страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 Раздел 5. Особенности управления отдельными видами государственного имущества
Глава 10. Осуществление государством прав на имущество государственных юридических лиц
§ 1. Общие положения о государственных юридических лицах
Статья 135. Виды государственных юридических лиц
1. В зависимости от вида государственного имущества государственные юридические лица разделяются на:
1) республиканские юридические лица (республиканские предприятия и республиканские учреждения) – юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
2) коммунальные юридические лица (коммунальные предприятия и коммунальные учреждения) – юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности.
2. Собственником имущества и учредителем государственных юридических лиц является государство (Республика Казахстан и административно-территориальная единица).
Статья 136. Осуществление права государственной собственности в отношении имущества государственных юридических лиц
1. Права субъекта права республиканской собственности в отношении имущества республиканских юридических лиц от имени Республики Казахстан выполняет уполномоченный орган по государственному имуществу, иной государственный орган, осуществляющий права субъекта права республиканской собственности по решению Правительства Республики Казахстан.
2. Управление республиканскими юридическими лицами осуществляется уполномоченными органами соответствующей отрасли.
3. В отношении республиканских юридических лиц, для которых Правительством Республики Казахстан не определен уполномоченный орган соответствующей отрасли, а также при прекращении у уполномоченного органа соответствующей отрасли права на управление государственными юридическими лицами, функции уполномоченного органа соответствующей отрасли выполняет уполномоченный орган по государственному имуществу.
4. Права субъекта права коммунальной собственности в отношении коммунальных юридических лиц осуществляет местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения).
5. В качестве органа, осуществляющего управление коммунальными юридическими лицами соответствующей административно-территориальной единицы, выступает местный исполнительный орган.
Статья 137. Регистрация и перерегистрация государственных юридических лиц
1. Государственное юридическое лицо считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
Регистрация государственных юридических лиц осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации юридических лиц.
2. Государственное юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан, а также законодательными актами Республики Казахстан о государственной регистрации и перерегистрации юридических лиц.
Статья 138. Устав государственного юридического лица
1. Учредительным документом государственного предприятия является устав, государственного учреждения – устав или положение.
Устав (положение) республиканского государственного учреждения утверждается уполномоченным органом соответствующей отрасли, а коммунального государственного учреждения – местным исполнительным органом.
Устав республиканского государственного предприятия утверждается уполномоченным органом по государственному имуществу, иным государственным органом, осуществляющим права субъекта права республиканской собственности по решению Правительства Республики Казахстан, а коммунального государственного предприятия – местным исполнительным органом.
2. Устав (положение) государственного юридического лица должен содержать:
1) указание о виде государственного юридического лица;
2) наименование (фирменное наименование);
3) сведения об учредителе и уполномоченном органе соответствующей отрасли;
4) место нахождения;
5) предмет и цели деятельности;
6) полномочия руководителя;
7) режим работы;
8) порядок образования имущества;
9) условия реорганизации и ликвидации.
В уставе (положении) определяются также взаимоотношения между юридическим лицом и уполномоченным органом по государственному имуществу (местным исполнительным органом), юридическим лицом и уполномоченным органом соответствующей отрасли (местным исполнительным органом), администрацией юридического лица и его трудовым коллективом. В уставе (положении) могут содержаться и другие положения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
3. К учредительному документу государственного учреждения, являющегося государственным органом, применяются правила настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или индивидуальным актом о его создании.
4. Государственное учреждение по решению уполномоченного органа соответствующей отрасли (местного исполнительного органа), а государственное предприятие – по решению уполномоченного органа по государственному имуществу (местного исполнительного органа) осуществляет деятельность на основе типового устава (общего положения), утвержденного Правительством Республики Казахстан.
Статья 139. Фирменное наименование государственного предприятия, наименование государственного учреждения
1. Фирменное наименование государственного предприятия, наименование государственного учреждения должны содержать указание на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность.
Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления также должно содержать указание на то, что оно является казенным.
Наименование государственных учреждений, являющихся государственными органами, определяется законодательством Республики Казахстан или индивидуальными актами об их создании.
2. Государственное юридическое лицо имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и наименованием юридического лица.
Статья 140. Предмет и цели деятельности государственного юридического лица
1. Предмет и цели деятельности государственного учреждения определяются уполномоченным органом соответствующей отрасли (местным исполнительным органом) и закрепляются в уставе (положении) государственного учреждения.
Предмет и цели деятельности республиканского государственного предприятия, а также определение вида государственного предприятия (на праве хозяйственного ведения или казенное), осуществляющего такую деятельность, определяются в соответствии с требованиями статьи 148 настоящего Закона уполномоченным органом по государственному имуществу по представлению уполномоченного органа соответствующей отрасли, а коммунального государственного предприятия – местным исполнительным органом.
2. Не допускается передача государственным юридическим лицам (кроме государственных органов) государственных контрольных и надзорных функций.
3. Государственное юридическое лицо не может создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 149 настоящего Закона и законодательными актами Республики Казахстан.
4. Запрещается осуществление государственным юридическим лицам деятельности, а также совершение сделок, не отвечающих предмету и целям их деятельности, закрепленных в уставе (положении).
5. Сделка, совершенная государственным юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенными уставом (положением), признается в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке недействительной. Иск о признании сделки недействительной предъявляется, в отношении сделок государственных учреждений – уполномоченным органом соответствующей отрасли (местным исполнительным органом); в отношении сделок государственных предприятий – уполномоченным органом по государственному имуществу (местным исполнительным органом).
Действия руководителя государственного юридического лица, направленные на осуществление юридическим лицом неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут применение в установленном порядке мер дисциплинарной и материальной ответственности.
Статья 141. Имущество государственного юридического лица
1. Имущество государственного юридического лица составляют активы юридического лица, стоимость которых отражается на его балансе.
2. Имущество государственного юридического лица является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками государственного юридического лица.
3. Имущество государственного юридического лица формируется за счет:
1) имущества, переданного ему собственником;
2) имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;
3) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Статья 142. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
1. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено настоящей статьей или не противоречит природе данного вещного права.
2. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за уже созданным государственным юридическим лицом, возникает у этого государственного юридического лица в момент закрепления имущества на его балансе, если иное не установлено законодательством или решением собственника.
3. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (оперативном управлении), а также имущество, приобретенное государственным юридическим лицом по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение (оперативное управление) государственного юридического лица в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.
4. Право хозяйственного ведения (оперативного управления) на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 249 Гражданского кодекса Республики Казахстан для прекращения права собственности, а также в случаях, предусмотренных статьями 155, 161, 169 настоящего Закона.
Статья 143. Сохранение государственным юридическим лицом прав на имущество при смене вида государственной собственности либо ведомственной подчиненности
При передаче имущества государственного юридического лица из республиканской в коммунальную собственность или наоборот, либо из подчинения одного уполномоченного органа соответствующей отрасли (местного исполнительного органа) в подчинение другого, такое государственное юридическое лицо сохраняет права на принадлежащее ему имущество.
Статья 144. Реорганизация и ликвидация государственного юридического лица
1. Реорганизация и ликвидация республиканского юридического лица производятся по решению Правительства Республики Казахстан, а коммунального юридического лица – по решению местного исполнительного органа.
Государственное юридическое лицо ликвидируется также по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Реорганизацию и ликвидацию республиканского юридического лица осуществляет уполномоченный орган соответствующей отрасли по согласованию с уполномоченным органом по государственному имуществу, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.
Реорганизацию и ликвидацию коммунального юридического лица осуществляет местный исполнительный орган.
2. Имущество ликвидированного государственного юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, перераспределяется уполномоченным органом по государственному имуществу (местным исполнительным органом).
Деньги ликвидированного государственного юридического лица, включая средства, полученные в результате реализации имущества этого юридического лица, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Статья 145. Обжалование государственным юридическим лицом незаконных действий государственных органов
Государственное юридическое лицо вправе в установленном порядке обжаловать в суде незаконные действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа по государственному имуществу и уполномоченного органа соответствующей отрасли, местного исполнительного органа, связанные с перераспределением имущества, а также другие действия, которыми нарушаются права государственного юридического лица.
§ 2. Общие положения о государственном предприятии
Статья 146. Виды государственных предприятий
К государственным предприятиям относятся предприятия, основанные:
1) на праве хозяйственного ведения;
2) на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Статья 147. Создание, реорганизация и ликвидация государственного предприятия
1. Республиканское предприятие создается Правительством Республики Казахстан, коммунальное предприятие создается местным исполнительным органом.
2. Реорганизация и ликвидация государственного предприятия осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 144 настоящего Закона, с особенностями, установленными настоящей статьей.
3. Преобразование республиканского предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие производится по решению Правительства Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа соответствующей отрасли, согласованному с уполномоченным органом по государственному имуществу, преобразование коммунального предприятия – по решению местного исполнительного органа.
4. Все расходы по преобразованию предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие, а также расчеты преобразуемого предприятия с его кредиторами при отсутствии достаточных средств у самого предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.
5. Создаваемое на базе предприятия на праве хозяйственного ведения казенное предприятие является правопреемником преобразуемого предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и деньгам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последние соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.
6. При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления с момента принятия решения о преобразовании предприятия.
Статья 148. Назначение деятельности государственных предприятий
1. Государство создает государственные предприятия в целях решения социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства, в следующих случаях:
1) отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства и защиты интересов общества;
2) использования стратегических объектов, принадлежащих государству;
3) наличия общественной потребности в производстве товаров в тех сферах общественного производства, в которых отсутствует конкуренция либо недостаточно развита конкуренция.
2. Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться в установленном законодательством Республики Казахстан порядке (а ранее созданные – действуют) для осуществления следующих видов деятельности:
-
разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-технических средств;
-
осуществление хозяйственной деятельности в области энерго-, водо-, и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, информационной безопасности, коммунального и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управления;
-
способствующих осуществлению Национальным Банком, Управлением делами Президента Республики Казахстан и органами дипломатической службы Республики Казахстан возложенных на них функций, необходимых для осуществления Национальным Банком, Управлением делами Президента и органами дипломатической службы возложенных на них функций;
-
содержание и развитие сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством Республики Казахстан установлен специальный порядок финансирования;
-
осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты, науки, культуры, туризма и спорта;
-
осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области защиты растений и карантина растений;
-
осуществление деятельности, обеспечивающей ведение государственного правового и земельного кадастров, государственного банка данных о недрах, государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;
-
эксплуатация водохранилищ, гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов, обеспечение водой водопотребителей и водопользователей;
-
осуществление деятельности морского порта, связанной с обслуживанием морских судов, пассажиров и грузов;
-
предоставление аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства Республики Казахстан;
-
ликвидация и консервация убыточных рудников и хвостохранилищ, а также угольных предприятий, выявление, локализация и ликвидация очагов карантинных объектов;
-
осуществление производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы;
-
осуществление хозяйственной деятельности в области формирования и хранения государственного материального резерва;
-
осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области технического регулирования и метрологии;
-
осуществление функций национальной гидрометеорологической службы.
3. Казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством Республики Казахстан порядке (а ранее созданные – действуют) для осуществления следующих видов деятельности:
-
осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты, науки, культуры, туризма и спорта;
-
осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области рыбного и лесного хозяйства, а также охраны и воспроизводства животного мира;
-
ликвидация очагов особо опасных заразных болезней животных, дезинфекция транспортных средств на ветеринарных контрольных постах на государственной границе, хранение республиканского запаса ветеринарных средств;
-
диагностика особо опасных болезней животных, регистрационные испытания, апробация ветеринарных препаратов и кормовых добавок, а также контроль серий (партий) ветеринарных препаратов при их рекламации;
-
выполнение горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий;
-
производство топографо-геодезических и картографических работ;
-
предоставление социальных услуг для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации;
-
осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций.
4. Порядок создания государственных предприятий, в том числе для осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии, регулируется законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 149. Распоряжение имуществом государственного предприятия
1. Государственное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
2. Государственное предприятие не имеет право отчуждать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения имущество, относящееся к основным средствам.
3. Государственное предприятие может создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 150. Государственное предприятие как имущественный комплекс
1. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
2. Совершение в отношении республиканского государственного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, производится по решению Правительства Республики Казахстан, а в отношении коммунального государственного предприятия – по решению местного исполнительного органа.
Статья 151. Изъятие у предприятия незаконно полученных доходов
Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством Республики Казахстан, не предусмотренной его уставом, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), созданные за счет финансирования из государственного бюджета, подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. В случае выявления фактов использования имущества без соответствующего его отражения по правилам бухгалтерского учета, оно также подлежит изъятию.
Статья 152. Оплата труда работников предприятия
1. Размер фонда оплаты труда республиканского государственного предприятия ежегодно устанавливается уполномоченным органом соответствующей отрасли, а коммунального – местным исполнительным органом.
2. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда.
3. Размеры должностных окладов руководителя республиканского предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются уполномоченным органом соответствующей отрасли, а коммунального – местным исполнительным органом.
§ 3. Государственное предприятие
на праве хозяйственного ведения
Статья 153. Объект права хозяйственного ведения
1. Объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
2. В ведении предприятия может находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом этой деятельности.
Статья 154. Уставный и резервный капиталы предприятия
1. Размер уставного капитала предприятия определяется его учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров месячного расчетного показателя, установленной на дату государственной регистрации предприятия.
Размер уставного капитала указывается в уставе предприятия.
Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.
2. Предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющем не менее 10 процентов его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5 процентов остающегося в его распоряжении чистого дохода до достижения резервным капиталом установленной величины.
Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение бюджетных кредитов и выплату вознаграждения (интереса) по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.
3. Если законодательными актами Республики Казахстан об отдельных видах предпринимательской деятельности установлены иные порядки формирования и размеры уставного и резервного капиталов, то предприятия формируют их в размерах, предусмотренных данными актами, но не менее, чем это указано в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 155. Особенности прекращения права хозяйственного ведения
1. Помимо общих оснований прекращения права хозяйственного ведения, предусмотренного пунктом 4 статьи 142 настоящего Закона, право хозяйственного ведения прекращается в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
К случаям правомерного изъятия, в частности, относятся:
1) изъятие имущества, которое не отвечает целям уставной деятельности предприятия (пункт 2 статьи 153 настоящего Закона);
2) изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.
2. В решении об изъятии имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, уполномоченный орган по государственному имуществу (местный исполнительный орган) устанавливаются предприятию сроки содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу.
Статья 156. Условия осуществления имущественных прав предприятия
1. Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно распоряжается не относящимся к основным средствам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения.
2. Предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, вправе с письменного согласия уполномоченного органа по государственному имуществу (местного исполнительного органа) по представлению уполномоченного органа соответствующей отрасли:
1) создавать филиалы, представительства предприятия;
2) распоряжаться принадлежащими ему акциями, а также дебиторской задолженностью;
3) выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц;
4) предоставлять займы.
3. Деньги, полученные от сделок с имуществом, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, используются предприятием самостоятельно, если иное не установлено законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим бюджетную деятельность, или собственником (уполномоченным органом по государственному имуществу, местным исполнительным органом).
Статья 157. Финансирование деятельности предприятия
1. Предприятие содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности.
2. Норматив отчисления части чистого дохода республиканских государственных предприятий устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Норматив отчисления части чистого дохода коммунальных государственных предприятий устанавливается местным исполнительным органом.
Часть чистого дохода государственных предприятий по установленным нормативам подлежит зачислению в соответствующий бюджет в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан, регулирующим бюджетную деятельность.
Статья 158. Цены на товары, производимые предприятием
1. Цены на товары (работы, услуги), производимые предприятием на праве хозяйственного ведения, должны обеспечить полное возмещение понесенных предприятием затрат на их производство, безубыточность его деятельности и финансирование за счет собственных доходов.
2. Цены на товары (работы, услуги), производимые в рамках объемов работ (услуг), финансируемых из бюджета, устанавливаются предприятием по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли.
3. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые предприятием, относящимся к субъектам естественной монополии или субъектам рынка, занимающим доминирующее положение на рынке, устанавливаются с учетом требований законодательных актов Республики Казахстан об естественных монополиях и регулируемых рынках или о конкуренции.
Статья 159. Ответственность предприятия
Предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства.
Государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа по государственному имуществу) или уполномоченного органа соответствующей отрасли, а в отношении коммунального предприятия – действиями местного исполнительного органа. В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.
Законодательными актами Республики Казахстан могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.
§ 4. Казенное предприятие
Статья 160. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Республиканские казенные предприятия, созданные Правительством Республики Казахстан, отчуждают или иным способом распоряжаются закрепленным за ними имуществом, не относящимся к основным средствам, а также передают и списывают дебиторскую задолженность лишь с письменного согласия соответственно уполномоченного органа по государственному имуществу, а коммунальные казенные предприятия – с согласия местного исполнительного органа.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
Статья 161. Право государства на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление государственному юридическому лицу
1. Уполномоченный орган по государственному имуществу (местный исполнительный орган) вправе по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли изъять закрепленное за казенным предприятием имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.
2. В решении об изъятии имущества, находящегося на праве оперативного управления, уполномоченный орган по государственному имуществу (местный исполнительный орган) вправе установить казенному предприятию сроки содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу.
Статья 162. Хозяйственная деятельность казенного предприятия
1. Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе.
2. Осуществление иной хозяйственной деятельности не допускается.
Статья 163. Цены на товары, производимые казенным предприятием
1. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые республиканским казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом соответствующей отрасли.
2. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые коммунальным казенным предприятием, устанавливаются местным исполнительным органом.
3. Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, относящимся к субъектам естественной монополии или субъектам рынка, занимающим доминирующее положение на рынке, устанавливаются с учетом требований законодательных актов Республики Казахстан об естественных монополиях или о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Статья 164. Финансирование деятельности казенного предприятия
1. Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода на основании плана финансово-хозяйственной деятельности (бизнес-плана).
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется уполномоченным органом соответствующей отрасли (местным исполнительным органом).
3. Руководитель казенного предприятия несет персональную ответственность за неисполнение плана финансово-хозяйственной деятельности (бизнес-плана).
Статья 165. Ответственность казенного предприятия
1. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами.
Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случаев ликвидации этого юридического лица.
2. Казенное предприятие не отвечает по обязательствам государства.
3. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета.
§ 5. Государственное учреждение
Статья 166. Создание государственного учреждения
1. Республиканское учреждение создается Президентом Республики Казахстан или Правительством Республики Казахстан, коммунальное учреждение – местным исполнительным органом области (города республиканского значения или столицы), района (города областного значения).
2. Создание учреждения государством совместно с гражданами и негосударственными юридическими лицами не допускается.
3. Особенности создания государственного учреждения, являющегося государственным органом, и особенности правового регулирования участия государственных органов в имущественном обороте устанавливаются статьями 170 и 171 настоящего Закона.
Статья 167. Финансирование деятельности государственного учреждения
1. Деятельность государственного учреждения финансируется из бюджета уполномоченным органом соответствующей отрасли или местным исполнительным органом, если дополнительный или иной источник финансирования не установлен законодательными актами Республики Казахстан.
2. Законодательными актами Республики Казахстан государственным учреждениям, помимо осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (оказание платных услуг).
Статья 168. Реализация имущественных прав государственным учреждением
1. Государственное учреждение не вправе отчуждать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное им за счет средств бюджета и относящееся к основным средствам.
Государственное учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться иным закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным им за счет средств бюджета, без согласия уполномоченного органа по государственному имуществу или местного исполнительного органа.
2. Если в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан государственному учреждению, не являющемуся государственным органом, предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то распоряжение доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, осуществляется в соответствии с целями деятельности государственного учреждения в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Статья 169. Право государства на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление государственному учреждению
Уполномоченный орган по государственному имуществу (местный исполнительный орган) вправе по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли изъять закрепленное за государственным учреждением имущество либо перераспределить его между другими государственными юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 170. Участие государственных органов в имущественных отношениях
1. Государственные органы, которые являются таковыми в силу Конституции Республики Казахстан, конституционных законов Республики Казахстан, иных законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан или постановлений Правительства Республики Казахстан, признаются государственными учреждениями, если указанным законодательством Республики Казахстан и индивидуальными актами об их создании они определены в качестве юридического лица.
2. Государственные органы, определенные в качестве юридического лица, рассматриваются в качестве государственных учреждений в том случае, если они выступают в гражданско-правовых отношениях не от имени государства, а от своего собственного имени (заключают договоры аренды, купли-продажи канцелярских принадлежностей, оборудования, несут ответственность по обязательствам из причинения вреда, совершают другие гражданско-правовые действия).
Статья 171. Особенности создания и деятельности государственных учреждений, являющихся государственными органами
1. Государственное учреждение, являющееся государственным органом, указанное в пункте 1 статьи 170 настоящего Закона, создается на основе законодательства Республики Казахстан и индивидуальных правовых актов о создании государственного органа и действует на основании положений об этом учреждении.
2. Государственное учреждение, являющееся государственным органом, не вправе выступать от своего имени в качестве учредителя (акционера, участника, вкладчика, члена) другого юридического лица. При учреждении государственных юридических лиц, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью государственные органы вправе выступать в качестве учредителя (акционера, участника) лишь от имени государства (Республики Казахстан или административно-территориальной единицы).
3. Государственные учреждения, являющиеся государственными органами, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, не вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы. Национальный Банк Республики Казахстан вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в случаях и порядке, предусмотренных законодательным актом Республики Казахстан о Национальном Банке Республики Казахстан.
4. Компетенция, структура, ведомственная подчиненность и другие вопросы, связанные с осуществлением функций государственного органа, определяются законодательством Республики Казахстан и индивидуальными актами о создании этих государственных органов.
5. Действие настоящего Закона распространяется на государственные учреждения, являющиеся государственными органами, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 172. Ответственность государственного учреждения
1. Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами.
Обращение взыскания на остальное имущество государственного учреждения не допускается.
2. При недостаточности у государственного учреждения денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета.
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9
|