страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5
Интегрированный урок: технология + физика по теме: "Электротехника. Монтаж действующей модели квартирной проводки"
Статья отнесена к разделам: Преподавание физики | Преподавание технологии
Название: монтаж квартирной проводки
Предмет: технология + физика.
Класс: 8-й общеобразовательный.
Время работы над проектом: 2 урока.
Тип групп: малые группы по 2- 3 человека.
Основные цели:
- развитие представления о применении физических законов в быту.
- формирование прочных знаний о применении условных изображений в чертежах и схемах;
- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи моделей в соответствии с выбранной конструкцией;
- развитие графических умений и навыков;
- развитие профессионального интереса к специальности “Электрик”;
- воспитание самостоятельности и творческой активности в трудовой деятельности;
- формирование коммуникативных умений
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ
Демонстрационное оборудование:
электромонтажный стенд (рис.1); понижающий трансформатор 220/36В; комплект электроскопов; действующий электрический демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь).
Оборудование на каждую группу для монтажной работы:
- электромонтажный стенд – <рис.1> (счетчик электрической энергии, предохранительная колодка, автоматический выключатель, розетка открытой проводки, одноклавишный выключатель открытой проводки, настенный патрон)
Рис. № 1
- 4 – 5 метров провода (АПВ 1х2,5 или АПУНП 2х2,5)
- 0,5 метра гибкого провода (ПВ 3 1 х 0.5 или ШВВП 2 х 0,75)
- электротехнический нож
- бокорезы
- плоскогубцы
- изоляционная лента
Комплект оборудования у каждого ученика на рабочем месте для графической работы:
- линейка
- карандаш
-стирательная резинка
- 2 листа бумаги (формат А 4)
ХОД УРОКА I. Организационный этап.
Учитель технологии.
Принять детей в мастерской, мотивировать на работу (по необходимости доклады звеньевых)
Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и от всей души улыбнитесь.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вести его будут два преподавателя, то, что касается предмета физики - учитель физики, то, что касается предмета технологии - учитель технологии.
Вы расположились за рабочими местами мини группами, вам в процессе выполнения заданий разрешается советоваться друг с другом.
Давайте вспомним, какие элементы из квартирной электрической сети мы знаем:
розетка (штепсельный разъем), выключатель, светильник. А общаясь с родителями и взрослыми, вы еще слышали:
СЧЕТЧИК, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ.
Давайте внимательно посмотрим на электромонтажные стенды, закрепленные у вас на верстаках, то увидим все то, о чем мы только что проговорили.
II. Основная часть урока
Учитель технологии.
Начинаем нашу работу с выполнения первого графического задания
Задание №1.
На чистом листе, лежащем перед вами, воспроизведите в условных обозначениях (сохраняя пространственное местоположение) представленные на стенде электромонтажные изделия.
По мере выполнения работы учащимися, учителя осуществляют контроль и необходимую помощь для отдельных учащихся.
- Спасибо! Вы все справились с поставленной задачей, а теперь проконтролируйте сами себя. (После выполнения работы должна получиться схема представленная на рис.2)
Рис. 2
Для этого демонстрируется лист ватмана с прочерченными условными обозначениями всех элементов электрической сети (<рис.2>).
- Мы с вами знаем, что если источник тока, потребители тока и приборы управления, соединенные между собой проводниками, то они образуют электрическую цепь.
Учитель физики.
А вот для того, чтобы в электрической цепи проходил электрический ток, и происходила какая - либо работа электрическая цепь должна быть замкнута.
В современных схемах электроснабжения на штепсельных разъемах появляется дополнительный контакт это “заземление”. Принцип действия заземления мы сейчас и рассмотрим на примере с электроскопами (знакомыми вам по урокам физики).
Демонстрация:
(Комплект из школьных электроскопов не менее 3 штук)
- Давайте зарядим электроскоп и посмотрим на его значение. При соединении заряженного электроскопа с незаряженным нам наглядно видно, как заряд распределился между двумя электроскопами. Причем на первом осталось примерно половина заряда, присоединим еще один и видим, что заряд на первоначальном уменьшился еще на какую- то величину. При присоединении к контуру заземления весь заряд стекает в контур.
Выводы:
1. Присоединение нулевого проводника к контуру заземления позволяет освободить электрическую цепь от остаточного заряда и во много раз снизить риск травмирования человека электрическим током
2. Замыкая цепь т.е. соединяя электроскопы между собой, мы переносим заряд.
По определению - ток это направленное, упорядочное движение электронов, соответственно при соединении проводника с ЭДС через потребители со вторым проводом мы с вами - замкнем цепь и упорядочим движение электронов и выполним обязательное условие для прохождения тока это; наличие источника тока, потребителей и замкнутость цепи.
Учитель технологии.
Теперь мы с вами готовы выполнить следующее графическое задание.
Задание № 2.
На второй половине листа, с первым графическим заданием, Вам необходимо (используя условные обозначения), но уже без допущенных ошибок, сверяясь с информацией на ватмане, соединить (условным обозначением проводника) все элементы в единую электрическую цепь.
Через две минуты помочь неуспевающим, через три минуты - воспроизвести (цветными мелками на ватмане) схему (<Рис.3>)
Рис. 3
Учитель технологии.
Молодцы! Правильно справились с графическим заданием. А что мы должны учесть при выполнении практической работы?
Учитель физики.
Что такое проводники? (Материалы, проводящие электрический ток)
Демонстрация:
(Используется самодельный стенд – принципиальная схема которого, приведена на (<рис.4>)
Рис. 4
Рассмотрим это на примере: Перед вами демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь). На каждом проводнике укреплены маленькие листочки бумаги. Теперь мы подаем напряжение и что наблюдаем?
(При нагревании происходит воспламенение бумаги)
- Первый проводник нагрелся очень сильно — это нихром,
- второй нагрелся, но с задержкой по времени, это сталь,
- третий и четвертый проводники практически не нагрелись — это медь и алюминий.
При прохождении тока через проводник сильнее нагрелся тот, чье удельное сопротивление было больше. Сопротивление проводника (R) прямо пропорционально его удельному сопротивлению (r ) и длине проводника (?), и обратно пропорционально площади поперечного сечения проводника (S), что отображено в приведенной формуле.
R= r
Расчетные задачи:
Используя данную формулу, рассчитайте значение сопротивления для одного метра проводника. Проводники изготовлены из различных материалов.
Для этого Вам предоставлен лист с заданием № 3.
Задание № 3
карточка № 1.
карточка № 2.
карточка № 3.
№ п/п
|
Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр
|
Формула, расчет
|
Значение
|
3
|
Нихром
r нихром = 110
|
S нихром == --------------------------
|
|
D = 1,1 мм
|
R нихром = r = -------------------------
|
|
|
(S нихром = 0,95мм2; R нихром = 115,8 Ом )
|
При выполнении данного задания целесообразно производить параллельные вычисления на доске
Учитель физики (открывает и демонстрирует вычисления на доске).
Сравните, пожалуйста, результаты ваших вычислений с вычислениями на доске и попробуйте определить, какие материалы целесообразно применять при изготовлении проводников, а какие материалы пригодны для изготовления нагревательных приборов.
Ученики делают вывод: чем меньше значение сопротивления, тем меньше нагрев проводника. После наблюдения за прохождением тока через проводники, изготовленные из материалов с различным удельным сопротивлением и произведя расчеты сопротивлений можно сделать вывод, что для монтажа проводки в квартире необходимо взять провода из алюминия или меди.
Учитель технологии.
Вернемся к конечной цели нашего урока и приступим к сборке и испытанию макета проводки однокомнатной квартиры.
Задание №4. “Монтаж проводки”.
Вспомним правила по электробезопасности.
-
Работайте только исправным инструментом.
-
Соблюдайте особую осторожность при работе с монтерским ножом. Снятие изоляционной оболочки и зачистку проводящей жилы выполняйте только на подкладной доске, монтерский нож держите наклонно, режьте от себя.
-
Ручки кусачек, плоскогубцев, круглогубцев и щипцов держите в обхват, иначе можно защемить пальцы.
-
Инструмент подавайте ручкой от себя, а кладите на стол ручкой к себе.
-
Надежно изолируйте места соединения и ответвления проводов.
-
Не производите зарядку электроарматуры на весу. Разбирайте и собирайте электрический патрон, штепсельную вилку и электрический выключатель только на подкладной доске. Отвертку держите “от себя”.
Пожалуйста, будьте предельно внимательны при работе с ножами. Работает только кисть, локоть должен быть прижат. Не работать в направлении поддерживающей руки.
При откусывании, конец проводника не подносят к лицу.
Работу выполнять в строгом соответствии с технологической картой.
Подготовительные работы.
Для оконцовывания провода тычком необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 15 мм.
Для оконцовывания провода петелькой необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 35 мм. Сформировать петельку
Согните кольцо диаметром 4 мм на расстоянии 8-10 мм от среза изоляции. Оставшимся концом сделайте два - три витка вокруг провода между изоляцией и колечком. излишки провода откусаете кусачками, а витки обожмите плоскогубцами. (Рис. 5; 6)
Рис.5
Рис.6
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5
|