страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 26 | страница 27
ББК.65.9(5) 29
ҚАРЖЫЛЫҚ-ЭКОНОМИКАЛЫҚ КӨРСЕТКІШТЕРДІ ЖҮЙЕЛІК ТАЛДАУ КӘСІПОРЫННЫҢ ҚЫЗМЕТІН БАҒАЛАУДЫҢ ӘМБЕБАП ҮЛГІСІ РЕТІНДЕ
THE SYSTEM ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC INDICATORS AS UNIVERSAL MODEL OF THE ESTIMATION OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISE
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Кудайбергенова К.С. - к.э.н., Умарова М.Б.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Андатпа
Мақалада қаржылық – экономикалық көрсеткіштерді жүйелік талдау кәсіпорынның қызметін бағалаудың әмбебап үлгісі ретінде қарастырылған. Жүйелік талдауды қолдану кәсіпорынның тиімді даму бағытын анықтауға қажетті экономикалық көрсеткіштердің маңызды үлгісі.
Аnnotation
In article proves necessity of use of the system analysis of financial and economic indicators of activity of the enterprise. Use of the system analysis demands an establishment of interrelation of economic indicators in model that this communication reflected essential economic dependences between indicators and revealed the indicators-reference points characterizing the most effective direction of development of the enterprise.
Финансово-экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, и, следовательно, проведению в жизнь режима экономии. Непреложным законом хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Важнейшую роль в этом играет экономический анализ, позволяющий путем устранения причин излишних затрат минимизировать себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, максимизировать величину получаемой прибыли.
Финансово-экономическийанализ позволяет установить наличие или отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по устранению этих причин. Он также дает возможность констатировать степень платежеспособности и ликвидности организации и прогнозировать возможное банкротство организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации устанавливаются причины убытков, намечаются пути устранения этих причин, изучается влияние отдельных факторов на величину прибыли, делаются рекомендации по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста и намечаются пути их использования [1].
Перед любым предприятием встает вопрос выбора приоритетных финансово-экономических показателей, что обусловлено все более расширяющимся количеством применяемых показателей, и зачастую невозможностью объединения их в какую-либо одну единообразную систему, дающую однозначный вывод о финансово-экономическом положении предприятия. При этом стоит учитывать, что экономические явления отличаются большой разнородностью, что накладывает определенные ограничения на возможность их сравнения и анализа. Проблемы однородности (разнородности) возникают также при выборе определений и взаимоувязке единиц измерений, обобщении измеренных значений и получений результатов измерений, сравнении полученных результатов и т.д.
Чтобы добиться наибольшего эффекта от анализа финансово-экономических показателей и их динамики необходимо соблюдать принцип системности, который требует взаимосвязи экономических показателей в модели, а так же чтобы эта связь отражала существенные экономические зависимости между показателями, а так же выявляла показатели-ориентиры, характеризующие наиболее эффективное направление развития предприятия.
Для этого необходимо понимать, что представляет из себя система, как таковая. Под системой понимают упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Функционирование отдельных объектов как целостных систем обеспечивается установлением и реализацией связей между их элементами. Если поведение элементов независимо, то связь между ними отсутствует. Это утверждение является основополагающим при системном анализе финансово-экономических показателей. Ярким примером в этом случае служит факторный анализ, с помощью которого возможно выявление скрытых переменных факторов, отвечающих за наличие системных связей между наблюдаемыми переменными.
Классический системный анализ финансово-экономических показателей, в основе которого лежит движение от целого к части, предполагает организацию аналитической работы в виде общей характеристики состояния и тенденций развития на базе расчета и анализа интегральных оценок; установления факторов, повлекших снижение оценок результативности финансово-хозяйственной деятельности; выявления основных проблем в хозяйственной деятельности, являющихся следствием негативного влияния установленных факторов и определения причин влияния установленных факторов.
В системном анализе финансово-экономических показателей выделяются три уровня использования количественных методов: измерение, математическое моделирование и принятие решений. Уровень измерений – это количественное представление переменных и количественных закономерностей. Математическое моделирование – описание результатов измерения математическими зависимостями. Принятие решений – поиск значений переменных, оптимизирующих объекты в заданном направлении. Все три уровня взаимно обуславливают и дополняют друг друга, но при этом каждый имеет свою специфику. В этом и состоит смысл системного анализа, благодаря которому можно систематизировать необходимые блоки финансово-экономических показателей для анализа их самостоятельных значений, а так же их взаимосвязи.
Теория и практика используют разные способы систематизации и обобщения неоднородных показателей. Самыми простыми выступают показатели, представляющие собой произведение или частное двух показателей, например, показатель фондорентабельности, равный произведению фондоотдачи и рентабельности. Разрабатываются и более сложные многофакторные модели. Отличие методик состоит в большем или меньшем количестве предложенных коэффициентов, неоднозначности их наименований, классификаций, расчета и экономического смысла.
Объединением в систему финансово-экономических показателей для анализа финансово-экономической деятельности предприятия занимались многие авторы, среди которых можно отметить Е.В. Негашева, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина.
В своих научных трудах они описывали методику комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности и методику сравнительной рейтинговой оценки предприятия. Суть первой заключается в делении показателей на показатели экстенсивности развития и интенсивности. Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов: численность работающих, величина израсходованных предметов труда, величина амортизации, объем основных производственных средств и авансированных оборотных средств (активов). Показатели интенсивности развития – качественные показатели использования ресурсов: производительность труда (или трудоемкость), материалоотдача (или материалоемкость), фондоотдача (или фондоемкость), количество оборотов оборотных средств (или коэффициент закрепления оборотных средств).
Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются: сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период; обосновании системы показателей используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, их классификации и расчет итогового показателя рейтинговой оценки. Предполагаемая система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой и позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки. Исходные показатели объединены в четыре группы: показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности, показатели оценки эффективности управления, показатели оценки деловой активности, показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости [2].
В идеале, системный анализ финансово-экономических показателей требуют создания таких аналитических моделей, которые могли бы одновременно играть роль дескриптивных и нормативных моделей, обеспечивали бы получение интегральных показателей и увеличивали информативность, т.е. были бы универсальными. Подобную модель системного анализа описывает Павлова Н.В. В своей работе автор считает возможным провести объединение блока финансово-экономического анализа показателей деятельности предприятия и планирования деятельности предприятия на основе экономико-математического моделирования с использованием оптимизационной модели функционирования предприятия, а также с включением в матрицу рассчитываемой оптимизационной задачи блока финансово-экономических показателей развития предприятия. Предложенное расширение модели с включением блока финансово-экономических показателей, удобно для пользователя тем, что, во-первых, сразу выдает всю необходимую для финансового анализа предприятия исходную информацию, и, во-вторых, получением в результате расчетов наиболее эффективных значений финансовых показателей с наибольшим соответствием стратегическому направлению развития предприятия [3].
Более глубокое изучение системного анализа финансово-экономических показателей дает возможность для полногосовершенствования процесса технико-экономического и финансового планирования деятельности предприятия, ориентированного на повышение эффективности функционирования предприятия в современных условиях.Существуют различные формы систематизации финансово-экономических показателей.Но в любом случае глубина и акценты анализа зависят от интересов пользователей информации. Ибо определение систем основных финансово-экономических показателей, характеризующих направление наиболее эффективного развития, является уникальным для каждого конкретного предприятия, которые отличаются своими технико-экономическими и финансовыми особенностями.
ЛИТЕРАТУРА
-
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. –М.: Финансы и статистика, 1998. -95 с.
-
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1996. -С. 172.
-
Павлова Н.В. Системный анализ динамики финансово-экономических показателей предприятия на основе оптимизации планов его развития:канд.эконом. наук. -Н.: Учреждение Российской Академии Наук Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. - 163 с.
ББК.65.9(5)262
БАНКТІҢ ПАССИВТІ ОПЕРАЦИЯЛАРЫН БАСҚАРУ МӘСЕЛЕЛЕРІ МЕН ОЛАРДЫ ЖЕТІЛДІРУ ЖОЛДАРЫ
MANAGEMENT PROBLEMS PASSIVE OPERATIONS OF BANK AND THE WAY OF THEIR PERFECTION
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ БАНКА И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Кудайбергенова К.С. - к.э.н., Султанова Ж.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Андатпа
Мақалада коммерциялық банктердің пасивті операцияларын басқарудың негігі мәселелері мен оларды шешу жолдары қарастырылған. Сонымен қатар, коммерциялық банктің портфелдерін басқарудың қаржылық механизмдері мен клиенттермен жұмыс істеудің әдістерін сапалы жетілдіру мәселелеріне көп көңіл бөлінген.
Аnnotation
In article bases of a problem passive operations of banks of the second level and a way of their perfection are considered. The considerable attention is given problems of perfection of the financial mechanism of management by portfolios of commercial bank and to methods of work with clients of bank.
Проведение пассивных операций является одной из важнейших задач функционирования банков второго уровня, так как аккумулирование свободных финансовых ресурсов субъектов экономической системы и их превращение в инвестиции является основной функцией коммерческих банков. Как известно, привлеченные ресурсы служат «фундаментом», на котором стоит «здание» активных операций, и от его прочности во многом зависит устойчивость всей банковской «конструкции».
Особенность банков в отличие от других коммерческих организации заключается в том, что они работают в основном на привлеченных средствах (до 80% всех используемых средств, иногда и больше). Чтобы обеспечить прибыль банкам необходимо намного больший оборот, чем позволяют собственные средства, поэтому в условиях конкуренции коммерческие банки особое внимание уделяют на формирование привлеченных ресурсов [1].
Как казахстанские, так и зарубежные экономисты подчеркивают исключительную важность привлеченных ресурсов, к которым относятся и банковские пассивы. Описание привлеченных банковских пассивов, проводимое во многих работах экономистов, раскрывает самое общее их содержание и недостаточно отражает принципиальных различий видов этих средств и не способствует более глубокому пониманию индивидуальной роли отдельных их видов в формировании привлеченных банковских ресурсов.
Депозитную политику каждый банк разрабатывает сам. Также руководством организации самостоятельно определяется степень важности ее основных направлений, первостепенность того или иного вида политики банка. В первую очередь это будет зависеть от области функционирования конкретного банка, его специализации или универсализации.
Большое значение имеет финансовый механизм управления портфелями коммерческого банка на основе концепции финансового потока. Организационно финансовый поток может быть представлен в виде последовательности ограниченных по времени процессов, являющихся объектами управления:
-
процесс привлечения;
-
процесс внутреннего оборота и перераспределения;
-
процесс размещения финансовых ресурсов (денежных средств) [2].
Специфика банка состоит в том, что в каждом из этих объектов управления функции могут быть ранжированы по уровню управленческих решений на их использование. Внутренний оборот и перераспределение финансовых ресурсов – управление финансовыми ресурсами путем изменения их пропорций и структуры для наиболее полного и эффективного использования основных источников в активных операциях. Таким образом, основной целью внутреннего оборота является обеспечение финансирования деятельности банка с учетом интересов собственников, а также с учетом требований, возникающих при проведении активных операций.
В условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов депозиты являются важным источником ресурсов банковской коммерции. Коммерческий банк должен постоянно заботиться как о количественном, так и качественном улучшении своих депозитов, используя для этого разные методы (процентную ставку, различные услуги и льготы вкладчикам). При этом соблюдая принципы организации депозитных операций.
Управление финансовыми ресурсами банка требует точной и достаточной информации, как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной. На основе полученной информации принимаются управленческие решения. Поскольку управления финансовыми ресурсами представляет непрерывный процесс, то необходимость принятия новых решений может возникать еженедельно, ежемесячно, а при необходимости – ежедневно. Принятые решения, часто в форме распоряжений, должны выполняться функциональными подразделениями банка [3].
Информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлениям финансовыми ресурсами, могли:
-
установить текущие и будущие риски;
-
количественно определить величину рисков на основе анализа чувствительности активов и пассивов к изменениям процентных ставок, валютного курса, инфляции и темпов роста;
-
проанализировать результаты и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу (положительной, отрицательной, нейтральной к движению процентных ставок);
-
разработать дальнейшие сценарии для определения стоимости проводимых мер, необходимых для поддержания заданной позиции, то есть оценить возможные затраты или потери и принять соответствующие решения, включая изменения в разработанных стратегиях.
При привлечении денежных средств, право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. В части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.
Вследствие этого в сложившейся ситуации для решения проблемы формирования ресурсной базы банка необходимо усилить работу по расширению круга вкладчиков. Поэтому банку необходимо разработать грамотную депозитную политику, в основу которой ставится привлечение денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности пассивов с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
Этого можно достичь с помощью расширения перечня вкладов. Так, можно предположить, что для клиентов будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений, или другим личным и государственным праздникам. Сроки этих вкладов короче сроков, чем по обычным вкладам, а процент устанавливается выше.
Для клиентов с разным уровнем дохода банк мог бы предложить принципиально новые финансовые услуги, например, соединение традиционного депозитного вклада с целым набором небанковских услуг – страховых, туристических или по приобретению потребительских товаров со скидкой. Это даст возможность разным категориям клиентов максимально эффективно распределить свой капитал.
Поскольку страхование депозитов в настоящее время является актуальным вопросом, то с целью поддержания устойчивого положения и динамичного развития на рынке депозитных услуг в банке целесообразно создать такую систему страхования депозитов. Причем для этого существует нормативная и законодательная основа. Однако в банке такая система не развита. Причиной такого положения является обязательное условие в оплате страховых платежей за счет вкладчика и недоверие населения к страховым организациям. В целях привлечения новых клиентов можно банку предложить разделить расходы по страхованию депозитов вместе с вкладчиком. Это можно предусмотреть, к примеру, только для постоянных вкладчиков. Не смотря на то, что данные расходы непосредственно относятся на затраты банка и снижают его прибыль, это даст возможность заинтересовать клиентов и убедить в надежности банка [4].
Таким образом, данная система даст банку дополнительный приток временно свободных средств населения во вклады, поскольку вкладчик будет уверен, что его вклад останется защищенным в кризисных ситуациях. Прогнозируемый приток новых средств соответственно позволит банку расширить свою базу для кредитования реального сектора экономики и предоставит клиентам возможность мобильно распоряжаться своими средствами.
В целом ситуация с привлечением средств населения у небольших банков остается не слишком оптимистичной, что в первую очередь связано с жесткой конкуренцией со стороны системообразующих банков, способных предложить населению более выгодные условия по вкладам и по процентным ставкам. Кроме того, банку можно предложить расширить возможности использования банковских пластиковых карт и банкоматов и инфокиосков.
Кроме того, в настоящее время многие активные вкладчики, пользуясь информацией о вкладах в других банках и надеясь на более благоприятные условия, принимают решения об изъятии средств со вклада и открывают вклад в другом банке на других условиях. Поскольку между системообразующими банками существует взаимосвязь в наличии возможности снятия денежных средств посредством пластиковых карточек, эмитированных другим банком, то также предлагается создать такую возможность перевода средств с одного вкладного счета одного банка в другой банк посредством пластиковой карточки.
По мере роста доходов граждан, стабилизации общеэкономической ситуации, возврата доверия к финансовой системе банки сталкиваются с большой конкуренцией на рынке банковских услуг. При этом помимо надежности банка и привлекательности ставок на первый план начинают выходить качество обслуживания и этика поведения персонала.
В целях совершенствования пассивных операций, а также непосредственно депозитной политики банка, необходимо следующее:
-
исследуемый коммерческий банк должен иметь собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики его деятельности и критериев оптимизации этого процесса;
-
необходимо расширение круга депозитных счетов юридических и физических лиц сроком «до востребования», что позволит даже в условиях незначительных финансовых накоплений полнее удовлетворять потребности клиентов банка и повысить заинтересованность инвесторов в размещении своих средств на счетах в банке;
-
в качестве одного из направлений совершенствования организации депозитных операций возможно использование различных видов счетов для всех категорий вкладчиков и повышение качества их обслуживания;
-
индивидуальный подход (стремление банка предоставить клиенту особые льготы);
-
усовершенствование системы гарантирования банковских вкладов и защиты интересов вкладчиков.
ЛИТЕРАТУРА
-
Усоскин В.М. «Современный коммерческий банк. Управление и операции». М., 1994
-
Лаврушин О.И. «Управление деятельностью коммерческого банка». М.: Юность, 2003
-
Бор М.З., Лятенко В.В. «Стратегическое управление банковской деятельностью». М., 1995
-
Платонов В.В., Хиггинс М.Р. Банковское дело: стратегическое руководство. М., 2001
ББК 65.9 (5 Каз)240
ЕҢБЕК РЕСУРСТАРЫН ТИІМДІ ҚОЛДАНУ
RATIONAL USING OF LABOUR RESOURCES
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Баимбетов М.К. - к.э.н., Сегізбай А.Т.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа
Мақалада еңбек жағдайына өндірістің ең шешуші факторы ретінде тоқталып, еңбек ресурстарын жоспарлаудың негізгі міндеттері мен әдістерін ашылған. Еңбек ресурстарын қолданудың әр-бір кезеңі мен әр-түрлі белгілер бойынша саралаудың сипаттамасы берілген. Қоғамның атқаратын еңбегі мен жұмыс уақты, қоғамдық өңдірістің реттеушісі болып табылады.
Annotation
I have reviled the working conditions as a decisive factor of production, discovered the main tasks and planning methods of labour recources in my work. The characteristics of reproduction phases of labour recources, structures different signs are given in this text. I told about the existence of some programmers for providing of occupied population in Kazakhstan. Labour and work time, which has our society is a regulator of social disposes production.
Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат, является труд.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественное условие человеческой жизни.
Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
Сложность и многогранность проблем повышения эффективности использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.
Планирование использования трудовых ресурсов включает подразделы: основные задачи и методы планирования трудовых ресурсов; определение численности занятых в общественном хозяйстве и безработных; анализ изменения численности и структуры прироста трудовых ресурсов.
Основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой, - не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Принадлежность человека к трудовым ресурсам также определяется его возрастом. Существуют определенные возрастные границы (возрастной ценз), пребывая в которых (при прочих равных условиях), человек относится к трудовым ресурсам. Эти границы обычно регламентируются национальным трудовым законодательством. Различают следующие фазы воспроизводства трудовых ресурсов: фаза формирования, фаза распределения и перераспределения и фаза использования.
Фаза формирования характеризуется естественным воспроизводством трудовых ресурсов, восстановлением способности к труду реальных работников и получением людьми образования, специальности и определенной трудовой квалификации.
Фаза распределения и перераспределения в условиях рыночной экономики, в основном, обеспечивается функционированием рынка труда и характеризуется распределением рабочей силы по сферам занятости, отраслям экономики, видам работ, предприятиям, регионам и районам страны.
Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на конкретных предприятиях и в экономике в целом.
Существуют экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов.
Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик.
Интенсивный тип воспроизводства предусматривает изменение качественных характеристик рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей и т.п.Структура трудовых ресурсов многогранна и включает различные компоненты и характеристики трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть структурированы по различным признакам: возрасту, полу, образованию, профессии, религии, занятости, по сферам экономики, месту жительства и т.п.
Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.
Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.
В Казахстане стране существует ряд программ, основная цель которых обеспечение занятости населения.
Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются мероприятия по оказанию помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учрежедениях профессионального образования.
Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.
Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
-
Гурьянов С.Х., Поляков Н.А., Ремезов К.С. Справочник экономиста по труду. Экономика, 2002.
-
Кунельский Л.Э. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
-
Новицкий А.П. Население и трудовые ресурсы.
ББК 65.9 (5 Каз) 240
ХАЛЫҚТЫҢ ЖҰМЫСПЕН ҚАМТЫЛУЫ МЕМЛЕКЕТТІ БАСҚАРУДЫҢ ЕҢ НЕГІЗГІ БЕЛГІСІ
SECURING OF OCCUPIED POPULATION IS ONE OF THE MAIN ASPECTS OF STATE ADMINISTRATION
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
Баимбетов М.К. - к.э.н., Сегізбай А.Т.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа
Мақалада халықты жұмыспен қамту, адамзат рессурсының потенциалын дамыту мен жүзеге асыру жағдайларының маңызды шарты екені көрсетіледі. Елбасының Үкімет пен әкімдердің алдына қойған міндеттерге тоқтала отыра, дүниежүзілік қаржы дағдарысының ықпалындағы еліміздегі экономикалық ахуалды толық ашып бердім. Жұмыс орындарын сақтап, бірқалыптандырып, жаңа жұмыс орындарын ашуға бағытталған нақты шаралар көрсетілген.
Жол картасын енгізудің қорытындысын жан-жақты баяндап берген. Әлеуметтік жағдайы төмен қауымға үкіметтің қолдау көрсетуіне бағытталған шаралар нақты белгіленген. Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілері мен жұмыспен қамту Орталықтарының қоғамдағы рөліне өзгерістер енгізу қажеттілігіне ерекше көңіл бөлген.
Жұмысқа орналасу бойынша халықтың арасында әлеуметтік сауалнаманың мәліметтері осы жұмыста мысал ретінде берілген.
Annotation
The securing of occupied population is painted as the most important condition for the development and realization of the potential of human recovers. I have reveled the tasks, set by the President before the Government and Akims to find solutions to given problems. The situations was revealed under the influence of world economic crisis/ here is showed measures which we need for stabilization, preservation and creation of job places, introduction of Roadmap and directed by the state for social support of the poor. The accent is made on changes in some legislative acts of the Republic of Kazakhstan, changes in the ride of employment centers.
В рамках социальной политики Республики Казахстан одним из стратегических приоритетов деятельности Правительства объявлено обеспечение достойной занятости населения как основного вида её социальной защиты. Обеспечение занятости населения является важнейшим условием развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главным средством роста общественного богатства и повышения качества жизни.
В целях повышения эффективности социальной модернизации, обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года, перед Правительством и акимами была поставлена задача разработать и принять принципиально новую программу стратегии занятости населения. При этом Главой государства был провозглашен главный принцип осуществления социальной политики – переход к мотивационным денежным выплатам с целью преодоления иждивенчества, а социальную помощь предоставлять только объективно нетрудоспособным и малообеспеченным.
Приоритетность обеспечения занятости населения обусловлена снижением темпов производства, ростом инфляции, снижением занятости и, соответственно, уменьшением доходов населения в Республике Казахстан в условиях переходного периода, ещё более обострившихся с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса. В переходный период в Республике Казахстан было полностью или частично приостановлено производство 264 предприятий, более сорока тысяч работников переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6% от экономически активного населения).
Непринятие антикризисных мер в сфере занятости могло привести к росту безработицы, дальнейшему высвобождению работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Прогнозировались риски сокращения рабочих мест в сферах строительства, торговли, транспорта и связи. Все эти факторы способствуют нагнетению социальной напряженности в государстве, подрыву его стабильности.
В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости (Дорожная карта), направленную на сохранение и создание новых рабочих мест.
Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7%) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране.
Основными результатами Дорожной карты, по данным Министерства труда и социальной защиты, стали: внедрение почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.
Реализация в условиях кризиса 2008-2010 годов стратегия краткосрочной занятости населения – Дорожная карта, позволила не только не допустить роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5% - в декабре 2010 года.
Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46.7% в 2001 году до 18,2 % - в 2006 и 6,9% - в 2010 году.
Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда до сих пор не сбалансирован. При наличии безработных, сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, связанный с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеют профессионального образования.
В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости – 33,3 %, или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки.
Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного доступа к получению профессионального образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда.
Прямым следствием такого состояния рынка труда является сохранение бедности и связанные с этим высокие расходы государства на социальную поддержку малообеспеченного населения. По состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума. На оказание адресной социальной помощи и предоставление социальных услуг в последние годы расходовалось до 17% государственного бюджета.
В социальной поддержке малообеспеченного населения недостаточно используются активные меры содействия занятости и получению трудовых доходов.
В реализацию поручения Главы государства по разработке новой стратегии занятости Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан презентован проект новой Программы занятости до 2020 года. Главной целью данной программы является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, которую предусматривается достичь путем решения следующих задач: вовлечение самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченного населения в активные программы занятости; развитие кадрового потенциала; совершенствование системы социальной помощи.
В этой связи как средство для решения проблем занятости населения предусматривается использование активных программ на рынке труда (далее АПРТ), признанных мировой практикой и уже апробированных в Казахстане во исполнение Дорожной карты. Зарубежный опыт показывает, что ранее подобные программы использовались во время экономической депрессии и высокого уровня безработицы, а в настоящее время – применяются и для смягчения негативного влияния промышленной реструктуризации в странах с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда.
С учетом опыта, накопленного в ходе реализации Дорожной карты, возникает необходимость в совершенствовании законодательства в части повышения роли государства в регулировании ситуации на рынке труда, а также определения единого порядка создания и финансирования социальных рабочих мест и молодежной практики. При этом планируется включить в сферу государственного влияния кроме безработных и малообеспеченных граждан еще и самостоятельно занятое население посредством вовлечения их в активные программы на рынке труда.
АПРТ, как правило, осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством (стратегии «прав и обязанностей» или «взаимных обязательств», когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).
В ходе разработки программы в целях реализации новой социальной политики в сфере занятости населения, дальнейшего совершенствования системы социальной помощи для достижения повышения доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости возникла необходимость внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан.
Это потребует совершенствования структуры органов занятости. Основную нагрузку по реализации АПРТ будут нести Центры занятости населения, которые необходимо создать в районах и городах областного значения. А работодатели, которые примут специалистов, прошедших переквалификацию, смогут рассчитывать на увеличение суммы субсидий по кредитам, выданным в рамках программы ФИИР и «Дорожной карты бизнеса-2020». В селах, где есть потенциал для развития, напротив, будут проводить курсы по основам предпринимательства.
Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.
Проблема организации занятости постепенно выходит в разряд первоочередных, и прежние подходы к ее решению исчерпали себя. Нужны активные мероприятия по социальной защите различных категорий граждан. Традиционные подходы в настоящее время не отвечают тем условиям и тем требованиям, которые должны выполняться, для того чтобы отреагировать на обострение ситуации в социально-трудовой сфере.
Действующая практика организации работы по трудоустройству безработных граждане способствует сохранению у них активной позиции. Не обеспечивает вариантности в поиске ими работы.
Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся разрешить проблему недостатка средств к существованию, является рациональное трудоустройство. Хорошая работа призвана оказывать помощь людям в их социальном функционировании, осуществлении своих социальных прав, сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия.
Показатели занятости населения - важнейшая макроэкономическая характеристика современного общества, это также характеристика его социального состояния. В то же время численность занятого населения является оборотной стороной безработицы, это также показатель качества занятости. Категории занятости и безработицы тесно взаимосвязаны. Поэтому оценка безработицы выступает важнейшим показателем положения с занятостью в обществе
За последние годы в Казахстане, безусловно, произошли позитивные изменения структуры занятости населения. Это явилось одним из условий экономического роста.
В то же время вполне очевидна необходимость существенных изменений в микроструктуре занятости населения в сфере услуг. В современных условиях должна быть обеспечена ее интеллектуализация. В этой сфере необходимо стимулировать рост занятости в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, образование, культура и искусство. Решение этой задачи в наши дни - важнейшее условие становления и развития экономики знаний, повышения культуры производства, нравственных начал экономики. Решение таких задач, безусловно, предполагает привлечение не только бюджетных, но и частных инвестиций в эти сферы деятельности.
Очевидно, что успешное функционирование механизма повышения эффективности занятости базируется на комплексной, целостной системе, создающей необходимую основу для сокращения затрат живого труда, повышения производительности труда, высвобождения рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств, из участков, связанных с тяжелым физическим трудом, развития новых видов занятости. Недоучет любого из сегментов механизма в области регулирования занятости и рынка труда может существенно затормозить процесс активного поиска внешних и внутренних резервов повышения эффективности использования рабочей силы. К сожалению, наша модель рынка труда гораздо хуже приспособлена к тому, чтобы быть проводником экономического роста. Оборотной стороной ее «пластичности» стали замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда.
Реальное функционирование рынка труда характеризовалось относительно небольшими потерями в занятости и умеренной безработицей; гибким рабочим временем и сверхгибкой заработной платой; интенсивным оборотом рабочей силы и повсеместным распространением «нестандартных» форм трудовых отношений; наконец, невысокой забастовочной активностью.
Чем больше бремя избыточной защиты занятости, тем ниже спрос на рабочую силу, выше и длительнее безработица, глубже сегментация рынка труда и хуже положение социально уязвимых групп, масштабнее неформальный сектор и медленнее темпы создания новых рабочих мест. Все эти эффекты, несомненно, имели место и на российском рынке труда. Однако их значение было все-таки меньшим, чем можно было бы ожидать исходя из того объема обязательств, который Казахстанское законодательство возлагало на работодателя.
Социологи нашей страны провели опрос населения для выяснения у незанятых граждан, работали ли они по своей специальности, больше половины ответила, нет (73 процентов); а остальная часть ответила, что да (28 процентов).
Большая часть респондентов, ответившая нет, объяснили, по какой причине они не работали по своей специальности. Ответы распределились следующим образом, на первом месте стоит причина не пользования профессии спросом на рынке труда (43 процентов); на втором 29 процентов респондентов, которые не смогли работать по своей специальности; третье - по причине родов, материнства.
Что наиболее беспокоит незанятых граждан? Анализ ответов показал, что в основном это - невозможность трудоустройства по своей специальности, потеря квалификации и чувство ненужности - 47 процентов. Практически не отягощают положение большинства незанятых такие отрицательные моменты как отношение друзей и знакомых (13 процентов опрошенных); чувство обиды и несправедливости (27 процентов). А 13 процентов опрошенных не видят никаких отрицательных моментов в своем положении. Им существующее положение даже выгодно, так как они не хотят работать и не работают, и за это еще получают пособие.
Безработица ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Социологи давно подметили тенденцию снижения потребностей населения в кризисных условиях. В основном они сводятся к приобретению простейших продуктов питания. Как же оценивают незанятые граждане свое материальное положение? Ответы показывают, что материальные трудности есть у 83 процента граждан, а 9 процентов - фактически живут в бедности и нищете, остальные респонденты (8 процентов) характеризуют свое положение как стабильное.
В процессе опроса установлено, что незанятые прилагали дополнительные усилия в поиске работы, они пытались найти ее сами: прибегали к помощи родственников и знакомых (52 процента), просматривали объявления в средствах массовой информации (48 процентов),
Работать по найму, снизив квалификацию, согласны 30 процентов людей. Возможность снижения заработной платы ниже той, что была на последнем месте работы, допускают 25 процентов респондентов, а 45 процентов согласны работать по другой специальности. Около четверти респондентов не знают, как они поступят.
Что же касается наиболее благоприятных сфер, в которые устремляются надежды респондентов, то на первое место они ставят посреднические услуги по купле-продаже (35 процентов), второе - сферу производства (27 процентов), третье - сферу обслуживания (25 процентов).
Существенны различия в обстоятельствах незанятости. Уволились по собственному желанию 29 процентов зарегистрированных безработных; в связи с сокращением персонала либо ликвидацией предприятия - 25 процентов; не устроились по окончании школы, ссуза, вуза - 15 процентов. Остальные причины увольнения (31 процент) не столь значимы.
В ходе социологического исследования было выявлено мнение респондентов по поводу государственной поддержки незанятого трудоспособного населения. 43 процентов граждан считают, что государство должно обеспечить поддержку всем членам общества; 27 процентов считают, что государство должно поддерживать только незащищенные, малоимущие слои общества; каждый человек должен заботиться о себе, о своем благополучии - 19 процентов, затрудняются ответить 11 процентов.
Сменить профессию готовы 36 процентов опрошенных, 25 процентов не готовы, и 39 процентов затрудняются ответить.
Как показал опрос, около половины респондентов потеряли работу в первый раз, почти каждый четвертый - вторично. Хроническими безработными являются 14 процентов респондентов, они теряли работу многократно. Последним придется, выбирать между вариантами: либо переучиваться, либо соглашаться на предлагаемый перечень работ, либо оставаться в статусе безработного, поскольку, чем длительнее срок безработицы, тем сложнее им, прежде всего, психологически, вернуться в состояние занятости.
По результатам анкетного опроса было выявлено, что безработными оставались в течение 4-8 месяцев около 33 процентов респондентов, 4 месяцев - 19 процентов, до 1 месяца почти 9 процентов. Практически 39 процентов безработных искали работу более года. Опыт показывает, что за такой отрезок времени человек практически теряет свои профессиональные знания и навыки. Он деквалифицируется. Его надо реабилитировать как работника. А для этого необходимо создавать специализированные курсы, с другой стороны, спрос на рабочую силу систематически меняется - все более возрастает спрос на квалифицированных работников. И, следовательно, остро встает проблема профессиональной переподготовки вчерашних безработных.
Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наше Государство делает все для того, чтобы снизить процент безработицы и я считаю, что программы «Дорожная карта» и «АПРТ» помогут в этом.
ЛИТЕРАТУРА
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года.
-
Травин В.В., Дятлов В.А, «Основы кадрового менеджменат».
-
Шекшля С.В. «Управление персоналом современной организации»
-
Кричесвкий Р.Л. «Если Вы руководитель…»
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 26 | страница 27
|