Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12

Тема 1. Формирование собственной позиции в отношении здорового жизненного стиля



Цель: Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения, риска потери здоровья, социальных влияний.

Задачи:

Задача в области представлений

Задача в области отношений

Задача в области поведенческих интенций

Сформировать представление: о многокомпонентности понятия «здоровье», здоровом жизненном стиле

Инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью

Осознать необходимость критического отношения к различным агентам социального влияния



Примерный сценарий занятия:

Вводная часть:

Ведущий просит учеников назвать слова и словосочетания, которые ассоциируются у них с понятием «Здоровье». Называемые ассоциации ведущий записывает на листе ватмана.



Основная часть:

Ведущий рассказывает ученикам о современном подходе к определению здоровья, его многокомпонентности, различных аспектах здоровья. Основной акцент делается на поведении и взаимоотношениях.

Ведущий организует групповую дискуссию на тему «Здоровье – потребность или возможность». Классу предлагается обсудить следующие вопросы:


  • Возможности человека, зависимые от его здоровья.

  • Ограничения, налагаемы «нездоровьем».

  • К каким аспектам здоровья относятся ассоциации, сформулированные учениками в вводной части.

  • Какие элементы здорового образа жизни необходимо развивать, исходя из представлений о многогранности понятия «здоровье».

  • Влияния, которые оказывает референтное окружение на формирование индивидуальной позиции в области здоровья (обсуждение данного вопроса проводится на основе видеосюжетов: реальная ситуация на молодежных «тусовках»/ взаимоотношения с родителями/ гендерные отношения).

  • Какие цели преследуют различные агенты влияния (родители, учителя, рекламодатели, наркоторговцы и др.).

Заключительная часть:

Ведущий подводит итог групповой дискуссии: в процессе обсуждения каждый из вас формулировал свое представление о здоровье, здоровом образе жизни, тех людях, которые так или иначе влияют на ваш выбор. Это влияние бывает как позитивным, так и негативным.

Классу предлагается разделиться на две группы. Одной группе предстоит на ватмане написать цели влияний асоциальных молодежных группировок, рекламодателей, наркодилеров и приемы, которыми они камуфлируют свои истинные цели.

Другой группе – цели родителей, близких людей и приемы их влияния.

Группы демонстрируют сделанные записи. Ведущий подводит итог, говоря о необходимости формирования собственной жизненной позиции и критического отношения к любому социальному влиянию.

Справочные материалы к теме 1.

Подходы к определению здоровья


Определение здоровья и болезни – излюбленная тема философско-медицинской литературы. Так, Р.С. Рахманов и Е.Т. Жук (1994) приводят 79 определений здоровья, А.Т. Щедрина (1989) говорит о более, чем 200 определениях болезни.

Ниже приводятся наиболее типичные определения понятия «здоровье», сформулированные представителями разных научных дисциплин в разное время в разных странах.

«Здоровье – это состояние, в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни…» – Гален.

«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоничное развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». – Н.А. Добролюбов.

«Проявление жизни в состоянии равновесия ее отправлений составляет нормальную или здоровую жизнь, благоприятную для ее продолжения». – С.П. Боткин [4].

«Здоровье – состояние равновесия между требованиями среды и силами организма». – А.А. Остроумов.

«Здоровье – такое состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». «Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции». – Г.И. Царегородцев.

В современных отечественных исследованиях преобладают либо определения здоровья как отсутствия объективной болезни, либо ориентирующиеся на определение ВОЗ, в центре которого находится понятие субъективного благополучия.

Подход к здоровью как состоянию, не сводящемуся к отсутствию болезни, получил название позитивной концепции здоровья (Квасенко, Зубарев, 1980; Царегородцев, 1989).

В наиболее обобщенном виде под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, полным физическим (телесным) и психическим (духовным), моральным и социальным благополучием, уровнем физического развития, соответствующим возрасту, совершенным механизмом саморегуляции и высокой степенью адаптации к производственным, социальным, экологическим условиям.



Соответственно, такой разносторонний подход к определению здоровья предполагает выделение различных его составляющих.

Компоненты здоровья


В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, 1998; С.В. Попов, 1998):

  • Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем орга­нов человеческого организма. Основу соматического здоровья составляет био­логическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой стороны - обеспечивают индивидуализацию этого про­цесса. Соматический аспект здоровья апеллирует к функциональному состоянию органов и систем организма и более других аспектов обсуждается в дихотомии здоровье/болезнь.

  • Физическое здоровье — уровень развития и функциональных возмож­ностей органов и систем организма. Основу физического здоро­вья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различ­ных факторов.

  • Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Ос­нову психического здоровья составляет состояние общего душевного ком­форта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обу­словливается потребностями биологического и социаль­ного характера и воз­можностями их удовлетворения. Правильное фор­мирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

В числе признаков психически здорового человека называют свободу, независимость, активность личности в различных социальных ситуациях, критичность. M. Jahoda (1958 г.) предлагает 6 критериев позитивного психического здоровья, из которых 3 отражают Я-концепцию, а остальные 3 – отношение к реальности. Это: установка по отношению к собственному Я; рост, развитие и самоактуализация; личностная интеграция; автономия; восприятие реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения. Наряду с психическим здоровьем выделяют и здоровье моральное, которое определяется как иммунитет к различным видам социального зла, нравственная чистота поступков и помыслов и т.п..

  • Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Он в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности (мужского или женского пола), взаимодействующей с окружающими людьми. Социальное здоровье - это деятельное отношение к миру, мера трудоспособности и социальной активности. Оно предполагает наличие благоприятных условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, воспитания и т.д.

Личностный аспект здоровья – это понимание того, как развивается наше “Я” (“Я” - это та часть личности человека, которой необходимо развитие, чувство самореализации), чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. Для одних способом самореализации служит карьера, другие самореализуются в семье, третьи - в работе на благо ближнего.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Все они связаны между собой. Каждый в отдельности влияет на все остальные.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

для соматического здоровья – «я могу»;

для психического здоровья – «я хочу»;

для нравственного здоровья – «я должен» (Д. Н. Давиденко, 1996).

Безусловно, все существующие ныне определения здоровья далеки от совершенства.

Наиболее ярким примером позитивного определения здоровья стала концепция «поля здоровья», сформулированная в 1974 г. министром здравоохранения Канады М. Лалондом. В ней определены четыре ведущие детерминанты здоровья - биологическая природа человека, окружающая его среда, индивидуальное поведение и организация медицинской помощи, - образующие в совокупности «поле здоровья».

Концепция подчеркивает приоритет социальных факторов и поведения в формировании преобладающей сегодня неинфекционной заболеваемости человека. В основе этой концепции лежит понимание того, что особенности образа жизни людей должны стать объектом социальной политики, которая является частью глобальных усилий, направленных на улучшение здоровья населения. Концепция «поля здоровья» способствовала переносу акцента в дебатах и практике здравоохранения на психологические проблемы личного выбора человека по отношению к своему здоровью.

Разнообразие трактовок здоровья отразилось на подходах к определению возможных причин его нарушения. Их называют факторами риска.

Факторы риска


Здоровье каждого человека определяется особенностями его организма и образа жизни (факторы хозяина) и воздействиями, которые он испытывает извне (факторы среды). Факторы хозяина включают биологическую (в том числе генетическую) предрасположенность организма к тем или иным заболеваниям, а также привычки (курение, переедание, малоподвижный образ жизни) и склонность к рискованным формам поведения. Экзогенные факторы включают физическую среду проживания, социально-экономические условия семьи и общества в целом. Культура, религия, образование также оказывают сильное, хотя и косвенное влияние на состояние здоровья. Некоторые внешние факторы складываются под прямым влиянием общественных условий (самый яркий пример – качество и доступность медицинских услуг)

Факторы риска неинфекционных заболеваний были выявлены в результате эпидемиологических исследований, проводившихся на протяжении 40 лет. Согласно их данным, на первом месте среди причин смерти в мире и в РФ стоят сердечно-сосудистые заболевания. В классической работе Дж. Морриса была показана разница в уровне заболеваемости ишемической болезнью сердца между водителями и кондукторами лондонских автобусов. Среди автобусных кондукторов, с одной стороны, вынужденных постоянно подниматься и спускаться по лестнице автобуса, а с другой – менее подверженных профессиональным стрессам, смертность от ишемической болезни сердца оказалась ниже, чем среди водителей, работа которых менее подвижна и требует большего напряжения.

Эпидемиологи выделяют основные поведенческие факторы риска, способствующие преждевременной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний:


  • курение,

  • сниженная физическая активность,

  • злоупотребление алкоголем,

  • употребление наркотиков, (Г.Г. Онищенко с соавт.)

Известно, что сочетание поведенческих и физиологических факторов риска повышает вероятность смерти в несколько раз, например сочетание курения и артериальной гипертонии увеличивает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 8,6 раза (М.С. Тожиев с соавт.). По прогнозам, при условии снижения частоты перечисленных выше поведенческих факторов на 15% следует ожидать снижения смертности на 10% (В.М. Черепов с соавт.).

В результате продолжительных исследований, проведенных Долом и Хиллом в 50-х годах, было показано, что курение является фактором риска развития многих болезней. Исследование показало, что только 73% курильщиков доживают до 65 лет, тогда как среди некурящих – 85%.

Важное значение социальных связей продемонстрировали четыре базисных эпидемиологических исследования соматического здоровья, проведенные в США. Исследование ишемической болезни сердца в штате Массачусетс показало сравнительно низкую смертность в этой популяции. Высокий уровень «выживаемости», по мнению ученых, был обусловлен малой долей одиноких людей и отсутствием резких социальных изменений. Исследование в штате Пенсильвания, где проживали в основном выходцы из Италии, позволило сделать вывод о протективном влиянии на здоровье групп взаимоподдержки, сильных социальных связей в семье и общине.

10-летние научные наблюдения, проведенные в штатах Калифорния и Мичиган, позволили J. Linch утверждать, что человеческое общение имеет жизненно важное значение для здорового функционирования внутренних органов.

Отсутствие позитивных социальных отношений ведет к возникновению тревоги и депрессии, в то время как эмоциональная поддержка способствует сохранению позитивной самооценки и создает чувство взаимосвязи с другими людьми.




страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 11 | страница 12

Смотрите также: