страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
Правила безопасного поведения на занятиях
физической культурой
и спортом
(для основного и специального медицинских отделениях)
Минск 2012
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической культуры
Правила безопасного поведения на занятиях
физической культурой и спортом
(для основного и специального медицинских отделений)
Методические рекомендации
Минск 2012
УДК
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры физической культуры 29 июня 2011 г. протокол, адресованы преподавателям и студентам для использования в учебных и самостоятельных занятиях основного и специального медицинского отделения
Составители:
Д-р пед.наук, профессор И.В. Бельский, к-т пед.наук, доцент
П.Г. Сыманович, О.Г. Петровская, Г.И. Фомочкина,
Л.Н. Буцкевич, Н.С. Игнатенко, О.А. Усаченок, Н.Т. Красько,
Г.В.Ажгирей, Т.В. Полякова
Рецензент:
Учебное издание
Правила безопасного поведения на занятиях
физической культурой и спортом
(для основного и специального медицинских отделений)
Методические рекомендации
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое методическое пособие разработано кафедрой «Физической культуры» Белорусского Национального Технического Университета с целью совершенствования системы охраны труда преподавателя физической культуры в Вузе и личной безопасности студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.
Основными причинами травматизма являются:
1. Организационные недостатки при проведении занятий и спортивно-массовых мероприятий. Они являются результатом нарушения инструкций и положений о проведении занятий, неквалифицированным составлением программного материала, нарушением правил соревнований; неправильным размещением участников, судей и зрителей при проведении соревновательных мероприятий; неправильного комплектования групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленности групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта на одной площади, неорганизованной смены снарядов и переходов к местам проведения занятий, проведение занятий в отсутствии преподавателя.
2. Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет общего и текущего состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, функциональной, физической и технико-тактической подготовленности студентов. Распространенной причинной травматизма является пренебрежение вводной частью урока, разминкой; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки и самостраховки; применение максимальных и форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на неподготовленный контингент. Так же, причинами травм являются недостатки планирования учебной нагрузки, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся адекватных двигательных навыков и психофизических качеств.
3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малое количество оборудованных мест проведения занятий, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, нестандартное покрытие открытых плоскостных сооружений, неправильный выбор трасс для проведения кроссовой и лыжной подготовки. Вероятность получения травм возрастает в виду плохой подготовки мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление инвентаря, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие габаритов и массы снаряда антропометрическим показателям занимающихся); несоответствие индивидуального снаряжения (одежды, обуви, защитных приспособлений) особенностям вида деятельности.
4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, дефекты проетирования, сниженный температурный режим (связан с недостаточной акклиматизацией занимающихся).
5. Низкий уровень воспитательной работы, что приводит к нарушениям дисциплины, снижению внимания, небрежному отношению к страховке.
6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований (допуск к занятиям и участию в соревнованиях без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем и студентом врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после трави и заболеваний, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.
Причины травм и несчастных случаев – это нарушение правил, обязательных при проведении урочных и самостоятельных форм занятий по физической культуре и спорту. В основе успешной их профилактики лежит строгое выполнение предписанных требований преподавателями физической культуры и студентами.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Правила безопасности проведения занятий по физической культуре и спорту на основном и специальном медицинских отделениях разработаны и составлены на основе «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь: в общеобразовательных школах, гимназиях, колледжах, ПТУ и Сузах» утвержденных 25.04.2000 г. Министерством образования Республики Беларусь.
Преподаватели кафедры физической культуры, которым поручена учебно-воспитательная, оздоровительная, спортивно-массовая работа со студентами, должны руководствоваться настоящими Правилами, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащейся молодежи.
Профессорско-преподавательский состав, проводящий занятие по физической культуре и спорту в учебное и внеучебное время, несет прямую ответственность за охрану жизни и здоровья студентов. Преподаватели обязаны:
-
перед началом занятий провести тщательный осмотр мест проведения занятий, убедиться в исправности спортивного инвентаря и надежности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами, проинструктировать студентов о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;
-
обучать учащихся безопасным приемам выполнения физических
упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при
этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения, в необходимых случаях обеспечивать страховку;
-
по результатам медицинских осмотров знать состояние здоровья, группу здоровья, медицинскую группу по физкультуре и функциональные возможности каждого учащегося, при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;
-
после окончания занятий тщательно осмотреть места их про
ведения, отключить электроприборы и освещение.
Запрещается проведение занятий на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без преподавателя.
При проведении учебно-спортивных занятий или соревнований на открытом воздухе необходимо руководствоваться действующими учебными программами по физической культуре.
Учебно-воспитательный процесс в Вузе должен обеспечивать сохранение здоровья студентов, поддержание работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность, развитие индивидуальных способностей, отдых по интересам.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
-
По разделу «Легкая атлетика»
1. При ветре более 5 м/с, температуре воздуха не ниже +15°С при повышенной влажности необходимо увеличивать время, отведенное па разминку перед выполнением основных нагрузок, связанных с бегом, прыжками или метанием. Разминка, связанная с легкоатлетическими упражнениями, должна быть более интенсивной.
-
В зависимости от вида легкоатлетической подготовки и
места проведения занятия выбирают ту одежду и обувь, которые соответствуют конкретным условиям занятий.
-
Во время проведения занятий по метанию нельзя находиться в зоне броска, пересекать эту зону. Тем, кто выполняет функции
судьи и находиться вблизи мест приземления снаряда нельзя поворачиваться спиной во время выполнения метания.
-
Запрещается производить произвольные метания, оставлять
без присмотра спортивный инвентарь, который не используется в
данный момент на уроке или тренировочном занятии.
-
Хранить и переносить спортивный инвентарь необходимо
в специально приспособленных ящиках или чемоданах. В ненастную
погоду необходимо предусмотреть наличие ветоши для обтирания
снарядов при повторных бросках или метаниях.
-
Приступая к занятиям с использованием легкоатлетического инвентаря, преподаватель обязан ознакомить учащихся с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
занятиях по данному виду легкой атлетики (см. приложение № 1),
а они должны знать и строго выполнять данные правила.
-
По разделу «Спортивные игры»
-
При проведении занятий и соревнований по спортивным
играм преподаватель обязан постоянно следить за качеством спортивных площадок, оборудованием и инвентарем.
-
Вес, техническое состояние оборудования и спортивного
инвентаря должны соответствовать установленным стандартам и правилам соревнований.
-
Все острые и выступающие предметы в зале должны быть
ограждены защитными приспособлениями, посторонние предметы
находиться в безопасном месте.
-
При занятии мини-футболом, гандболом, теннисом и т. д. в спортзале за воротами должны быть установлены защитные сетки.
-
В период изучения тактико-технических приемов необходимо обучать студентов технике безопасного падения,
-
Изучая и совершенствуя тактико-технические приемы выполнения упражнений одним или группой игроков, необходимо выдерживать дистанцию или временные интервалы, исключающие
возможные столкновения,
-
Встречные и другие перемещения с мячом (без мяча) на
пути движения не допускаются.
-
При выполнении упражнений во встречных колоннах первым номерам необходимо определять обеих колонн конкретное на
правление движения.
-
Двусторонние игры должны проводиться в соответствии с
правилами соревнований.
-
Во время проведения двусторонних игр спортсменам, не
участвующим в игре, не разрешается проводить разминку с мячом
(без мяча) или заниматься физическими упражнениями рядом с игровой площадкой.
-
Перед занятиями следует снять часы, кольца, цепочки, элементы пирсинга и другие украшения, способствующие нанесению травмы сопернику или лично себе.
-
Необходимо быть внимательными при установке баскетбольных щитов, волейбольных стоек или другого тренировочного
оборудования, используемого на занятиях.
-
При выполнении упражнений, связанных с физическим контактом или единоборством, требуется соблюдать технику приема с использованием страховки соответственно правилам соревнований.
-
При выполнении групповых упражнений, двусторонних
игр следует быть корректным по отношению к сопернику, избегать
толчков, ударов по рукам, ногам, подножек и т. д.
-
При проведении двусторонних игр необходимо строго
придерживаться правил соревнований.
-
Запрещается переходить или находиться на пути движения игроков с мячом (без мяча).
-
17. Не разрешается выполнять удары (броски) по воротам без предварительного сигнала или внимания со стороны вратаря.
-
Игровая поверхность стола для настольного тенниса должна быть ровной, матовой, точной окраски. Размеры стола должны соответствовать правилам соревнований.
-
Мяч должен быть изготовлен из целлулоида или подобной пластмассы белого или оранжевого цвета.
-
Запрещается вытирать руки об игровой стол; повреждать или наносить намеренно удары (чем угодно) по оборудованию и инвентарю (бить по столу ракетками, бросать ракетки).
-
Приступая к занятиям по спортивным играм, преподаватель обязан ознакомить учащихся с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
занятиях по данному виду спортивных игр (см. приложение № 2),
а они должны знать и строго выполнять данные правила.
-
По разделу «Лыжная подготовка»
-
Одежда для занятий на лыжах должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений.
-
Уроки лыжной подготовки должны проводится при температуре не ниже -15° С со скоростью ветра не более 3 м/с.
-
При сильном морозе необходимо поручать учащимся следить друг за другом и сообщать преподавателю о первых признаках отморожения.
-
При утомлении или ухудшении самочувствия учащийся
должен быть отправлен на базу в сопровождении товарища.
-
В начале занятий по лыжной подготовке лыжня обязательно проверяется преподавателем.
-
Крепление лыж к обуви должно быть удобным для пользования, прочным и надежным. Во избежание путаницы лыжи и ботинки к ним должны иметь один номер. Правая лыжа отличается от левой буквой «п» под номером.
4.3.7. Перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения — движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну. Группу учащихся разрешается водить с лыжами только по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие. Они обязаны иметь красные флажки, а с наступлением темноты и в тумане зажженные фонари: впереди белого цвета, а позади — красного.
1.3.8. Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя, строго поочередно для каждого занимающегося. Между
спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.
-
Приступая к занятиям по лыжной подготовке, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
занятиях по данному виду подготовки (см. приложение № 3),
а они должны знать и строго выполнять данные правила.
-
По разделу «Фигурное катание на коньках»
4.3.9. Проходить к катку, расположенному на естественном водоеме, можно только по проложенным дорожкам, нельзя собираться
на льду большими группами.
-
При движении по конькобежной дорожке запрещается
|резко останавливаться, а также отдыхать, стоя на ней.
-
При обучении на льду новичков следует применять страховку каждого выполняющего самостоятельное движение, используя
для этой цели барьеры, поручни.
-
Запрещается кататься на обычных коньках на специализированных катках и конькобежных дорожках. На таких катках бегают только на беговых коньках.
-
Приступая к занятиям по фигурному катанию на коньках, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
занятиях по данному виду подготовки (см. приложение № 4),
а они должны знать и строго выполнять данные правила.
-
По разделу «Плавание»
4.4.1. Допуск студентов в воду (выдача пропусков в бассейн) проводится в присутствии только того преподавателя, фамилия которого указана в расписании. Любая замена одного преподавателя или тренера другим должна быть согласована с администрацией учебного заведения. Если обучение плаванию проводит тренер, то преподаватель в этом случае становятся непосредственными помощниками, выполняющим различные организационные функции, участвующим в самом процессе обучения, а главное, помогающим контролировать учащихся во избежание несчастных случаев на воде.
4.4.2. Проведение на естественных водоемах занятий разрешается
только в отвечающих санитарным требованиям специально отведенных и оборудованных для этих целей местах. Места купания (обучения плаванию) студентов и их оборудование должно быть согласовано
с местными советами органов ОСВОДа и районными центрами гигиены и эпидемиологии.
При выборе места для обучения плаванию на естественных водоемах следует руководствоваться указаниями, изложенными в рекомендациях по обучению учащихся плаванию:
-
естественное дно водоема в месте, выделенном для купания, или
днище купальни, оборудованной на естественном водоеме, должно
быть ровным;
-
глубина воды от 0,7 до 1,3 м;
-
скорость течения (движения) воды не более 0,3 м/с;
-
дно естественного водоема должно быть песчаным и очищенным от коряг, камней, водорослей, железных и других предметов, представляющих, опасность для учащихся;
-
места для купания (обучения плаванию) должны быть ограждены;
-
при проведении занятий должны быть в наличии спасательные
средства (спасательные круги, веревки, шесты, в необходимых случаях спасательные лодки и т.д.).
-
При невыполнении необходимых для проведения занятий
по плаванию условий, преподаватель должен принять меры к устранению факторов, мешающих их проведению, а в случае невозможности это сделать – отменить занятие.
-
Приступая к занятиям по плаванию, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
занятиях по данному виду плавания (см. приложение № 5),
а они должны знать и строго выполнять данные правила.
-
По разделу «Силовые виды спорта»
-
До начала выполнения упражнений необходимо проверить
надежность и исправность крепления грузов и тросов на тренировочных устройствах. В случае обнаружения неисправности сообщить преподавателю.
-
При выполнении упражнений следует подбирать вес отягощений, соответствующий текущему уровню индивидуальной физической подготовленности.
4 5.3. При выполнении упражнений партнером надо находиться на расстоянии, исключающем получение травмы.
-
При выполнении упражнений с большими или околопре дельными весами (жим лежа, наклоны, приседания) для подстраховки следует использовать партнера; при одевании и снятии дисков штанги, установленной на стойках (помосте), использовать для
страховки партнера, последовательно снимать по одному диску с
обеих сторон.
-
Запрещается выполнять упражнения со штангой вне помоста.
-
Приступая к занятиям по силовым видам спорта, преподаватель обязан ознакомить студентов с Правилами по технике безопасности и контролировать ее выполнение при
занятиях по данному виду подготовки (см. приложение № 6),
а они должны знать и строго выполнять данные правила.
-
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
|