Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 7 | страница 8
Тема 3. Механизм принятия правительственных решений

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Подготовить рефераты на темы:

«Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса в РК»

«Логроллинг: мировая практика и практика применения в Республике Казахстан»

7. Обсудить кейс «Алматинское метро»


Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается процесс принятия правительственных решений?

2. Что понимается под рациональностью индивида в общественном выборе?

3. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократичность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо принятие решений при условии полного единогласия?

4. Что такое издержки принятия решений? Из чего они складываются?

5. Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето?

6. Что представляет собой демократия как экономическое явление?
Задания

1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные последствия лоббирования и логроллинга.

2. Приведите примеры лоббирования правительственных решений в РК.

3. Каковы условия проведения эффективной денационализации? Проанализируйте опыт приватизации в РК? Каковы ее достоинства и недостатки?

4. На рисунке показано распределение голосов. Используя рисунок, ответьте на вопросы:

а) на выборах представлены всего два кандидата, и один из них выбирает позицию В, а другой - D. Определите процент голосов, которые каждый из них получит.

б) если два кандидата занимают позицию G, а третий позицию А, кто тогда победит на выборах?

5. На графике представлены кривые спроса и предложения товара А. В настоящее время в отрасль входит 100 фирм. Отрасль кон­курентна, цена товара равна 30 долл., объем выпуска - 3,0 млн.. долл. Предположим, что фирмы хотели бы организовать лобби и создать картель. Представители фирмы подсчитали, что на созда­ние лоббистской группы и принятие законопроекта потребуется 160 тыс. долл. в год для каждой фирмы.

а) Какую прибыль получит отрасль, если она будет продавать свой товар по цене 40 долл.?

б) Какую прибыль получит каждая фирма?

в) Выгодно ли для фирм образование картеля?

6. Все избиратели сгруппированы в три одинаковые по вели­чине группы: молодежь, люди средних лет и пожилые. Распределе­ние их симпатий между тремя кандидатами в президенты показано в таблице (в %).







Молодежь

Люди средних лет

Пожилые

А

35

34

65

В

25

30

40

С

40

36

15

а) кто победит при принятии решения простым большинством голосов?

б) в какой степени каждая возрастная группа будет удовле­творена таким выбором? Изменилось ли что-либо, если бы выборы проходили по двухступенчатой системе?

в) чья победа была бы наиболее вероятна, если бы можно было применить логроллинг?

7. Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку Партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их при голосовании о дотациях на предметы первой необходимости. Как называется это явление?

8. Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис должны принять решение о последовательности действий: ехать в Англию за подвесками королевы (X), спасать невесту д'Артаньяна из Бастилии (Y), устроить попойку в трактире (Z) или уйти в монастырь (W). Если порядок предпочтений для каждого из мушкетеров Д'Артаньян – Y, X, Z, W, Атос – X, Y, Z, W, Портос – Y, Z, X, W, Арамис – X, Y, W, Z. Какая программа действий будет в итоге принята, если решение принимается большинством голосов?

9. Предположим, что акимат решил создать небольшой парк. Каждый житель должен проголо­совать «за» или «против». Чтобы посадить парк и содержать его в порядке, жители должны платить ежегодно 12 тыс. тенге., причем каждый из них должен платить равный налог. В таблице показана ежегодная выгода, полученная каждым жителем.




Жители

Ежегодная выгода одного жителя, тенге.

Аистов

1800

Бекасин

260

Воробьев

1700

Грачев

1200

Дроздов

600

Ежов

2200

Жаворонков

1540

Зябликов

1700

а) определите общую чистую выгоду, получаемую ими.

б) если каждый житель будет голосовать в соответствии с полученными чистыми выгодами и издержками, то кто будет голосовать «за», а кто «против»? Будет ли принят законопроект?



Тесты

  1. Социально-психологический фактор включает:

а) национальный менталитет и тра­диции;

б) степень рациональности ожиданий у публики;

в) доверие к действиям правительства;

г) все ответы не верны;

д) все ответы верны.


  1. Лаг – это:

а) промежуток времени, необходимый для адаптации;

б) периоды более или менее длительных, выражающих непростые связи между экономикой и политикой

в) промежутки между обнаружением и принятием решения;

г) все ответы не верны;

д) все ответы верны.


  1. Бюрократизм – это:

а) бумажность, волокита, множе­ство согласований и комиссий, отписки, заседательскую суету.

б) собственность аппарата на выполнение функций управления.

в) профессиональное «заболевание» работников аппара­та управления.

г) все ответы не верны;

д) все ответы верны.


  1. По мнению кого трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм:

а) Р.Мертон;

б) Дж. Кейнса;

в) П. Самуэльсона;

г) К. Маркса;

д) К.Эрроу


  1. Элитарно-демократический режим не включает:

а) народ устраняется от участия в процессе выработки политических решений под предлогом некомпе­тентности в науке управления.

б) «демократические» институты приобретают символическую цен­ность, созда­вая у народа иллюзию участия в политике посредством участия в выборах и предпочтения той или иной партии.

в) политический плюрализм сводится к конкуренции поли­тических элит, представляющих высшие структуры государственной власти, партий и иных об­щественно-политических организаций

г) ни один из классов не оказывается в состоянии быть выразителем всеобщего интереса.

д) все ответы не верны


  1. Извлечение прибыли за счет использования субъектом своего иерархического статуса, служебного положения – это:

а) административная рента;

б) земельная рента;

в) чистая прибыль;

г) инвестиционный доход;

д) все ответы не верны.


  1. Система и практика реализации интересов различных групп граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов – это:

а) бюрократия;

б) демократия;

в) лоббизм;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.


  1. Что из нижеперечисленного неверно:

а) основоположником теории политического делового цикла был У. Нордхаус;

б) в качестве экономических переменных У. Нордхаус принял уровень инфляции и безработицы;

в) функция всеобщего голосования отражает определенный на данный момент уровень инфляции и безработицы;

г) рациональный человек – это человек действия;

д) «память» обостряется к моменту проведения очередных выборов.


  1. Основоположниками теории общественного выбора являются:

а) Дж. Бьюкенен, К. Эрроу;

б) Р.Нурксе, Дж. Кейнс;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс;

г) К. Эрроу, Б. Олин.

д) М. Фридмен, Дж. Бьюкенен.


  1. Что из нижеперечисленного неверно:

а) «Обостряющая» память экспонента действует, охватывая лишь электоральный период;

б) действие «Обостряющей» памяти экспонента на экономическую политику оказыва­ется существенно иным, чем долгосрочного дис­контирующего фактора;

в) дисконтирую­щий фактор действует от начала периода со все возрастающей силой, «обостряющий» фактор дейст­вует с убывающей силой;

г) память «обнуляется», и по прошествии выборов все повторяется вновь.

д) все ответы не верны
Кейс «Алматинское метро»

Предыстория. Год 1980. Алматы (тогда еще столица) - крупный развивающийся де­ловой и культурный центр на юго-востоке Казахстана, имеющий население 1,2 млн. чело­век, рост которого прогнозируется до 1,46 млн. к 2010 г.

С целью улучшения транспортного обслуживания и экологической ситуации в городе правительством принимается постановление о проектировании и строительстве метропо­литена. Метро полагалось, с одной стороны, «по штату» городам с численностью населе­ния более одного млн. человек, с другой, - проект стал ответом в негласном соревновании между Казахстаном и Узбекистаном. В Ташкенте метро действует давно, правда, количе­ство станций там невелико и его основным достоинством является прохлада вестибюлей во время жаркого южного лета.

Год 1981. Московским институтом «Метрогипротранс» разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО). Проект состоял из 8 станций, расположенных на про­тяжении 8 км: станции Райымбек, Жибек-Жолы, Алмалы, Жетысу, Площадь Республики, Байконур, Тулпар и Алатау.

7 сентября 1988 г. по утвержденному проекту начато строительство первой очереди метрополитена. К этому моменту уже был выполнен большой объем подготовительных работ (вынос коммуникаций, снос строений и переселение граждан, строительство объ­ездных дорог), построена производственная база. За период строительства сооружено 7,0 км горных выработок в центральной части города, в том числе 4,7 км перегонных тонне­лей, пройдено два наклонных хода эскалаторных тоннелей общей длиной 120 м и других вспомогательных выработок.

Трудности продолжения строительства. Компания «СНС-Лавалин Интернейшнл Инк». По принятым правительством решениям о сроках строительства ввод в эксплуа­тацию первой очереди линии метро должен был осуществиться уже в конце 1997 г. После того, как Казахстан стал суверенным, объем финансирования метрополитена уменьшился до минимума, обеспечивающего текущие расходы на вентиляцию, охрану и поддержание горных выработок и техники. Затем столицу перенесли в Астану, а Алматы превратился в город республиканского подчинения, немного потеряв в населении, количестве приезжих и налоговых поступлениях. Начиная с 1994 г., ежегодное финансирование строительства метро из бюджета республики было сокращено (до 15 - 20% от необходимого объема), что привело к значительному отставанию от срока пуска метрополитена.

Учитывая сложность с бюджетным финансированием, по поручению правительства республики аппаратом акима г. Алматы и ОАО «Алматыметрострой» началась работа по привлечению инвестиций на строительство метро.

С этой целью был проведен тендер с участием нескольких зарубежных фирм, имею­щих опыт работы в проектировании объектов инфраструктуры.

В 1995 г. подписан протокол намерений с канадской инжиниринговой компанией «СНС-Лавалин Интернейшнл Инк» о разработке технико-экономи­ческого обоснования строительства метро в г. Алматы и организации кредитного финансирования. Канадцы раз­работали собственный проект с 7 станциями при той же протяженности метрополитена - 8,3 км. Но добавился участок второй очереди, представляющий собой систему автобусной доставки: станции Алатау, Сайран и Аксай. Предусматривалось курсирование автобусов, обеспечивающих пассажиропоток в западные районы города. Срок строительства был ус­тановлен в 48 месяцев.

Но... после разработки ТЭО у канадских партнеров возникли трудности с привлече­нием инвестиций. И хотя официального отказа не последовало, компания «СНС-Лавалин Интернейшнл Инк» отворачивается от проекта.

Обоснование необходимости проекта и действия власти. Акимат Алматы пытает­ся еще раз реанимировать проект и ищет инвесторов, способных вложить сотни млн. долл. И здесь возникают вопросы: нужно ли метро Алматы? Сколько будет стоить проезд? Бу­дет ли проект приносить прибыль или потребует дотаций из бюджета?

Были приведены следующие основные аргументы в пользу строительства метро в Алматы:

- город не выдержит увеличения количества автомашин (табл. 1.);

- выгоднее построить метро, чем нести затраты на расширение дорог, увеличение числа стоянок и так далее; экологическое преимущество подземного транспорта;

- дополнительные рабочие места;

- необходимость достроить, иначе возможны провалы и обрушения, «замораживание» проекта стоит дорого, не меньше, чем завершение;

- выше станет качество услуг. Кроме того, к преимуществам метро относят его высокую среднюю скорость транспортировки, независимость от природно-климатических усло­вий и устойчивость в эксплуатации.

На основании данных статистики были просчитаны следующие данные:

Таблица 1. Количество автомашин в Алматы


Годы



Парк автомобилем, тысяч штук

Всего автомобилей

в том числе, легковых авто

1990

86,8

56,9

1991

96,2

67,9

1992

124,0

93,9

1993

153,2

123,9

1994

164,7

137,4

1995

160,9

154,4

1996

201,9

172,6

1997

193.3

168,1

1998

193,1

168,4

1999

186,8

162,4

Как показывают расчеты, в Алматы автотранспорта достаточно много. Подтверждение тому увеличение числа «пробок» на основных магистралях города. На некоторых пере­крестках по сравнению с ситуацией двадцатилетней давности можно проехать только по­сле пятого-шестого переключения светофора. Но если в качестве сравнения взять Москву, то город Алматы по-прежнему провинциальный населенный пункт с невысокой плотно­стью и интенсивностью дорожного движения.

Относительно аргумента, что достроить метро дешевле, чем развивать дорожную ин­фраструктуру можно заметить, что расширять полотно, делать развязки и другие работы по совершенствованию дорог можно поэтапно, отдельными участками. Поэтому едино­временная потребность в инвестициях сокращается на два порядка, равно как и риск сры­ва проекта. Кроме того, Алматы имеет достаточно широкие улицы и может обеспечить увеличение пропускной способности основных магистралей, реконструкция проспекта Абая тому подтверждение.

С экологическим преимуществом метрополитена спорить невозможно. Но, возможно, что 50 млн.. долл. инвестиций в развитие трамвайно-троллейбусного парка и маршрутов вполне заменили бы метро и автобусы. Тем более что протяженность первой очереди в Алматы невелика и проходит параллельно основным магистралям. Также трудно не со­гласиться, что наличие пустот под зданиями и сооружениями бывшей столицы не способ­ствует безопасности ее жителей, а «замораживание» проекта будет стоить не намного де­шевле, чем его завершение, притом без каких-либо шансов на возврат инвестиций. Два последних аргумента являются главными в пользу Алматинского метро.

С метрополитеном Алматы попал в безвыходную ситуацию. «Заморозить» проект жалко, слишком много вложено средств и надежд, да и опасно с точки зрения возможных провалов. Достроить и запустить - очень дорого для страны, которой предстоит еще долго вкладываться в новую столицу. Да еще неизвестно, будет ли метро рентабельным, и оку­пятся ли вообще инвестиции.

Проблема поиска инвестиций на завершение метро маскирует другую, более важную, проблему. Будет ли метрополитен экономически эффективен? Или после своего заверше­ния превратится в «черную дыру», которая сначала безвозвратно проглотит инвестиции, а потом начнет вытягивать дотации из городского бюджета. Для аргументации необходимо­сти метро можно рассмотреть транспортные потоки в бывшей столице (табл. 2.). Воз­можно, что данные Агентства по статистике не совсем верны, поскольку не полностью учитывают перевозки частными маршрутными такси и автобусами, но иные данные про­считывать сложно.



Как видно из таблицы, перевозки пассажиров общественным транспортом сократи­лись к 1999 г. по сравнению с 1990 г. в 2,3 раза. Причин тому множество, начиная от оста­новки сотен алматинских предприятий, высокой стоимости проезда и кончая отменой льгот для пенсионеров и других социально незащищенных слоев населения. А это означа­ет, что все расчеты, положенные в основу технико-экономического обоснования проекта, безнадежно устарели. С потоком пассажиров из спальных районов в промышленную зону Алматы может справиться действующий общественный транспорт. Рассчитывать на ско­рое увеличение числа поездок не следует.
Таблица 2. Транспортные потоки в Алматы

Годы


Перевезено пассажиров, млн. человек

Среднегодовая чис­ленность населения, тыс. чел.

Количество поездок на 1 человека

авто­бус

троллей­бус

трам­вай

итого

1990

501,8

101,8

48,6

652,2

1109

588

1991

446,2

84,5

37,5

568,2

1127

504

1992

385,8

67,3

26,5

479,6

1134

423

1993

390,3

80,1

27,6

498

1130

441

1994

314,3

88,1

20,8

423,2

1120

378

1995

374,1

101

14,7

489,8

1113

440

1996

401,1

112,7

15,8

529,6

1115

475

1997

364,4

124,1

17,2

505,7

1119

452

1998

275,9

98,7

9,9

384,5

1125

342

1999

187,0

82,5

9,9

279,4

1132

2474

Сравнения с метро других городов СНГ. В России, где действуют шесть метрополи­тенов (в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Ново­сибирске), все они являются дотационными. Да и численность населения в этих населен­ных пунктах существенно выше. Кроме того, все они являются центрами мегаполисов, что также дает прирост перевозок. В Москве, например, около 60% перевозок пассажиров об­щественным транспортом осуществляет метрополитен. Каждый день он перевозит 9 млн. пассажиров. В среднем каждый москвич делает 1 поездку на метро в день. Но в этом го­роде 161 станция и 260 км длины путей. В Алматы на одного жителя приходится всего 0,7 поездки в день на всех видах общественного транспорта. Но поскольку размеры и протя­женность метрополитена у нас будут намного меньше, лишь незначительная часть из это­го количества перераспределится на него.

Очевидно, что даже если цена одноразового проезда на алматинском метро будет вы­ше, чем в России, где она составляет около 10 центов США, плотность потока пассажиров и, соответственно, доходов, будет у нас намного ниже. По данным на май 2000 г., Мос­ковский метрополитен имел ежемесячно 90 млн.. рублей непокрываемого убытка - это бо­лее 3 млн.. долл. Дотации из городского бюджета должны были составлять около 20% экс­плуатационного бюджета. В этих условиях говорить о возврате инвестиций и окупаемости проекта не стоит.

Вторым в России по размерам и количеству пассажиров является Петербургский метро­политен. Плата за проезд здесь составляет 50% доходов, поступления от рекламы и аренды - 8%, остальные 42% - это бюджетное финансирование. Конечно, у наших северных соседей сохранилась развитая система льгот, которая в Казахстане давно уже отменена. Например, в Санкт-Петербурге в 1999 г. 38% пассажиров имели право на льготный проезд по раз­личным карточкам (единым, студенческим, школьным, на несколько поездок). Еще 37% ездили вообще бесплатно. И только 25% платили полную стоимость - 3 рубля. Специа­листы подсчитали, что доходная ставка по всем льготным категориям в среднем составила 1,31 рубля, по студенческим проездным - 0,5 рубля, по школьным - 0,36 рубля, по еди­ным - 1,68 рубля, в среднем - 1,24рубля. Но Петербургское метро перевозит 5,1 млн.. пас­сажиров в день, что дает в расчете на одного жителя города более 1 поездки. Общее коли­чество станций составляет 58, а длина маршрутов 99,5 км.

Компания «Бомбардир» и надежды на завершение строительства. Акиматом г. Алматы подписывается с другой канадской компанией второе соглашение-намерение о строи­тельстве метрополитена. Компания «Бомбардир» на первый взгляд кажется очень серьез­ным партнером. За ее плечами строительство метро в таких городах, как Нью-Йорк, Па­риж, Мехико, Лондон, Анкара, что само по себе говорит уже о многом. При этом надо учесть, что подобные проекты, будучи долгосрочными, никогда не приносят быстрой прибыли. Скажем, в случае реализации проекта по строительству метрополитена в Алматы доход он начнет приносить лишь в первой трети следующего столетия. А вложить в него канадцы готовы 694 млн. долл., при этом собственный оборот компании составляет 18 млрд. долл.

Из 694 млн. долл., заложенных в стоимость проекта, собственно на строительство от­водится 564 млн. Остальные средства пойдут на приобретение подвижного состава, авто­бусов, системы, непредвиденные расходы и страховку. Одним словом, всех этих средств должно хватить на сдачу метро под «ключ». За основу специалисты «Бомбардира» взяли ТЭО своих предшественников, сохранив и срок реализации проекта в 48 месяцев.

Финансироваться проект, возможно, будет как за счет республиканского бюджета – 28 млн. долл., так и за счет внешних инвестиций, представленных экспортными кредитами в 382 млн.. долл. и средствами МФО в 154 млн.. долл. (Всемирный банк и Азиатский банк развития).

Вопросы для обсуждения:

1. Что повлияло, по вашему мнению, на невыполнение сроков ввода в эксплуатацию первой очереди метро?

2. Насколько обоснованны аргументы «за» и «против» строительства метро?

3. Что вы думаете о перспективе строительства метро в Алматы?


Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Уясните суть процесса принятия правительственных решений. Подробнейшим образом по дополнительным источникам изучите основные положения «Теории общественного выбора». Проанализируйте направления административной реформы в РК.

Тема 4. Денежно-кредитная (монетарная) политика

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Написать академическое эссе по теме «Роль коммерческих банков в рыночной экономике»

6. Вопрос «Направления и приоритеты денежно-кредитной политики РК» подготовить в форме группового проекта

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.


Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность и виды денежно-кредитной политики.

2. В чем заключаются цели денежно-кредитной политики?

3. Какие инструменты денежно-кредитной политики использует Правительство РК?

4. Перечислите функции Национального Банка РК по разработке и реализации денежной политики.

5. Каким образом государство регулирует рынок ценных бумаг?


Задания

1. Составьте и проанализируйте тренды по следующим показателям:

а) основные показатели денежного обращения РК;

б) количество действующих банков второго уровня в РК;

в) кредиты, предоставляемые экономике, населению, другим банкам;

г) кредиты в разрезе экономики регионов;

д) депозиты граждан в банковской сфере, в том числе по отдельным банкам.

2. На основе трендов г) и д) предыдущего задания выявить банк-лидер.

3. Что характеризуют показатели М0 в М3 и М3 к ВВП? Составьте и проанализируйте динамику изменения данных показателей в РК.

4. Каким образом ставка рефинансирования влияет на кредитную политику банков? Причины динамики ставки рефинансирования.

5. Объясните, как каждое из следующих событий воздействовало бы на пред­ложение денег, спрос на деньги и процентную ставку. Проиллюстрируйте ответы при помощи графиков.

а) трейдеры рынка государственных облигаций покупают государственные ценные бумаги путем проведения операций на открытом рынке;

б) широкое распространение кредитных карточек снижает потребность на­селения в наличности;

в) увеличивается потребность домашних хозяйств в наличных деньгах, ко­торые используются для покупок в выходные дни;

г) оптимистические прогнозы стимулируют рост производственных инве­стиций и увеличение совокупного спроса;

д) рост цен на нефть приводит к смещению краткосрочной кривой совокуп­ного предложения влево.

6. В течение 1991 г. процентная ставка в США резко снизилась. Многие на­блюдатели полагали, что они стали свидетелями экспансионистской денеж­но-кредитной политики. Насколько обоснован такой вывод? (В 1991 г. эко­номика США достигла нижней точки экономического спада.)

7. Как известно, экспансионистская монетарная политика ве­дет к снижению процентной ставки, что стимулирует спрос на потребитель­ские и инвестиционные товары. Объясните, как такая политика стимулиру­ет спрос на чистый экспорт.


Тесты

1. Жесткая денежно-кредитная политика подразумевает:

а) поддержание ставки процента;

б) эмиссию денежной массы;

в) увеличение госдолга;

г) выпуск займов;

д) поддержание на определенном уровне денежной массы.

2. К инструментам косвенного регулирования денежной системы относятся:

а) обязательные резервы и РЕПО;

б) лимиты кредитования;

в) административное регулирование ставки процента;

г) денежная эмиссия;

д) все ответы не верны.

3. Увеличение нормы резервов:

а) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы;

б) снижает ставку рефинансирования;

в) увеличивает госдолг;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

4. К инструментам косвенного регулирования денежной системы не относятся:

а) лимиты кредитования;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки;

г) операции на открытом рынке;

д) все ответы не верны.

5. Передаточный механизм денежно-кредитной политики включает:

а) 2 звена;

б) 4 звена;

в) 6 звеньев;

г) 3 звена;

д) 7 звеньев.

6. Для того чтобы, увеличить денежную массу в стране необходимо:

а) повысить ставку рефинансирования;

б) увеличить норму резервирования;

в) повысить учетную ставку;

г) центральному банку выкупить у коммерческих банков государственные ценные бумаги

д) все ответы верны.

7. Самым оперативным инструментом денежно-кредитной политики является:

а) ставка рефинансирования;

б) учетная ставка;

в) нормы обязательных резервов;

г) операции на открытом рынке;

д) все ответы верны.

8. Национальный банк Казахстана на современном этапе развития проводит политику:

а) жесткую ДКП;

б) гибкую ДКП;

в) инфляционное таргетирование;

г) все ответы не верны;

д) все ответы верны.

9. Часть суммы депозитов, которую банки второго уровня обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке страны – это:

а) обязательные резервы;

б) ставка рефинансирования;

в) избыточные резервы;

г) учетная ставка;

д) операции РЕПО.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения литературы. Из курса «Макроэкономика» повторить категории «денежная масса», «денежная база», «денежные агрегаты» - М0, М1, М2, М3, «таргетирование». Следует четко уяснить сущность и виды денежно-кредитной политики. Дать характеристику регулированию официальных резервных требований. Операциям на откры­том рынке, манипулированию учетной ставкой процента.
Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить рефераты на темы: «Моделирование оптимальной налоговой ставки», «Экономический анализ налоговой реформы РК»

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.
Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение сущности и видам денежно-кредитной политики.

2. Какие инструменты денежно-кредитной политики вы знаете? Все ли применяются Правительством РК?

3. Перечислите этапы передаточного механизма денежно-кредит­ной политики.

4. Что представляют собой дискреционная и автоматическая фискальная политика?

5. Охарактеризуйте субвенционную форму регулирования, виды и назначение дотаций.

6. Охарактеризуйте межбюджетные отношения в РК.

7. Перечислите налоговые и неналоговые источники бюджетных средств.


Задания

1. Составить и проанализировать тренды по следующим показателям:

а) доходы и расходы бюджета РК;

б) дефицит (профицит) государственного бюджета РК.

2. Объясните причины дефицита (профицита) бюджета страны.

3. Проанализируйте структуру налоговых поступлений в государственный бюджет РК и других стран.

4. Составьте таблицу изменений в налоговом законодательстве РК за последние 5 лет с анализом положительного или отрицательного влияния а) на наполняемость бюджета страны б) на деятельность хозяйствующих субъектов.

5. Как вы относитесь к государственным дотациям и субсидиям. Какие, на ваш взгляд отрасли следует дотировать и субсидировать, а какие должны полагаться на собственные источники средств? Обоснуйте свою точку зрения с помощью статистических данных.

6. Распишите, по каким направлениям следовало бы совершенствовать систему налогообложения в РК.

7. На каком уровне должны быть ставки налогов с тем, чтобы стимулировать выход предпринимателей из неформальной экономики? Обоснуйте ваши предложения.

8. Проанализируйте, структуру государственных расходов. Достаточно ли финансируются бюджетом социально значимые отрасли народного хозяйства страны по сравнению с другими странами?

9. По разным причинам в названных случаях происходят колебания уровней производства и занятости, изменение финансово-бюд­­жет­ной политики про­исходит автоматически.

а) объясните, почему, когда экономика вступает в период рецессии, объем налоговых поступлений изменяется.

б) объясните, почему, когда экономика вступает в период рецессии, изменя­ются государственные расходы.

в) если бы правительство должно было бы действовать в условиях необхо­димости поддержания сбалансированности бюджета, то как бы ему следо­вало вести себя при наступлении рецессии? К чему бы это привело — к ее ослаблению или усилению?

10. Рассмотрим две политики - снижения налогов сроком на один год и снижения налогов на несколько десятков лет. Какая политика будет в большей сте­пени стимулировать расходы потребителей? Какая политика окажет более сильное воздействие на совокупный спрос? Объясните ответы.

11. Отметьте, верны или неверны следующие высказывания:

а) национальная экономика будет испытывать стимулирующее влияние государственных закупок только при условии сбалансиро­ванности госбюджета.

б) при проведении рестриктивной фискальной политики налоги сокращаются, а государственные закупки возрастают.

в) встроенных механизмов автоматического регулирования на­логовых поступлений и государственных расходов вполне доста­точно для нормального функционирования экономики.

г) ежегодно балансируемый бюджет позволяет проводить анти­циклическую политику.

д) чрезмерные государственные расходы способствуют затяж­ной экономической депрессии


Тесты

1. Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

д) все ответы не верны.

2. Совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства это:

а) бюджетная система;

б) бюджетный механизм;

в) встроенный стабилизатор;

г) государственные расходы;

д) бюджетная классификация.

3. Встроенная стабильность экономики усиливается при:

а) минимальной предельной налоговой ставке;

б) максимальной предельной налоговой ставке;

в) снижении госрасходов;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

4. Экспансионистская бюджетная политика предполагает:

а) повышение расходов и снижение расходов;

б) понижение расходов;

в) повышение доходов;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

5. Бюджетный излишек – это:

а) доходы равны расходам;

б) доходы превышают расходы;

в) доходы меньше расходов;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

6. Систематизированная группировка доходов и расходов по однородным признакам – это:

а) бюджетная классификация;

б) бюджетный механизм;

в) дефицит бюджета;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

7. Сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых доходов и расходов – это:

а) принцип реальности;

б) принцип полноты;

в) принцип единства;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

8. Циклический дефицит государственного бюджета – это дефицит, вызванный:

а) квазифискальной деятельностью Центрального Банка;

б) сокращением налоговых поступлений;

в) увеличением трансфертов;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

9. Автоматический рост налоговых поступлений и сокращение государственных трансфертов на фоне подъёма деловой активности вызовет:

а) структурный дефицит;

б) циклический дефицит;

в) циклический излишек;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

10. Чем больше размер предельной налоговой ставки, тем:

а) сильнее проявляются функции встроенных стабилизаторов;

б) функции встроенных стабилизаторов не действуют;

в) слабее проявляются функции автоматических стабилизаторов;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. По необходимости повторите основные положения дисциплины «Макроэкономика», касающиеся сущности бюджета и налоговой системы, функций налогов. Рас­смотрите факторы, определяющие уровень налоговых поступлений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.



страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 7 | страница 8

Смотрите также: