Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9

1.5 Понятие и предметные виды судебно-психологических экспертиз в гражданском судопроизводстве, их характеристика

Судебно-психологическая экспертиза, как и всякая судебная экспертиза, представляет собой совокупность особых процессуальных действий, строго регламентированных законом и направленных на получение судебного доказательства, заключения эксперта-психолога.

С процессуальной точки зрения, судебно-психологическая экспертиза есть комплекс особых процессуальных действий определенных субъектов гражданского процесса, подчиненный требованиям гражданско-процессуальной формы и совершаемый с целью получения судебного доказательства по конкретному делу.

Суть экспертизы заключается в проведении сведущим лицом (экспертом) специального исследования в отношении человека или ситуации, назначаемой определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта-психолога. Далее необходимо объяснить понятие «специальное психологическое исследование». «Специальное» обозначает, что в ходе экспертизы эксперт применяет специальные знания, такие, которые не являются общеизвестными и которые относятся к предмету соответствующей науки, в данном случае - психологии. Экспертизой является применение специальных знаний не в любой форме, а лишь в форме исследования. [47; c.56]

Итак, судебно-психологическая экспертиза отличается от других видов судебных экспертиз тем, что при её производстве используются специальные знания из области науки психологии.

Поскольку судебно-психологическая экспертиза представляет собой специальное исследование с применением знаний науки психологии, то она должна базироваться на тех постулатах, на которых строится общая психология как научное знание. Всякая экспертиза устанавливает новые факты психологической природы применительно к данному объекту исследования; в результате исследования создается конкретная модель психологического поведения в конкретной ситуации. Для судебно-психологической экспертизы, которая обычно имеет дело с поведением, совершенным в прошлом, характерным является создание такой модели, которая как бы проецируется на прошлое.

Таким образом, общая психология является теоретической и методологической базой судебно-психологической экспертизы:

1) всякое психологическое исследование строится на принципах и постулатах общей психологии, пользуется разработанными категориями и применяет установленные ею психологические законы и закономерности;

2) объект и общий предмет психологической экспертизы соотносим с объектом и общим предметом психологии как области знаний;

3) общий метод психологической экспертизы соответствует методу, используемому в общей психологии (метод психологического исследования), на его основе разрабатываются частные методы (методики) судебно-психологической экспертизы. [45;c.28]

Вместе с тем в отличие от всякого иного психологического исследования судебно-психологическая экспертиза используется в сфере гражданского процесса для достижения в итоге не собственно психологических, а юридических целей (получение судебного доказательства).

В настоящее время применительно к сфере уголовного процесса сформировался ряд видов судебно-психологических экспертиз. Однако далеко не все из них могут быть применимы в гражданском судопроизводстве.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относится:

установление степени понимания подэкспертным содержания совершаемых им сделок, его способности принимать осознанные решения, связанные с пороками воли.

выявление у дееспособного субъекта не патологических, психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

установление психологической совместимости детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов;

определение возможности конкретных лиц по обеспечению воспитания детей;

установление способности свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.

посмертная экспертиза о признаний завещания недействительным.

экспертиза по искам о возмещении морального вреда.

Сложившиеся виды судебно-психологических экспертиз позволяют выявлять различного рода психологические обстоятельства, учет которых может быть важен для правильного рассмотрения и разрешения ряда категорий гражданских дел.



Предметные виды судебно-психологической экспертизы в категории гражданских, при рассмотрении которых возможно применение специальных психологических познании:

Экспертиза по делам о возмещении ущерба, причиненного дееспособным гражданином, но не способным (в момент причинения ущерба) понимать значение своих действий (ст. 930 ГК РК);

Экспертиза по делам регрессных исков о возмещении вреда (ст.933 ГК РК);

Экспертиза по спорам о праве на воспитание детей (ст.62, 63, 64, 67, 95, 96, 77 Закон РК о браке и семье) и по другим делам, вытекающим из брачно-семейных отношений;

Экспертиза по делам о признании недействительным завещания (ст.1056 ГК РК).

Экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли и волеизъявления. (ст.159 ГК РК). Воля - означает свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. [21; c.48]

Порок воли в юридическом понимании - как основание для признания сделки недействительной - заключается в нарушении предусмотренных законодателем требований к субъективной стороне сделки (требований осознанности и / или полноценности волеизъявления) и устанавливается только судом. [49; c. 112]

При анализе сделок с пороком воли в юридической литературе делается вывод, что вовне порок воли может выражаться различным образом, а именно:

1)в несоответствии воли волеизъявлению (решение принято сознательно и свободно, но действия совершаются не в соответствии с ним, не направлены к достижению той цели, которую наметил себе субъект сделки);

2) в неадекватном формировании самой воли при формальном ее соответствии волеизъявлению (направленность действий соответствует избранной цели, но само решение принято не свободно). [58; c.69]

Сделки с пороками воли и волеизъявления - это сделки, совершенные без внутренней воли (под угрозой насилия) и совершенные под неправильным сформированием воли (обман, обмен квартир с обманом).[9; c.37]

Обман обычно характеризуют как умышленное введение в заблуждение другой стороны с тем, чтобы склонить ее к заключению сделки.

По юридическому определению, обман совершается для того, чтобы ввести в заблуждение других людей посредством лжи, утайки, умолчания, сознательного сокрытия чего-либо, преднамеренного совершения определенных действий. [43; c.45]

С психологической стороны обман - всегда сознательное создание ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании другого субъекта.

Основаниями для признания судом сделки недействительной являются насилие и угроза, которые как порок воли имеют сходные характеристики. И в том и другом случае само содержание сделки формируется порочно: субъект не свободно, не в полной мере сознательно принимает решение совершить действие, а под влиянием насилия и угрозы (порочен интеллектуальный компонент действительности сделки).

Обратим внимание на особенности такого порока воли, как психическое насилие и угроза (хотя всякое физическое насилие также сопровождается и психическим насилием).

С психологической стороны, угроза - одна из форм психического насилия. Она характеризуется умыслом, относящимся, по мнению воспринимающего угрозу, к намерению ее осуществить. Для угрозы как порока воли неважно, действительно ли тот, кто угрожает, собирался ее реализовать, важно, что именно так ее воспринимает потерпевшая сторона.

В целом психическое насилие (угроза в том числе) направлено на создание у лица такого психического состояния, которое, не влияя на соотношение воли и волеизъявления, ограничивает, сужает свободу формирования воли (на этапе выработки решения).[52; c.89] Иначе говоря, при психическом насилии способность к волевому управлению своим поведением непосредственно не деформирована; нарушается способность к свободному, осознанному принятию решения; к свободному выбору цели действия. Но тем самым деформируется и все поведение лица: если субъект совершает действия, хотя и формально свободно, но направленные к несвободно избранной цели, нельзя признать волеизъявление полноценным. Анализируя особенности названного порока воли, следует обращать внимание не только на интеллектуальную сферу личности, но на ее взаимосвязь с волевой. [46; c.65]

Угроза - это предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации. [29; c.154]В результате возникает состояние психической напряженности, а единственное средство снять ее человек видит в совершении навязываемого ему поведения (заключение сделки). Предполагаемые последствия должны быть настолько значимы, чтобы человек предпочел принять навязываемую ему ситуацию как единственный способ избавиться от насилия угрозы.

В подобных случаях возможно проведение психологической экспертизы. В компетенцию эксперта-психолога можно поставить такие вопросы: какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется испытуемый; каковы психологические особенности ситуации действия; в каком эмоциональном состоянии находился испытуемый в момент совершения действия; способен ли был испытуемый, с учетом выявленных обстоятельств, в полной мере свободно и осознанно принять решение и реализовать своими действиями.

Впервые в истории законодательства термин «моральный вред» появился в 1983 году, определявший потерпевшего как лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Хотя в дальнейшем. С 90-х годов, институт морального вреда становится одним из институтов гражданского законодательства. Это обстоятельство остается юридически значимым и в уголовном процессе. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоиство личности, неприкосновенность частной жизни т.д.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и т.д.) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-то прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный ущерб, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами. [28; c.239]

Этот вид судебно-психологической экспертизы за рубежом проводится уже давно. В связи с его новизной и фактическим отсутствием опыта, инструктивных и методических материалов суды склонны присуждать либо отказывать в присуждении морального ущерба практически «на глаз», руководствуясь не доказательной базой, а своими представлениями о том, что такое моральный вред и каковы его признаки. В действительности только эксперт-психолог может установить наличие либо отсутствие признаков причиненного личности морального вреда.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических познаний. Одна из главных причин этого - обилие социально-оценочных норм, где необходимыми компонентами содержания выступают психологические элементы.

В некоторых европейских странах (например, Германии) считается общепризнанным, что в бракоразводном процессе при решении вопроса о праве родителей на воспитание детей необходима экспертная помощь психолога, что всякая семейная ситуация, с которой сталкивается суд, требует профессиональной психологической оценки. Ряд зарубежных специалистов приходят к выводу о необходимости назначения судебно-психологической экспертизы в случаях, когда у суду есть обоснованные предположения считать, что в связи с семейным конфликтом у ребенка наблюдаются отклонения от обычного поведения (нарушение сна, снижение успеваемости в школе, повышенная раздражительность, плаксивость или агрессивность, замкнутость, состояние страха и пр.). [20; c.189]

При рассмотрении гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, больше всего допускается ошибок. Связаны они чаще всего с не установлением всех необходимых обстоятельств по делу, с неполнотой доказательственного материала.

Дела по спорам о праве на воспитание детей (ст.62, 63, 64, 67, 95, 96, 77 Закон Республики Казахстан о браке и семье) и по другим делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

Предметом нашего анализа будет одна большая группа гражданских дел, связанная с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей.

Категории дел: (Закон РК о браке и семье)

О лишении родительских прав (ст.67), об усыновлении ребенка (ст.77), об отмене усыновления (ст.95), о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 66).

В предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, лишение родительских прав, отмена усыновления пр.)

Уклонение от выполнения родителями своих обязанностей в отношении детей следует считать отсутствие заботы об их нравственном воспитании, злоупотребление родительскими правами выражается в создании препятствий для общения ребенка со сверстниками, жестокость проявляется в психическом насилии, унижении человеческого достоинства ребенка.

По своему характеру все вышеуказанные обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя только из жизненного опыта - необходимо применение специальных психологических познаний.

При рассмотрении споров о праве на воспитание детей суд буквально на каждом шагу сталкивается с необходимостью профессиональной психологической помощи - либо в форме участия специалиста, либо в форме проведения экспертизы. Конфликтная ситуация с самого начала определенным образом влияет на состояние, а иногда и психическое развитие ребенка. Поэтому опрос ребенка вправе проводить только специалист-психолог, что поможет предотвратить усугубление психотравмирующего воздействия конфликта в семье на ребенка. С правовой точки зрения, участие психолога является дополнительной гарантией прав личности ребенка. [12; c.58]

Анализ норм брачно-семейного законодательства, подлежащих применению при рассмотрении судом споров о праве на воспитание детей, показывает, что в большинстве случаев они имеют социально-оценочный характер с включением психологических элементов. Это главный фактор, предопределяющий в принципе возможность использования судебно-психологической экспертизы как средства получения судебных доказательств.

Интерес ребенка - главный критерий для правильного разрешения дела, но выразителями этого интереса в процессе выступают другие заинтересованные лица (родители), чей интерес может объективно противоречить интересу ребенка. По этой причине для правильного, объективного установления истинных интересов ребенка суд нуждается в непредвзятой информации, которая отражала бы определенные факты действительности, была бы получена из процессуально нейтрального источника. Такая информация могла бы использоваться для проверки объяснений сторон судом, служить самостоятельным судебным доказательством определенных обстоятельств.[55; c.26]

Особенности участия психолога в отдельных категориях дел по спорам о праве на воспитание детей.

Дела о лишении родительских прав (ст. 67)

По исследованиям социологов, данная категория дел составляет чуть более 1% от общего числа дел, возникающих из брачно-семейных отношений. Однако их социальное значение несоизмеримо с этой цифрой, которая имеет тенденцию к росту.

Законом четко сформулированы основания для применения экспертизы: злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей, хронический алкоголизм или наркомания.

При рассмотрении данной категории дел в суде может использоваться судебно-психологическая экспертиза, частным предметом которой является дифференцированная психологическая характеристика личности (ответчика) и психологический анализ сложившейся в семье ситуации. В рамках такого исследования могут быть установлены: особенности психофизического статуса испытуемого (характеристика эмоциональной, познавательной, интеллектуальной сфер), способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и их последствий (по отношению к детям), психологический анализ отношений в семье (выявление конфликтогенных факторов, системы межличностных отношений). [55; c.25]

При определенных условиях законодатель допускает восстановление раннее прекращенных родительских правоотношений, если будет установлено, что основания, послужившие поводом к прекращению правоотношений, отпали, а возврат ребенка родителям соответствует его интересам. Судебно-психологическая экспертиза по подобным делам также может быть использована для дифференцированного психологического анализа поведения родителей. Иногда ребенок сам не хочет возвращаться к родителям, его пугает возможность повторения пережитой драмы. В такой ситуации психолог мог быть помочь в выявлении обстоятельств, необходимых суду для правильного разрешения дела.

Дела, связанные с отменой усыновления (ст.95)

Сложность таких дел связана с тем, что отмена усыновления возможна при отсутствии вины усыновителей. На первое место выдвигаются собственно психологические факторы, которым придается непосредственное юридическое значение.

Психологическая экспертиза оценки ситуации может включать выявление иерархии и содержания основных мотивационных линий поведения ребенка, отношения к усыновителям и его причины, особенности психического развития. Экспертиза назначается не в отношении ребенка, а в отношении ситуации. Но при анализе ситуации эксперт исследует и особенности поведения в ней ребенка.

Это лишь часть дел, возникающих из брачно-семейных отношений, при судебном рассмотрении которых в первую очередь может быть применена судебно-психологическая экспертиза. Возможности использования специальных психологических познаний в сфере данных отношений (с точки зрения получения фактического материала по делу) весьма многообразны и обширны, особенно в ситуациях, когда суд, разрешая дело, применяет нормы материального права, имеющие социально-оценочный характер, в содержание которых входят различные психологические элементы.

Судебно-психологическая экспертиза может найти применение практически по любому делу, возникшему из брачно-семейных отношений. При определении потребности в ней необходимо учитывать общее и специальные основания назначения экспертизы, особенности ее частных предметов. Чтобы у судьи не было эффекта так называемого ореола, или первого впечатления, важно использования научных, в том числе психологических, знаний.




страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9

Смотрите также: