I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 3
1. Выступления и речи высших должностных лиц государства, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова 3
2. Выступления и действия должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова 3
3. Действия должностных лиц по регулированию интернет-пространства Казахстана 5
4. Изменения и проекты изменений действующего законодательства,
определяющие правовое положение средств массовой информации 6
5. Выступления и действия в защиту гражданских
и профессиональных прав СМИ и журналистов 8
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ 10
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов 10
2. Необоснованное задержание журналистов 11
3. Нарушение прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества 11
4. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления
общественно значимой информации 13
5. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации 18
6. Нарушения принципа гласности судебного процесса 20
7. Нарушения хозяйственный прав СМИ 22
8. Нарушения авторских прав СМИ 23
9. Нарушения трудовых прав журналистов 23
III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 24
1. Обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК
(ст. 318 УК РК) 24
2. Обвинения в нарушении правил дорожного движения (ст. 296 УК РК) 24
3. Обвинения в мелком хулиганстве (ст. 330 КоАП РК) 25
4. Обвинения в нарушении порядка организации
и проведения протестных мероприятий (ст. 373 КоАП РК) 25
5. Требования о признании незаконным обнародования законопроекта 25
6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации,
вытекающие из публикации определенных сведений 26
7. Обвинения в нарушении права на собственное изображение 29
8. Требования СМИ и журналистов
о защите своих гражданских и профессиональных прав 29
8.1. Требования о привлечении к уголовной ответственности 29
8.2 Требования о восстановлении на работе 30
8.3 Требования о защите хозяйственных прав 30
9. Требования и иски СМИ к другим СМИ 31
I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Выступления и речи высших должностных лиц государства, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
Август, 27
Все СМИ
27 августа в ходе международной научно-практической конференции «Конституция - основа демократического развития государства» глава государства Нурсултан Назарбаев сказал: «Демократия - это культура, которую надо воспитать. Демократическая культура – это культура подчинения граждан закону». По словам президента, Казахстан находится на стадии «воспитания граждан - уважать закон и жить по законам».
«Конечно, мы понимаем, когда наши друзья на западе высказывают в наш адрес критику, дружески советуют нам двигаться скорее по пути демократии. Мы считаем, что демократия – это не начало пути для нас, это конец пути, к которому мы движемся», - сказал Н. Назарбаев.
Кроме того, глава государства сообщил о том, что в Казахстане успешно развивается свыше 2 600 средств массовой информации, более 18 тысяч неправительственных организаций. При этом Н. Назарбаев подчеркнул: «наши газеты и журналы издаются на 11 языках, в театрах выступают на шести языках, включая английский, азербайджанский, немецкий, корейский, украинский, уйгурский, узбекский, дунганский, татарский».