Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4

Что будет с НПО в Казахстане?


Депутаты Парламента направили в Сенат законопроект, предусматривающий поправки в законодательную базу, регулирующую деятельность некоммерческих организаций в стране. Законопроект вызвал горячие дебаты как в Парламенте, так и в среде НПО. Несмотря на усилия НПО, ряд ограничивающих их деятельность норм, остался в законопроекте. Предлагаем краткий обзор законопроекта «О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных или иностранных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан», который подготовила юрист "Интерньюс-Казахстан" Ольга Малиновская.

I. Первым отрицательным моментом является то, что законопроектом предусматривается процедура «аккредитации» филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных или иностранных некоммерческих организаций, но не определяется юридический статус и практическое значение такой «аккредитации». Так, если Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» предусматривается, что:


1.1. учетная регистрация филиалов и представительств включает в себя проверку соответствия документов, представленных на учетную регистрацию, законодательным актам Республики Казахстан;
1.2. учетная регистрация филиалов и представительств осуществляется в целях: удостоверения факта создания и прекращения филиалов и представительств; учета созданных, созданных и прекративших свою деятельность филиалов и представительств на территории Республики Казахстан; ведения единого государственного реестра филиалов и представительств; реализации информации о юридических лицах, их филиалах и представительствах,
то предлагаемым законопроектом даже не дается понятия аккредитации, не говоря о целях ее осуществления и юридически значимых последствиях ее прохождения.
Предлагаемая процедура аккредитации не предусматривает ничего нового: она фактически дублирует существующую учетную регистрацию филиалов (представительств).
Аккредитация не имеет обоснованного практического значения; вопреки созданию благоприятных условий существования и поддержке развития общественных инициатив, законодатель налагает дополнительные обязанности, ухудшающие положение филиалов и представительств международных или иностранных некоммерческих организаций, создает дополнительные препятствия для начала осуществления ими уставных целей.
Законом не предусматривается и ясно не определяется статус «уведомления», которое выдается по результатам аккредитации. Если гражданским законодательством определено, что гражданская правоспособность филиала (представительства) возникает с момента учетной регистрации филиала (представительства), то есть с момента получения соответствующего свидетельства об учетной регистрации, то для чего выдается «уведомление» совершенно не понятно. Какие права и обязанности возникают у филиала (представительства) с момента получения «уведомления»? Исходя из законопроекта – абсолютно никакие.
Осуществление аккредитации филиалов (представительств) поручается тому же профильному государственному органу, который через свои территориальные управления занимается учетной регистрацией филиалов (представительств), что опять же не ясно с точки зрения практической необходимости данной процедуры. При предоставлении заявления об аккредитации в этот орган, к заявлению требуется приложения тех же документов, которые требуются и при учетной регистрации филиала (представительства): решение о создании филиала, положение о филиале (представительстве), копия устава организации, создающей филиал (представительство), доверенность руководителю филиала.
Таким образом, не понятно в чем принципиальное отличие учетной регистрации филиала и представительства международной или иностранной некоммерческой организации от аккредитации и каков юридический статус «уведомления», выдаваемого по итогам аккредитации.
Срок аккредитации превышает срок учетной регистрации филиалов и представительств международных или иностранных некоммерческих организаций в два раза! То есть непонятная по статусу и значению процедура занимает в два раза больше времени, чем процедура, по результатам которой филиал (представительство) получает гражданскую правоспособность и вправе приступить к работе!
Также согласно законопроекту Министерство юстиции вправе запросить дополнительные материалы, необходимые для рассмотрения заявления об аккредитации. Перечень «дополнительных материалов» естественно не указывается, что дает такому министерству неограниченное право требовать предоставления любых документов.
Сам факт того, что для филиалов (представительств) международных или иностранных некоммерческих организаций предусматривается сомнительная по значению процедура аккредитации, ставит такие филиалы (представительства) в ухудшающее положение по сравнению с иными филиалами (представительствами), действующими на территории РК, поскольку для них создаются дополнительные обязанности, исполнение которых не порождает юридически значимых последствий.

II. Вторым принципиальным моментом являются положения законопроекта о том, что филиалы и представительства международных или иностранных некоммерческих организаций в Республике Казахстан обязаны:


1. уведомлять местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы не позднее, чем за десять дней о проведении мероприятий (конференции, презентации, тренинги, выставки, семинары и т.д.) за счет собственных средств, а также средств, предоставляемых международными или иностранными организациями, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами;
2. предоставлять местным исполнительным органам доступ к проводимым мероприятиям, а также к сведениям о количестве и составе принимающих в них участие лиц;
3. по запросу местных исполнительных органов представлять материалы о проводимых мероприятиях.
Государство пытается юридически закрепить возможность вмешательства в частную деятельность. Однако, следует исходить из принципа презумпции невиновности, а не наоборот. Из смысла данной нормы следует невозможность проведения тренингов, семинаров и прочих гражданских инициатив без соответствующего уведомления местных исполнительных органов. В противном случае будет применяться жесткая административная ответственность вплоть до запрещения деятельности, которая, кстати говоря, предусматривается этим же пакетом законопроектов.

III. Законопроектом предусматривается возможность:


1) осуществления финансирования филиалами (представительствами) международных или иностранных некоммерческих организаций,
2) получение финансирования местными некоммерческими организациями,
3) получение финансирования филиалами (представительствами) международных или иностранных некоммерческих организаций от иностранных государств, иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц с иностранным участием, а также граждан и юридических лиц Республики Казахстан
- только с согласия местных исполнительных органов.
На наш взгляд данное положение грубо нарушает принципы свободы хозяйствования, закрепленные законодательством: граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Воля субъекта не должна ограничиваться действиями государственных органов, она не должна ставиться в зависимость от воли государственного органа. Поэтому подобное положение законопроекта не должно стать нормой действующего закона.
В результате получится, что организации, живущие на гранты, имеющие возможность осуществлять различные программы (собственно, так же, как и участвовать в них) исключительно на средства грантов, смогут осуществлять все эти действия только с согласия исполнительного органа, который никакого отношения к ним не имеет, не знает специфику данных отношений. Элемент зависимости от государственного чиновника порождает возможность коррупции. Поэтому данное положение законопроекта может привести к тому, что появится необходимость «приобретения», а не получения согласия.

IV. Положение законопроекта о том, что «в период приостановления деятельности филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации запрещается выступать от его имени в средствах массовой информации…» прямо нарушает норму Конституции, которая гласит: «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом». Наложение запрета на выступление от имени филиала (представительства) в период приостановления его деятельности является неконституционной мерой и грубо нарушает свободу, гарантированную конституцией.

V. Законопроектом предусматриваются два одинаковых основания и для приостановления деятельности филиала (представительства) международной или иностранной некоммерческой организации, и для его ликвидации. Эти основания следующие: 1) «нарушение Конституции, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан» и «неоднократное осуществление деятельности, противоречащей положению о филиале и представительстве (обособленном подразделении) международной или иностранной некоммерческой организации». Таким образом, получается, что по указанным основаниям суд может сразу ликвидировать филиал и представительство международной или иностранной некоммерческой организации, то есть без предварительного приостановления его деятельности «для выяснения обстоятельств». Хотя этим же законопроектом предусматривается: «Если в течение установленного срока приостановления деятельности филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации нарушения будут устранены, то филиал и представительство (обособленное подразделение) международной или иностранной некоммерческой организации возобновляет свою деятельность». Несмотря на вышеуказанное положение формально у суда будут основания сразу ликвидировать филиал, поскольку основание для ликвидации будет предусмотрено законом (такое же, как и основание приостановления деятельности).
Помимо этого формулировка пункта 1 статьи 7 законопроекта в разрез с действующим законодательством предусматривает, что ликвидация филиала (представительства) по заявлению прокурора возможна на срок от трех до шести месяцев. Это является юридическим нонсенсом, поскольку ликвидация филиала означает прекращение его существования, и речи о сроках здесь быть не может!

Подобных ошибок, как и других, в законопроекте не мало. И, как было правильно замечено в письме, направленном группой руководителей организаций по защите прав человека и поддержке демократии председателю Мажилиса Парламента Казахстана, «законопроекты в целом настолько некорректны, что не могут быть исправлены».

По законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций»

I. Следует отметить, что планируется пополнить в частности Кодекс РК об Административных правонарушениях следующими составами противоправных деяний с соответствующей ответственностью:


«Нарушение законодательства о некоммерческих организациях
1. Нарушение установленного законодательством порядка финансирования некоммерческих организаций, а также принятие незаконных пожертвований, -
влечет штраф на некоммерческую организацию в размере двухсот месячных расчетных показателей (194 200 тг.) с конфискацией незаконных пожертвований, а также запрещение деятельности некоммерческой организации либо без такового.
2. Неуведомление, несвоевременное уведомление некоммерческими организациями местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы о проведении мероприятий за счет средств, предоставляемых международными и иностранными организациями, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, -
влечет штраф на некоммерческую организацию в размере двухсот расчетных показателей с запрещением деятельности некоммерческой организации либо без такового.
3. Отказ некоммерческой организации в предоставлении доступа местным исполнительным органам к мероприятиям, проводимым за счет средств, предоставляемых международными и иностранными организациями, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также сведениям о количестве и составе принимающих в них участие лиц, -
влечет штраф на некоммерческую организацию в размере двухсот месячных расчетных показателей (194 200 тг.) с запрещением деятельности некоммерческой организации либо без такового.
4. Неопубликование филиалом и представительством (обособленным подразделением) международной или иностранной некоммерческой организации сведений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а равно опубликование недостоверных сведений,-
влечет штраф на руководителя филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей (97 100 - 194 200 тг.), приостановление деятельности филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации на срок до шести месяцев.
5. Те же деяния, совершенные повторно после наложения административного взыскания, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, -
влекут штраф на руководителя филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации в размере до четырехсот месячных расчетных показателей (388 400 тг.) с запрещением деятельности филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации».
II. Также изменения вносятся в закон «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
Законопроект требует для перерегистрации филиалов и представительств международных или иностранных некоммерческих организаций согласия Министерства юстиции. Порядок дачи согласия будет определяться самим Министерством юстиции.
Помимо этого для постановки на учет филиала (представительства) международной или иностранной некоммерческой организации требуется предоставления дополнительных документов: «дополнительно должны быть приложены документ, выданный Министерством юстиции об аккредитации, а также заверенные руководителем организации сведения о действовавших (с указанием оснований ликвидации) и (или) действующих на территории иностранных государств филиалах и представительствах. Документы иностранного юридического лица, создающего филиал (представительство), представляются с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки».
III. В закон «О некоммерческих организациях» вносятся следующие дополнения.
Некоммерческие организации помимо возложенных на них статьей 5 указанного закона («Права и обязанности некоммерческих организаций»), должны будут:
«3-1) уведомлять местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы не позднее, чем за десять дней о проведении мероприятий (конференции, презентации, тренинги, выставки, семинары и т.д.) за счет средств, предоставляемых международными и иностранными организациями, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами;
3-2) предоставлять местным исполнительным органам доступ к проводимым мероприятиям, указанным в подпункте 3-1) пункта 2 настоящей статьи, а также сведениям о количестве и составе принимающих в них участие лиц;
3-3) по запросу местных исполнительных органов представлять материалы о проводимых мероприятиях»;
Статья 35 этого же закона дополняется следующими положениями:
«2-1. Финансирование некоммерческой организации, включая добровольные имущественные взносы, пожертвования и любые другие виды материальной помощи, иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, международными организациями, иностранцами, лицами без гражданства и юридическими лицами с иностранным участием осуществляется с согласия местных исполнительных органов района (города областного значения). Такое согласие не требуется, если филиалом или представительством международной и иностранной некоммерческой организации получено согласие местного исполнительного органа района (города областного значения) на финансирование некоммерческой организации.
Для получения согласия некоммерческой организацией по месту ее нахождения подается заявление в местный исполнительный орган. Заявление должно содержать сведения об объеме, составе финансирования, а также о его назначении.
Согласие местного исполнительного органа выдается в виде уведомления не позднее 10 рабочих дней со дня подачи некоммерческой организацией заявки с приложением соответствующих документов в местный исполнительный орган.
В даче согласия на получение некоммерческой организацией материальной помощи может быть отказано в случаях, когда данный источник финансирования запрещен в соответствии с законодательными актами.
Порядок получения согласия местных исполнительных органов на финансирование иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, международными организациями, иностранцами, лицами без гражданства и юридическими лицами с иностранным участием деятельности некоммерческих организаций определяется Правительством Республики Казахстан.
Действие настоящего пункта не распространяется на государственные некоммерческие организации.
2-2. Не допускаются анонимные пожертвования некоммерческой организации, ее филиалам и представительствам (обособленным подразделениям).
Действие настоящего пункта не распространяется на отношения, возникающие при пожертвовании религиозным объединениям физическими лицами денег, вносимых в местах богослужения или религиозных собраний, а также местах, почитаемых последователями той или иной религии (места паломничества и другие).
2-3. Пожертвования, поступившие с нарушением требований пунктов 2-1, 2-2 настоящей статьи, зачисляются в доход государства по решению суда».

Таким образом, ниже перечислены новшества, вносимые законопроектами о деятельности филиалов международных или иностранных некоммерческих организаций:



1. Аккредитация филиалов и представительств международных или иностранных некоммерческих организаций.
2. Уведомление местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы филиалами и представительствами международных или иностранных некоммерческих организаций о проведении мероприятий за счет собственных средств, а также средств, предоставляемых международными и иностранными организациями, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами; предоставление местным исполнительным органам доступ к проводимым мероприятиям, сведений о количестве и составе принимающих в них участие лиц; представление по запросу местных исполнительных органов материалов о проводимых мероприятиях.
3. Уведомление местных исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы некоммерческими организациями о проведении мероприятий (конференции, презентации, тренинги, выставки, семинары и т.д.) за счет средств, предоставляемых международными и иностранными организациями, иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами; предоставление местным исполнительным органам доступа к таким мероприятиям, а также сведениям о количестве и составе принимающих в них участие лиц; представление по запросу местных исполнительных органов материалов о проводимых мероприятиях.
4. Финансирование некоммерческой организации, включая добровольные имущественные взносы, пожертвования и любые другие виды материальной помощи, иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, международными организациями, иностранцами, лицами без гражданства и юридическими лицами с иностранным участием только с согласия местных исполнительных органов района (города областного значения).
5. Запрет на выступление в средствах массовой информации от имени филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации в период приостановления его деятельности, а также запрет на организацию и проведение собраний, митингов и иных публичных выступлений в такой период.
6. Одинаковые основания и для приостановления деятельности филиала и представительства (обособленного подразделения) международной или иностранной некоммерческой организации, и для его ликвидации.
7. Получение финансирования и осуществление финансирования деятельности некоммерческих организаций филиалом и представительством международной или иностранной некоммерческой организации с согласия местного исполнительного органа.
8. Ежегодная публикация филиалами и представительствами международных или иностранных некоммерческих организаций в периодических печатных изданиях информации о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, об источниках формирования и направлениях расходования.
9. Согласие Министерства юстиции для перерегистрации филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций.
10. Обязательная аккредитация в Министерстве юстиции и перерегистрация филиалов и представительств международных или иностранных некоммерческих организаций, созданных до введения в действие закона «О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных или иностранных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан» в течение трех месяцев со дня введения его в действие и ликвидация в судебном порядке по заявлению органов прокуратуры по представлению органов юстиции как санкция за неисполнение этого требования.
11. Ужесточение административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о некоммерческих организациях.

Малиновская Ольга


Юрист Internews Kazakhstan
Статья от 06/17/05 в 19:56:24

Сегодня восемь американских неправительственных организаций, чьи представительства работают в Казахстане, написали обращение к депутатам. В нем просьба- отклонить закон о международных организациях, который в срочном порядке поступил в парламент. Представители американских НПО уверены -принятие закона спровоцирует уход части иностранных некоммерческих организаций из Казахстана. Галина Рыжкина

Закон о международных организациях может спровоцировать уход из Казахстана иностранных НПО. Восемь международных некоммерческих организаций подписали обращение к депутатам казахстанского парламента, в котором они просят отклонить принятие закона. В их числе Институт открытого общества, Фридом Хаус, Национальный демократический институт США, и другие.

АНТОНИО СТАНГО, ГЛАВА "FREЕDOM HOUSE" В КАЗАХСТАНЕ:


«Казахстан представляет собой перспективное государство с точки зрения развивающейся демократии. И нам не хотелось бы отсюда уходить. И если этот закон будет иметь практические ограничения для работы этих организаций, то я боюсь, что некоторые организации предпочтут работать в других странах».
Закон о международных организациях и поправки в уже существующее законодательство - инициатива депутата Ерасыла Абылкасымова, поддержанная еще несколькими парламентариями. Международные организации пугают не столько ежегодные финансовые отчеты, сколько обязательная перерегистрация в минюсте и полное согласование проводимых мероприятий с местной властью, вплоть до бюджета каждого круглого стола.
«Каждое мероприятие - круглый стол, конференция - по согласованию с акиматом за 10 дней».
Кампанию против международных организаций в Казахстане начали в марте с подачи все того же депутата Абылкасымова. По его запросу Генеральная прокуратура провела проверку 33 иностранных НПО. Чем она закончилась и закончилась ли вообще - никому неизвестно, даже тем, кого проверяли. Посольство Соединенных штатов впервые срочно отреагировало. Посол Джон Ордвей так и сказал: кажется, это идет в разрез двустороннего сотрудничества. Спустя два месяца американские доноры внесли ясность, не «кажется», а «точно», и противоречит это соглашению 2001 года, которое подписали президенты Назарбаев и Буш. На следующей неделе депутаты и представители международных организаций встретятся в парламенте.

страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4

Смотрите также: