страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
На решение этой проблемы и направлена реализация инновационного проекта «Внедрение модели комплексной поддержки педагогических инициатив в деятельность учреждений общего среднего образования». Коллектив гимназии - колледжа искусств г. Молодечно пришёл к выводу, что если в учреждении будут созданы условия для становления активной гражданской позиции участников гимназического сообщества, то реализация проекта по внедрению модели комплексной поддержки педагогических инициатив через развитие детско-взрослых переговорных площадок в учреждении общего среднего образования возможна.
Готовность педагогического коллектива к внедрению заявленной модели подтверждается:
наличием опыта организации экспериментальной (2001 – 2004 гг.) и инновационной деятельности (2004 – 2007гг.); внедрением в практику работы педагогических и ученических инициатив под руководством преподавателей БГУ, МГЛУ, сотрудников государственных учреждений образования ( АПО, МОИРО), воспитательных проектов; сотрудничеством с Минским суворовским военным училищем, ГУО"Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат № 2 для детей с нарушениями зрения" Минской области, Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей-инвалидов г. Молодечно; участием в благотворительной и Интернет-проектной деятельности; высокой мотивацией коллектива; умением обобщать собственный опыт и опыт коллег; поддержкой отдела образования Молодечненского райисполкома.
Цель проекта: теоретическое обоснование и разработка организационно-управленческих механизмов внедрения модели комплексной поддержки педагогических инициатив в деятельность учреждения общего среднего образования через становление активной гражданской позиции участников гимназического сообщества.
Задачи проекта:
-
Разработать концептуальное представление о процессе становления активной гражданской позиции участников гимназического сообщества как условия внедрения в деятельность учреждения общего среднего образования модели комплексной поддержки педагогических инициатив.
-
Определить организационно-управленческие механизмы становления активной гражданской позиции участников гимназического сообщества.
-
Оценить эффективность практики внедрения в деятельность учреждения модели комплексной поддержки педагогических инициатив посредством создания условий становления активной гражданской позиции участников гимназического сообщества.
-
Обобщить результаты инновационной деятельности по созданию системы комплексной поддержки педагогических инициатив и подготовить их к тиражированию (внедрению) в деятельность учреждений общего среднего образования.
Научные теории и разработки, на основе которых создан проект
В основу разработки проекта положены исследования в области:
- теории управления и психологии социального управления (А.И. Пригожин, М. Мескон, Р. Альберт, Ф. Хедоури и др.);
- управления развитием деятельности образовательных учреждений (Т.М. Давыденко, А.И. Жук, М.В. Кларин, Н.Н. Кошель, В.С.Лазарев, А.М.Моисеев, О.М. Моисеева, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, И.И. Циркун и др.);
- управления развитием территориальных образовательных систем (Е.Ф. Аврутина, С.А. Гильманов, Г.Д. Дылян, Л.П. Кезина, Л.Е. Курнешова и др.);
- управления инициативами (К.А. Альбульханова-Славская, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, Т.Ф.Игнатенко, С.М. Качалова, Д. Майерс, Е.А. Погонина, Н.С. Степашов и др.);
- концепции самореализации личности в деятельности (Н.С.Капенко, А.В.Петровский, И.А.Трофимова и др.);
- теории формирования гражданственности как свойства личности (А.В.Беляев, Е.В.Известнова, В.И.Кожарь, И.Н.Руссу и др.).
Большое значение для реализации идеи проекта имеют исследования А.В. Воронова: «Инициативы педагогов как ресурс устойчивого развития региональной образовательной системы» [5], «Педагогические инициативы как основа управления развитием региональной образовательной системы»[11], « Содержание системы комплексной поддержки развития командной компетентности участников инициативных групп учреждений образования» [17], «Создание системы комплексной поддержки участников инициативных групп как стратегический ресурс развития учреждений образования»[18], «Организационно-деятельностная модель управления образовательными инициативами педагогов столицы в условиях перехода к профильной школе» [10], «Проблемы модернизации гражданско-патриотического воспитания в учреждениях образования города Минска: современные подходы» [12], «Проектирование деятельности по управлению инновационными процессами в образовании»[13], «Современные подходы к управлению образовательными системами в контексте социализации учащейся молодёжи» [16].
Автор исследований разработал теоретические основы управления педагогическими инициативами, нормативную модель деятельности учреждения общего среднего образования по управлению педагогическими инициативами в региональной образовательной системе, её внедрению и оценке эффективности.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
Модель комплексной поддержки педагогических инициатив в деятельность учреждения образования общего среднего образования основана на результатах анализа проблем управления развитием образовательной практики, теоретико-методологических основаниях, организационных принципах и технологических требованиях к рефлексивному управлению.
В основу модели положены методологические подходы (комплексный, культурологический, системный, деятельностный, антропологический, средовый, проектный, компетентностный) и принципы организации [10].
Основная идея модели базируется на представлении о том, что мобильное реагирование учреждения образования на вызовы современности предполагает наличие у участников образовательной деятельности, как субъектов управления инициативы, активной жизненной позиции, способности к проектированию собственной деятельности, включения в проектирование коллективной деятельности. Именно педагогические инициативы в деятельности учреждения общего среднего образования выступают как стратегическая основа развития образовательных систем и трансформации образовательной практики.
Педагогические инициативы могут быть разделены на три группы [17,18]:
1) общественно-образовательные инициативы направлены на создание условий для становления целостной образовательной практики. Инициативы этого типа способствуют изменению функций образования, способов и механизмов управления развитием образования, наращиванию форм кооперации учреждения образования с другими сферами деятельности (наукой, культурой и др.) для обеспечения обучающемуся доступа к широкому спектру образовательных возможностей.
2) профессионально-педагогические инициативы (реализуются профессиональной педагогической общественностью) направлены на изменение традиционного содержания образования, методов и форм организации обучения и воспитания, социализации и т. д. Инициативы данного уровня не организуются специально, а возникают вследствие рефлексии индивидуальной профессиональной деятельности; чаще всего должным образом не оформляются, что обусловливает необходимость их поддержки.
3) социально-педагогические инициативы выдвигаются общественностью, не занимающейся образовательной деятельностью профессионально, но заинтересованной в изменении существующих в учреждении образования образцов воспитания, обучения и социализации подрастающего поколения.
Основной недостаток инициатив этого типа заключается в отсутствии связей с компетентной общественностью. В процессе управления развитием образования данный тип инициатив нуждается в поддержке представителями психолого-педагогической науки для обеспечения их кооперации с инициативами других групп.
В контексте управления развитием образовательной системы учреждения образования педагогические инициативы реализуют функции:
а) адресного обеспечения удовлетворения образовательных потребностей;
б) расширения возможностей получения дополнительного образования;
в) повышения качества (развитие) существующей практики образования в соответствии с актуальными тенденциями социального развития;
г) моделирования новых (альтернативных) образцов практики.
Реализуя названные функции, педагогические инициативы оказываются мощным фактором управления развитием образовательных практик и систем. Решение этих задач предполагает включение различных педагогических инициатив в процесс управления развитием деятельности учреждения образования. В силу многоаспектности задач управления развитием учреждением образования эффективным способом обеспечения качества образовательной системы выступает комплексная поддержка педагогических инициатив.
Создание системы комплексной поддержки педагогических инициатив выступает методом управления педагогическими инициативами, составляющими компонентами которой являются:
информационная поддержка (обеспечение доступа педагогической общественности к информации, адекватной типам и динамике развития педагогических инициатив путем создания развернутой инфраструктуры информатизации образовательной практики);
методологическая поддержка (методологическое обеспечение процессов категоризации, концептуализации, программирования, реализации, мониторинга и экспертизы педагогических инициатив);
нормативная поддержка (оформление и легитимизация педагогических инициатив на основе результатов их экспертизы);
научная поддержка (теоретическое обеспечение цикла восхождения и реализации педагогических инициатив);
методическая поддержка (комплексное обеспечение средствами процессов разработки и реализации педагогических инициатив);
образовательная поддержка (создание условий для освоения участниками всех типов педагогических инициатив механизмов самообразования, самоуправления и саморазвития, механизмов управления развитием образовательных практик);
организационно-деятельностная поддержка (создание условий для развития новых форм организации инициативной деятельности в сфере образования – авангардных зон, клубно-производственных структур, новых форм производственной деятельности);
экспертная поддержка (оценка безопасности и перспективности педагогических инициатив на основе применения методов экспертных оценок и гуманитарной экспертизы);
финансовая поддержка (стимулирование расширения спектра источников и методов привлечения финансовых средств участниками педагогических инициатив);
посредническая поддержка (обеспечение кооперации участников коллективного субъекта государственно-общественного управления развитием образования, стимулирования создания сетевых сообществ).
Создание системы комплексной поддержки педагогических инициатив как механизма управления развитием учреждения общего среднего образования базируется на следующих принципах:
– опоре на педагогические инициативы, появляющиеся как в области практики, так и в сфере наук об образовании;
– приоритете организационной функции управления, обеспечивающей свободу выбора образовательным учреждением путей достижения заданных целей, сопряжено с увеличением доли и значения косвенных управленческих воздействий;
– переходе к опережающему типу управления основывается на активном использовании процедуры проектирования;
– рациональномиспользовании внутренних ресурсов в сочетании с максимальным привлечением внешних ресурсов образования.
Деятельность по управлению педагогическими инициативами в системе комплексной поддержки организуется в соответствии с процессами восхождения и реализации инициатив, которые способствуют наращиванию человеческих ресурсов развития, что становится главным фактором создания новых открытых образовательных практик, расширения сферы влияния инициатив не только на развитие образовательных учреждений, в которых они возникли, но и на развитие региональной образовательной системы, социокультурной практики в регионе (рисунок 1)[18].
Традиционные формы образовательной практики
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ТИП ОБЩЕСТВЕННОСТИ
СФЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Парадигмы, подходы, теории, концепции
Научные программы,
экспериментальные площадки
Новые идеи, образовательные
проекты
Инновационные образовательные площадки
Новые формы
образовательной практики
ФОРМЫ МЕНТАЛЬНОСТИ
ФОРМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИТУАЦИЙ
ФОРМЫ
КУЛЬТУРЫ
ФОРМЫ «ИДЕАЛЬНОГО»
Новые образовательныеситуации
Рисунок 1 Модель участия общественности в управлении развитием образовательных практик
Сущность процесса восхождения педагогических инициатив как объекта комплексной поддержки состоит в прорыве возникшей в общественной среде идеи, инициативы из социального пространства в культурное, а оттуда – в идеальное. Сущность процесса реализации – в движении из области идеального через организацию форм культуры, задающих множественность форм социального бытия, к закреплению в формах менталитета.
Технология реализации модели управления инициативами учреждения
образованияпредполагает, что на каждом этапе деятельности выделяется приоритетное направление комплексной поддержки педагогических инициатив согласно следующему алгоритму [17]:
1-й шаг – управленческая деятельность по упорядочению стихийных инициатив (направленность комплексной поддержки на совместное с социальными партнерами определение реестра современных инициатив);
2-й шаг – работа с организованными инициативами (направленность комплексной поддержки на обучение инициативных педагогов из стихийных зон социальным умениям, налаживание организованных связей между группами социальных партнеров);
3-й шаг – проектное оформление инициатив (направленность комплекснойподдержки на организацию и обучение различных инициативных групп конкретных проектов, проведение конкурса проектов);
4-й шаг – окультуривание инициатив (направленность комплексной поддержки на научное обеспечение инициатив, получивших проектное оформление).
5-й шаг – создание авангардных зон (направленность комплексной поддержки навыделение в региональной системе мест для реализации новых идей, нормативное оформление, тиражирование опыта, PR);
6-й шаг – внедрение окультуренных инициатив в образовательную практику (направленность комплексной поддержки на распространение апробированного новшества, создание новых форм образовательной практики) [13, С.49-50].
Следовательно, условием создания системы комплексной поддержки педагогических инициатив становится участие педагогов как авторов инициатив в деятельность по определению условий, необходимых для успешной реализации ими своих инициатив; условий, которые потом будут нормативным и правовым образом закреплены в системе комплексной поддержки педагогических инициатив конкретного учреждения образования.
Участие в определении вышеназванных условий является фактическим проявлением педагогами гражданской позиции: отношении к обществу, деятельности, людям, самим себе. Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Гимназическое (школьное) сообщество – объединение вокруг конкретного учебного заведения различных субъектов, имеющих к нему отношение: не только педагогов, учащихся и их родителей, но и представителей других организаций, стремящихся оказывать поддержку извне (государственные и местные органы, объединения, союзы, университеты, ассоциации, независимые организации, предприятия, другие учебные заведения и т.д.) [32].
Становление активной гражданской позиции всех членов гимназического сообщества представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Таким образом, субъекты образовательной практики, включаясь в процесс продуцирования инициатив, способны активно внедрять прогрессивные педагогические идеи в социальную среду, создавать новые образцы образовательной практики, что закладывает основу коллективного управления в системе образования.
В учреждении общего среднего образования созданию системы коллективного управления могут способствовать специально организованные пространства авангардного опыта, которые способны генерировать идеи, работать с инициативой, различать типы инициатив и окультуривать их. В авангардных зонах происходит обеспечение условий для становления и развития педагогических инициатив через развивающую и развивающуюся деятельность коллективных субъектов управления, что способствует формированию государственно-общественного управления учреждением образования.
Окультуривание инновационной стихии педагогических инициатив в образовательной среде, восхождение их из социальных ситуаций в культурные формы, нормирование окультуренных инноваций, легитимизация их в целях проникновения в процессы обновления деятельности учреждений образования – ключевые задачи создания «авангардных зон» как механизма внедрения модели комплексной поддержки педагогических инициатив в деятельность Государственного учреждения образования «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно».
Предполагаемые результаты
|