Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 14 | страница 15 | страница 16 страница 17 страница 18 ... страница 26 | страница 27

ББК 67.99 (5 Каз)2
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ҚҚСЫНЫҢ ТӨЛЕМIНIҢ

ҚҰҚЫҚТЫҚ РЕТТЕЛУІ
LEGAL REGULATION OF VAT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ НДС В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Бексултанова Р.Т. - к.ю.н., Ерденов Х.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа

Қазақстан Республикасы салықтары туралы заңның ерекшелiгi талдай ҚҚС соның iшiнде қатысты төлемдерді атап өту керек. ҚРның салықты есептеуде тауарлардың құнының қайта есебi болып табылады.


Annotation

Analyzing the characteristics of tax legislation of the Republic of Kazakhstan should notecertain provi-sions relating to the collection, including VAT. Thus, the general situation in the calculation of tax in accordance with paragraph 1 of Art. NC 276-1 RK is counting the cost of goods and services in foreign currency tenge at the market rate at the date of thesales turnover of goods and services, the taxable imports.


Вступление в Таможенный Союз (ТС) повлекло для Республики Казахстан экономический рост, о которых говорят следующие цифры. Так, поступления НДС от импорта из РФ, составило в предшествующем вступлению в ТС 2009 году 36,6 млрд. тенге, в то время как в 2010 году этот показатель увеличился до 50 млрд. тенге. На один миллиард тенге повысились поступления из импорта с Белоруссией. Став частью единого таможенного пространства, 16-миллионный Казахстан обрел 170-миллионный рынок. Естественно, это принесет в нашу экономику инвестиции, которые раньше были экономически невыгодными в силу ограниченности нашего рынка. Что касается взаимных инвестиций, на сегодня в Казахстане действует более 3,5 тысячи совместных предприятий с участием российского капитала и более 70 – с участием белорусского капитала. В Казахстан привлечено около 3 миллиардов прямых инвестиций, казахстанские инвестиции в Россию составили 1,1 млрд. долларов, а в Белоруссию вложено порядка 6 млн. долларов. Кроме того, на сегодня в Казахстане создана более гибкая среда для ведения бизнеса. Ставка подоходного налога у нас равняется 20%, в Белоруссии – 24%, в России – 20%. Ставка НДС в Казахстане – 12, в Белоруссии – 20, в России – 18%. Ставка социального налога отличается в разы. Отсюда вести в Казахстане бизнес с точки зрения простых денег, что понятно каждому предпринимателю, каждому хозяйствующему субъекту, выгоднее. Есть тенденции к возрастанию количества на местном рынке российского и белорусского товара по тем позициям, которые в последние годы завозились из дальнего зарубежья. Крен пошел в сторону стран ТС. Министр финансов и бюджетного планирования РК Болат Жамишев пояснил: «Казахстан придерживался и будет придерживаться политики низких налоговых ставок» [2].

Анализируя особенности законодательства о налогах Республики Казахстан следует отметить отдельные положения касающиеся взимания в том числе НДС. Так, общим положением при исчислении налога в соответствии с п. 1 ст. 276-1 НК РК является пересчет стоимости товаров, работ, услуг в иностранной валюте в тенге по рыночному курсу на дату совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта.

Объекты налогообложения НДС определяются ст. 229 НК РК – это облагаемый оборот и облагаемый импорт. В соответствии со ст. 230 НК РК облагаемым оборотом является оборот, по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан (за исключением освобождаемых от НДС оборотов), а также оборот по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

Если работы, услуги, предоставленные нерезидентом и местом их реализации является Казахстан, в соответствии со ст. 241 НК РК подлежат обложению НДС и являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего эти работы, услуги. Оборот исчисляется, как стоимость приобретенных работ, услуг включая налоги, кроме НДС [1].

Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, акцизов по подакцизным товарам без включения в них НДС – устанавливает ст. 238 НК РК. При оказании услуг размер облагаемого оборота определяется на основе вознаграждения.



Облагаемым импортом являются товары, ввезенные на территорию Республики Казахстан (за исключением освобожденных от НДС в ТС оборотов) включая ввозимые транспортные средства, подлежащие государственной регистрации; а также товары, являющиеся продуктами переработки давальческого сырья, ввезенные на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена ТС.

При реализации товаров на экспорт датой совершения оборота по реализации является дата отгрузки, определяемая, как дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, подтверждающего отгрузку товаров, оформленного на покупателя товаров.

Согласно п. 2 ст. 276-6 НК РК датой совершения облагаемого импорта является дата принятия на учет импортированных товаров, то есть дата оприходования таких товаров в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, отражение товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства; во-вторых, ввоз таких товаров на территорию Республики.

Лицам, которым ведение бухгалтерского учета не предусмотрено законодательством Республики Казахстан, дата принятия на учет импортированных товаров определяется по дате выписки документа, подтверждающего получение товаров.



Датой совершения облагаемого импорта при ввозе товаров - предметов лизинга на территорию Республики из другого государства - члена ТС по договору лизинга, является дата оплаты части стоимости товаров - предметов лизинга, предусмотренная договором лизинга.

Датой совершения оборота по реализации работ, услуг является дата подписания документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг. Если работы, услуги реализуются на постоянной непрерывной основе, то датой совершения оборота по реализации является первая по времени дата: либо дата выписки счета-фактуры, либо дата получения каждого платежа. В случае приобретения услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан, не осуществляющего деятельность через филиал, представительство и являющегося налогоплательщиком государства - члена ТС - дата подписания документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг.

Плательщик НДС обязан при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг, а также в случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена ТС выписать в соответствии со ст. 263 НК РК получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру, но не ранее даты совершения оборота и не позднее пяти дней после даты совершения оборота по реализации, по месту нахождения поставщика.

В случае выполнения работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена ТС счет-фактура выписывается на дату подписания документа, подтверждающего выполнение работ по переработке давальческого сырья.



Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет по облагаемому обороту, исчисляется как разница между суммой НДС, начисленного по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет [3].

Получатель товаров, работ, услуг имеет право в соответствии со ст. 256 НК РК на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются в целях облагаемого оборота, а также если получатель является плательщиком НДС. Как определяет ст. 599 НК РК зачет излишне уплаченной суммы налога, пени производится по представленному налогоплательщиком налогового заявления на зачет.

Срок переработки давальческого сырья, вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства - члена ТС, а также ввезенного на территорию Республики с территории государств - членов ТС, определяется согласно условиям договора на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет или отгрузки давальческого сырья. В случае превышения этого срока давальческое сырье, признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС с даты ввоза товаров, а вывезенное признается облагаемым оборотом по реализации и подлежит налогообложению с даты вывоза по ставке НДС 12 процентов.

Порядок исчисления и уплаты НДС в отношении товаров и услуг ТС в Республике Казахстан устанавливает ст. 276-20 НК РК. Так, при экспорте товаров в государства - члены ТС или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик НДС обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от налогоплательщика государства - члена ТС, импортировавшего товары; а также реестр счетов-фактур по реализованным в государства - члены ТС в течение налогового периода товарам, выполненным работам по переработке давальческого сырья.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов согласно ст. 276-21 НК РК представляется в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота. Если Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не предоставлено в этот срок оборот подлежит обложению НДС по ставке 12 процентов и уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота.

Согласно п. 3 ст. 276-20 НК РК при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов ТС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде. Налоговые органы подтверждают факт уплаты НДС по импорту ставя соответствующей отметки в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган перечень документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 276-20 НК РК: выписку банка, подтверждающую уплату налогов; товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение; счета-фактуры (при импорте из РФ, оформленные в соответствии с законодательством РФ); договор; а также информационное сообщение. При представления информационного сообщения обязательно наличие перевода его текста на казахский и русский языки. Вместе с этим необходимо уплатить НДС согласно НК РК не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом [4].

Налогоплательщик вправе представить налоговое заявление об отзыве налоговой отчетности в соответствии со ст. 276-22 НК РК если представил ее ошибочно и в случае необходимости изменить его или дополнить. В случае предоставления заявления об отзыве налогоплательщик обязан представить дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам с соответствующими изменениями.

Порядок корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров в случаях возврата товаров импортированных на территорию Республики Казахстан определяет ст. 276-23 НК РК. В этом случае документы являющиеся подтверждением возврата товаров представляются импортером одновременно с дополнительной декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам, где отражены сведения по этим товарам. НК РК освобождает от налогообложения НДС утрату товаров, понесенную налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством; а также порчу товаров, возникшую в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которого товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.



Отметим, что пени в Республике Казахстан начисляются начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога, включая и день уплаты в бюджет, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки - устанавливает ст. 610 НК РК.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Налоговый кодекс Республики Казахстан// http://www.salyk.kz/ru/taxcode/Pages/ default.aspx

  2. Таможенный кодекс Таможенного союза. (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)// "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615. //СПС: Консультант Плюс.

  3. Мамбеталиев Н., Баринов А. Таможенный союз: зачисление и перечисление ввозных таможенных пошлин.//Налоговый вестник. 2011. №4. с. 68-71.

  4. Муслимова С. Главные особенности налогообложения НДС в таможенном союзе// «Бухгалтер. KZ» 9 (89), сентябрь 2010// Алматы: ТОО Алма Дизайн// http://www.ias.kz/kz/images/stories/jornal_buhgalter/bkz_9_2010.pdf


ББК 67.99 (5 Каз)2
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ҚҚСЫНЫҢ ЕСЕПТЕУIН САЛЫҚ САЛУ ПРИНЦИПІ ЖӘНЕ РЕТІ
THE PRINCIPLES OF TAXATION AND THE PROCEDURE FOR

CALCULATING THE VAT IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN


ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС В

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Бексултанова Р.Т. - к.ю.н., Ерденов Х.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа

Ұйымдастыру салық салу принциптары - салық жүйенi құрастыруды негiзделген және оның құрылымдық элементтерiнiң өзара әрекеттесуi iске асатын жағдай. Осы қағидаларды қамтып көрсетедi: 1) бiрлiк және салық жүйесінің тұрақтылығы; 2) салықтардың көптiгi.


Annotation

Organizational principles of taxation - the situation on which to base the construction ofthe tax system and by the interaction of its structural elements. These principles reflect: 1)the unity and stability of the tax system, 2) the mobility and multiplicity of taxes.


Принципы - (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал основные 5 принципов налогообложения, являющиеся актуальными и в настоящее время: ставших классическими, желательных в любой системе экономики. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами:

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Следующие принципы, обоснованные А.Смитом, названы позднее «Декларацией прав плательщика»:

1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;

3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. И в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

На основе принципов налогообложения Адама Смита к настоящему времени сложились две реальных концепции налогообложения. Первая, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. (Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.)

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу (когда физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства,) необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 тн у лица получающего 5 млн. тн дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. Нельзя сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 тн у человека с доходом в 50 000 тн. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют обе концепции налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А.Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, (немецкий экономист Адольф Вагнер) отдельные ученые выделяют три группы принципов взимания налогов:

1. этические принципы обложения, куда относят:

- всеобщность налогов;

- соразмерность обложения с платежеспособностью;

2. принципы управления налогами, это:

- определенность обложения;

- удобность обложения и взимания налогов для их плательщиков;

- дешевизна взимания;

3. народнохозяйственные принципы, к которым относятся:

- надлежащий выбор источников налогов;

- правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

Также принципы налогообложения подразделяют на экономические, юридические, организационные.

1. Экономические, это:

- Принцип хозяйственной независимости

- Принцип справедливости

- Принцип соразмерности

- Принцип учета интересов налогоплательщиков

- Принцип экономичности

2. Юридические, к ним относятся:

- Принцип нейтральности (равного налогового бремени)

- Принцип установления налогов законами

- Принцип приоритета налогового закона над неналоговым

- Принцип отрицания обратной силы налогового закона

- Принцип наличия в законе существенных элементов налога

- Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

3. Организационные, такие как:

- Принцип единства налоговой системы

- Принцип подвижности налогообложения

- Принцип стабильности налоговой системы

- Принцип множественности налогов

- Принцип исчерпывающего перечня налогов

Согласно принципу справедливости (равенства налогообложения) каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи — 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Следовательно, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание, причем — в несколько раз.

Из принципов экономических вытекают принципы юридические - это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности.

Налоговый кодекс Республики Казахстан полностью отражает общеустановленные юридические принципы.

Например, принцип нейтральности (равного налогового бремени) – налоги для всех налогоплательщиков одинаковы, ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных НК РК, данное положение закреплено в п.2 ст.2 НК РК [1].

В п.3 названной нормы закреплен принцип установления налогов законами. Так, налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных НК РК.

Нашел свое отражение в п.4 ст.2 НК РК принцип приоритета налогового закона над неналоговым: в налоговых отношениях – при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство РК норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст.3 НК РК – законодательные акты РК, вносящие изменения и дополнения в настоящий Кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (принцип отрицания обратной силы налогового закона).

Принцип наличия в законе существенных элементов налога: в налоговом кодексе установлены виды налогов, плательщики налогов, объекты налогообложения и налогооблагаемый доход.

Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений регулируется налоговой политикой государства, отраженной в ст.10 НК РК и определяемой совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков [2].

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Данные принципы отражают: 1) единство и стабильность налоговой системы; 2) подвижность и множественность налогов.

Из п.1 ст.4 НК РК усматривается, что налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся: принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения; единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

Принцип обязательности налогообложения означает, что налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.

Законодатель исходит из добросовестности налогоплательщика. Согласно п.1 ст. 31 НК РК исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Принцип определенности налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

Принцип справедливости налогообложения – налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Принцип единства налоговой системы – налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

Принцип гласности налогового законодательства – нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Из п.2 названной нормы следует, что положения налогового законодательства РК не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

Налоговое законодательство в соответствии со ст.2 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее НК РК) основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу ст.4 Конституции РК нормативные постановления Верховного Суда РК, регулирующие налоговые правоотношения, также включаются в состав действующего права.

Конституцией РК предусмотрено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (ст. 35).

Основанием для налогообложения является совокупность юридических фактов, с которой законодательство Республики Казахстан связывает возникновение обязанности по уплате налога. Данный принцип закреплен нормативно в п.1 ст.26 Налогового кодекса РК, согласно которому налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством.

На сегодняшний день налоговое законодательство Казахстана представлено Налоговым кодексом – единым кодифицированным документом. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен исчерпывающий перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана.

Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижение сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам.

Весьма значительную роль в формировании доходной части бюджета играет налог на добавленную стоимость, в основу которого заложена модель, используемая в Европейских странах [3].

Порядок исчисления НДС в Казахстане строится на двух основополагающих принципах, первый из которых предусматривает использование механизма зачета сумм налога, уплачиваемого поставщикам товаров и услуг на основе счетов-фактур.

Необходимо особо отметить, что зачет разрешается по всем приобретаемым товарам и услугам, в том числе и по группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и помещения).

Второй принцип – это принцип «страны назначения», используемый при обслуживании внешней торговли товарами и услугами. В настоящее время данный принцип используется в отношении всех торговых государств-партнеров Республики Казахстан.

Вместе с тем, анализ показал, что споры между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают из-за несовершенства законодательства.

В частности, процедура возврата государством сумм НДС исходит из того, что возвращаемая сумма налога предварительно была уплачена в бюджет в процессе оборота экспортируемых товаров, работ, услуг.

В этих целях, ежегодно из бюджета выделяются значительные средства для осуществления возврата НДС. К примеру, только по итогам 2010 года и 1 квартала т.г. из бюджета осуществлен возврат НДС на сумму более 320 млрд. тенге.

Подтверждение достоверности сумм, предъявленных к возврату, производится налоговыми органами на основании тематических проверок, по итогам которых в 2010 году и в 1 квартале 2011 года не подтверждено НДС в размере 28,9 млрд. тенге.

Порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сложившегося до 1 января 2009 года, регулируется статьей 25 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года (далее – Закон).

После 1 января 2009 года указанный порядок регулируется главой 37 Налогового кодекса. Законодателем предусмотрены сроки возврата НДС с момента подачи декларации (налогового заявления), до 1 января 2009 года сроком 60 дней, а в настоящее время – 180 дней, в течение которых налоговые органы обязаны проверить достоверность представленных сведений и в случае отсутствия нарушений вернуть налогоплательщикам НДС из государственного бюджета.

В целях противодействия незаконному возврату НДС приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 июля 2010 года № 385 утверждена Инструкция по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость, которая разработана в соответствии с Налоговым кодексом и детализирует порядок отнесения налогоплательщиков, представивших требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС, к группе риска с целью подтверждения превышения НДС, подлежащего возврату. Путем тестирования показателей деятельности плательщика НДС определяется суммарный итог по всем критериям. К критериям СУР относятся – коэффициент налоговой нагрузки, отражение налогоплательщиком убытков на протяжении трех последовательных лет, постоянное превышение зачета по НДС, совершение сомнительных сделок и т.д. В случае, если суммарный итог баллов составляет 35 и более налогоплательщик относится к группе риска и в отношении него формируется аналитический отчет «Пирамида по поставщикам товаров, работ, услуг» (далее – «Пирамида по поставщикам»).

Данная Инструкция применяется исключительно при проведении внеплановых проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату согласно требованиям (налоговым заявлениям) о возврате превышения НДС.

В то же время, в соответствии с Налоговым кодексом налоговому контролю подлежат только налогоплательщик, предъявивший требование о возврате НДС, и его непосредственные поставщики (поставщики 1-го уровня).



Это обстоятельство привело к тому, что недобросовестные налогоплательщики, используя не всегда доступные для налогового контроля многоуровневые схемы уклонения от налогообложения, легально предъявляют к возврату значительные суммы НДС, фактически не уплаченные в бюджет.

Так, некоторыми экспортерами применяются схемы по наращиванию превышения НДС, подлежащего возврату, путем принятия несуществующих услуг от ликвидированных предприятий или предприятий – банкротов. Зачастую экспортер, являясь производителем товара, наращивает сумму НДС, подлежащую возврату, через сеть своих же предприятий.

В частности, анализ работы по возврату из бюджета НДС экспортерам зерна и муки, проведенный Налоговым комитетом, показал, что экспорт этих товаров осуществляют преимущественно посреднические компании. При этом, в бюджет производителями, переработчиками, экспортерами зерна и муки уплачено НДС всего на сумму 2,3 млрд. тенге, тогда как из бюджета возвращено НДС 8,8 млрд. тенге, что фактически в 4 раза превышает сумму уплаченного НДС.

Другие экспортеры искусственно завышают превышение НДС, подлежащее возврату из бюджета.

Все перечисленные незаконные схемы применяются с использованием «обнальных» фирм, фирм – «однодневок», проводятся мошеннические действия со счетами-фактурами [4].
ЛИТЕРАТУРА


  1. Налоговый кодекс Республики Казахстан

  2. Консультант Плюс: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 25.05.2011. Подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс"//СПС: Консультант Плюс.

  3. Лозовая А. Применение НДС в Таможенном союзе // Финансовая газета. 2010. N 37. С. 6 - 7.

  4. Мамбеталиев Н., Баринов А. Таможенный союз: зачисление и перечисление ввозных таможенных пошлин.//Налоговый вестник. 2011. №4. с. 68-71.




страница 1 ... страница 14 | страница 15 | страница 16 страница 17 страница 18 ... страница 26 | страница 27

Смотрите также: