страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основной целью нашей работы было создание модели становления рефлексивных возможностей человека как открытой психологической системы. Для этого необходимо определить, кого рассматривать под данной категорией. Обращаясь к анализу системного подхода в различных науках и психологии, мы определяемся, что система – это объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. В теории психологических систем В.Е. Клочко мы находим определение человека как сложной самоорганизующейся системы. Само определение самоорганизации относится к сложным открытым системам, но характеристики открытости человека здесь не рассматриваются. Понятие открытой системы долгое время относилось лишь к физическим или социальным системам. Только в последнее время некоторые исследователи пытались определить через это понятие человека, но не давали его анализа с этих позиций.
В своем исследовании на основе перечисленных видов открытых систем было составлено единое определение. Открытая система обозначает систему, реальное состояние которой – «подвижное равновесие» с постоянным взаимодействием с окружающим миром: обменом с ним веществом и энергией, систему с некоторой «незавершенностью», т.е. в ней есть место новообразованиям. Открытая система – постоянно развивающаяся система, имеющая ресурсы для расширения себя.
Исходя из этого, мы выделили самые важные характеристики такой системы: обмен энергией и стремление к развитию. Исходя из этих положений, мы предполагаем, что человеком открытой психологической системой могут быть: человек, стремящийся к развитию: самоактуализирующийся человек и творческий человек, человек в состоянии неподчинения внешним обстоятельствам (не просто адаптирующийся, а развивающийся в процессе адаптации) – актуализатор, человек, обменивающийся энергией с внешним миром – адепт восточной религии (в частности, дзен-буддизма). Доказав их полное соответствие определению человеку – открытой системе, мы вычленили из характеристик данных типов личностные черты и приписали их открытой системе.
Человек как открытая психологическая система – система с постоянным обменом энергией с окружающей средой. Эта энергия проявляется в процессе совершения мыслительных актов, общения и творчества. Управление энергией осуществляется с высоким мастерством посредством умения концентрироваться и медитировать. Наличие сильной цели в жизни, связанной с высшей потребностью – в самоактуализации, самореализации, также позволяет умело распределять энергию. Это отличает открытую систему от закрытой, которая как большинство людей не имеет настолько сильной цели, чтобы стремится всю жизнь к ее реализации. Для творческого же человека – это реализация его таланта, для самоактуализирующейся личности – реализация себя, для дзен-буддиста – постижение истинной сути бытия, достижение состояния Будды.
Человек открытая система – человек-ребенок, достоверный, не уничтоженный требованиями социума, правилами поведения. Его открытость обусловлена отсутствием внешней угрозы, тогда как закрытая система – человек, угнетенный внешними условиями и пытающийся приспособиться к ним путем подбора стандартных реакций к основным ситуациям.
Общими характеристиками для всех видов людей, объединенных в единое целое – открытую систему являются следующие способности и черты личности: спонтанность реагирования, честность в проявлениях чувств и мыслей, гибкость адаптации, творческое мышление (и в характерных формах мышления одаренных людей, и в контексте нахождения нестандартных решений проблемы самоактуализирующихся личностей по А.Маслоу). Особенностью открытой системы, что наиболее сильно отличает ее от системы закрытой, является способность к выходу за пределы. Человек – открытая система имеет трансцендентальный опыт, к которому он прибегает в случаях решения практических задач. Известно, что творческие люди имеют свой собственный взгляд на проблему и им в большей мере присуща инициация мышления, обозначающая постановку и решение задач без призыва извне, т.е. по собственной инициативе. Данный процесс обусловлен желанием познания, развития, стремлением к выходу за рамки требований.
Проводя связь между стремлением к развитию и рефлексией на основании идеи, что рефлексия это главная движущая сила развития, мы предполагаем существенные особенности рефлексии человека как открытой психологической системы: более высокий уровень развития рефлексивных возможностей, более частое осуществление рефлексивных актов по сравнению с человеком – закрытой системой.
Процесс осуществления рефлексивных актов требует высокой энергии, чем обладает открытая система. Для рефлексии необходимо стремление к уединению, способность к концентрации, что также есть у открытой системы. Само осуществление рефлексивных актов – есть трансцендентальный опыт, который в высшей степени характерен для человека как открытой системы. Для развития рефлексивных возможностей необходима особая среда, которой является проблемно-конфликтная ситуация. Склонность к поиску проблем при инициировании мышления и способность к эффективному их решению отличает открытую систему от закрытой. Эти параметры проводят резкую разграничивающую линию между открытой и закрытой системой.
По классификациям уровней рефлексии на основе критерия выхода за пределы бытия (трансцендирования) (В.И. Слободчикова и В.В. Агеева) человек как открытая психологическая система обладает самым высоким уровнем.
Важной особенностью открытой системы является адаптация по принципу гетеростаза, это также подтверждает гипотезу о высоком уровне развития рефлексивных возможностей человека как открытой системы, так как известно, что для приспособления среды к себе, в отличие от пассивного приспособления к ней необходима высокоразвитая рефлексия.
Становление рефлексивных возможностей – вопрос деятельности человека. При высоком уровне деятельности, которой по нашему мнению является творчество, достижение просветление путем многочисленных медитаций и самоактуализация (высшее достижение в своем призвании, полная самореализация) несомненным является качественное становление, характеризующееся достижением высокого уровня.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы выделили особую систему человека – человека как открытой психологической системы. Раскрыты основные психологические особенности становления рефлексивных возможностей человека как открытой системы. В результате мы решили поставленные перед нами задачи и достигли необходимой цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности / К.А. Абульханова-Славская // Принцип системности в психологических исследованиях: Сб. тр.- М.: Наука, 1990.- С.20 – 28.
-
Агеев В.В. Введение в психологию человеческой уникальности / В.В. Агеев. – Томск: Пеленг, 2002. – 428 с.
-
Агошкова Е.Б. Эволюция понятия системы / Е.Б. Агошкова,
-
Б.В. Ахлибинский // Вопросы философии. – 1998. - №7. – С.170-179.
-
Анисонян М. Энергия «Пси» / М. Анисонян // Свет. – 1997. - №12. – С.46-49
-
Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий / А.Ф. Ануфриев. – М.: Альфа, 1993. – 170 с.
-
Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1999. - №1. – С.3-12.
-
Барабанщиков В.А. Ломов: системный подход к исследованию психики / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. – 2002. - том 22. - №4. – С.27-38.
-
Барабанщиков В.А. Системность и отражение / В.А. Барабанщиков // Вопросы психологии. – 2002. - №6. – С.113-126.
-
Баранцев Р.В. Имманентные проблемы синергетики / Р.В. Баранцев // Вопросы философии. – 2002. - №2. - С.91-101.
-
Бескова И.А. Проблемы творчества и буддистская традиция / И.А. Бескова // Вопросы философии. – 1999. - №7. - С.158-174.
-
Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии / В.А. Богданов. – Л.: ЛГУ, 1987.- 143 с.
-
Боно Э. де Шесть шляп мышления / Э. де Боно; пер. с англ. А. Захарченко. - СПб: Питер Паблишинг, 1997. – 256с.
-
Бородкин В.И. Психоэнергетика мышления / В.И. Бородкин. – М.: Фаир, 1997.- 272 с.
-
Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики / В.П. Бранский // Вопросы философии. – 2000. - №4. - С.112-130.
-
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. – 1997. - №5. - С.3-20.
-
Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1997. - том 18. - №2. – С.18-32.
-
Введение в философию в 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьевой. – М.: Педагогика, 1989.- 639с.
-
Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. / А.М. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. - М.: МГУ, 1987.- 218 с.
-
Вон Кью-Кит Энциклопедия дзен / Кью-Кит Вон. – М.: Фаир, 2001.-218с.
-
Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 томах - М.: Педагогика, 1982. – Т.1. – 488 с.
-
Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии / А.С. Горбатенко. Ростов н/Д: Издательство Ростовского Педагогического Университета, 1994.- 112 с.
-
Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности / Л.П. Гримак. М., 1991.- 320 с.
-
Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб: Наука, 1998.- 320 с.
-
Давыдов В.В. Младший школьник, как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1992. - №3. – С.24-38.
-
Давыдов В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Макарова // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии – М., 1978.- С.24-40.
-
Диалектика познания сложных систем / Под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Мысль, 1988.- 316 с.
Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника / А.З. Зак. – М.: Знание, 1982.- 96 с. -
Кеоун Д. Буддизм / Д. Кеоун. – М., 2001.- 160 с.
-
Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. Томск: Издательство Томского Университета, 2000.- 154 с.
-
Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации / В.Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. – 1997. – вып. 5. – С.19-26.
-
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза / В.Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. – 1998. - № 8-9. – С.7-15.
-
Клочко Е.В. Методологические принципы теории психологических систем.// Сибирский психологический журнал. 1998. - №3. - С.8-16.
-
Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика / Е.Н. Князева // Вопросы философии. - 2001. - №10. С.31-42.
-
Ковалев С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительных процессах: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / С.Э. Ковалев. – Барнаул, 2001.- 18 с.
-
Ковалев С.Э. Рефлексия как системное свойство личности / С.Э. Ковалев. - Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2002.- 60 с.
-
Коваль С.Н. Дух воина: философия и практика дзен / С.Н. Коваль, Ю.Е. Холин. - Краснодар: Маерли, 1993.- 224 с.
-
Козелецкий Ю. Человек многомерный: психологическое эссе / Ю. Козелецкий. - Киев: Лыбидь, 1991.- 288 с.
-
Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания / А.Н. Кочергин. - М.: МГУ, 1990.- 120 с.
-
Кочергин А.Н. Моделирование мышления / А.Н. Кочергин – М.: Политиздат, 1969.- 224 с.
-
Красулин И.А. Жесткий Цигун: управление жизненной энергией в практике боевых искусств / И.А. Красулин. - М.: Энергоатомиздат, 1992.- 152с.
-
Лепский В.Е. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России / В.Е. Лепский, И.Е. Задорожнюк // Психологический журнал. - 2002. - том 22. - №1. - С.135-138.
-
Лефевр В.А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии / В.А. Лефевр. – М.: Прогресс, 1991.- 108 с.
-
Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Педагогика, 1991.- 360с.
-
Ломов Б.Ф. Системность в психологии /Б.Ф. Ломов. - М.: Институт практической психологии, 1996.- 384 с.
-
Лоуэн А. От Райха к биоэнергетике / А. Лоуэн // Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. – Минск: Харвест, 2003.- С.6-42.
-
Лоуэн А. Психология тела / А. Лоуэн // Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. – Минск: Харвест, 2003.- С.86-129.
-
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. - том 22. - №1. - С.16-24.
-
Малышевский А.Ф. Мир человека / А.Ф. Малышевский. - М.: Интерпракс, 1995.- 416 с.
-
Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу; Пер. с англ. О.О. Чистякова. - М.: Рефл-бук, 1997.- 304 с.
-
Мир человека / Под ред. С.К. Витина. – М.: Интерпракс, 1995.- 488с.
-
Мириманова М. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М. Мириманова // Развитие личности. – 2001. - №1. - С.49-66.
-
Митькин А.А. На пути к системной психологии развития / А.А. Митькин // Психологический журнал. – 1997. - том 17. - №3. - С.3-12.
-
Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания / А.Г. Мысливченко. – М.: Мысль, 1972.- 190 с.
-
Найдыш В.М. Концепция современного естествознания / В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 2002.- 476 с.
-
Некрасова В.Е. Время как предмет психологического исследования / В.Е. Некрасова. -Барнаул: Издательство Барнаульского Государственного Педагогического Университета, 2000.- 128 с.
-
Околелов О.П. Дидактическая специфика открытого образования / О.П. Околелов // Педагогика. - 2001. - №6. - С.45-51.
-
Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. – С.87-90.
-
Орлов А.Б. Личность и сущность внешнего и внутреннего «Я» человека / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. – 1995. - №2. - С.5-19.
-
Петровский А.В. История психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Педагогика, 1990.-340 с.
-
Петровский А.В. Теоретическая психология как основание «общей психологии» / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 2000. - №4. - С.3-9
-
Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу / А.А, Пископпель // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. – С.75-86.
-
Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалищиной, В.А. Барабанщикова. - М.: Наука, 1990.- 186 с.
-
Прытков В.П. Оправдание синергетики / В.П. Прытков // Вопросы философии. - 2001. - №4. - С.16-31.
-
Психологические аспекты буддизма/ Под ред. В.В. Мантанов Новосибирск: Наука, 1991.- 183 с.
-
Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 1990.- С.340-341.
-
Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2003.- 640 с.
-
Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб: Питер Ком, 1999. – 384с.
-
Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Л., 1990.- 420 с.
-
Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека / П.В. Симонов. - М.: Знание, 1989.- 64 с.
-
Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб: Питер, 2002. – 368с.
-
Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1982. - №1. – С.19-28.
-
Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа –Пресс, 1995.- 384 с.
-
Современная западная философия. Словарь / сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991.- 414 с.
-
Современная философия. Словарь и хрестоматия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.- 511 с.
-
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
-
Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций) / С.Ю. Степанов. - Петрозаводск: Петропресс, 1996.- 520 с.
-
Суворов О.В. Разум и феномен «Я» / О.В. Суворов // Вопросы философии. – 2000. - №4. - С.130-137.
-
Судзуки Д.Т. Основы дзен-буддизма / Д.Т. Судзуки // Дзен-буддизм. - Бишкек, 1993.- С. 29-36.
-
Философский Энциклопедический Словарь / Под ред. С.С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы. - М.: Советская энциклопедия, 1989.- 815 с.
-
Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.- 172 с.
-
Фурман А.В. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся / А.В. Фурман // Вопросы психологии. – 1985. - №2. - С.68-72.
-
Хейл Г. Фэн-Шуй: практическая энциклопедия / Г. Хейл. – М.: Олма-пресс, 2002.- 640 с.
-
Цапок В.А. Творчество: философский аспект проблемы / В.А. Цапок. - Кишинев: Штиинца, 1989.- 150 с.
-
Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995.- 288 с.
-
Человек и общество: словарь-справочник / сост. И.Д. Коротец, Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 544 с.
-
Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Класс, 2001. – 208с.
-
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977.- 146 с.
-
Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В. / Е.В. Чудинова // Вопросы психологии. – 1998. - №5. - С.58-71.
-
Шабельников В.К. Психика как функциональная система: природа – жизнь – личность. Принципы самоорганизации / В.К. Шабельников. – Алматы, 1989.- 200 с.
-
Швырев В.С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории / В.С. Швырев // Деятельность: теория, методология, проблемы. - М., 1990.- С. 13-18.
-
Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск: Полифакт, 1992.- 128 с.
-
Штоф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штоф. - М., 1966.-19 c.
-
Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. - М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
-
Энтони Р. Преодолеть невозможное / Р. Энтони. - СПб: Питер-Пресс, 1997.- 256 с.
-
Это человек: антология / Под ред. М.: Высшая школа, 1995.- 320 с.
-
Юревич А.В. Системный кризис психологии / А.В. Юревич // Вопросы психологии. – 1999. - №2. - С.3-12.
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7
|