Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля знаний
|
Всего часов
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
Контролируемая самостоятельная работа студентов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
3
|
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И НЕЙРОПРСИХОЛОГИЯ»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.1
|
Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии
1.Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии.
2.Определение психофизиологии и нейропсихологии.
3.Роль психофизиологии и нейропсихологии в решении общепсихологических проблем.
4. Отрасли психофизиологии и нейропсихологии.
5.Современные исследования в психофизиологии и нейропсихологии (Н.В. Бехтерева, П.В. Симонов, Е.Н. Соколов и др.).
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[1]
[2]
[5]
|
|
3.1.2
|
Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии
1.Проблема локализации высших психических функций.
2.История изучения проблемы локализации психических функций.
3.Современные представления о психической функции как о функциональной системе.
4.Теория системной динамической локализации высших психических функций (работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия ).
5. Теория функциональных систем П.К.Анохина.
|
2
|
|
|
|
2
|
Таблицы
|
[4]
[7]
[8]
|
|
3.2
|
Локальные системы мозга и их функциональная организация
1.Нейронная организация коры больших полушарий.
2.Строение и функции нервной системы.
3.Строение мозга.
4.Структурно-функциональные блоки мозга.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы, тесты
|
[3]
[6]
[11]
|
Тестирование
|
3.3.1
|
Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие
1.Концепция доминантности левого полушария мозга.
2.Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга.
3.Изучение межполушарного взаимодействия на модели «расщепленного мозга». 4.Нейропсихологический анализ латеральных особенностей нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[18]
[19]
[20]
|
|
3.3.2
|
Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие
1.Методы исследования межполушарной асимметрии.
2.Профиль латеральной организации мозга.
3.Исследование типов межполушарной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики.
4.Проблема левшества.
|
2
|
|
|
|
2
|
Таблицы
|
[9]
[10]
[13]
|
|
3.4
|
Синдромный анализ нарушений высших психических функций
1.Синдромный анализ нарушений высших психических функций. 2.Методы нейропсихологического исследования.
3.Нейропсихологические симптомы, нейропсихологические синдромы, нейропсихологические факторы.
4.Качественная и количественная характеристика нарушений высших психических функций.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[3]
[6]
[9]
|
Защита рефератов
|
3.5
|
Психофизиология и нейропсихология сенсорно-перцептивных процессов
1.Понятие о сенсорных системах. 2.Мозговая организация восприятия.
3.Нарушения восприятия.
4.Нарушения восприятия при поражении лобных долей мозга. 5.Псевдоагнозии.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[10]
[11]
[18]
|
Защита рефератов
|
3.6
|
Психофизиология и нейропсихология функциональных состояний
1.Определение функционального состояния организма.
2.Индикаторы функционального состояния.
3.Континуум функциональных состояний: бодрствование, сон.
4. Регуляция функционального состояния организма.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[19]
[20]
[21]
|
Защита рефератов
|
3.7
|
Психофизиология и нейропсихология внимания
1.Структурно-функциональная организация внимания.
2.Электрофизиологические корреляты внимания.
3.Мозговая организация внимания. 4.Нарушения внимания.
5.Психологическая структура внимания.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[6]
[23]
[24]
|
Защита рефератов
|
3.8.
|
Психофизиология и нейропсихология памяти
1.Энграмма.
2.Временная организация памяти. 3.Нейронные коды памяти.
4.Психическая организация процессов памяти.
5.Нарушения памяти.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[6]
[11]
[20]
|
Защита рефератов
|
3.9.1
|
Психофизиология и нейропсихология мышления и речи
1.Механизмы мышления.
2.Психическая и мозговая организация процессов наглядного и вербально-логического мышления.
3.Нарушения мышления. 4.Психологическая структура мышления.
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[16]
[20]
[22]
|
|
3.9.2
|
Психофизиология и нейропсихология мышления и речи
1. Нарушения мышления при поражении затылочных, теменных и височных отделов мозга.
2.Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга.
3.Психофизиология речевых процессов.
4.Классификация афазий А.Р.Лурия (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, семантическая, афферентная моторная или кинестетическая, эфферентная моторная или кинетическая, динамическая афазии).
|
4
|
|
2
|
|
2
|
Таблицы
|
[10]
[11]
[16]
|
Защита рефератов
|
3.10
|
Психофизиология и нейропсихология сознания и бессознательного
1.Основные концепции сознания. 2.Понятие бессознательного в психофизиологии.
3.Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия 4.Нейропсихологический анализ нарушений сознания.
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[15]
[16]
[17]
|
|
3.11
|
Психофизиология и нейропсихология эмоционально-потребностной сферы
1.Мотивация поведения и ее психофизиологические основы. 2.Феноменология эмоциональных и личностных нарушений у больных с локальными поражениями мозга. 3.Эмоциональные и личностные расстройства при поражении левого и правого полушарий мозга.
4.Методы контроля эмоционального состояния человека.
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[6]
[18]
[22]
|
|
3.12
|
Дифференциальная психофизиология
1.Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий человека.
2.Психофизиологическая характеристика основных свойств нервной системы.
3.Обще и специальные способности в связи с особенностями нервной системы человека.
4.Психофизиология пола.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы, тесты
|
[14]
[20]
[22]
|
Тестирова-ние
|
3.13
|
Психофизиология и нейропсихология движений и действий
1.Нервно-мышечная система и особенности ее строения.
2.Двигательные программы. 3.Концепция Н.А.Бернштейна. 4.Классификация апраксий А.Р.Лурия (пространственная, кинестетическая, кинетическая, регуляторная).
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[3]
[4]
[5]
|
Проверочная контрольная работа
|
3.14
|
Психофизиологические и нейропсихологические механизмы поведения
1.Определение адаптации. 2.Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс.
3. Центральная регуляция стрессовых реакций.
4.Центральные механизмы адаптации.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[4]
[5]
[22]
|
Защита рефератов
|
3.15.1
|
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга
1.Нейропсихологические синдромы при поражении корковых отделов больших полушарий.
2.Нейропсихологические синдромы поражения затылочных, височных, теменных отделов мозга.
3.Синдромы поражения теменно-височно-затылочных отделов мозга (зоны ТPО). 4.Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга.
5.Синдромы поражения премоторных и префронтальных отделов лобных долей мозга.
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[3]
[6]
[10]
|
|
3.15.2
|
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга
1.Синдромы поражения медио-базальных отделов лобных долей мозга
2.Нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.
3.Синдромы поражения неспецифических структур мозга - уровня нижних отделов ствола, диэнцефальных, лимбических структур мозга.
4.Синдромы поражения базальных ядер.
5.Синдромы поражения мозолистого тела.
|
2
|
2
|
|
|
|
Таблицы
|
[3]
[6]
[10]
|
|
3.15.3
|
Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга
1.Специфика нейропсихологических синдромов при симметричных поражениях левого и правого полушарий головного мозга. 2.Нейропсихологические синдромы у леворуких.
3.Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания (опухоли, черепно-мозговая травма, сосудистые поражения, атрофические процессы, последствия радиационного воздействия, эпилепсия, шизофрения, аффективная патология, наркомания и алкоголизм и т.д.).
|
4
|
|
2
|
|
2
|
Таблицы
|
[13]
[19]
[20]
|
Защита рефератов
|
3.16.1
|
Новые направления прикладной психофизиологии и нейропсихологии
1.Педагогическая психофизиология. 2.Социальная психофизиология. 3.Психофизиологические корреляты группового поведения.
4.Экологическая психофизиология. 5.Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
|
2
|
|
|
|
2
|
Таблицы
|
[9]
[20]
[24]
|
|
3.16.2
|
Новые направления прикладной психофизиологии и нейропсихологии 1.Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
2.Паранатальная психофизиология и нейропсихология.
3.Нейропсихологическое обследование детей как компонент деятельности практического психолога.
4.Принципы и методы нейропсихологического обследования детей. 5.Психофизиологические механизмы старения.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Таблицы
|
[9]
[20]
[24]
|
Проверочная контрольная работа
|
|
Итого
|
68
|
34
|
24
|
|
10
|
|
|
|
Кандидат медицинских наук, доцент Э.А. Соколова
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Всего часов
|
Количество аудиторных
часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
Лабораторные
занятия
|
СУРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
4
|
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1
|
Предмет и задачи психологии развития
1 Основные задачи психологии развития.
2 Классические понятия психологии развития.
3 Основные категории психологии развития.
4 Принципы психического развития.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
Групповая
консульта-ция
|
4.2
|
Методологические проблемы психологии развития
1 Задачи методологии.
2 Диагностика возрастного развития.
3 Показатели психического развития ребенка.
4 Методы психологии развития.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
|
4.3
|
Классические понятия психологии развития
1 Понятия и категории психологии развития. 2 Рост: биологический и психологический смысл понятия.
3 Созревание: эндогенные и экзогенные факторы.
4 Дифференциация и централизация.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
|
4.4
|
Основные закономерности психического развития
1 Факторы психического развития.
2 Принципы психического развития.
3 Механизмы психического развития.
4 Развитие личности в контексте процессов социализации.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
Групповая
консульта-ция
|
4.5
|
Понятие психологического возраста и проблема построения возрастной периодизации
1 Категория возраста.
2 Периодизация развития человека.
3 Возрастная стратификация общества.
4 Возрастная периодизация развития человека.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
Групповая
консульта-ция
|
4.6
|
История психологии развития
1 Историография человеческого развития.
2 Становление психологии развития человека.
3 Дифференциация возрастных этапов в связи с потребностями практики обучения.
4 Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
|
[5] [16]
|
Групповая
консульта-ция
|
4.7
|
Теории развития эндогенного направления
1 Ранние теории созревания.
2 Нормативный подход к исследованию развития.
3 Биогенетический подход в объяснении развития
4 Этологические теории развития.
5 Теория привязанности
|
6
|
2
|
2
|
-
|
2
|
|
[5] [16]
|
Групповая
консульта-ция
|
4.8
|
Теории развития экзогенного направления
1 Общая характеристика теорий экзогенного направления.
2 Ранние бихевиористические трактовки.
3 Взгляды Б.Скиннера.
4 Теория развития С.Бижу и Д.Баера.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
Защита проектов
|
4.9
|
Теории научения
1 Отход от классического бихевиоризма .
2 А. Бандура и теория социального обучения.
3 Социально-когнитивное направление в теории научения.
|
6
|
2
|
4
|
-
|
-
|
|
[5] [14] [15] [16]
|
Защита проектов
|
4.10
|
Трактовка развития в психоанализе
|
8
|
4
|
4
|
-
|
-
|
|
|
|
4.10.1
|
1 Возникновение психоанализа
2 Классический психоанализ З.Фрейда.
3 Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
4 Возрастные периодизаци
и развития человека в психоанализе.
|
6
|
2
|
4
|
-
|
-
|
|
[3] [17] [19] [21]
|
Защита проектов
|
4.10.2
|
1 Формирование детского психоанализа.
2 Развитие концепций З. Фрейда в раборах А. Фрейд.
3 Теория отделения/индивидуализации М. Малер.
4 Теория развития детских переживаний Э. Шахтеля.
5 Теория зрелости К. Юнга.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[3] [17] [19] [21]
|
|
4.11
|
Когнитивное направление в психологии развития
1 Возникновение когнитивных теорий развития.
2 Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.
3 Теория морального развития Л.Колберга.
4Теория развития умений К.Фишера.
5 Развития как решение задач Р.Кейза.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[3] [21]
|
Защита проектов
|
|
Всего часов за 3-й семестр
|
46
|
24
|
16
|
-
|
6
|
|
|
|
4.12
|
Контекстуальные модели развития
1 Культурно-историческое направление в психологии развития
2 Теория развития психики А.Валлона.
3 Экопсихологическая теория У.Бронфен-бреннера.
4 Антиравновесная теория Ригеля.
5 Теория персонализации А.В.Петровского.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[15] [16]
|
Защита проектов
|
4.13
|
Начало человеческой жизни
1 Детство как историческая категория.
2 Источники человеческого разнообразия.
3 Развитие в пренатальном возрасте.
4 Психологический аспект рождения.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Видеофильм
|
[5] [14] [16]
|
Групповая
консульта-ция
|
4.14
|
Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
1 Общепсихологическая характеристика младенчества.
2 Кризис первого года жизни.
Социальная ситуация развития и основные новообразования раннего
3 Развитие восприятия, мьппления, памяти, воображения.
4.Развитие общения с детьми и взрослыми.
5.Становление элементов самосознания. детства.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5] [10] [13] [14] [15] [16] [18]
|
|
4.15
|
Психологические особенности развития в дошкольном возрасте
|
8
|
4
|
4
|
-
|
|
|
|
|
4.15.1
|
1 Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства.
2 Характеристика деятельности дошкольника.
3 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка.
4 Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5] [10] [13] [14] [16] [18]
|
|
4.15.2
|
1 Развитие личности дошкольника.
2 Развитие ориентировки в пространстве и времени в дошкольном детстве.
3 Умственное развитие дошкольника.
4 Эмоционально-волевое развитие дошкольника.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Видеофильм
|
[5] [10] [13] [14] [16] [18]
|
Защита рефератов
|
4.16
|
Переход к школьной жизни
1 Кризис 6-7 лет.
2 Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе.
3 Структура психологической готовности к обучению.
4Диагностика и коррекция психологической готовности к школьному обучению.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
[4] [20]
|
[10] [13] [12] [15] [16] [18]
|
|
4.17
|
Психологическая характеристика младшего школьника
1 Общие условия развития в младшем школьном возрасте.
2 Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей.
3 Умственное развитие младшего школьника.
4Развитие личности младшего школьника.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5] [10] [14] [16] [13] [18]
|
Защита рефератов
|
4.18
|
Психологические особенности подросткового периода
1 Общепсихологическая характеристика отрочества.
2 Подростковый кризис.
3 Особенности личности подростка.
4 Развитие познавательной сферы подростка.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Видеофильм
|
[1] [2] [5] [6] [7] [8] [9] [14] [16]
|
Защита рефератов
|
4.19
|
Психология юности
1 Развитие интеллектуальной сферы.
2 Особенности развития личности в юношеском возрасте.
3 Социальная активность в юношестве.
4 Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5] [7] [8] [16] [11] [16]
|
Защита рефератов
|
4.20
|
Психология ранней взрослости
1 Молодость как социально-историческая категория.
2 Развитие личности в молодости.
3 Кризис молодости.
4 Социальная активность в молодости.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
|
[5] [7] [8] [15] [16]
|
|
4.21
|
Психологические особенности периода взрослости
1 Общепсихологическая характеристика взрослости.
2 Кризис взрослости.
3 Характеристики взрослой личности.
4 Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости.
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
|
[5] [15] [16]
|
|
4.22
|
Психологические особенности периода старения
1 Границы и стадии возраста.
2 Психологическое переживание старения и старости.
3 Эмоциональная сфера в старости.
4 Особенности личности пожилого человека.
|
6
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Видеофильм
|
[5] [15] [16]
|
|
4.23
|
Смерть как кризис индивидуального существования
1 Феномен смерти.
2 Смерть как кризис индивидуальной жизни.
3 Стадии приспособления к умиранию.
4 Добровольный уход из жизни.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
Видеофильм
|
[5] [15] [16]
|
|
|
Всего часов за 4-й семестр
|
50
|
26
|
16
|
-
|
8
|
|
|
|
|
Всего часов
|
96
|
50
|
32
|
-
|
14
|
|
|
|