Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5

Интегрированный урок: технология + физика по теме: "Электротехника. Монтаж действующей модели квартирной проводки"


Статья отнесена к разделам: Преподавание физики | Преподавание технологии



Название: монтаж квартирной проводки

Предмет: технология + физика.

Класс: 8-й общеобразовательный.

Время работы над проектом: 2 урока.

Тип групп: малые группы по 2- 3 человека.

Основные цели:

- развитие представления о применении физических законов в быту.

- формирование прочных знаний о применении условных изображений в чертежах и схемах;

- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять чертежи моделей в соответствии с выбранной конструкцией;

- развитие графических умений и навыков;

- развитие профессионального интереса к специальности “Электрик”;

- воспитание самостоятельности и творческой активности в трудовой деятельности;

- формирование коммуникативных умений



ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ

Демонстрационное оборудование:

электромонтажный стенд (рис.1); понижающий трансформатор 220/36В; комплект электроскопов; действующий электрический демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь).



Оборудование на каждую группу для монтажной работы:

- электромонтажный стенд – <рис.1> (счетчик электрической энергии, предохранительная колодка, автоматический выключатель, розетка открытой проводки, одноклавишный выключатель открытой проводки, настенный патрон)



Рис. № 1


- 4 – 5 метров провода (АПВ 1х2,5 или АПУНП 2х2,5)

- 0,5 метра гибкого провода (ПВ 3 1 х 0.5 или ШВВП 2 х 0,75)

- электротехнический нож

- бокорезы

- плоскогубцы

- изоляционная лента



Комплект оборудования у каждого ученика на рабочем месте для графической работы:

- линейка

- карандаш

-стирательная резинка

- 2 листа бумаги (формат А 4)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.


Учитель технологии.

Принять детей в мастерской, мотивировать на работу (по необходимости доклады звеньевых)

Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и от всей души улыбнитесь.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вести его будут два преподавателя, то, что касается предмета физики - учитель физики, то, что касается предмета технологии - учитель технологии.

Вы расположились за рабочими местами мини группами, вам в процессе выполнения заданий разрешается советоваться друг с другом.

Давайте вспомним, какие элементы из квартирной электрической сети мы знаем:

розетка (штепсельный разъем), выключатель, светильник. А общаясь с родителями и взрослыми, вы еще слышали:
СЧЕТЧИК, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ.

Давайте внимательно посмотрим на электромонтажные стенды, закрепленные у вас на верстаках, то увидим все то, о чем мы только что проговорили.


II. Основная часть урока


Учитель технологии.

Начинаем нашу работу с выполнения первого графического задания



Задание №1.

На чистом листе, лежащем перед вами, воспроизведите в условных обозначениях (сохраняя пространственное местоположение) представленные на стенде электромонтажные изделия.



По мере выполнения работы учащимися, учителя осуществляют контроль и необходимую помощь для отдельных учащихся.

- Спасибо! Вы все справились с поставленной задачей, а теперь проконтролируйте сами себя. (После выполнения работы должна получиться схема представленная на рис.2)



Рис. 2


Для этого демонстрируется лист ватмана с прочерченными условными обозначениями всех элементов электрической сети (<рис.2>).

- Мы с вами знаем, что если источник тока, потребители тока и приборы управления, соединенные между собой проводниками, то они образуют электрическую цепь.



Учитель физики.

А вот для того, чтобы в электрической цепи проходил электрический ток, и происходила какая - либо работа электрическая цепь должна быть замкнута.

В современных схемах электроснабжения на штепсельных разъемах появляется дополнительный контакт это “заземление”. Принцип действия заземления мы сейчас и рассмотрим на примере с электроскопами (знакомыми вам по урокам физики).

Демонстрация:

(Комплект из школьных электроскопов не менее 3 штук)



- Давайте зарядим электроскоп и посмотрим на его значение. При соединении заряженного электроскопа с незаряженным нам наглядно видно, как заряд распределился между двумя электроскопами. Причем на первом осталось примерно половина заряда, присоединим еще один и видим, что заряд на первоначальном уменьшился еще на какую- то величину. При присоединении к контуру заземления весь заряд стекает в контур.

Выводы:

1. Присоединение нулевого проводника к контуру заземления позволяет освободить электрическую цепь от остаточного заряда и во много раз снизить риск травмирования человека электрическим током

2. Замыкая цепь т.е. соединяя электроскопы между собой, мы переносим заряд.

По определению - ток это направленное, упорядочное движение электронов, соответственно при соединении проводника с ЭДС через потребители со вторым проводом мы с вами - замкнем цепь и упорядочим движение электронов и выполним обязательное условие для прохождения тока это; наличие источника тока, потребителей и замкнутость цепи.



Учитель технологии.

Теперь мы с вами готовы выполнить следующее графическое задание.



Задание № 2.

На второй половине листа, с первым графическим заданием, Вам необходимо (используя условные обозначения), но уже без допущенных ошибок, сверяясь с информацией на ватмане, соединить (условным обозначением проводника) все элементы в единую электрическую цепь.

Через две минуты помочь неуспевающим, через три минуты - воспроизвести (цветными мелками на ватмане) схему (<Рис.3>)

Рис. 3


Учитель технологии.

Молодцы! Правильно справились с графическим заданием. А что мы должны учесть при выполнении практической работы?



Учитель физики.

Что такое проводники? (Материалы, проводящие электрический ток)



Демонстрация:

(Используется самодельный стенд – принципиальная схема которого, приведена на (<рис.4>)



Рис. 4


Рассмотрим это на примере: Перед вами демонстрационный стенд с проводниками из различных материалов (нихром, сталь, алюминий, медь). На каждом проводнике укреплены маленькие листочки бумаги. Теперь мы подаем напряжение и что наблюдаем?

(При нагревании происходит воспламенение бумаги)

- Первый проводник нагрелся очень сильно это нихром,

- второй нагрелся, но с задержкой по времени, это сталь,

- третий и четвертый проводники практически не нагрелись это медь и алюминий.

При прохождении тока через проводник сильнее нагрелся тот, чье удельное сопротивление было больше. Сопротивление проводника (R) прямо пропорционально его удельному сопротивлению (r ) и длине проводника (?), и обратно пропорционально площади поперечного сечения проводника (S), что отображено в приведенной формуле.

R= r

Расчетные задачи:

Используя данную формулу, рассчитайте значение сопротивления для одного метра проводника. Проводники изготовлены из различных материалов.

Для этого Вам предоставлен лист с заданием № 3.

Задание № 3

карточка № 1.



№ п/п

Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр

Формула, расчет

Значение

1

Алюминий

r Al =0,028



S Al == ------------------------------

 

D = 1,4 мм

RAl = r = ------------------------------

 

 

(RAl = 1.8 Ом; S Al = 1,54 мм2 )

карточка № 2.

№ п/п

Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр

Формула, расчет

Значение

2

Медь

r Cu =0,017



S Cu == ------------------------------

 

D = 1,4 мм

R Cu = r = -----------------------------

 

 

(S Cu =1,54 мм2; R Cu =1,1 Ом)

 

карточка № 3.



№ п/п

Материал проводника, его удельное сопротивление, диаметр

Формула, расчет

Значение

 

3


Нихром

r нихром = 110



S нихром == --------------------------

 

D = 1,1 мм

R нихром = r = -------------------------

 

 

(S нихром = 0,95мм2; R нихром = 115,8 Ом )

При выполнении данного задания целесообразно производить параллельные вычисления на доске

Учитель физики (открывает и демонстрирует вычисления на доске).

Сравните, пожалуйста, результаты ваших вычислений с вычислениями на доске и попробуйте определить, какие материалы целесообразно применять при изготовлении проводников, а какие материалы пригодны для изготовления нагревательных приборов.



Ученики делают вывод: чем меньше значение сопротивления, тем меньше нагрев проводника. После наблюдения за прохождением тока через проводники, изготовленные из материалов с различным удельным сопротивлением и произведя расчеты сопротивлений можно сделать вывод, что для монтажа проводки в квартире необходимо взять провода из алюминия или меди.

Учитель технологии.

Вернемся к конечной цели нашего урока и приступим к сборке и испытанию макета проводки однокомнатной квартиры.



Задание №4. “Монтаж проводки”.

Вспомним правила по электробезопасности.



  1. Работайте только исправным инструментом.

  2. Соблюдайте особую осторожность при работе с монтерским ножом. Снятие изоляционной оболочки и зачистку проводящей жилы выполняйте только на подкладной доске, монтерский нож держите наклонно, режьте от себя.

  3. Ручки кусачек, плоскогубцев, круглогубцев и щипцов держите в обхват, иначе можно защемить пальцы.

  4. Инструмент подавайте ручкой от себя, а кладите на стол ручкой к себе.

  5. Надежно изолируйте места соединения и ответвления проводов.

  6. Не производите зарядку электроарматуры на весу. Разбирайте и собирайте электрический патрон, штепсельную вилку и электрический выключатель только на подкладной доске. Отвертку держите “от себя”.

Пожалуйста, будьте предельно внимательны при работе с ножами. Работает только кисть, локоть должен быть прижат. Не работать в направлении поддерживающей руки.

При откусывании, конец проводника не подносят к лицу.

Работу выполнять в строгом соответствии с технологической картой.

Подготовительные работы.

Для оконцовывания провода тычком необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 15 мм.

Для оконцовывания провода петелькой необходимо надрезать и снять изоляцию от конца провода на расстоянии 35 мм. Сформировать петельку

Согните кольцо диаметром 4 мм на расстоянии 8-10 мм от среза изоляции. Оставшимся концом сделайте два - три витка вокруг провода между изоляцией и колечком. излишки провода откусаете кусачками, а витки обожмите плоскогубцами. (Рис. 5; 6)



Рис.5


Рис.6



страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5

Смотрите также: