страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 6 | страница 7
Эго человека
ослабленное Эго
направление движения энергии
центр порождения энергии
Рисунок 1.2.1 Энергетические процессы в теле человека по А. Лоуэну.
На рисунках изображено Эго человека – граница его энергии в виде окружности с центром. Из этого центра, порождающего энергию, выходят импульсы при переживании удовольствия и сюда они поступают при раздражении извне. Эго выступает границей в интересах самосохранения (когда организм испытывает болевое раздражение) или самореализации (когда организм получает приятную стимуляцию). В случае ослабления Эго волны энергии переходят границу. Такими случаями являются состояние транса, глубокой медитации (рис. Б). Порой возбуждение может быть настолько сильным, что волны переполняют Эго, излучаясь за его пределы. Это состояние по Райху и Лоуэну – экстаз, единение с космосом (рис. В). Мы предполагаем, что в данном случае, когда энергия настолько сильна, что проходит через сильное Эго, необходимо говорить об акте открытости системы (рис. В). [45, с.95-96]
По Лоуэну у человека существует шесть точек выхода энергии: ноги, руки, голова и гениталии. «В человеческом организме каждый сильный импульс заряжает в равной степени все шесть внешних точек, а каждая внутренняя зажатость отнимает то же количество энергии из всех шести точек. У открытых и энергичных людей эти точки заряжены в большей степени, чем у закрытых и подавленных людей». [46, с.108]
На основе этого положения и психоаналитической концепции он описал пять типов людей с неправильным обменом энергией. Согласно нашему исследованию эти люди являются представителями человека как закрытой психологической системы.
1) люди с «шизоидным» типом характера. Их мысли неясно связаны с чувством, они стремятся уйти в себя, теряют контакт с реальностью. Их энергия находится в центре тела, она не поступает на периферию. Личности шизоидного типа испытывают затруднения в спонтанных действиях, имеют заниженную самооценку. Они не чувствуют связи со своим телом, их движения негибки и отрывисты. Бедная мимика и жестикуляция;
2) людям с характером «орального» типа свойственна потребность в получении поддержки от окружающих. Они склонны к зависимости и привязанности в отношениях с другими. Их энергия не заморожена в глубине, однако ее поток на периферии очень слаб. Имея низкий энергетический потенциал, они вынуждены постоянно искать поддержки и помощи у других людей;
3) обладателям «психопатического» характера присущи стремление к доминированию и озабоченность своим социальным имиджем. Энергетический потенциал у таких людей обычно смещен к голове, а его распространение в нижнюю часть тела заблокировано на уровне пояса. Они постоянно стремятся иметь контроль над ситуацией;
4) люди с «мазохистским» типом характера – это вечные страдальцы и нытики, неспособные к активным действиям при решении проблем, которые их одолевают. Они в достаточной степени заряжены энергетически, но стараются сдерживать свои чувства;
5) «ригидный» характер имеют люди с большими амбициями и реалистичным взглядом на мир. Для них характерен чрезмерный контроль над собственным поведением. Чопорность и высокомерие являются их способами самозащиты. Таким людям страшно полностью раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Энергией их тела заряжены как по периферии (что обеспечивает контакт с окружением), так и в центре. Для их эмоций характерны свобода возникновения и ограниченность выражения. При сильной выраженности ригидности характера может наблюдаться плохая координация и скованность движений.67, с.175-176 Перечисленные описания хорошо коррелируют с характеристиками человека-манипулятора Э. Шострома (аспонтанность, зависимость от людей, озабоченность социальным имиджем, неспособность к открытому выражению чувств, чрезмерный контроль над поведением)
По сути, большинство людей живут с ограниченным количеством энергии, что с точки зрения нашего исследования является характеристикой закрытости системы. Для открытости в плане энергии необходима свобода как отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств. Первичная природа любого человеческого существа должна быть открыта для жизни и любви. Охраняемая, закованная в панцирь, недоверчивая и огражденная – это вторая натура в нашей культуре. По Л.С. Выготскому, все вторичное , не натуральное в человеке – есть следствие его культурного развития, следовательно закрытость человек усваивает в результате социализации. Закрытость, зажатость человек усваивает, чтобы защитить себя от травмирования, но потом эти ограничения еще больше вредят человеку. [66, с.40] Увеличение базового уровня энергии у человека можно добиться только благодаря оживлению тела посредством выражения чувств. [45, с.99] Здесь можно проследить связь с теорией Шострома о человеке-манипуляторе и его социальной природе, тогда как открытая система – есть проявление детской непосредственности. Открытая система – человек, искренне проявляющий свои чувства, как это делает актуализатор, тогда как «манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование».[91, с.11] «Манипулятор – это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения». [91, с.28] Человек – закрытая система, подвергаясь в детстве давлению извне, вырабатывает определенную жесткость тела в стремлении защититься от дезинтеграции, расщепления. «Изначально направленная против требований или угроз со стороны общества или родителей, она, укоренившись в структуре тела, становится сопротивлением против жизни вообще. Ограничивая свободное течение энергии в теле, она нарушает жизненную пульсацию, ограничивает дыхание, что снижает энергетический уровень человека». [46, с.123]
У здорового человека (в нашей теории – человека как открытой системы) организм имеет равновесие между накоплением и распределением энергии. Это равновесие контролируется потребностями. По Маслоу – высшей ступенью потребностей является потребность в самоактуализации. Поэтому высшей ступенью в открытости системы будет самоактуализирующийся человек.
«Процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Выход из какого-то мира или своего привычного состояния – это трансцендентальный опыт. Характерным является ощущение спада напряжения, чувство свободы и открытие себя живущим полно и спонтанно реагирующим». [66, с.27] Эта цитата еще раз подтверждает теорию Шострома о том, что манипуляторы, т.к. они реагируют стандартно, а не спонтанно на различные ситуации, являются закрытой системой – им не свойственен трансцендентальный опыт, а актуализаторы, наоборот, являются системой открытой.[45]
Главным психоэнергетическим механизмом, который выводит поведение человека за рамки данной ситуации, являются более или менее сознательно формируемые цели. Сильная цель, благодаря своему психоэнергетическому заряду, делает поведение человека осмысленным, высокоорганизованным и устойчивым по отношению к внешним физическим и психическим воздействиям, включая суггестивные воздействия. Для достижения цели необходима психическая энергия человека. И «часто трудности являются следствием того, что мы не знаем своей истинной цели в этой жизни». [94, с.138]
Психические и физические возможности человека зависят от двух факторов: от энергетического потенциала и умения управлять им. Первый предполагает наличие особой энергетической системы человека. Все эзотерические учения Востока (и не только они) помимо анатомо-физиологических систем выделяют еще энергетическую систему с центрами по вертикальной оси человека.[13 79] Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух, или духовность с энергетическим взглядом на тело. [46] В таком случае и дзен-буддизм, т.к. он является восточной религией проповедует эти учения и имеет своей целью – развитие энергетической системы человека.[19 64 66] Задача состоит в том, чтобы возбудить центры и сделать поток энергии в человеке более обильным. При этом увеличиваются пороги чувствительности, границы восприятия человека расширяются, меняется уровень его сознания. Исследования профессора Е.С. Жарикова показали, что тренировки, направленные на повышение порога чувствительности, резко увеличивают творческие возможности человека, продлевают период творческой активности. [40] Это говорит о том, что в системе творческого человека важную роль играют энергетические процессы, а именно высокая степень обмена энергией с окружающей средой.
Второй фактор – умение управлять энергетическим потенциалом человека – зависит от его способности концентрировать внимание на выбранном объекте, т.е. от умения медитировать.[40, с.3]
Исследователь творческих процессов в их связи с буддизмом – И.А. Бескова говорит о необходимости различать эти состояния – медитацию и концентрацию. [10] Однако их уравненность, сделанная выше, позволяет нам сформулировать вывод о том, что и творческий человек, и буддист способны в высокой степени управлять энергией, что еще раз подтверждает их принадлежность к человеку как открытой психологической системе. «Прежде всего, среди прочих качеств, творческие люди наделены способностью к спонтанной однонаправленной продолжительной концентрации. Как следствие, изменяется базисный уровень их взаимодействия с миром: ведь то, что в обычном состоянии сознания лишь соприкасается с миром человека, в концентрированном – заполняет его целиком, становясь составной частью мироощущения. Такого рода концентрация доступна не всем людям, так как энергетически емкая. Поэтому для ее реализации требуется значительный потенциал мыслительной активности человека. Далее концентрация должна осуществляться как бы узким лучом. Следовательно, помимо высокого энергетического потенциала необходима способность направлять эту энергию сфокусированно. Кроме того, для достижения результатов, это состояние должно быть устойчивым. Значит, нужна высокая энергичность не только по интенсивности, но и по продолжительности и, наконец, необходимо умение гасить все отвлекающие мысли и быть не чувствительным к посторонним сигналам».[10, с.160]
При управлении энергией необходимо знать, что существуют два типа эмоций по-разному влияющих на энергетический потенциал человека:
1) эмоции, прибавляющие энергию: энтузиазм, ощущение выносливости, творческий дух, ощущение гибкости, ощущение динамичности, спокойствие, приверженность к ценностям, стремление к цели, сосредоточенность, надежда, мужество, одаренность, увлеченность, уверенность в своей осведомленности, сила.
2) эмоции, отнимающие энергию: скованность, ощущение, что тебя используют, страх, беспокойство, нерешительность, тревожность, критичность по отношению к другим, критичность со стороны окружающих, усталость, злость, обида, ощущение безнадежности, утомляемость, чувство одиночества, бессмысленность существования, беспомощность.[94, с.176-177]
В теории А. Маслоу и Э. Шострома высшая личность наделяется эмоциями первой группы, а низшая – второй.[49 91] Также, мы видим в перечне эмоций, прибавляющих энергию, - творческий дух и одаренность, в наиболее высокой степени проявляющиеся именно у творческой личности, выносливость, сила, мужество, сосредоточенность – у дзен-буддиста. «В дзен-буддизме тренировки проводятся путем постановки обучаемого в критическую ситуацию, когда он за считанные мгновения должен найти правильный ответ». [40, с.4]
Дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, распространенный в основном в Японии и Китае (чань-буддизм). В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытием своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность.[74] Здесь можно проследить проповедование идеи открытости, так как из определения открытой системы, данной в словаре: «открытая система – система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой»[73], следует принятие человека в призме данной религии открытой системой.
Суть становления открытой системой в дзен-буддизме выражена в наказе мудреца Сэкисо Кэйсе: «Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в куски безупречной глины. Пусть вашей единственной мыслью будет вечность. Станьте подобием холодного и безжалостного пепла или старого подлампадника над заброшенной могилой…
Обладая простой верой в это, упражняйте, соответственно, свое тело и ум, превращая их в лишенные жизни куски камня или дерева. Когда будет достигнуто состояние полной неподвижности и бессознательности, все признаки жизни исчезнут, но вместе с ними исчезнут и все ограничения. Никакая мысль не будет беспокоить ваше сознание… Все ваше существо лишится всяких ограничений. Вы почувствуете себя свободным, легким и прозрачным. Ваш просветленный взор проникнет в самую природу вещей, которые отныне станут для вас подобием множества сказочных цветов, воздушных и неосязаемых. Так появляется наше простое «Я», наша истинная первозданная природа…».[78]
Отношение к феномену творчества в западной и восточной культурах в целом различается. Применительно к первой можно утверждать, что состояние творческого вдохновения расценивается как одно из высших проявлений человеческого духа. В восточной, в самых общих чертах, И.А. Бескова выделяет два понимания, одно из которых соответствует уровню нахождения неочевидных, интересных решений в житейских ситуациях (что-то вроде «ага»-переживаний).[10] Такое творчество свойственно, по мнению А. Маслоу самоактуализирующемуся человеку.[49] Второе – скорее, понятию духовного просветления.
На западе в научных исследованиях феномен творчества излишне рационализируется, что выражается, в частности, в недостаточном внимании к этапам неосознаваемой мыслительной активности (стадиям инкубации идеи и озарения).
В психологии существует также два понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностью мышления, т.е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разные варианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле – это интеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств, выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловлено представлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мышления, сенситивность к противоречивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов и др.
Одаренный человек имеет специфичные личностные черты. Их мотивы, например, не внешние, а внутренние. Т.е. в процессе решения задач они руководствуются не стремлением, допустим, стать популярным и т.д., а поиском ради поиска, решением проблемы ради самого решения.[10]
Самоактуализирующаяся личность рассматривается как открытая психологическая система на следующих основаниях: «Самоактуализация - полноценное развитие человека, которое нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено». [49, с.15] В настоящее время идеалом человека является хорошо умеющий приспосабливаться «человек без проблем», однако Маслоу предлагает в качестве «образца для подражания» принять «полностью развитое и самореализующееся существо, использующее свой потенциал на все сто процентов, существо, внутренняя природа которого свободно выражает себя, а не подавляется, калечиться или отрицается».[49, с.28] Здесь мы видим связь с мыслями Лоуэна и Райха о том, что при подавлении телесной или первичной природы человека неминуемо страдает и высшие уровни организации системы человека – духовный и социальный.
Известно, что у Маслоу выделены семь основных потребностей: физиологические, в безопасности, сопричастности, любви, уважении, самоуважении и самоактуализации. Здоровые люди, или самоактуализирующиеся, уже в достаточной степени удовлетворили свои основные потребности и потому стремятся достичь высшей цели – самоактуализироваться (здесь понимается «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, т.е. принятие своей собственной изначальной природы, как …стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности»). [49, с.49]
Показатели здоровых людей:
1) высшая степень восприятия реальности;
2) более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле;
3) повышенная спонтанность;
4) более развитая способность сосредотачиваться на проблеме;
5) более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению;
6) более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре;
7) большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций;
8) более частые порывы на пик переживания;
9) более сильное отождествление себя со всем родом человеческим;
10) изменения («улучшения») в межличностных отношениях;
11) более демократическая структура личности;
12) высокие творческие способности;
13) определенные изменения в системе ценностей.[48, с.49-50]
А. Маслоу различает два вида мотивации: стремление к развитию и преодоление дефицита. По его мнению, второй тип мотивации характерен для нездоровых личностей, чья жизнь подчинена стремлению к гомеостазу, а первый свойственен самоактуализирующимся личностям. Для этих людей возникшее в силу неудовлетворенности потребности напряжение – приятное, т.к. это дает возможность самовыражения, проявления таланта, развития. У таких людей удовлетворение потребность усиливает, а не ослабевает мотивацию, обостряет, а не притупляет удовольствие. Человек, вместо того, чтобы приобрести покой, становится все более активным.[49] Согласно теории психологических систем В.Е. Клочко стремление к гомеостазу присуще низшим личностям, следовательно, самоактуализирующаяся личность есть система высшего порядка. С учетом характеристики открытой системы как системы в постоянном развитии мы можем говорить о здоровом человеке А.Маслоу как о такой системе.
Противопоставляя два типа мотивации и два типа жизни Маслоу «стремится противопоставить их как две ступени, две стадии развития человека, в которой высшая стадия преодолевает и снимает в себе стадию низшую, будучи не в состоянии без нее и помимо нее претвориться в действительное Бытие». [61] Это хорошо показывает, что открытая и закрытая система представляют собой континуум с постоянным переходом от закрытости к открытости или наоборот (что бывает реже, т.к. людям, достигшим высшей ступени развития не свойственно деградировать).[48]
А.Маслоу называл самоактуализирующимися личностями тех, кто живет полной жизнью. Речь идет об умении использовать свой внутренний потенциал. [91, с.33]
На основе теории А. Маслоу Э.Шостром выделяет два типа людей – манипуляторов и актуализаторов. Движение от манипуляции к актуализации, по сути, является движением от болезни к здоровью, «превращение» из бездушного манипулятора в живого, настоящего, творческого актуализатора. [91, с.9-10]
Таблица 1.2.1 Основные контрастные характеристики манипулятора и актуализатора по Э. Шострому
Манипуляторы
|
Актуализаторы
|
Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры, разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.
|
Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). Способность быть честными в любых чувствах. Чистосердечность, выразительность.
|
Продолжение таблицы 1.2.1
|
Манипуляторы
|
Актуализаторы
|
Неосознанность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. Видят и слышат только то, что хотят видеть и слышать.
|
Осознанность (отклик, жизнерадостность, интерес) хорошо видят и слышат других и себя. Способны сами сформировать свое мнение.
|
Контроль (закрытость, намеренность). Стараются контролировать ситуацию.
|
Свобода (спонтанность, открытость). Обладают свободой выражать свои потенциалы. Они – хозяева своей жизни, субъекты.
|
Цинизм (безверие). Не доверяют никому.
|
Доверие (вера, убежденность). Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.
|
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 6 | страница 7
|