страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 12 | страница 13
24
быть легкой и плавной, именно этими особенностями и отличается совершенная техника стрельбы.
Спортивно-техническое мастерство стрелка — это прежде всего наиболее целесообразная форма движений, которая обеспечивает точное поражение мишеней.
Подготовка мастера к стрельбе отличается тем, что движения его четки, спокойны и рациональны. Ружье у него заряжается своевременно, закрывается плавно, а изготовка к стрельбе спокойная, уверенная и всегда однообразная для данного стрелкового места. Перед тем как дать команду на подачу мишени, мастер сосредоточивает внимание на деталях предстоящего выстрела. Этот процесс сопровождается как бы проектированием, можно сказать, пробой нужных нервных связей. Известно, что при стрельбе на стенде нет однообразных полетов мишеней, значит, и не может быть раз и навсегда заученных движений при выстреле. Однообразие как на траншейном, так и на круглом стенде только кажущееся, на самом деле каждый выстрел — это новые условия. Поэтому успешная стрельба у мастера обеспечивается предварительным осмысливанием предстоящего процесса стрельбы и точным исполнением движений в зависимости от конкретных условий полета мишени.
Большое значение в технике стрельбы имеет напряжение и расслабление мышц; спортсмен, обладающий наиболее высокой техникой, использует это наилучшим образом. Он концентрирует внимание и усилия в решающий момент при производстве выстрела и выключает мышцы и нервное напряжение, как только в них отпадает необходимость. Его работа основывается как бы на «взрыве»: в момент стрельбы максимальная собранность, произвел выстрел — наступает расслабление и отдых.
Установлено, что спортсмены-новички гораздо быстрее постигают навыки включения мышц в работу, а вот выключать их из работы, снимать напряжение они не умеют, так как этот процесс требует длительного навыка и тренировки.
Темп стрельбы в высокой технике занимает ведущее место. У мастера спорта он равномерный и устойчивый, достаточно быстрый и в то же время полностью исключена поспешность.
Спортсмены и тренеры часто вспоминают бронзового призера Олимпиады в Риме неоднократного чемпиона
25
Советского Союза С. Калинина, стрелявшего на траншейном стенде и обладавшего удивительно ровным и в то же время достаточно быстрым темпом стрельбы. Его выстрелы звучали в равные промежутки времени — 0,4— 0,5 сек.
Стрельба то в быстром, то в медленном темпе связана с недоработкой техники, это явление присуще прежде всего начинающим спортсменам. По мере совершенствования техники вырабатывается и однообразный темп стрельбы. Однако темп стрельбы не может быть у всех стрелков одинаков, он индивидуален. Стрелки должны стремиться к максимально быстрому темпу, но при этом не должна теряться сознательность в стрельбе, способность определения величин упреждений и производства прицельного результативного выстрела, т. е. при быстром темпе стрельбы должно сохраняться все то, что мы называем техникой.
Более совершенна та техника стрельбы, которая устойчива в своей основе, но имеет определенную вариантность.
Человек попал в условия, когда погода резко изменилась (ветер, дождь) или когда полет мишеней значительно отличается от привычных скоростей. В этом случае спортсмен не должен теряться. Основной механизм его техники должен остаться без изменения, а частные детали, как-то: темп стрельбы, манеру держать оружие и т. д. — он должен быстро приспособить к данным условиям.
Вариантную технику надо прививать на тренировках, для этого необходимо предусматривать стрельбу в трудных условиях, чаще менять углы полетов мишеней, разнообразить их скорость, производить тренировки в условиях непогоды (ветер, дождь, снег и т. д.).
Как известно, каждый стрелок—мастер спорта — имеет свою технику стрельбы. Редко найдешь спортсменов, которые бы по технике не отличались друг от друга.
Если отбросить их личные привычки в подготовке к стрельбе, то можно заметить также и различия в приемах производства выстрела. Это правильно и закономерно, ибо эти различия зависят прежде всего от строения организма спортсмена, роста, объема груди, длины рук и т. д.
Индивидуализация техники спортсменов — это умение
26
использовать свои особенности. Техника же стрельбы — улучшение реакции, выработка своей изготовки и правильной поводки ружья, устойчивого темпа стрельбы и т. д. — приобретается в процессе тренировки.
Немалое значение имеют и психологические особенности. Опытный спортсмен хорошо знает свои сильные и слабые стороны и умеет их использовать в технике стрельбы. Например, заслуженный мастер спорта О. Лосев своеобразно готовится к стрельбе на круглом стенде: на некоторых стрелковых местах он встает так, что даже без стрельбы повторить его изготовку невозможно, а он прекрасно пользуется ею.
В технике стрельбы нельзя слепо подражать выдающимся мастерам, особенно если спортсмен отличается от них по физическим данным.
Техника как костюм, годится лишь гому, на кого он сшит. И, кроме того, не всегда самый высокий результат говорит о самой лучшей технике стрельбы. Таким образом, результат стрельбы зависит не только от одной техники, он зависит от тренированности, материальной оснащенности, подгонки оружия и от индивидуальных особенностей стрелка.
Вот почему при подготовке надо искать закономерности совершенной техники, а не слепо подражать тем, у кого выше результат.
Хорошо известно, что овладение совершенной техникой это большой и довольно длинный путь и успех не приходит день за днем в равной степени. Иногда стрелок бьется месяцами и ни с места, то вдруг движения становятся все лучше и лучше, растет спортивный результат. Иначе говоря, овладение техникой чаще всего происходит неравномерно, скачками Это происходит потому, что при формировании нового движения устанавливаются новые взаимодействия между мозгом, мышцами, органами чувств. Эти связи появляются не сразу, а в зависимости от сочетания количества тренировок и продолжительности занятий.
Когда впервые приступают к стрельбе, результат бывает низким — много ненужных напряжений, лишних движений, скованность, нет слаженности и точности в прицеливании.
Это первая стадия формирования техники, где почти отсутствует согласованность в движениях.
27
В дальнейшем, по мере обучения и тренировок, движения становятся свободными и точными.
Но работа над элементами стрельбы будет продолжаться до тех пор, пока не создастся вся структура движений стрелка в целом, пока не выработается достаточно устойчивый динамический стереотип, определенный автоматизм.
Освоив технику стрельбы, надо научиться ее применять в соревнованиях. Когда стрелок покажет на соревнованиях результат в пределах первого разряда, тогда, пожалуй, можно считать, что процесс обучения технике завершен и наступает период совершенствования в технике стрельбы, который длится достаточно долго. С каждой тренировкой все лучше и совершеннее отрабатываются элементы изготовки. Движения стрелка становятся более мягкими и плавными, а результаты стрельбы более высокими.
Всем известно, что сложившиеся навыки движений очень прочны. Научившись однажды плавать или ездить на велосипеде, человек через многие годы перерыва не разучивается этого делать. Однако совершенного владения техникой, где должно проявляться тончайшее мастерство, мы здесь не увидим. Так и в стрельбе нужно постоянно работать над техникой, чтобы не утратить спортивного мастерства.
Отсутствие постоянной и регулярной тренировки нарушает связи и взаимодействия всех частей тела, движения становятся менее гибкими и четкими и не всегда постоянными.
Органы чувств также нуждаются в регулярных упражнениях. Чувство оружия, чувство темпа — это основные элементы стрельбы, но и они легко утрачиваются без тренировок. После перерыва и даже после длительного отдыха (более недели) надо вновь восстанавливать отчасти утраченное техническое совершенство. Дело в том, что, когда частично утрачиваются связи в движениях, можно легко укоренить ошибку, которая будет в дальнейшем отрицательно влиять на технику стрельбы.
В стрелково-стендовом спорте ошибки часто закрепляются еще и потому, что спортсмены не всегда имеют постоянных тренеров, а советы товарищей, как правило, не всегда соответствуют истинной причине допускаемых промахов.
28
Приняв случайные рекомендации, иногда даже очень солидных мастеров спорта, спортсмен начинает пробовать совершенно не свойственные ему приемы стрельбы. В результате рост техники стрельбы тормозится, а иногда и совсем прекращается.
Заученную ошибку, как, например, «стрельба руками» i на траншейном стенде, можно подавить, но не уничтожить. Она может снова проявиться и, как правило, проявляется в трудных условиях соревнований.
Отсюда вытекает важнейшее правило обучения — не допускать закрепления ошибок. Заученная ошибка — беда в технике стрелка. Чтобы избежать закрепления ошибок, необходимы постепенность и последовательность в обучении, внимательное и постоянное наблюдение тренеров за спортивным ростом стрелка. Излишняя торопливость, а также бессистемность в обучении и тренировке порождают ошибки. Кроме того, техника стрелка малопригодна, если она выработана в легких условиях.
Условия тренировки надо периодически менять и усложнять, чтобы разнообразный полет мишеней заставлял стрелка находить наиболее целесообразные приемы стрельбы, а это, в свою очередь, положительно скажется на устойчивости результатов в соревнованиях.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКИ СТРЕЛЬБЫ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
На современных международных соревнованиях можно рассчитывать на какой-то успех лишь при условии, что стрельба будет безошибочной. Во всяком случае нельзя допускать более одной ошибки на сто мишеней. Достаточно было П. Сеничеву на Олимпийских играх в Мехико сделать по два промаха на сотню мишеней, как он оказался за чертой призеров.
Для достижения высокого спортивного результата прежде всего важна и необходима связь между техникой, физической и волевой подготовкой спортсмена.
При соревновательном режиме, т. е. предельном напряжении нервной системы, мышцы работают не так, как при стрельбе на тренировке.
1 «Стрельба руками» — это грубая ошибка, совершаемая спортсменом при поводке ружья.
29
Практикой установлена прямая зависимость напряжения нервной системы от уровня соревнований и задач, которые поставлены спортсмену на этих соревнованиях. Одно дело участвовать в соревнованиях на первенство города и совсем другое — участвовать в первенстве мира или Олимпийских играх.
В соревнованиях городского масштаба, конечно, определенное нервное напряжение будет, но оно во стократ возрастет в соревнованиях высшей ступени. Спортсмены испытывают повышенное напряжение даже тогда, когда участвуют в составе зачетных стрелков команды и когда борются за призовые места и наоборот этих напряжений может и не быть, если спортсмен участвует только в личном первенстве
Задача спортсменов, участвующих в ответственных соревнованиях, в моменты наивысших нервных напряжений сохранить технику стрельбы, не дать нарушиться координации движений.
Есть спортсмены, у которых хорошая техника появляется тогда, когда возрастает напряжение. У таких спортсменов результаты соревнования, как правило, выше тренировочных.
Однако часто наблюдается и обратная картина — хорошие результаты на тренировках и низкие на соревнованиях
Бывает даже и так большую часть соревнований стрелок идет с высокими результатами, а в конце соревнований, когда вырисовываются призовые места, они падают. Нередки случаи, когда начало соревнований бывает «провальным», затем стрельба выравнивается и идет с хорошим результатом. Все это говорит о том, что спортсмены не справляются с повышенной возбудимостью, появляющейся в моменты наивысшего спортивного накала.
Неумение использовать приобретенную спортивную технику в периоды нервных напряжений — беда многих наших спортсменов, в том числе и мастеров спорта. Чтобы от этого избавиться, нужна определенная воля, более совершенная техника, которая в меньшей степени зависит от нервного возбуждения Иначе говоря, у высо ^квалифицированных стрелков техника на тренировке и техника даже на самых ответственных соревнованиях должна сближаться до полного совпадения.
30
Одним из основных методов в приобретении высокой техники стрельбы является неустанная работа над ее элементами. Если техника стрельбы будет до тонкостей отработана в тренировочных условиях, то на соревнованиях она меньше будет подвергаться искажениям.
Спортивная техника и ее совершенствование будут лучше проявляться тогда, когда спортсмены будут подкреплять работу над техникой регулярными занятиями по общей физической подготовке. Без такого сочетания тренировочного процесса добиться высоких результатов в спорте почти невозможно.
Хорошим дополнением к отработке техники стрельбы на стенде является домашняя тренировка с ружьем. День за днем, по 20—40 минут утром и вечером, принимая по 200—300 условных мишеней, спортсмен упорно устраняет недостатки и в физической, и в технической подготовке. Особенно плодотворно сказывается такая работа на росте техники стрельбы.
Стрелкам и тренерам надо в процессе учебно-тренировочных занятий не забывать о волевой подготовке Здесь они должны решать задачи по преодолению соревновательных возбуждений, ибо спортсмены со слабой волевой подготовкой больше подвержены всякого рода неустойчивости.
Воспитание волевых качеств должно пронизывать всю тренировочную работу стрелка. Именно здесь спортсмену надо научиться отключаться во время стрельбы от всех отвлекающих моментов, подавлять излишнее возбуждение и любой ценой добиваться решения поставленных задач.
Главным средством достижения высокой техники стрельбы является неустанная работа непосредственно на стрелковой площадке с применением холостых и боевых выстрелов. Большое внимание следует уделять и тренировкам, где включаются предельные нагрузки, а также участию в различных соревнованиях.
Тренерам надо стремиться к тому, чтобы перспективные стрелки хотя бы в личном первенстве или вне конкурса обязательно участвовали в соревнованиях высшего для них ранга. Это сблизит технику стрельбы на тренировках с техникой стрельбы на ответственных соревнованиях
31
1
Тренер в данном случае быстрее, чем сам спортсмен, может заметить разницу в действиях при выполнении стрелковых приемов на тренировках и на соревнованиях. Он подскажет также и пути преодоления психологического барьера, возникающего на соревнованиях, связанного, как правило, с сильными отрицательными эмоциями, неуверенностью в своих силах, страхом.
Известно, что при длительной и правильной тренировке вырабатывается большая выносливость и работоспособность организма, приобретается высокий уровень техники, улучшается спортивный результат, т. е. появляется спортивная форма. Однако одной спортивной формы недостаточно, нужна еще готовность спортсмена.
Готовность — это уверенность в своих силах, отсутствие боязни соперников, жажда борьбы за первое место, бодрость и хорошее настроение до соревнований и во время соревнований
Если спортивная форма долго создается и теряется не сразу, то готовность спортсмена к соревнованиям может быть быстро утрачена. Достаточно спортсмену плохо поспать, расстроиться, как готовность нарушается.
Готовность понижается из-за частого, порой лишнего, напоминания о соревнованиях и о победах в них, о спортивных противниках и т. д.
Вот почему надо избегать чрезмерного возбуждения перед соревнованиями, от этого у спортсменов падает настроение, теряется самообладание, появляется скованность, а это все оказывает отрицательное влияние на технику стрельбы. Техника стрельбы положительно может влиять на высокий спортивный результат только тогда, когда спортивная форма и готовность будут на должной высоте.
ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИИ ПАРАМЕТРОВ РУЖЬЯ НА ТЕХНИКУ
СТРЕЛЬБЫ
На первой стадии обучения и тренировки ружья подбираются спортсменами на основе общих правил в соответствии с их физическими данными. Эти требования для спортсмена-новичка довольно простые. Первое требование к ружью — это подбор длины ложи. Для подбора длины ложи применяется следующий метод: стрелок вытягивает правую руку в сторону, под прямым
32
углом сгибает ее в локтевом суставе и в место сгиба ставит ружье в вертикальное положение. Ложа ружья считается нормальной, если указательный палец первой фалангой ложится на первый спусковой крючок. Для стрельбы на круглом стенде ложа ружья может быть несколько короче.
Второе требование к ружью — подбор гребня приклада. При вскидке ружья в плечо стрелок должен видеть ровную планку, а мушка должна проектироваться точно по середине над верхним контуром колодки. Часто ружье при стрельбе травмирует щеку спортсмена. Это происходит от неправильной изготовки, оттого что стреляющий чрезмерно напрягает мышцы шеи и сильно прижимается щекой к прикладу ружья, но не исключены случаи, когда лицо стрелка травмируется потому, что форма ложи ружья не соответствует физическим данным спортсмена.
Подобрать ружье, соответствующее физическим данным, даже для опытного стрелка — дело не простое. Известно, что у спортсменов траншейного стенда форма и размеры ложи, а также высота ее гребня в определенной мере влияют на становление техники стрельбы.
Вот почему в начальный период обучения спортсмену необходимо подбирать такое ружье, чтобы оно отвечало стилю современной техники стрельбы, не травмировало стрелка и не сковывало его действий.
По мере совершенствования спортизного мастерства стрелка претерпевает изменения и оружие. Как бы ни казалось, что ружье хорошо подогнано по стрелку, оно не может все время быть постоянным. Под влиянием тренировок изменяется мышечная система спортсмена, может измениться его вес. Ружье, которое раньше хорошо подходило, сегодня может оказаться неподходящим.
В этих случаях ружье надо подгонять по спортсмену и в первую очередь подогнать ложу. Ведь недаром в народе сложилась поговорка «Стволы стреляют, а ложа попадает».
Чем выше мастерство спортсмена, тем требовательнее должен быть стрелок к ружью и его подгонке по себе. Индивидуальная подгонка должна проводиться по мере изменения физических данных спортсмена, а также по мере становления и совершенствования техники стрельбы.
3 М И Поляков
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 12 | страница 13
|