Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 7 | страница 8

Тема 6. Политика управления государственным долгом


Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные к теме задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить реферат: «Состояние валового внешнего долга РК»


Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность государственного долга?

2. Охарактеризуйте структуру государственного долга.

3. Какие показатели используются при определении валового внеш­­него долга?

4. Каковы причины увеличения государственного долга?

5. Какие подходы должны быть положены в основу формирования стратегии управления внешним долгом?

6. Перечислите задачи, решаемые в процессе управления государственным долгом.

7. Что представляет собой реструктуризация долга?


Задания

1. Опишите характерные черты британской, французской, американской и латиноамериканской бюджет­ных систем.

2. В 1991-1993 гг. внутренний государственный долг России сокра­тился с 77 до 11% ВВП, хотя прави­тельство продолжало активно финан­сировать дефицит бюджета за счет займов на внутреннем рынке и прак­тически не погашало внутреннюю за­долженность. Какое макроэкономичес­кое явление лежало в основе этого сокращения?

3. Каково состояние внутреннего и внешнего долга РК. Составьте тренд. Сделайте выводы.

4. Составьте таблицу по основным кредиторам РК (в том числе международным организациям и отдельным странам), характеризуя сумму, целенаправленность и возврат (или невозврат) кредита.

5. Проанализируйте эффективность внешних кредитов в экономику РК. Приведите статистические данные, подтверждающие ваш анализ.


Тесты

1. Что из нижеперечисленного не верно

а) значительный госдолг может способствовать развертыванию кризиса платежного баланса;

б) рост госдолга может сопровождаться притоком капитала;

в) рост госдолга может способствовать накоплению большого запаса частного капитала для будущих поколений;

г) рост государственного долга может привести к дефолту при неэффективном управлении им;

д) все ответы не верны.

2. К показателям запаса относятся:

а) долг/ВНП;

б) сумма обслуживания долга /ВНП;

в) Э/ВНП;

г) И/ВНП;

д) все ответы не верны.

3. Какие из ниже перечисленных утверждений верны:

а) значительный госдолг является инструментом полного устранения инфляционного напряжения в экономике;

б) значительный госдолг может снизить экономические стимулы к инновациям и инвестициям;

в) при значительном госдолге чистые зарубежные активы всегда возрастают;

г) рост госдолга никогда не сопровождается удорожанием национальной валюты;

д) рост госдолга обеспечивает рост инвестиционной активности отечественных товаропроизводителей.

4. Растущий внешний спрос на гос. облигации данной страны, вызванный более высоким уровнем внутренней рыночной процентной ставки:

а) увеличивает внешний долг страны и удешевляет её валюту;

б) сокращает внешний долг страны и удорожает её валюту;

в) сокращает внешний долг страны и удешевляет её валюту;

г) увеличивает внешний долг страны и удорожает её валюту;

д) все ответы верны.

5. К государственному долгу по типу держателя не относится:

а) долг денежным властям;

б) долг банкам, принимающим депозиты;

в) долгосрочные облигации;

г) долг нефинансовому частному сектору;

д) все ответы не верны.

6. К внешнему долгу относится:

а) долг международным организациям развития;

б) долг иностранным правительствам;

в) долг иностранным коммерческим банкам;

г) прочий внешний долг;

д) все ответы верны.

7. К основным причинам роста задолженности не относится:

а) увеличение государственных расходов в военное время;

б) циклические спады экономики;

в) рост доходной части бюджета;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

8. Предоставление стране должнику выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг – это:

а) выкуп долга;

б) операции своп;

в) реструктуризация долга;

г) замена существующих долговых обязательств новыми;

д) нет верного ответа.

9. Переоформление долга осуществляется в форме:

а) частичного аннулирования долга;

б) дальнейшего продления сроков долговых обязательств;

в) снижения ставок процента по долговым обязательствам;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

10. Наиболее всеобъемлющим относительным показателем задолженности является:

а) ВВД/ВВП;

б) ВВД/ЭТУ;

в) платежи вознаграждения /ЭТУ;

г) платежи вознаграждения/ВВП;

д) все ответы не верны.
Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В первую очередь дайте определение государственному долгу. Исследуйте показатели, характеризующие валовой внешний долг. Затем перейдите к анализу стратегии управления государственной задолженностью.
Тема 7. Социальная политика
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные к теме задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить презентацию по теме «Система социальной защиты»

6. Подготовить реферат на тему «Реформирование социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры, жилищного хозяйства в РК»
Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные цели и задачи социальной политики государства на современном этапе.

2. Перечислите приоритетные направления социальной политики государства.

3. Охарактеризуйте назначение социальной поддержки населения.

4. Опишите методику расчета реальных доходов населения

5. Обозначьте критерии малообеспеченности населения.

6. Как характеризуется рациональный потребительский бюджет.

7. Что характеризуют показатели: глубина бедности, острота бедности, коэффициент Джини.


Задания

1. Составьте и проанализируйте тренды по следующим показателям:

а) номинальные и реальные доходы населения;

б) потребительская корзина;

в) прожиточный минимум;

г) минимальная заработная плата, в том числе по отраслям и по половозрастному признаку;

д) глубина бедности, острота бедности, коэффициент Джини;

2. Сравните указанные выше показатели с показателями других стран. Сделайте выводы.

3. Считаете ли Вы верным решение Правительства РК по отмене пособия по безработице. Обоснуйте ваш ответ.

4. Опишите, как осуществляется социальная поддержка нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения в РК.

5. Опишите, как влияют социальные нормативы (минимальная заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, связанные с социальной защитой населения, социальный налог) на деятельность предприятий в РК.

6. Проанализируйте зарубежный опыт политики занятости, системы страхования и социальной защиты в других странах. Какие механизмы можно использовать в РК. Обоснуйте Ваш выбор.


Тесты

1. Политика, направленная на изменение уровня и качества жизни - это:

а) социальная политика;

б) фискальная политика;

в) денежно-кредитная политика;

г) инвестиционная политика;

д) промышленная политика.

2. ИЧР измеряет:

а) качество жизни;

б) уровень налогообложения;

в) совокупный спрос;

г) уровень материального потребления населения;

д) потребительскую корзину.

3. Совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения – это:

а) ИЧР;

б) жизненный уровень населения;



в) качество жизни;

г) социальная программа;

д) децильный коэффициент.

4. Набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления – это:

а) минимальный уровень потребления;

б) потребительская корзина;

в) ИЧР;

г) децильный коэффициент;



д) кривая Лоренца.

5. «Черта бедности» определяется:

а) потребительской корзиной;

б) ИЧР;


в) индексом Д. Джонстона;

г) минимальным уровнем потребления;

д) квантилями.

6. Децильный коэффициент определяется:

а) соотношением между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых и средними доходами 10% наименее обеспеченных;

б) соотношением между средними доходами 20% среднего класса и средними доходами 10% наименее обеспеченных;

в) ВВП на душу населения;

г) соотношением между доходами и расходами среднего класса;

д) соотношением ВВП и потребительской корзины.

7. Если коэффициент Джини равен 0,9, то это свидетельствует о том, что:

а) доходы в обществе распределены равномерно;

б) присутствует абсолютное равенство в распределении доходов

в) присутствует абсолютное неравенство в распределении доходов;

г) высокая степень поляризации общества;

д) низкая степень поляризации общества.


  1. Эгалитарный принцип социальной справедливости предполагает:

а) все члены общества получают равные блага;

б) максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

в) максимизируется общая полезность всех членов общества;

г) справедливость устанавливается рынком;

д) все ответы не верны.


  1. Роулсианский принцип социальной справедливости предполагает:

а) все члены общества получают равные блага;

б) максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

в) максимизируется общая полезность всех членов общества;

г) справедливость устанавливается рынком;

д) все ответы не верны.


  1. Утилитарный принцип социальной справедливости предполагает:

а) все члены общества получают равные блага;

б) максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц;

в) максимизируется общая полезность всех членов общества;

г) справедливость устанавливается рынком;

д) все ответы не верны.
Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. В первую очередь уясните сущность и основные направления социальной политики государства. Изучите показатели, характеризующие социальную сферу. Сравните социальную политику в РК и других странах мира.
Тема 8. Валютная политика
Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Решить предложенные к теме задачи

5. Подготовить мини-презентацию на тему: «Валютный курс»

6. Подготовить рефераты на темы: «Валютная политика РК»,

«Мировые резервные валюты».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой валютная политика государства? В чем ее отличие от валютного регулирования?

2. Охарактеризуйте понятия валютные ограничения и валютный контроль.

3. В чем заключается сущность валютного курса и валютного паритета? Что такое спот-курс, форвард-курс?

4. Какие виды валютных котировок вам известны? В чем их различия?

5. Проведите сравнения режимов фиксированного и гибкого валютных курсов.

6. Какого воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального валютного курса?

7. Как рассчитываются номиналь­ный эффективный и реальный эффек­тивный валютные курсы?

8. Каковы основные способы фикса­ции валютного курса?

9. Какими основными способами устанавливается ограниченно гиб­кий валютный курс?


Задания

1. Проанализируйте динамику официального курса доллара США по отношению к тенге с 1993 года.

2. Покажите на примере как рост или падение валютного курса влияет на цены отечественных и иностранных товаров?

3. В каком случае девальвация при­водит к улучшению торгового балан­са?

4. Считается, что при выборе ре­жима валютного курса необходимо при­нимать во внимание следующие четыре параметра: его влияние на рост эффек­тивности использования факторов производства; его потенциальное воз­действие на темп инфляции; насколько хорошо он защищает национальную экономику от нежелательных внешних макроэкономических шоков; является ли он удобным для осуществления тех мер экономической политики, которые планирует правительство. Исходя из этих критериев, оцените переход к плавающему режиму валютного курса в РК.

5. В 1978-1985 гг. реальный валют­ный курс сингапурского доллара вырос на 12%, тогда как номинальный - на 30%. За тот же период реальный эф­фективный валютный курс вырос на 40%.

а) что можно сказать об инфляции в Сингапуре по сравнению с темпами инфляции в странах - его торговых партнерах

б) если для расчета реального эффективного валютного курса использо­вался индекс средней зарплаты в Сингапуре, должен ли он быть больше или меньше изменения индекса реального эффективного валютного курса

в) что можно сказать о конкурен­тоспособности сингапурских товаров на мировом рынке в 1985 г. по сравнению с 1978 г.

г) если считать экономическую си­туацию 1978 г. стабильной и сбаланси­рованной, на сколько процентов необ­ходимо девальвировать сингапурский доллар для восстановления торгового баланса

д) на основе имеющейся информации решите, какая еще мера могла бы уси­лить эффект девальвации.

6. Курсы следующих валют по со­стоянию на два конкретных дня характеризовались следующими пара­метрами (в единицах национальной ва­люты за 1 долл. США):



Валюта

14 августа

15 августа

1. Бельгийский франк

30,220

30,210

2.Канадский доллар

1,3780

1,3805

3. Казахстанский тенге

124

124,3

4. Сингапурский доллар

1,4127

1,4137

5. Южноафрикан­ский ранд

3,6566

3,6452

Используя любую компьютерную программу электронной таблицы, вы­полните следующие задания:

а) рассчитайте прямую котировку каждой валюты на 15 февраля;

б) определите, курс каких валют вы­рос;

в) определите, курс каких валют упал;

г) рассчитайте, на сколько процен­тов и в какую сторону изменился курс тенге и остальных валют;

д) рассчитайте кросс-курс каждой валюты к тенге.

7. Эластичность экспорта состав­ляет 0, импорта - 1. Страна деваль­вирует свою валюту на 10%.

а) как изменится цена экспорта в местной валюте

б) как изменится цена экспорта в иностранной валюте

в) как изменится физический объем экспорта

г) как изменится цена импорта в местной валюте

д) как изменится цена импорта в иностранной валюте

е) как изменится физический объем импорта

ж) как изменится торговый ба­ланс


Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Изучение данной темы предполагает большой объем самостоятельной работы. Прежде всего, исследуйте экономическую категорию «валютная политика», «валютный курс», «валютный паритет». Затем рассмотрите режимы фиксированного и гибкого валютных курсов. Особое внимание уделите изучению политике по управлению золотовалютными резервами Национального Банка РК.



страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 7 | страница 8

Смотрите также: