Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 7 | страница 8

Формы проведения СРСП по курсу «Экономическая политика»




Название темы
Формы проведения СРСП

Тема 1. Предмет, объект и субъекты эко­номи­чес­кой политики

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, составление глоссария, написание эссе, написание рефератов*

Тема 2. Сущность и закономерности пе­реход­ной экономики

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, обсуждение кейса.*

Тема 3. Механизм принятия правительст­­венных решений

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, решение задач, обсуждение кейса.*

Тема 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание академического эссе, разработка группового проекта, оппонирование группового проекта, составление дополнительного глоссария.*

Тема 5. Бюджетно-налоговая политика государства (фискальная)

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, составление дополнительного глоссария.*

Тема 6. Политика управления государственным долгом


Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов*

Тема 7. Социальная политика

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, презентация. *

Тема 8. Валютная политика.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, составление дополнительного глоссария, мини-презентация.*

Тема 9. Инвестиционная политика.

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание обзора по теме, составление дополнительного глоссария.*

Тема 10. Формы общественного разделения труда и направления экономической политики

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов*

Тема 11. Торговая политика

Изучение конспектов лекций и конспектов дополнительной литературы, выполнение заданий, решение задач, тестовых вопросов и вопросов для самоконтроля, написание рефератов, составление дополнительного глоссария, обсуждение кейса.*

* - предусмотрена возможность инициативного предложения студентов по применению по теме дополнительной или альтернативной формы СРС (СРСП)

Тема 1. Предмет, объект и субъекты эко­номической политики
Задания СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

  3. Выполнить предлагаемые задания.

  4. Ответить на тестовые вопросы.

  5. Составить глоссарий по теме.

  6. Написать академическое эссе на тему «Взаимосвязь экономики и политики».

  7. Подготовить реферат на тему: «Экономико-математические методы и экономическая политика государства».


Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается сущность экономической политики?

  2. Приведите критерии и классификацию экономической политики.

  3. Охарактеризуйте предмет, объект и метод экономической политики.

  4. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подхода к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каком – второй?

  5. Обозначьте цели, субъекты и инструменты экономической политики.

  6. В чем заключается сущность и значение макроэкономического программирования?

  7. Перечислите основные теории экономической политики


Задания

1. Приведите примеры позитивных и нормативных утверждений.

2. Предложите теорию «порочного круга нищеты», характеризующую ситуацию в Республике Казахстан в конце 80-х начале 90-х годов. Вышла ли страна из данного «круга»?

3. Перечислите программы, проводимые Правительством РК с 1991 года. К какому виду программ, в зависимости от целей они относились? Каковы результаты проводимых программ?

4. Охарактеризуйте программы, осуществляемые Правительством РК в настоящее время. Оформите результаты в виде таблицы:


Название программы

Цель

Временные рамки

Инструменты

Результат
















5. Приведите пример государственной политики, действующей в качестве ав­томатического стабилизатора. Объясните, почему эта политика оказывает стабилизирующий эффект.

6. Согласны ли вы с утверждением: государственное вмешательство в экономические процессы приводит к сглаживанию циклических колебаний производства. Обоснуйте ваш ответ.


Тесты

1. Экономическая политика - это:

а) государственное регулирование экономики.

б) перевод экономической системы из одного динамического состояния в другое по разработанной правительством программе;

в) экономическая система;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

2. Позитивная экономика:

а) имеет дело с конкретными фактами и свободна от субъективных оценочных суждений;

б) отражает чьи-то оценочные суждения относительно того, каким должно быть то или иное экономическое явление;

в) экономическая реформа;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

3. Экономическая стратегия – это:

а) система крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности

б) совокупность приёмов и форм экономико-политической деятельности

в) сознание общества по вопросам, имеющим актуальное экономико-политическое содержание

г) все ответы верны

д) все ответы не верны

4. Объектом экономической политики выступает:

а) экономическая система;

б) приёмы систематизации и анализа социально-экономической информации;

в) государственное регулирование экономики;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

5. Типология экономических политик В. Ойкена включает:

а) политика централизованного, полностью или частично, управления экономикой;

б) политика среднего пути;

в) политика конкурентного прядка;

г) точечная политика;

д) все ответы верны.

6. Согласно теории Я. Тинбергена составляющими экономической политики являются:

а) ключевые цели благосостояния;

б) инструменты;

в) модель;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

7. Соотношения между ростом численности населения и изменением экономических условий отражает теория:

а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.

б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.

в) «Круг отсталости» Б.Кналла.

г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.

д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.

8. Какая теория объясняет стагнацию узостью внутреннего рынка и нехваткой ресурсов для модернизации:

а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.

б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.

в) «Круг отсталости» Б.Кналла.

г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.

д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.

9. Согласно какой теории в основе отсталости лежит низкий уровень дохода:

а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.

б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.

в) «Круг отсталости» Б.Кналла.

г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.

д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.

10. В какой из нижеперечисленных теорий политический риск выступает как источник экономического спада:

а) Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбенстайна.

б) «Порочный круг» нехватки капитала по Р.Нурксе.

в) «Круг отсталости» Б.Кналла.

г) «Порочный круг нищеты»: кейнсианская интерпретация.

д) Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. При подготовке, прежде всего, уделите внимание изучению классификации экономической политики, изучите цели и инструменты. Затем акцентируйте внимание на элементах макроэкономического программирования. Подробно изучите теории экономической политики.
Тема 2. Сущность и закономерности переходной экономики

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить задания.

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Подготовить рефераты на темы:

«Проблемы формирования и пути совершенствования рыночной инфраструктуры в РК ».

«Проблемы структурной перестройки экономики РК».

6. Обсудить кейс: «Алматинская табачная компания»
Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте механизм трансформации командно-админист­ра­тивной эконо­мической системы в рыночную.

2. Перечислите основные этапы макроэкономической стабилизации в РК.

3. Перечислите меры демоно­полизация экономики и поощрение конкуренции в РК.

4. В чем заключается адресная система социальной поддержки населения?

5. Охарактеризуйте этапы приватизации собственности в Казахстане. Какие методы приватизации использовались в Казахстане?


Задания

1. Составьте сравнительную таблицу командно-административной системы и рыночной системы с выделением положительных и отрицательных сторон. Сделайте выводы.

2. Проведите анализ по структуре собственности по странам, выделив в процентном соотношении частную и государственную собственность. Покажите связь или отрыв экономического развития страны от структуры собственности.

3. Составьте сводную таблицу основных макроэкономических показателей Республики Казахстан с 1991 года. Это необходимо для дальнейшей работы по темам дисциплины.


Тесты

  1. Движение первой группы переходных отношений связано с:

а) углублением разделения и повышением кооперации труда;

б) сменой форм собственности;

в) преобразования в социальной сфере;

г) преобразования в политической сфере;

д) все ответы верны.


  1. Слагаемыми функции (F) государства в переходной экономике не являются:

а) функции государства в условиях командной экономики;

б) функции связанные с отказом от прежней и созданием новой правовой среды;

в) функции регулирования рыночной экономикой;

г) функции связанные с отказом от прежней и созданием новой рыночной среды;

д) все ответы не верны.


  1. Роль правительства в качестве мультипликатора трансформации не включает:

а) степень бюрократизации;

б) степень компетентности правительства;

в) степень монополизации власти;

г) степень заинтересованности правительства;

д) все ответы не верны.


  1. К основным направлениям функциональной системы госрегулирования не относится:

а) научное обеспечение государственного регулирования;

б) повседневное руководство;

в) выработка, применение и корректировка методов госрегулирования, используемых в сочетании с методами рыночной саморегуляции;

г) отбор и ротация кадров;

д) все ответы не верны.


  1. Усиление регулирующей и мобилизирующей роли государства в переходный период не включает:

а) переход от ситуационного государственного управления к программно-целевому и стратегическому управлению;

б) сужение базы гражданских и личных свобод человека;

в) государственную защиту частной собственности;

г) создание адекватной правовой базы;

д) приоритетную направленность борьбы с преступностью.


  1. К основным факторам фиаско, неэффективности гос. регулирования относят:

а) недостаток информации и её искажение;

б) чрезмерное либо недостаточное налогообложение;

в) злоупотребление властью;

г) наличие временных лагов;

д) все ответы верны.


  1. К издержкам трансформации командной экономики в рыночную относят:

а) издержки системы налогообложения;

б) углубление экономического кризиса;

в) усиление социальной нестабильности;

г) проблема аномии и усиление эффекта «непредвиденных обстоятельств»;

д) все ответы верны.


  1. К факторам увеличения социальной нестабильности в экономике не относятся:

а) стратификация общества;

б) большой разрыв в уровне доходов;

в) высокий уровень сбережений и инвестиций домашних хозяйств;

г) поляризация общественных интересов;

д) все ответы не верны.


  1. Сущность явления аномии заключается в:

а) распаде нормативных систем;

б) ломке законного и традиционного порядков;

в) в том, что вновь созданная система законов не может быть сразу гармонизирована;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.


  1. Критериями выявления объективных границ этапов антикризисного управления являются:

а) масштаб и характер стратегических и ситуационных целей;

б) степень государственного вмешательства в экономику;

в) наличие конкуренции и конкурентно среды;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.
Кейс «Алматинская табачная компания»

Алматинская табачная фабрика стала первым казахстанским предприятием, привати­зированным по индивидуальному проекту. Контракт на продажу государственного пакета акций был заключен с компанией «Филип Моррис» в ноябре 1993 г.

Приобретение табачной фабрики в Алматы стало для «Филип Моррис» важным шагом в освоении постсоветского рынка. До этого компания приобрела табачные фабрики в Клайпеде, Краснодаре, Харькове, Санкт-Петербурге. Эксперты компании с 1992 г. изуча­ли казахстанский рынок и нашли его многообещающим. Тогда же начались предваритель­ные переговоры с представителями правительства Казахстана.

Заключению контракта способствовали два обстоятельства.

Во-первых, табачная фабрика находилась в финансовом кризисе и сокращала произ­водство. Мощности предприятия рассчитаны на 15 млрд. курительных единиц в год, од­нако, с 1990 г. начался спад производства, и в 1992 г. фабрика выпустила лишь 9 млрд. ку­рительных единиц.

Главными причинами спада, по словам руководителя фабрики Т. Медеушева, стали отсутствие сырья, материалов, а также запасных частей к оборудованию. Раньше поставки запчастей осуществлялись чрез союзные внешнеторговые структуры («Союзимпорт»). После распада СССР фабрика должна была расплачиваться за все поставки самостоятель­но, но была не в состоянии это сделать, т. к. не имела валютных ресурсов.

По «инерции» продолжался выпуск продукции, предназначенной исключительно для продажи на внутреннем рынке республики. При этом допускались частые технологические нарушения, были снижены требования к качеству продукции. Изделия фабрики сохраняли относительную конкурентоспособность на местном рынке лишь благодаря своей низкой цене.

Однако правительство понимало неизбежность дальнейшего отпуска всех цен, что в дальнейшем должно было привести к резкому возрастанию себестоимости изделий и, как следствие, - кризису сбыта и остановке предприятия. С учетом такой перспективы, фабрику выгодно было продать зарубежному инвестору, переложив на него все «головные боли».

Вторым обстоятельством в пользу скорейшей приватизации стал тяжелейший финан­совый кризис в Казахстане, усилившийся после того, как летом 1993-го Россия в односто­роннем порядке ввела собственную валюту. К тому времени у Казахстана была уже заго­товлена напечатанная в Лондоне национальная валюта, однако валютный запас республи­ки был небольшим - около 400 млн. долл. Сделка с «Филип Моррис» позволила увеличить его сразу на 100 млн. долл.

Первоначально правительство пыталось оставить за республикой более солидный па­кет акций. Представители Госкомимущества даже вели речь о создании на базе фабрики СП с 50%-й иностранной долей. Однако вскоре казахстанским чиновникам стала очевидна бесперспективность таких требований. «Филип Моррис» и другие компании желали быть единоличными владельцами, рассматривая такой статус в качестве основной гарантии эффективности своих капиталовложений.

В итоге, летом 1993 г. правительство объявило международный тендер на право по­купки акций табачной фабрики. В нем участвовал ряд фирм, в том числе американская компания «Эр-Джи-Эй Набиско», впоследствии выкупившая Шымкентскую кондитер­скую фабрику. «Филип Моррис» победила, предложив тендерной комиссии самые выгод­ные условия - американская компания расплатилась за государственный пакет акций (97%) в 103 млн. долл. США. Также «Филип Моррис» обязалась в течение 5 лет инвести­ровать в производство 240 млн. долл.

Это был принципиально новый для Казахстана механизм иностранного финансирова­ния, который предоставлял правительству дополнительные гарантии наличия предусмот­ренных в соглашении инвестиционных ресурсов и облегчал контроль за исполнением пунктов контракта и расходования средств.

Год спустя управляющий директор АТК «Филип Моррис» Марк Дюрст признал: «что в сделке с правительством гарантии предоставлялись в одностороннем порядке». Были и приятные неожиданности: профессиональный уровень работников АТК «Филип Моррис» оказался более высок, чем на аналогичных предприятиях в СНГ. Тем не менее, компания сразу же занялась повышением квалификации инженерно-технического персонала.

Американцев привлекли не только перспективы внутреннего рынка, но и сравнитель­но новое технологическое оборудование, установленное на фабрике, что позволило ино­странному инвестору на первых порах не спешить с радикальным обновлением оборудо­вания, с максимальной эффективностью используя имеющиеся мощности.

Весной 1994 г. руководство вынуждено было приостановить производство из-за не­конкурентоспособности продукции. Все заполнил дешевый и незаконный импорт. Пона­добились многочисленные встречи Марка Дюрста с премьер-министром и даже президен­том республики по вопросам налогообложения, акцизов и другие. Надежды «Филип Мор­рис» на постепенное усиление защиты со стороны властей от нелегального и привилеги­рованного импорта начали оправдываться и дело постепенно пошло в гору. В 1994 г. АТК выпустила 12 млрд. курительных единиц, в 1995 г. - 13 млрд., в 1996 г. - 13,855; в 1997 г. -17,397 млрд. единиц сигарет. На сегодня компания построила новые производственные корпуса и планирует довести объемы до 25 млрд. курительных единиц в год.

Вопросы для обсуждении:

1. Что явилось главной причиной продажи госпакета акции табачной фабрики?

2. Насколько был эффективен данный метод иностранного инвестирования?

3. Что вы думаете о процессе приватизации крупных и уникальных объектов Казах­стана по индивидуальным проектам?


Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы, прежде всего, с анализом данных статистических сборников и нормативных актов. Еще раз повторите из курса «Экономической теории» сущность командно-административной и рыночной экономики, уясните различия между централизованным планированием и государственным регулированием. В курсе «Макроэкономика» повторите тему «Система национальных счетов». Акцентируйте внимание на изучении этапов и результатов реформирования экономики РК, так как для принятия верных решений в дальнейшем необходимо четко знать результаты проводимых ранее реформ!



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 7 | страница 8

Смотрите также: