Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4



Ассистент Мельникова О.Н.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)


Литература


Формы контроля знаний

Всего часов

лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия

Контролируемая самостоятельная работа студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И НЕЙРОПРСИХОЛОГИЯ»


























3.1.1

Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии

1.Предмет и задачи психофизиологии и нейропсихологии.

2.Определение психофизиологии и нейропсихологии.

3.Роль психофизиологии и нейропсихологии в решении общепсихологических проблем.

4. Отрасли психофизиологии и нейропсихологии.

5.Современные исследования в психофизиологии и нейропсихологии (Н.В. Бехтерева, П.В. Симонов, Е.Н. Соколов и др.).



2

2










Таблицы

[1]

[2]


[5]




3.1.2

Теоретические основы и практическое значение психофизиологии и нейропсихологии

1.Проблема локализации высших психических функций.

2.История изучения проблемы локализации психических функций.

3.Современные представления о психической функции как о функциональной системе.

4.Теория системной динамической локализации высших психических функций (работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия ).

5. Теория функциональных систем П.К.Анохина.



2










2

Таблицы

[4]

[7]


[8]




3.2

Локальные системы мозга и их функциональная организация

1.Нейронная организация коры больших полушарий.

2.Строение и функции нервной системы.

3.Строение мозга.

4.Структурно-функциональные блоки мозга.


4

2

2







Таблицы, тесты

[3]

[6]


[11]

Тестирова-ние

3.3.1

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

1.Концепция доминантности левого полушария мозга.

2.Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. 3.Изучение межполушарного взаимодействия на модели «расщепленного мозга». 4.Нейропсихологический анализ латеральных особенностей нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.


2

2










Таблицы

[18]

[19]


[20]




3.3.2

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие

1.Методы исследования межполушарной асимметрии. 2.Профиль латеральной организации мозга.

3.Исследование типов межполушарной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики.

4.Проблема левшества.



2










2

Таблицы

[9]

[10]


[13]




3.4

Синдромный анализ нарушений высших психических функций

1.Синдромный анализ нарушений высших психических функций. 2.Методы нейропсихологического исследования. 3.Нейропсихологические симптомы, нейропсихологические синдромы, нейропсихологические факторы.

4.Качественная и количественная характеристика нарушений высших психических функций.


4

2

2







Таблицы

[3]

[6]


[9]

Защита рефератов

3.5

Психофизиология и нейропсихология сенсорно-перцептивных процессов

1.Понятие о сенсорных системах. 2.Мозговая организация восприятия.

3.Нарушения восприятия. 4.Нарушения восприятия при поражении лобных долей мозга. 5.Псевдоагнозии.


4

2

2







Таблицы

[10]

[11]


[18]

Защита рефератов

3.6

Психофизиология и нейропсихология функциональных состояний

1.Определение функционального состояния организма. 2.Индикаторы функционального состояния.

3.Континуум функциональных состояний: бодрствование, сон.

4. Регуляция функционального состояния организма.



4

2

2







Таблицы

[19]

[20]


[21]

Защита рефератов

3.7

Психофизиология и нейропсихология внимания

1.Структурно-функциональная организация внимания. 2.Электрофизиологические корреляты внимания.

3.Мозговая организация внимания. 4.Нарушения внимания. 5.Психологическая структура внимания.


4

2

2







Таблицы

[6]

[23]


[24]

Защита рефератов

3.8.

Психофизиология и нейропсихология памяти

1.Энграмма.

2.Временная организация памяти. 3.Нейронные коды памяти. 4.Психическая организация процессов памяти.

5.Нарушения памяти.



4

2

2







Таблицы

[6]

[11]


[20]

Защита рефератов

3.9.1

Психофизиология и нейропсихология мышления и речи

1.Механизмы мышления. 2.Психическая и мозговая организация процессов наглядного и вербально-логического мышления.

3.Нарушения мышления. 4.Психологическая структура мышления.


2

2










Таблицы

[16]

[20]


[22]




3.9.2

Психофизиология и нейропсихология мышления и речи

1. Нарушения мышления при поражении затылочных, теменных и височных отделов мозга. 2.Особенности нарушения интеллектуальной деятельности при поражении левого и правого полушарий мозга. 3.Психофизиология речевых процессов.

4.Классификация афазий А.Р.Лурия (сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, семантическая, афферентная моторная или кинестетическая, эфферентная моторная или кинетическая, динамическая афазии).


4




2




2

Таблицы

[10]

[11]


[16]

Защита рефератов

3.10

Психофизиология и нейропсихология сознания и бессознательного

1.Основные концепции сознания. 2.Понятие бессознательного в психофизиологии.

3.Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия 4.Нейропсихологический анализ нарушений сознания.


2

2










Таблицы

[15]

[16]


[17]




3.11

Психофизиология и нейропсихология эмоционально-потребностной сферы

1.Мотивация поведения и ее психофизиологические основы. 2.Феноменология эмоциональных и личностных нарушений у больных с локальными поражениями мозга. 3.Эмоциональные и личностные расстройства при поражении левого и правого полушарий мозга.

4.Методы контроля эмоционального состояния человека.


2

2










Таблицы

[6]

[18]


[22]




3.12

Дифференциальная психофизиология

1.Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий человека.

2.Психофизиологическая характеристика основных свойств нервной системы.

3.Обще и специальные способности в связи с особенностями нервной системы человека.

4.Психофизиология пола.


4

2

2







Таблицы, тесты

[14]

[20]


[22]

Тестирова-ние

3.13

Психофизиология и нейропсихология движений и действий

1.Нервно-мышечная система и особенности ее строения.

2.Двигательные программы. 3.Концепция Н.А.Бернштейна. 4.Классификация апраксий А.Р.Лурия (пространственная, кинестетическая, кинетическая, регуляторная).


4

2

2







Таблицы

[3]

[4]


[5]

Провероч-ная контроль-ная работа

3.14

Психофизиологические и нейропсихологические механизмы поведения

1.Определение адаптации. 2.Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс.

3. Центральная регуляция стрессовых реакций.

4.Центральные механизмы адаптации.



4

2

2







Таблицы

[4]

[5]


[22]

Защита рефератов

3.15.1

Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

1.Нейропсихологические синдромы при поражении корковых отделов больших полушарий. 2.Нейропсихологические синдромы поражения затылочных, височных, теменных отделов мозга.

3.Синдромы поражения теменно-височно-затылочных отделов мозга (зоны ТPО). 4.Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга.

5.Синдромы поражения премоторных и префронтальных отделов лобных долей мозга.



2

2










Таблицы

[3]

[6]


[10]




3.15.2

Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

1.Синдромы поражения медио-базальных отделов лобных долей мозга

2.Нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга. 3.Синдромы поражения неспецифических структур мозга - уровня нижних отделов ствола, диэнцефальных, лимбических структур мозга.

4.Синдромы поражения базальных ядер.

5.Синдромы поражения мозолистого тела.


2

2










Таблицы

[3]

[6]


[10]




3.15.3

Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга

1.Специфика нейропсихологических синдромов при симметричных поражениях левого и правого полушарий головного мозга. 2.Нейропсихологические синдромы у леворуких. 3.Особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания (опухоли, черепно-мозговая травма, сосудистые поражения, атрофические процессы, последствия радиационного воздействия, эпилепсия, шизофрения, аффективная патология, наркомания и алкоголизм и т.д.).



4




2




2

Таблицы

[13]

[19]


[20]

Защита рефератов

3.16.1

Новые направления прикладной психофизиологии и нейропсихологии

1.Педагогическая психофизиология. 2.Социальная психофизиология. 3.Психофизиологические корреляты группового поведения. 4.Экологическая психофизиология. 5.Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.



2










2

Таблицы

[9]

[20]


[24]




3.16.2

Новые направления прикладной психофизиологии и нейропсихологии 1.Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

2.Паранатальная психофизиология и нейропсихология. 3.Нейропсихологическое обследование детей как компонент деятельности практического психолога.

4.Принципы и методы нейропсихологического обследования детей. 5.Психофизиологические механизмы старения.


4

2

2







Таблицы

[9]

[20]


[24]

Провероч-ная контроль-ная работа




Итого

68

34

24




10









Кандидат медицинских наук, доцент Э.А. Соколова



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Всего часов

Количество аудиторных

часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)


Литература


Формы контроля знаний

лекции

практические

(семинарские)

занятия


Лабораторные

занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

























4.1

Предмет и задачи психологии развития

1 Основные задачи психологии развития.

2 Классические понятия психологии развития.

3 Основные категории психологии развития.

4 Принципы психического развития.


4

2

-

-

2




[5] [14] [15] [16]

Групповая

консульта-ция



4.2

Методологические проблемы психологии развития

1 Задачи методологии.

2 Диагностика возрастного развития.

3 Показатели психического развития ребенка.

4 Методы психологии развития.


4

2

2

-

-




[5] [14] [15] [16]




4.3

Классические понятия психологии развития

1 Понятия и категории психологии развития. 2 Рост: биологический и психологический смысл понятия.

3 Созревание: эндогенные и экзогенные факторы.

4 Дифференциация и централизация.



2

2

-

-

-




[5] [14] [15] [16]




4.4

Основные закономерности психического развития

1 Факторы психического развития.

2 Принципы психического развития.

3 Механизмы психического развития.

4 Развитие личности в контексте процессов социализации.


2

2

-

-

-




[5] [14] [15] [16]

Групповая

консульта-ция



4.5

Понятие психологического возраста и проблема построения возрастной периодизации

1 Категория возраста.

2 Периодизация развития человека.

3 Возрастная стратификация общества.

4 Возрастная периодизация развития человека.


2

2

-

-

-




[5] [14] [15] [16]

Групповая

консульта-ция



4.6

История психологии развития

1 Историография человеческого развития.

2 Становление психологии развития человека.

3 Дифференциация возрастных этапов в связи с потребностями практики обучения.

4 Становление психологии развития как науки и экспериментальной практики.


4

2

-

-

2




[5] [16]

Групповая

консульта-ция



4.7

Теории развития эндогенного направления

1 Ранние теории созревания.

2 Нормативный подход к исследованию развития.

3 Биогенетический подход в объяснении развития

4 Этологические теории развития.

5 Теория привязанности



6

2

2

-

2




[5] [16]

Групповая

консульта-ция



4.8

Теории развития экзогенного направления

1 Общая характеристика теорий экзогенного направления.

2 Ранние бихевиористические трактовки.

3 Взгляды Б.Скиннера.

4 Теория развития С.Бижу и Д.Баера.


4

2

2

-

-




[5] [14] [15] [16]

Защита проектов

4.9

Теории научения

1 Отход от классического бихевиоризма .

2 А. Бандура и теория социального обучения.

3 Социально-когнитивное направление в теории научения.



6

2

4

-

-




[5] [14] [15] [16]

Защита проектов

4.10

Трактовка развития в психоанализе


8

4

4

-

-










4.10.1

1 Возникновение психоанализа

2 Классический психоанализ З.Фрейда.

3 Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

4 Возрастные периодизаци

и развития человека в психоанализе.


6

2

4

-

-




[3] [17] [19] [21]

Защита проектов

4.10.2

1 Формирование детского психоанализа.

2 Развитие концепций З. Фрейда в раборах А. Фрейд.

3 Теория отделения/индивидуализации М. Малер.

4 Теория развития детских переживаний Э. Шахтеля.

5 Теория зрелости К. Юнга.


2

2

-

-

-




[3] [17] [19] [21]




4.11

Когнитивное направление в психологии развития

1 Возникновение когнитивных теорий развития.

2 Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.

3 Теория морального развития Л.Колберга.

4Теория развития умений К.Фишера.

5 Развития как решение задач Р.Кейза.



4

2

2

-

-




[3] [21]

Защита проектов




Всего часов за 3-й семестр

46

24

16

-

6










4.12

Контекстуальные модели развития

1 Культурно-историческое направление в психологии развития

2 Теория развития психики А.Валлона.

3 Экопсихологическая теория У.Бронфен-бреннера.

4 Антиравновесная теория Ригеля.

5 Теория персонализации А.В.Петровского.



4

2

2

-

-




[15] [16]

Защита проектов

4.13

Начало человеческой жизни

1 Детство как историческая категория.

2 Источники человеческого разнообразия.

3 Развитие в пренатальном возрасте.

4 Психологический аспект рождения.


4

2

-

-

2

Видеофильм

[5] [14] [16]

Групповая

консульта-ция



4.14

Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве

1 Общепсихологическая характеристика младенчества.

2 Кризис первого года жизни.

Социальная ситуация развития и основные новообразования раннего

3 Развитие восприятия, мьппления, памяти, воображения.

4 Развитие общения с детьми и взрослыми.



  1. Становление элементов самосознания. детства.




4

2

2

-

-




[5] [10] [13] [14] [15] [16] [18]




4.15


Психологические особенности развития в дошкольном возрасте

8

4

4

-













4.15.1

1 Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства.

2 Характеристика деятельности дошкольника.

3 Влияние игрушки на психическое развитие ребенка.

4 Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте.



4

2

2

-

-




[5] [10] [13] [14] [16] [18]




4.15.2

1 Развитие личности дошкольника.

2 Развитие ориентировки в пространстве и времени в дошкольном детстве.

3 Умственное развитие дошкольника.

4 Эмоционально-волевое развитие дошкольника.



4

2

2

-

-

Видеофильм

[5] [10] [13] [14] [16] [18]

Защита рефератов

4.16

Переход к школьной жизни

1 Кризис 6-7 лет.

2 Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе.

3 Структура психологической готовности к обучению.

4Диагностика и коррекция психологической готовности к школьному обуче­нию.


2

2

-

-

-

[4] [20]

[10] [13] [12] [15] [16] [18]




4.17

Психологическая характеристика младшего школьника

1 Общие условия развития в младшем школьном возрасте.

2 Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей.

3 Умственное развитие младшего школьника.

4Развитие личности младшего школьника.


4

2

2

-

-




[5] [10] [14] [16] [13] [18]

Защита рефератов

4.18

Психологические особенности подросткового периода

1 Общепсихологическая характеристика отрочества.

2 Подростковый кризис.

3 Особенности личности подростка.

4 Развитие познавательной сферы подростка.


4

2

2

-

-

Видеофильм

[1] [2] [5] [6] [7] [8] [9] [14] [16]

Защита рефератов

4.19

Психология юности

1 Развитие интеллектуальной сферы.

2 Особенности развития личности в юношеском возрасте.

3 Социальная активность в юношестве.

4 Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.


4

2

2

-

-




[5] [7] [8] [16] [11] [16]

Защита рефератов

4.20

Психология ранней взрослости

1 Молодость как социально-историческая категория.

2 Развитие личности в молодости.

3 Кризис молодости.

4 Социальная активность в молодости.


4

2

-

-

2




[5] [7] [8] [15] [16]




4.21

Психологические особенности периода взрослости

1 Общепсихологическая характеристика взрослости.

2 Кризис взрослости.

3 Характеристики взрослой личности.

4 Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости.


4

2

-

-

2




[5] [15] [16]




4.22

Психологические особенности периода старения

1 Границы и стадии возраста.

2 Психологическое переживание старения и старости.

3 Эмоциональная сфера в старости.

4 Особенности личности пожилого человека.


6

2

2

-

2

Видеофильм

[5] [15] [16]




4.23

Смерть как кризис индивидуального существования

1 Феномен смерти.

2 Смерть как кризис индивидуальной жизни.

3 Стадии приспособления к умиранию.

4 Добровольный уход из жизни.


2

2

-

-

-

Видеофильм

[5] [15] [16]







Всего часов за 4-й семестр

50

26

16

-

8













Всего часов

96

50

32

-

14









Старший преподаватель: Г.В.Заулина





страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4

Смотрите также: