеке в виде готовности его телесных, физиологических, организменных структур к встрече с социальным, в потребности принять его в себя. В том, что родившийся человек предполагает других людей, надеется на встречу с ними и без них не имеет ни малейшего шанса на выживание. В том, что его наследственный опыт сокращен до минимума для того, чтобы приобрести опыт всего человечества. Новорожденный потому и выступает как объект, на который направлена деятельность других людей и всего общества в виде различных социальных институтов. И как вещь, ставшая предметом человеческой деятельности, человек тоже постепенно становится носителем социальных качеств, в ходе обретения которых он превращается в субъекта деятельности.

Социальные качества первого порядка – это предметно-системные качества. С образования этих качеств начинается история «системного бытия» человека в обществе как социального индивида, как субъекта деятельности.

Телесное, материальное, природное в человеке продолжает существовать по своим законам, и социальное, оседая в человеке, вовсе не отменяет этих законов, но оно не проникает и в человеческое тело, не растворяется в нем, и между молекулами тела никаким анализом нельзя обнаружить молекул «социальной материи» - таковая и не существует вовсе. Поэтому и человек не превращается в «социальную материю» в результате проникновения в него социального. Человек «удваивается», и суть его теперь не сводится ни к биологическому, ни к социальному. Возникает субъективное, активно взаимодействующее с объективным и являющееся результатом взаимодействия биологического с социальным. Его назначение – удержать в целостности всю систему, самого человека, ибо в нем встретились и существуют взаимоисключающие формы существования в одно и то же время. Поэтому и субординация – телесное, первое системное качество, второе системное качество и каждое – материальный носитель последующего. Высшее требует адаптироваться к социальному, «представителем» которого оно и является в субъекте, низшее (телесное) требует адаптироваться к природной среде, откуда оно черпает все, что ему необходимо. Адаптироваться к среде – значит удовлетворять организменные потребности «человеческим» способом, считаясь с обществом.

Выше указывалось, что принципом существования высшего уровня, по мнению В.Е. Клочко, является гетеростаз. Телесное, природное в человеке, представляющее низший, базальный уровень, часто связывают с принципом гомеостаза. Этот принцип предполагает понимание человека как биологического организма, как систему, пассивно приспосабливающуюся к воздействиям среды и выполняющую сугубо адаптивную функцию – вернуть организм в состояние равновесия. Итак, два уровня системной организации человека реализуют различные принципы в своем существовании. На низшем уровне – гомеостаз (саморегуляция, автоматическое приведение в норму, стремление к равновесию со средой). На высшем уровне – гетеростаз (развитие, выход за пределы норм, самостоятельное нарушение равновесия с целью развития нового – творчество, самореализация). В основании среднего уровня (психологического) лежат оба принципа, в зависимости от выполняемой задачи, от того, какой уровень обусловил постановку задачи, актуальная деятельность субъекта осуществляется либо по типу гомеостаза, либо по типу гетеростаза.

Существует еще один принцип регуляции, который лежит в основании психологического уровня, позволяя ему выполнять свою системообразующую функцию как по отношению к двум другим уровням, так и по отношению к целостной психологической системе. Это принцип «дисциплинирует» гетеростаз, преобразуя его в «нормотворчество», и освобождая гомеостаз, внося в него элемент свободы от слепых автоматизмов и непосредственного проявления неосознаваемых установок, от ситуации, навязывающей действие.

Таким образом, психологическая система – не просто саморегулирующаяся система. Это самоорганизующаяся система, или, другими словами, система, работающая на принципе гомеореза, т.е. «автономизированного процесса производства новообразований или самоорганизации».[29, с.137] Человек в данной концепции рассматривается как сложная самоорганизующаяся система. Анализ понятия самоорганизации, поведенный выше позволяет сделать вывод, что это и есть человек - открытая система.

Для доказательства принадлежности перечисленных выше типов личностей к открытой системе мы рассмотрим основные их характеристики именно в разрезе представления об этой системе.

Первым моментом для определения человека как открытой системы является анализ его энергетической структуры, особенности обмена энергией, а также отличие этих черт от их проявления у человека - закрытой системы.

Проблема энергии наиболее полно рассматривается при выяснении взаимосвязи тела и души, а также при взаимосвязи человека и окружающей среды. Идея энергии, существующей в человеке, принадлежит З. Фрейду, однако он ограничил ее сексуальной природой и назвал – либидо. Далее идею энергии продолжили К.-Г. Юнг и В. Райх. Именно Райху принадлежит идея, что «живая материя функционирует, опираясь на те же законы физики, что и неживая материя». Просто эти законы действуют по-другому, так как живое тело, и в частности человек, является особой энергетической системой.[45, с.92] Для обозначения жизненной силы или энергии В. Райх придумал слово «оргон» и разработал «оргонный аккумулятор» для страждущих справиться с проблемами энтропии. 67 Энтропия – понятие, заимствованное из термодинамики, обозначающее меру неупорядоченности системы. Суть ее сводится к тому, что система, не получающая энергию извне, постепенно приходит в состояние недостаточного дифференцирования, утраты структуры и в конечном счете – к полной аморфности и тепловой смерти. 86 Ученик В. Райха – А. Лоуэн создал свою теорию и назвал ее биоэнергетикой, по его словам суть самого явления биоэнергетики «есть приключение в самооткрывании». [66] По его представлениям нечто, именуемое «биоэнергией», принимает участие в осуществлении всех функций организма, включая движение, мышление и формирование ощущений. За понятием биоэнергии стоит не некая субстанция, а скорее всего субъективное ощущение. 67

По В. Райху и А. Лоуэну недостаток энергии наблюдается у больных людей, невротических личностях, людей в состоянии депрессии или замкнутости.

Энергетические процессы в теле представлены Лоуэном с помощью трех рисунков, с их помощью можно увидеть и процесс открытия человека.






А

А Б В


Условные обозначения:



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 6 | страница 7

Смотрите также: