Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 6 | страница 7
ГЛАВА 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
2.1. ООН и ЮНЕСКО о необходимости образования правам человека
Позиция Организации Объединенных Наций по проблемам образования правам человека изложена в ряде принятых ею документов. Принципиальную важность имеет Всеобщая декларация прав человека и резолюция, принятая ООН 23 декабря 1994 г.1

Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека рассматривается право на образование в качестве важнейшего права человека. В ней записано, что «высшее образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Таким образом, по замыслу авторов Всеобщей декларации прав человека, осуществление права на образование помогает не только решению сложного комплекса образовательных проблем, но также направлено на распространение знаний, воспитание уважительного отношения и, следовательно, на проведение в жизнь признанных международным сообществом прав и основных свобод человека.

Выполнение этой важной задачи возложено на государство, межгосударственные и неправительственные организации, образовательные и просветительские учреждения, правоохранительные органы, средства массовой информации, всех тех, кто должен и может в силу занимаемого положения служить делу распространения знаний о правах человека.



49-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН в своей резолюции 49/184 от 23 декабря 1994 г. объявила 10-летний период, берущий начало с 1 января 1995 г., Десятилетием ООН, посвященном правам человека.

Учитывая принципиальную важность данного документа, остановимся на некоторых наиболее важных его положениях.

Генеральная Ассамблея провозгласила десятилетний период, начинающийся с 1 января 1995 г., Десятилетием образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и поддержала план действий на Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995–2005 г.г.), который включал пять основных целей:


    • оценку потребностей и выработки стратегий для большего прогресса в образовании по правам человека на уровне общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;

    • создание новых и усиление существующих программ, а также создание условий для образования в области прав человека на международном, государственном, региональном и местном уровнях;

    • совместная разработка материалов по образованию в области прав человека;

    • увеличение объема и роли СМИ в содействии образованию в области прав человека;

    • всеобщее распространение Всеобщей декларации прав человека.

Генеральная Ассамблея призвала все правительства вносить свой вклад в осуществлении Плана действий и активизировать их усилия в целях ликвидации неграмотности и направления образования к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам; правительственные и неправительственные учреждения, занимающиеся вопросами образования, – активизировать свои усилия в целях разработки и осуществления программ по образованию в области прав человека, как это рекомендовано в Плане действий, в частности, путем подготовки и осуществления национальных планов в области прав человека. Одновременно попросила Верховного комиссара Организации Объединенных Наций координировать осуществление Плана действий.

Генеральная Ассамблея призвала правительства представить свои комментарии с целью усовершенствования Плана действий на Десятилетие и внести свой вклад в его осуществление.

Мировая общественность отмечает значительный вклад ЮНЕСКО в области образования правам человека.

За почти 60 лет своей деятельности эта авторитетная организация приняла десятки конвенций, деклараций и рекомендаций1. Принципы и цели ее деятельности были впервые сформулированы в Итоговом документе Венского конгресса по вопросам образования в области прав человека, созванном ЮНЕСКО в 1978 г.

Программа и долгосрочная стратегия ЮНЕСКО в области образования по правам человека была закреплена в Мировом плане действий по образованию в области прав человека и демократии, принятом на Монреальском международном конгрессе по образованию в области прав человека и демократии, организованном ЮНЕСКО совместно с Центром ООН по правам человека и Канадской Комиссией ЮНЕСКО в 1993 г. Мировой план определил следующие направления в просветительной деятельности ЮНЕСКО: распространение знаний о правах человека через образование и информацию, учреждение Комитета по контролю за выполнением Программы, усиление роли Добровольного фонда ЮНЕСКО.

Новые задачи ЮНЕСКО в образовательной деятельности по правам человека были сформулированы в Мировом плане действий в рамках Десятилетия, провозглашенного резолюцией 49/184 Генеральной Ассамблеи ООН декадой образования в области прав человека, начиная с 1 января 1995 г. по 2004 г. Детальный план действий по обучению правам человека, в разработку которого важный вклад внесла ЮНЕСКО, ориентирован на международные организации, государства, общественные организации и рассматривает образование как длительный процесс, включающий обучение и информацию в целях создания культуры прав человека как общего языка человечества. Формирование культуры прав человека означает содействие осознанию каждой личностью необходимости обладания всем комплексом прав человека. Укрепление уважения всех народов, независимо от уровня развития, всех социальных групп общества, разработку методов и способов гарантии такого уважения в любом обществе. План обязывает ЮНЕСКО осуществлять совместно с Верховным комиссаром по правам человека и Центром по правам человека ООН предварительное исследование и оценку национальных образовательных программ по правам человека, инициатив на международном, региональном и национальных уровнях для подготовки последующего доклада по результатам исследования и оценки реальной ситуации.

Таким образом, если обобщить содержание вышеизложенных документов, то в качестве основной задачи ЮНЕСКО следует указать установление всеобъемлющей системы образования и обучения в области прав человека, демократии и мира, направленной на мобилизацию физических лиц, а также общественных организаций и правительственных учреждений, СМИ для того, чтобы каждый человек мог получить образование и соответствующее обучение.

ЮНЕСКО оказывает содействие государствам-членам в разработке национальной стратегии, особенно в отношении учебных программ, учебников, методов преподавания, деятельности образовательных центров и институтов с целью реализации прав человека и демократии, воспитания в духе терпимости, уважения разнообразия культур.

К наиболее важным формам осуществления просветительной деятельности ЮНЕСКО относятся следующие:

А. Подготовка и распространение образовательных материалов и пособий, что является приоритетным. В частности, ЮНЕСКО издала в 1997 г. учебное пособие по правам человека для университетов на различных языках, включая русский. В этом же году опубликована и русская версия такого образовательного издания, как «Права человека. Вопросы и ответы». Весьма важный материал, касающийся кодификационной деятельности ЮНЕСКО, содержится в периодически издаваемых Основных международных документах по правам человека (Major International Human Rights Instruments), последний из которых UNESCO and Human Rights. Standart – Setting Instruments. Major Meetings Publications (ЮНЕСКО и права человека. Правовые стандарты и основные материалы Конференций), опубликованный в 1999 г., содержит не только конвенции, декларации и рекомендации по правам человека, принятые в рамках ЮНЕСКО, но и итоговые документы важнейших международных конференций, созванных ЮНЕСКО или в сотрудничестве с ней, а также справочно-библиографический материал, касающийся публикаций ЮНЕСКО по правам человека и демократии, мира и терпимости с 1949 по 1998 г., перечень международных конференций ЮНЕСКО по правам человека универсального и регионального характера за указанный период, перечень кафедр ЮНЕСКО по правам человека, демократии и мира, перечень государств – членов ЮНЕСКО и ассоциированных членов.

Публикации ЮНЕСКО также касаются отдельных социальных групп и грубых нарушений прав человека. К ним относятся специальные журналы «Курьер ЮНЕСКО», в английском варианте «Children in Danger» (Дети в опасности), «Protecting Children from Scourge of War» (Защита детей от ужасов войны), а также изданный в 1999 г. сборник «Human Rights of Women. A Collection of International and Regional Normative Instruments» (Права женщин. Сборник международных и региональных нормативных инструментов) и в 2001 г. United to Combat Racism (Объединение в целях борьбы с расизмом), Причем специфика последних изданий выражается в том, что в них содержатся статьи известных международных экспертов, характеризующих механизм международно-правовой защиты указанных прав на универсальном и региональном уровнях, а также весь комплекс международно-правовых документом по данному вопросу, принятых в рамках универсальных (ООН, ЮНЕСКО, МОТ) и региональных международных организаций и международных конференций, созванных под эгидой ЮНЕСКО.

Большой справочный материал имеется в A guide to Human Rights (Руководство по правам человека), изданном ЮНЕСКО в 2001 г., где дается краткая характеристика всех международно-правовых документов по правам человека, международных организаций и их структурных подразделений, занимающихся правами человека, международных контрольных органов по правам человека, международных конференций, международных декад и юбилейных дат, посвященных конкретным событиям, относящимся к правам человека.

Б. Преподавание прав человека.

В просветительной функции ЮНЕСКО преподавание прав человека занимает особое место как важная форма содействия обеспечению прав человека, закрепленная в ее Уставе. Поэтому уже в 1950 г. ЭКОСОС ООН в резолюции 314 (XI) предложил ЮНЕСКО в школах, а также путем разработки программ образования для взрослых, используя печать, радио, кино, поощрять преподавание прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Роль ЮНЕСКО в преподавании прав человека подчеркивалась Комиссией по правам человека ООН, которая в 1971 г. просила ЮНЕСКО изучить целесообразность преподавания прав человека как самостоятельной дисциплины с целью содействия пониманию и изучению прав человека на университетском уровне, а затем на иных формах образования.

Стратегия ЮНЕСКО в этой области вырабатывалась на международных конгрессах, созываемых с конца 70-х годов XX века. Так, на Первом Международном конгрессе по преподаванию прав человека, проходившем в Вене в 1978 г., где присутствовало более 100 экспертов – преподавателей, правозащитников и правительственных чиновников, была принята рекомендация о разработке 6-летнего плана по образованию в области прав человека, проведении предварительного исследования о возможности разработки Конвенции о преподавании прав человека и образования в этой области, создании добровольного фонда в целях расширения знаний о правах человека путем обучения и информации. На Втором Международном конгрессе по образованию, информации и документации в области прав человека, проведенном в 1987 г. в Мальте, была принята Рекомендация Генеральному директору ЮНЕСКО сотрудничать с государствами-членами в разработке программ всеобъемлющей системы преподавания и образования в области прав человека, доступной для всех категорий населения, охватывающей все уровни образования при участии различных общественных организаций и средств массовой информации. Кроме того, в ходе работы конгресса широко обсуждались вопросы, связанные с подготовкой и защитой прав преподавателей и научных исследованиях в области прав человека. Доклады Генерального директора по реализации рекомендаций конгресса рассматривались на сессиях Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Ключевую роль в разработке стратегий ЮНЕСКО сыграл Монреальский международный конгресс по обучению правам человека и демократии, организованный, как указывалось выше, ЮНЕСКО совместно с Центром по правам человека ООН и Канадской национальной комиссией по делам ЮНЕСКО в 1993 г. Конгресс, в котором участвовало более 250 специалистов из 60 стран, в том числе представители неправительственных организаций, принял Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии, определивший цели образования и способ выполнения. ЮНЕСКО с первых лет своей просветительной деятельности в качестве приоритетной цели определила для себя подготовку учебной литературы в области образования по правам человека в рамках высшего и неформального образования.

Так, уже в 1951 г. ЮНЕСКО опубликовала первое педагогическое пособие «Всеобщая декларации прав человека: документация и педагогические советы», которое было переведено на 8 языков. Среди публикаций 1990-х годов следует отметить такие образовательные издания, как «Демократия: вопросы и ответы», «Права человека: вопросы и ответы», опубликованные на 12 языках, включая русскую версию. В 1997 г. было издано «Учебное пособие по правам человека» для университетов, обобщающее опыт различных стран в области университетского образования по правам человека. Издан второй том руководства по правам человека для университетов «Права человека: концепции и стандарты». В 2000-2001 гг. были опубликованы два издания справочного характера: «Права человека. Основные международные акты. Положение на 31 мая».

С 1987 г. ЮНЕСКО публикует «Всемирный справочник исследовательских и обучающих организаций в области прав человека», который дает информацию о темах исследований и специалистах, работающих в области прав человека, что способствует установлению контактов и сотрудничеству между организациями и учреждениями, работающими в области прав человека.

Реализацией Рекомендации Монреальского Плана действий было учреждение Генеральным директором ЮНЕСКО в 1994 г. Консультативного Комитета по образованию в области прав человека, демократии и мира. Комитет рекомендовал ряд мероприятий в отношении проведения всеобщего мониторинга реализации всех соглашений ЮНЕСКО и ООН по правам человека, демократии и мира.

Свою деятельность по пропаганде образования в области прав человека, демократии и мира ЮНЕСКО осуществляет в тесном сотрудничестве с созданными по ее инициативе кафедрами по правам человека, мира и демократии и ассоциированными школами ЮНЕСКО.

Основной целью кафедр ЮНЕСКО является содействие современным системам исследования, обучения и информирования по правам человека, развитие сотрудничества между исследователями и преподавателями прав человека на национальном и международных уровнях. Выполнению этой задачи способствует совещание кафедр ЮНЕСКО, ежегодно проводимых, начиная с 1998 г., в Штадшлайнинге (Австрия) при участии Национальной комиссии Австрии по содействию ЮНЕСКО, на котором (май 2000 г.) было подписано соглашение о сотрудничестве между кафедрами ЮНЕСКО. В рамках данного совещания начал издаваться Бюллетень кафедр ЮНЕСКО.

В настоящее время учреждено 500 университетских кафедр ЮНЕСКО в 113 государствах-членах. В Республике Беларусь первая кафедра была создана в 1994 г. на основе соглашения между ЮНЕСКО и Белгосуниверситетом при кафедре международного права. Кафедра ЮНЕСКО БГУ по правам человека и демократии впервые в республике ввела изучение, преподавание прав человека в качестве самостоятельного спецкурса на юридических факультетах, разработала программу спецкурса «Право прав человека», подготовила два учебных пособия по правам человека. Белорусские кафедры ЮНЕСКО организуют и участвуют в республиканских и международных семинарах и конференциях по правам человека. Так, кафедра ЮНЕСКО по культуре мира и демократии Республиканского института высшей школы БГУ организовала при содействии национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО международный семинар «Образование для всех – Дакарские рамки действия в Беларуси» (январь 2002).

Основной задачей ассоциированных школ ЮНЕСКО, включающих в настоящее время 6782 школы в 170 странах, является распространение информации и изучение международных документов по правам человека, особенно Конвенции по правам ребенка 1989 г. Система ассоциированных школ ЮНЕСКО (САШ) активно участвует в мероприятиях ЮНЕСКО по правам человека. Так, при проведении ЮНЕСКО Международного года культуры мира сетью САШ были собраны сотни тысяч подписей в пользу «Манифеста 2000», учреждена специальная «Премия за вклад в дело мира», дизайн которой был выполнен учащимися художественных училищ Финляндии. Началось осуществление нового субрегионального проекта «Мирные альтернативы – урегулирование конфликтов посредством образования» для того, чтобы привлечь ряд школ сети САШ в Юго-Восточной Европе к участию в осуществлении совместных проектов и обмену опытом, установлении партнерских связей между школами.

В Республике Беларусь действуют 57 ассоциированных школ ЮНЕСКО, объединенных в 1991 г. в Белорусскую ассоциацию клубов ЮНЕСКО. В 1995 г. в рамках Ассоциации была создана группа по конфликтологии, деятельность которой направлена на осуществление проекта «Образовательная деятельность в сфере конфликтологии и образования в духе мира». В рамках данного Проекта организуются семинары и конференции.

Следует отметить, что ЮНЕСКО с целью активизации работы университетских кафедр, ассоциированных школ и других общественных учреждений утвердила Премию за деятельность в области образования по правам человека.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1) Программа ООН «Десятилетие обучения правам человека» является важнейшим документом в области обучения правам человека, руководством к действию для государств и общественных организаций, научных центров на ближайшие годы.

2) Анализ деятельности ЮНЕСКО в области прав человека позволяет сделать вывод о том, что она вносит весомый вклад в разработку международно-правовых гарантий обеспечения прав человека в сфере образования, науки, культуры, информации и коммуникации, инициирует и формулирует новейшие способы и методы их реализации с учетом современных тенденций и потребностей международного сообщества, воздействуя, таким образом, на формирование национальной политики государств. Причем, в каждой области своей компетенции функционирование ЮНЕСКО связано с такими ценностями, как справедливость, солидарность, терпимость, уважение прав человека, демократические принципы и базируется на принципах универсальности (образование для всех без какой-либо дискриминации), разнообразия (культур, средств информации и обмена научными и интеллектуальными достижениями), достоинства (уважение человеческого достоинства).
2.2. Белорусский и международный опыт обучения

правам человека
А. Белорусский опыт обучения правам человека

Серьезные меры по реализации требований ООН и ЮНЕСКО по созданию системы образования в области прав человека осуществлены в Республике Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 января 1998 г. № 35 «Об утверждении состава Национального Комитета Республики Беларусь по празднованию в Республике Беларусь 50-летия Всеобщей декларации прав человека», рекомендациями, принятыми по итогам парламентских слушаний от 23 июня 1998 г. по правам человека1, и постановлением Коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 1998 г. № 12.2 «О состоянии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации образования в вузах республики» права человека включены в список дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов высших учебных заведений различного профиля. Была утверждена программа обязательных спецкурсов по правам человека, в разработке которой принимал участие автор монографии2. Кратко остановлюсь на ее положениях. В соответствии с программой учебный курс составил 9 лекций и 7 семинаров. Лекционный курс включил следующую тематику: «Права человека как явление мировой цивилизации», «История идей и представлений о правах человека», «Современная структура прав человека», «Международная защита прав человека», «Роль гражданского общества и правового государства в защите и обеспечении прав человека», «Права человека и права социальных общностей» и «Права человека в Республике Беларусь».

Предмет спецкурса – изучение прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации. Основная цель – формирование у студентов чувства достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания как своих прав и обязанностей, так и неотъемлемых прав и свобод других людей. В целом, спецкурс был призван содействовать более глубокому и всестороннему изучению вопросов об обеспечении прав и свобод в нашей стране. Среди них большое значение приобрело право знать и цивилизованно использовать свои права, гармонично соотносить их со своими обязанностями. Это принципиально важно, потому что демократическое, миролюбивое общество не может объединять людей, которые не имеют точного понимания прав и обязанностей человека, национальных законов, которые регулируют отношения в нашем обществе. Достигнуть необходимой образованности общества можно только при условии, если обучение в области прав человека станет всеобщей и обязательной, преобразуется в важнейшую составную часть учебного и воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Введение спецкурсов по правам человека, как мыслилось, явится значительным шагом вперед в данном направлении.

Принятие решения о введении обязательных спецкурсов вытекало как с внутренних потребностей нашего общества, так и требований основных документов мирового сообщества в области прав человека. При этом предполагалось, что спецкурсы «Права человека» будут содействовать дальнейшему углублению процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Также предполагалось, что права человека – это не дополнительные «лишние знания», без которых специалист может обойтись. Одновременно предусматривалось, что современная концепция преподавания прав человека не должна сводиться только к рассмотрению юридических аспектов прав человека. Концепция исходит, прежде всего, с понимания духовно-нравственной сущности прав человека.

Спецкурс включает в себя как лекционный материал, так и семинарские занятия. Принципиальную важность имело то, что по итогам спецкурса проводится зачет.

Введение нового учебного курса в высших учебных заведениях в качестве самостоятельной учебной дисциплины выявило ряд теоретических и методологических проблем. Первая – это четкое определение предмета прав человека, а точнее, границ содержания новой учебной дисциплины. Права человека, как справедливо отмечают такие исследователи, как Гусев А.Д., Рудинский Ф.М. и др., – это прежде всего философская, нравственная, политическая, а затем уже юридическая проблема1. Без глубокого осмысления и усвоения философско-нравственного содержания прав и свобод человека, признание их в качестве высшей человеческой ценности не может быть цивилизованной на политической, ни юридической практики их уважения и соблюдения.

Вторая проблема, связанная с введением учебной дисциплины «Права человека», – это научно-теоретическое и методическое обеспечение учебного процесса. Речь шла прежде всего о разработке специальных учебных пособий, дидактических материалов, поиска новых методов активизации творческого мышления обучающихся.

Поступившая информация об итогах работы спецкурса в вузах республики за семь лет позволяет сделать вывод о том, что он оправдал себя. Программа спецкурса позволяет в определенной степени изучить проблему, выработать свое отношение. Они работают во всех высших учебных заведениях. Преподают права человека сотни преподавателей. Студенты в большинстве своем поддерживают введение спецкурса, как пока единственной систематизированной формы учебного процесса по овладению этими знаниями. Они положительно восприняли знания по правам человека, рассматривают их как необходимые, новые и современные, поддерживают такую концепцию преподавания, когда права человека рассматриваются как духовно-нравственная ценность, проявление мировой культуры и цивилизации. Введение обязательных спецкурсов создало качественно новую ситуацию в вузах республики в области преподавания прав человека, сделало ее благоприятной и с точки зрения введения учебного курса по правам человека.

Учебная дисциплина «Права человека» имеет свой объект и предмет познания. Объектом выступает вся система прав человека, сложившаяся в современном мире и в конкретном государстве. В качестве предмета познания: сущность прав человека, механизмы защиты, проблемы реализации, права человека как феномен мировой культуры и цивилизации.

Источники данной учебной дисциплины, формирующие научный аппарат, можно представить прежде всего в виде блока международных документов. Международные документы, в свою очередь, делятся на две части – имеющие прямую юридическую силу (договоры, конвенции, пакты, постановления, уставы, законы и др.), а также носящие рекомендательный характер (хартии, резолюции, которые могут носить и обязательный характер, декларации, заявления, воззвания, программы, принципы, рекомендации и др.)

Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси сложилась определенная система изучения и анализа прав человека. Она включает деятельность по таким направлениям: информационное, предлагающее ознакомление студентов и учащихся с основными документами ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО по правам человека; создание разветвленной и многоступенчатой системы обучения в области прав человека и демократии; выработка комплекса мероприятий со школьниками, учащимися и студентами, которые должны быть продолжением учебного процесса в учебных заведениях разных типов; учебно-методическое обеспечение спецкурсов по правам человека; основные концептуальные подходы в работе с педагогическими кадрами и развитие международного сотрудничества с другими странами по проблемам обучения правам человека, основам демократии, международного гуманитарного права.

Кроме того, для эффективного развития систем образования создана законодательная и нормативная правовая база (Национальный план развития в области преподавания прав человека и др.); разработаны разноуровневые рабочие программы, осуществлен ряд мер по научно-методическому обеспечению учебного процесса.

Концептуальные модели прав человека

В белорусском обществе сформировались две основные модели преподавания прав человека: позитивная и естественно-правовая. Преобладающее влияние на общественное сознание и процесс преподавания прав человека оказывает первая концепция. Она исходит из того, что права человека являются результатом признания и охраны государством прав, зафиксированных в национальных и международных документах, имеющих нормативную, то есть обязательную силу. Это, по существу, «права для человека»,

В данном случае права человека отождествляются с субъективными юридическими правами. Правоведы определяют их как «предоставленную субъекту прав юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную корреспондирующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством»1.

Естественно-правовая концепция рассматривает права человека как неотъемлемое, атрибутивное свойство личности, без которого человек не может раскрыть и применить свои творческие способности, стать активным и самостоятельным участником исторического развития. Права человека многообразны, так как отражают многогранную природу человека как биологического, социального и духовного существа. Именно они и являются «неотъемлемыми правами самого человека».

В итоге преподавание прав человека стало составной частью системы образования и дает знания о сущности прав человека, их роли в развитии личности, общества и человечества, которые, в свою очередь, способствуют формированию личных убеждений.

При этом содержание преподавания прав человека в первую очередь зависит от определения того, что является источником прав человека: его природа, жизненные потребности или же государство, межправительственные соглашения по вопросам защиты прав человека. Если верно первое утверждение, то не только национальные законы, но и международные документы являются не источником прав человека, а юридической формой их выражения и закрепления. Право следует рассматривать как право личности, государство же должно соблюдать и оберегать это право. В этом случае право государства производно от прав человека. Следует также учитывать, что права человека неизбежно затрагивают область политики. Поэтому преподавание прав человека должно включать изучение международных соглашений и конвенций, которые обеспечивают международную защиту прав человека.

Белорусский опыт обучения правам человека включает в себя вклад ряда высших учебных заведений в реализацию программы обучения правам человека ООН.

Так, в Республиканском институте высшей школы (РИВШ) БГУ накоплен существенный опыт проведения курсов, семинаров, конференций. В РИВШ читаются лекции и спецкурсы по вопросам прав человека на всех кафедрах уже с 1993 года. В 1995 г. Министерство образования и науки Республики Беларусь утвердило подготовленную профессором Гусевым А.Д. программу нового учебного курса «Правоведение. Философия прав человека» для вузов в качестве типовой программы, а в августе 1996 г. – программу «Основы правовых знаний» для X – XI классов общеобразовательной школы республики, в которой впервые в этом курсе центральное место заняла проблема прав человека и гражданина.

В 1995 – 1996 гг. проведены мероприятия, рекомендации которых были использованы в целях становления республиканской системы образования правам человека. В их числе:


    • подготовлен и выпущен методический бюллетень «Проблемы преподавания прав человека»; проведен республиканский научно-методический семинар «Преподавание прав человека в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы» (сборник материалов семинара был подготовлен и издан); проведены двухнедельные курсы «Права человека: история, теория и практика» (60 часов) для преподавателей вузов и средних учебных заведений, «круглые столы» «Права человека на жизнь и безопасность в Беларуси» и «Права человека на свободу и собственность»;

    • при участии экспертов Совета Европы подготовлен и проведен Международный научно-методический семинар «Национальный и международный опыт в области преподавания прав человека и гражданского образован». В нем приняли участие более 60 человек (преподаватели вузов, сотрудники научных учреждений, учителя школ, педагогических училищ, работники Министерства образования и науки республики, представители общественных организаций и т.д.). Сборник материалов Международного семинара был издан в начале 1997 г.

С 1997 г. начал работать постоянно действующий научно-методический семинар «Преподавание прав человека в Беларуси» для преподавателей высших и средних учебных заведений, а с 1998 г. – двухнедельные курсы «Права человека».

Курсы и семинары постоянно проводились в период с 1998 по 2005 гг. К чтению лекций приглашались авторитетные специалисты в этой области знаний: Гусев А.Д., доктор философских наук, профессор РИВШ; Божанов В.А., доктор исторических наук, профессор; Смагина Л.И., доцент Национального института образования, автор данной монографии, другие1. Они содействовали повышению научно-методического уровня преподавателей спецкурсов «Права человека и права ребенка», действующих в высших и средних специальных учебных заведениях республики, овладение ими передовым опытом преподавания.

В 2000 г. Министерство образования Республики Беларусь утвердило в качестве типовой учебную программу для высших учебных заведений «Права человека», подготовленную профессором РИВШ Гусевым А.Д. и профессором Яскевич Я.С. Учебная программа основана на образовательном стандарте, разработанном на кафедре философии и культурологии, и могла была использована с учетом профиля высшего учебного заведения.

РИВШ уделяет большое внимание подготовке и проведению научно-практических конференций. Так, в ноябре 1998 г. проведена Международная научно-практическая конференция «Всеобщая Декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь», на которой были проанализированы первые итоги деятельности в высших учебных заведениях спецкурсов по правам человека, выработаны рекомендации на ближайшую перспективу, направленные на дальнейшую гуманизацию системы образования с учетом требований Всеобщей декларации прав человека2. В 2000 г. состоялась Международная научно-практическая конференция на тему «Проблемы прав человека в структуре и содержании профессионального образования». Ее участники рассмотрели методологические, методические и организационные вопросы преподавания прав человека в высших и средних учебных заведениях Беларуси и ряда зарубежных стран, проанализировали национальный и международный опыт образования в области прав человека3. В 2004 г. проведена Международная научно-практическая конференция по проблеме «Десятилетие образования правам человека Организации Объединенных Наций: белорусский и международный опыт»1. В сборнике материалов конференции анализируется белорусский и международный опыт преподавания прав человека, прав ребенка, говорится о проблемах и перспективах дальнейшего развития образования в области прав человека в Беларуси, а также о связи рассматриваемых вопросов с формированием идеологии белорусского государства. Материалы конференции оказались полезными для преподавателей высших учебных заведений, студентов, практических работников системы образования республики.

Значительный вклад в реализацию программы Десятилетия образования в области прав человека ООН внесен Брестским государственным университетом имени А.С.Пушкина. Так, еще до принятия резолюции ООН в апреле 1994 г. началось преподавание спецкурса «Права человека» на историческом факультете Брестского пединститута (в настоящее время госуниверситета). В результате Брестский госуниверситет оказался среди высших учебных заведений республики первопроходцем в этом деле. В течение 1994 – 1997 гг. была сформирована система спецкурсов, действующих на восьми факультетах. Спецкурсы «Права человека» стали составной частью учебного процесса университета. Проведенный научно-педагогический эксперимент по формированию системы спецкурсов был использован при принятии решений Министерством образования республики в 1998 году по введению обязательных спецкурсов в систему высшего образования.

В Брестском государственном университете были проведены: Республиканская научно-практическая конференция «Права человека в Республике Беларусь: механизмы защиты и реализации, проблемы преподавания» (1996 г.); Международная научно-практическая конференция «Права человека: ООНовское измерение и их реализация на рубеже XXI века» (1998 г.); первая республиканская студенческая научно-практическая конференция «Права человека: императив общественного развития демократии и гуманизма» (1999 г.); республиканская научно-теоретическая конференция на тему «Наследие академика Сахарова в области прав человека и белорусская перспектива (2001 г.). В рамках проведенных конференций обсуждались проблемы преподавания прав человека, прав ребенка. Рекомендации, принятые по их итогам, изданные материалы конференций в определенной степени содействовали становлению и развитию системы образования. Были подготовлены и проведены заседания «круглых столов» на темы: «Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях граждан» (1997 г.); «Уполномоченный по правам человека – важнейшее звено в национальной системе защиты прав человека» (2000 г.), «Десятилетие образования правам человека ООН: местный и республиканский опыт (2004 г.) и «Экологические, социальные и культурные права: состояние, развитие, перспектива» (2005 г.).

Материалы проведенных научно-практических конференций, «круглых столов» и семинаров изданы1.

В меру своих сил и возможностей автор монографии старался содействовать реализации программы обучения правам человека, ее научно-методическому обеспечению. Так, являлся инициатором и организатором спецкурсов по изучению прав человека, проведенных конференций. Об итогах работы спецкурсов по изучению прав человека в Брестском государственном университете имени А.С.Пушкина дважды информировал на заседании Коллегии Министерства образования (1996, 1998), во время парламентских слушаний по проблемам прав человека, состоявшихся 23 июня 1998 г. По приглашению выступал с лекциями по правам человека в РИВШе и в Военной Академии Республики Беларусь, Гродненском аграрном университете, Барановичском высшем государственном университете и других вузах республики. Об опыте преподавания прав человека выступал с докладами на научно-практических конференциях и международных семинарах, проведенных в последние пять лет в городах: Москва, Киев, Франкфурт-на-Майне, Львов, Минск, других.

Определенный вклад в реализацию программы Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций внесли и другие высшие учебные заведения республики. Так, значительная работа проведена в период с 1998 г. по 2004 г. в Барановичском педколледже. Здесь работа складывалась по следующим направлениям:

Первое – создание информационного банка данных. Создана картотека газетно-журнальных статей белорусских, российских изданий; собраны материалы конференций по проблемам прав человека и прав ребенка, а также учебно-методические пособия. Имеются тексты нормативно-правовых актов по правам человека и по правам ребенка как международного, так и национального уровня

Второе направление – проведение конференций и семинаров по проблемам прав человека и прав ребенка. Для этого использовались не только собственные возможности, но и потенциал других учебных заведений и специалистов в данной области знаний. Так, в преддверии 50-летия Всеобщей декларации прав человека была проведена региональная научно-практическая конференция, по материалам которой был издан сборник «Всеобщая декларация прав человека на рубеже XX – XXI веков». В ноябре 1999 г. состоялся республиканский семинар «Защита прав ребенка», посвященный 10-летию Конвенции ООН о правах ребенка.

Третьим направлением являлась исследовательская работа студентов в области прав человека. Темами исследования стали: «Проблемы и перспективы прав человека в Республике Беларусь», «Проблемы преступности детей в РБ», «Права и обязанности человека глазами студентов», «Отношение студентов к изучению спецкурса «Права человека». Работы студентов опубликованы в сборнике студенческих работ Барановичского колледжа. Студенты активно участвовали в работе других научных форумов, к примеру, в проведенной в мае 1999 г. в Брестском государственном университете Республиканской студенческой конференции «Права человека – императив общественного развития, демократии и гуманизма»1.

В Брестском техническом университете сформирована и действует группа преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по правам человека. Здесь широко применяются разнообразные формы работы со студентами: написание сообщений, выполнение контрольных работ, привлечение к активному участию на семинарских занятиях и другие. В университете постоянно проводится презентация учебно-методической литературы по правам человека. В декабре 2004 г. с активным участием кафедры социально-политических и исторических наук прошло заседание «круглого стола» с обсуждением итогов выполнения программы Десятилетия образования правам человека ООН.

В рассматриваемый период времени накоплен опыт постановки образования правам человека Белорусским государственным университетом. В БГУ еще в 1996 г. на кафедре политологии утверждается программа спецкурса «Права человека», представленная профессором Белякович Н.Н. На высоком научно-методическом уровне проводятся занятия по правам человека со студентами Международного гуманитарно-экономического института, институтов парламентаризма и правоведения. Занятия проводят известные в республике специалисты: Божанов В.А., доктор исторических наук, профессор; Евменов Л.Ф., член-корреспондент НАН Беларуси; Симоновский С.И., доцент БГУ; Сачук И.А., доцент Мозырьского педуниверситета, другие.

Международный опыт обучения правам человека

Значительный опыт обучения правам человека накоплен в Российской Федерации. В высших учебных заведениях страны действуют десятки кафедр ЮНЕСКО и по правам человека. Успешно работают Московская школа прав человека под руководством А.Я. Азарова. Определенную работу проводит Уполномоченный по правам человека России. Проведен ряд конкретных мероприятий, так, например, уже стало хорошей традицией проведение ежегодной учебно-просветительской акции под названием «Права человека – каждый день». Акция проводится сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека совместно с Московским комитетом образования. Активно участвуют в этой акции Институт международного права и экономики им. А.Г. Грибоедова, Российский государственный гуманитарный университет, Московский городской педагогический университет им. М.В. Ломоносова, другие московские вузы, средние учебные заведения. В России принят ряд документов о введении в образовательный процесс знаний о правах человека. Проблематика прав человека в общеобразовательных школах включена в курсы «История», «Граждановедение», «Обществознание», «Основы права». Во многих высших учебных заведениях читаются спецкурсы по правам человека. Большую популярность приобрели Конкурсы студенческой молодежи по различным проблемам прав человека.

За последнее десятилетие в России издана богатая научная методическая и учебная литература1. Среди таких изданий:


  • Учебно-методическое пособие «Права человека. Новое знание» кандидата философских наук А.Я. Азарова (1995 г.). Методическое пособие знакомит педагогов-обществоведов, правоведов средней и высшей школы, лекторов с новой областью гуманитарного знания с правами и основными свободами человека. Предложена программа подготовки к преподаванию курса «Права человека», тематическое и поурочное планирование для учащихся общеобразовательной школы. Приведены рекомендации международных и российских организаций по обучению правам человека. В приложении помещены международные и российские нормативные акты, закрепляющие основные свободы и права человека.

  • Книга авторского коллектива из Института государства и права РАН под редакцией доктора юридических наук, члена-корреспондента РАН Е.А. Лукашевой «Общая теория прав человека» (1996 г.). На базе этой книги тем же авторским коллективом подготовлен и издан первый учебник «Права человека» (2001 г.). В работе раскрываются исторические этапы формирования системы прав и свобод человека, развития механизмов их защиты, сопоставляется отечественный и зарубежный опыт в данной сфере. Большое внимание уделяется структуре прав человека, их взаимодействию с правом, политикой и нравственностью, взаимодополняемости внутригосударственной и международной форма их обеспечения и защиты. Учебник ставит целью дать систематизированные знания о правах человека как движущей пружине общественного прогресса и свободы человека студентам, аспирантам, преподавателям вузов, а также всем тем, кто интересуется гуманитарными проблемами истории и современности.

Права человека рассматриваются в учебниках по теории государства и права (под ред. М.Н. Марченко, А.Матузова и А.Малько и др.), по конституционному праву России и зарубежных стран (М.В. Баглая, Е.И. Колюшина, Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина; под ред. Б.Страшуна и др.), по международному праву (И.И. Лукашука, под ред. Г.В. Игнатенко, Ю.М. Колосова, Г.И. Тункина и др.). Доктор политических наук, профессор Капицын В.М. подготовил учебное пособие «Права человека и механизмы их защиты»1. В учебном пособие рассматривается природа и эволюция прав человека, связь этого института с универсальными общечеловеческими ценностями и особенностями культуры различных стран, механизмы охраны и защиты прав человека, различные концепции и классификация прав человека. Отдельные его главы могут быть использованы в преподавании прав человека.

Предлагается необходимым ввести преподавание учебной дисциплины «Теория прав человека» во всех высших образовательных учреждениях страны, продолжать создание специальных кафедр «Права человека», выполняющих методологические функции, обобщающих знания, полученные за все годы обучения по данной проблематике.

На Украине успешно работает лаборатория прав человека и гражданина (г. Львов) под руководством члена-корреспондента Академии правовых наук Украины П.М. Рабиновича2. Лаборатория выпускает бюллетени, сборники материалов конференций, семинаров. На ее базе, с активным участием сотрудников лаборатории, проводятся конференции и семинары. Еще в 1997 г. редколлегия, включая П.М.Рабиновича и других, подготовила к изданию учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Пособие получило гриф Министерства образования Украины и сыграло важную роль в развитии системы образования по правам человека и, прежде всего, в рамках средней образовательной школы. Ежегодно по инициативе Украинской секции Международного общества прав человека проводятся республиканские конкурсы студенческой и школьной молодежи. Конкурсы проводятся при участии и содействии Министерства образования, международных структур. Тематика конкурсов ежегодно меняется. Как правило, в конкурсах участвуют тысячи школьников и студентов. Конкурсы играют огромную роль в пропаганде идеи прав человека, в воспитании в духе прав человека.

В 1998 году в Киеве состоялась Международная научно-практическая конференция на тему: «Преподавание прав человека: белорусский и украинский опыт». В ней приняли участие специалисты в области преподавания прав человека двух соседних государств. Участники конференции заслушали доклады по различным аспектам проблемы как белорусских, так и украинских ученых – специалистов в области прав человека. По итогам конференции были приняты рекомендации, направленные на совершенствование практики преподавания прав человека как в Беларуси, так и на Украине. Многие из них были внедрены в последующие годы.

В Польше успешно работает кафедра прав человека и европейского права Торуньского университета1. Преподаватели кафедры читают лекции, активно участвуют в подготовке учебно-методических материалов по данной проблеме. Кафедра обеспечивает ежегодное проведение конкурсов по правам человека среди студенческой молодежи. В Варшаве, Познани, других городах многие годы функционируют международные семинары по проблемам прав человека. Их участники получают существенные знания, а главное, овладевают методикой преподавания, обучения правам человека.

Фундаментальным источником в области интересующей нас проблемы являются труды польского ученого А.Лапатка (1922 – 2004). Профессор А.Лапатка представлял Польшу в Комиссии прав человека ООН, руководил комиссией по подготовке Конвенции ООН о правах ребенка. В 1988 г. был удостоен почетной награды ООН за исключительные заслуги в области прав человека.

В монографии «Международное право о правах человека» рассматривается сущность понятия международного права. Касающегося прав личности, анализируется комплекс прав человека, содержащийся в мировой конституции прав человека. Много места уделено рассмотрению борьбы против расовой дискриминации, дискриминации женщин и дискриминации, основанной на религиозных верованиях. Особого внимания заслуживает раздел, посвященный проблеме защиты прав личностей, особенно подверженных дискриминации: стариков, детей, инвалидов. В монографии «Ребенок. Его права человека» содержится глубокий и всесторонний анализ правовой основы защиты прав ребенка в международном сообществе. Детально рассматривается Конвенция о правах ребенка, принятая ООН и ставшая в Польше правовым документом 1991 года. Работа «Личность. Ее права» содержит обширный материал, в том числе связанный с историческим аспектом проблемы. Рассматриваются вопросы борьбы с расовой дискриминацией, дискриминацией женщин, проблемы, связанные с правом жизни (проблемы клинической смерти). Уделено внимание проблеме прав на свободное передвижение на территории государства, право покидать любую страну. Отдельные разделы посвящены праву на суд, презумпции невиновности, праву на защиту, на брак. На гражданское участие в управлении своей страной, на личную неприкосновенность, на отдых, охрану здоровья, труд, достойный уровень жизни1.



Эти книги имеют большое научное и общественное значение, привлекли внимание специалистов прав человека – прав ребенка, работающих в Беларуси, ученых, учителей школ.
2.3. Развитие системы обучения правам человека
В Беларуси, как нами уже отмечено в параграфе втором, накоплен значительный опыт преподавания учебной дисциплины по правам человека. При всем положительном, что имеется в работе системы образования по правам человека в вузах страны, нельзя не заметить и отрицательных тенденций, которые усилились в последнее время. О них сказано в статье автора «Преподавание прав человека: опыт, методика, перспективы»2 и в аналитической записке в адрес управлений высшего и среднего специального образования и социальной, воспитательной работы Министерства образования автором монографии в 2004 г.

1. Это прежде всего тенденция на «юридизацию прав человека». По сравнению с 1998/1999 учебным годом, многими преподавателями все больше делается упор на то, что новая дисциплина – это юридическая дисциплина. Тем самым игнорируется духовно-нравственная их сущность, отвергается подход, в соответствии с которым права человека – интегральная социально-общественная дисциплина, которая имеет свой предмет изучения, научный аппарат, отличительные черты и категории. В Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Аб вывучэннi спецыяльных курсаў «Правы чалавека», «Правы дзiцяцi» у вышэйшых навучальных установах у 1998/1999 навучальным годзе» записано: «Необходимо отметить, что современная концепция преподавания прав человека исходит из того, что она не должна быть сведена только к рассмотрению юридических аспектов прав человека. Она исходит, прежде всего, с уяснения об их этическом характере». В системе образования необходимо изучать права человека как явление мировой культуры и цивилизации. В изданном в 1996 году учебном пособии для вузов первая глава так и названа «Права человека – явление мировой культуры и цивилизации». Отход от такого подхода не продуктивен, наметившаяся тенденция носит отрицательный характер. Хотя, безусловно, под преподавание прав человека должна быть подведена необходимая юридическая база.

2. Конкретнее по спецкурсу «Право прав человека» для юридических факультетов. Название надуманное. Большинство тем взято из спецкурса «Права человека». Так что не ясно, чем этот спецкурс отличается от спецкурса «Права человека». Возникает и другой вопрос. Почему студенты-юристы лишены возможности изучать права человека? Они должны прежде всего их изучать, а потом уже то, что необходимо, исходя из специфики вуза, факультета. В общем, преломление прав человека к специфике юридических вузов и факультетов пока оказалось неудачным, потому что проигнорирован основной принцип: права человека для всех, знание прежде всего прав человека всеми. Этот принцип, кстати, заложен в рекомендациях ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы по вопросам обучения правам человека.

3. Сказываются и другие неверные методологические подходы: сужение богатой социально-воспитательной проблематики спецкурса, попытки ее сведения до сугубо юридических вопросов, либо философских дефиниций; имеет место определенное противопоставление прав человека и прав ребенка; игнорирование таких аспектов прав человека, как политологический, культурологический и исторический. Налицо отход от принципов образования в области прав человека, разработанных ЮНЕСКО, Международной конференцией по правам человека 1993 г. и Кабинетом Министров государств – членов Совета Европы от 14 мая 1985 г.

4. На многих факультетах, особенно технического и экономического профиля, учебная программа спецкурсов сокращена до 10 часов, что делает его неполноценным. Такой подход не позволяет студентам овладеть необходимой суммой знаний. К тому же расширяется практика отмены зачетов по итогам учебного курса.

Выход в преодолении негативных процессов мы видим в развитии системы образования правам человека в целом. Одно из направлений развития – совершенствование структуры и содержания учебного курса. Предлагаем разработанный автором монографии его оптимальный вариант.

В основе его программа обязательных спецкурсов, разработанная в 1998 г. Вместе с тем она обогащена новыми темами, лекционный материал по которым был прочитан студентам мною в последние 2-3 года. В частности, «Права человека в XXI веке: состояние, особенности и тенденции развития, пути реализации», «Защита прав человека в условиях международного терроризма и вооруженных конфликтов», «Правозащитное движение – фактор международной защиты прав человека», «Роль гражданского общества в реализации прав человека». К ним проявляют большой интерес студенты. Данная проблематика нашла отражение в учебно-методической литературе, подготовленной в 2002-2005 гг.1

Предлагаемый вариант структурирован, имеет два раздела. Раздел первый – «Права человека: сущность, структура, история идей»; раздел второй – «Права человека: состояние и роль в современном обществе, механизмы защиты, проблемы и пути реализации». Первый раздел включает следующие темы: теория прав человека: предмет, метод и функции; права человека – феномен мировой культуры и цивилизации; история идей и представлений о правах человека; современная структура прав человека; всеобщность и универсальность прав человека; права человека и права социальных общностей; права человека как общечеловеческая ценность. Второй раздел включает следующие темы: права человека в XXI веке: состояние, особенности и тенденции развития, пути реализации; международная защита прав человека; защита прав человека в условиях международного терроризма, вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций; правозащитное движение – факто международной защиты прав человека; роль гражданского общества и реализация прав человека; становление социального правового государства – необходимое условие обеспечения прав человека; юридические механизмы защиты прав и свобод человека; права человека в Республике Беларусь: состояние, механизмы защиты, проблемы реализации; культура прав человека и роль образования в ее формировании.

По каждой теме предусматривается лекция. Узловые вопросы каждой из них и методика преподавания излагаются нами в 3 главе монографии.

В целом программой учебного курса предусмотрено 15 лекций и 10 семинарских занятий, проводятся на IV или V курсах высших учебных заведений. Литература, предлагаемая к темам учебного курса, обогащена за счет изданий 2001-2006 гг.2

Учебный курс завершается экзаменом.

Дополнительно заметим, что в учебном процессе необходимо учитывать специфику курсов «Права человека» для различных ВУЗов и факультетов. Наиболее полно она отражена в учебной программе спецкурса «Право прав человека», читаемого студентам юридических ВУЗов и факультетов. В ней отражены следующие принципиальные положения, наиболее важные для будущего правоведа:



  1. Становление и развитие концепции прав человека и ее закрепление в законодательстве государств различных систем.

  2. Роль Декларации независимости 1776 г., Билля о правах 1791 г. США, французских деклараций прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. в формировании современной концепции прав человека.

  3. Кодификационный процесс в области прав человека в рамках Организации Объединенных Наций.

  4. Принципы прав человека и их трактовка в Уставе ООН, в Пакетах о правах человека 1966 г., в итоговых документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Всемирной конференции по правам человека 1993 г.

  5. Классификация прав и свобод человека. Индивидуальные и коллективные права. Права и обязанности.

  6. Правомерные ограничения прав и свобод человека. Их трактовка во Всеобщей декларации прав и свобод человека и Международных пактах о правах человека 1966 г.

  7. Становление и развитие международной защиты прав человека в современном международном праве.

  8. Понятие и функции международной защиты прав человека.

  9. Универсальные международные механизмы по правам человека.

  10. Контрольный механизм за соблюдением универсальных международных стандартов по правам человека.

Реализация предложенных идей не исключает того, что студентам-юристам необходимо давать основные элементы современной философии и идеологии прав человека.

Реализация оптимальной модели учебной дисциплины «Права человека» создает благоприятную основу для завершения процесса выделения в качестве самостоятельной и полноценной учебной дисциплины «Права человека» наравне, скажем, с политологией и другими учебными дисциплинами. Это объективная тенденция, начало которой положено введением обязательных спецкурсов в систему высшего образования.

Реализации объективной тенденции становления полноценной учебной дисциплины содействуют следующие факторы:

1.2.1. Теория прав человека призвана сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы сформировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Эти принципы закреплены в Конституции Республики Беларусь, вобравшей в себя опыт развития прав человека в других странах, а также международно-правовые аспекты, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:



    • права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

    • права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;

    • права человека – высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства;

    • права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;

    • обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;

    • осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

    • основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;

    • гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны;

    • коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;

права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах.

1.2.2. Для Беларуси крайне важно понятие прав человека. В общественном сознании, культуре страны права человека не занимали сколько-нибудь значительного места. Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли отражение в советской учебной и научной литературе, в частности, в учебниках по теории государства и права. Характерно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством. Права человека растворялись в абстрактном юридическом понятии одного из «субъектов права» – гражданина. Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстрагированно от советской реальности в сфере прав человека. В итоге для нескольких поколений советских юристов понятие прав человека, как сферы его свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего автономию индивида, попросту не существовало. Подобные деформации и пробелы не преодолены полностью и сегодня. Поэтому так важно дать в учебном процессе систему знаний о правах человека во всех их значимости и многомерности. А это возможно в рамках полноценного учебного курса.



1.3. Права человека в современном мире – мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров. Сегодня во многих странах, в том числе в Беларуси все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека.

В порядке заключения к параграфу можно сделать следующие обобщения по изложенному материалу:



1. Учебная дисциплина «Права человека» раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внимание студентов на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации всей системы образования, так как они способствуют очеловечиванию получаемых в процессе обучения знаний во всех областях науки, развивают самосознание студентов, создают возможность давать своим поступкам и стремлениям нравственную оценку. Это ведет к усилению практического значения гуманитарных дисциплин, укреплению их связи с реальной жизнью.

В заключение главы уместны следующие обобщения:

1. Организация Объединенных Наций разработала и реализовала программу Десятилетия образования правам человека;

2. Определенную роль в разработке методики преподавания прав человека играют проведенные ЮНЕСКО международные семинары. Так, к примеру, на международном семинаре «Межкультурные изучения прав человека» (Австрия, 28 – 30 октября 1991 г.) отмечалось, что основными элементами преподавания прав человека являются:



    • обучение правам человека, подобно любому другому обучению, включает 2 уровня: содержательный и практический;

    • обучение правам человека – это динамический процесс, основанный на педагогике участия и ответственности; оно должно начинаться на дошкольном и начальном школьном уровнях;

    • если его построить с учетом интересов и опыта учащихся, проводить в смешанных классах (где будут учащиеся различной национальности, этнической и социальной принадлежности, языка, пола и т.д.), то учащиеся будут лучше подготовлены к жизни в обществе, где различия часто проявляют себя в неравенстве и дискриминации;

    • обучение правам человека должно проходить в благоприятной обстановке, где уважение, участие и свобода личности и коллективного выражения, равенство и справедливость являются привычным явлением. На этот процесс должны влиять и такие факторы, как этические стандарты, организация и дисциплинарная политика в школе;

    • оно будет лишь в том случае успешным, если национальное законодательство обеспечивает и гарантирует равные права и возможности для всех, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и принадлежности к политическим партиям;

    • обучение правам человека поднимает проблему, как школы должны трактовать текущие события, которые лежат в основе содержания преподаваемого материала и наиболее близки к реальности. Не менее важной остается проблема объективности;

    • обучение правам человека имеет свою специфику и в смысле методики преподавания, в этом процессе самое активное участие могут принимать не только учителя и учащиеся, но и родители;

обучение правам человека должно пронизывать всю образовательную систему. Каждый предмет по-своему может и должен включать элементы человеческих прав.

3. В Беларуси накоплен значительный опыт изучения преподавания прав человека. С 1998 г. в высших учебных заведениях работают обязательные спецкурсы по правам человека. Накопленный опыт позволяет перейти к введению полноценной учебной дисциплины «Права человека». С точки зрения дальнейшего совершенствования системы образования по правам человека на Беларуси принципиальное значение имеют следующие моменты:



    • понимание, что преподавание прав человека – важнейшее условие гуманизации системы образования. Теория прав человека выступает важнейшей составной частью формирования правовой культуры, которая предполагает конкретные знания о правах человека, о взаимообусловленности прав, свобод, ответственности личности, включает в себя приобретение человеком практических навыков в данной области;

    • преодоление опасностей, которые уже выявились во время работы обязательных спецкурсов за истекшие 7 лет. И прежде всего это попытка превратить начавшееся обучения правам человека в учебную кампанию;

    • необходимо отработать вопросы методики обучения правам человека, стремиться к тому, чтобы права человека были введены в качестве вступительных экзаменов в вузах.





страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 6 | страница 7

Смотрите также: