Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 8 | страница 9

Д. Пойа.

И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносит радость. Предлагаемая вашему вниманию педагогическая технология “Обучение в сотрудничестве” может стать отправной точкой в творческом поиске учителя и его профессиональном становлении.




  1. Обоснованность использования технологии «Обучение в сотрудничестве».

Понятие в технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике. По мнению Байковой Л.А. и Гребенкиной Л.К. технология – это “одно из специальных направлений педагогической науки, призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень”. Среди разнообразных направлений образовательных технологий наиболее адекватными поставленным целям обучения, на мой взгляд, является технология обучения в сотрудничестве, т.к.:

Во – первых, потому что в условиях ещё существующей у нас классно – урочной системы занятий она наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определенно образовательным стандартам, для базового уровня;

Во – вторых, это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, развивает самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемое традиционной педагогикой и дидактикой, несовместима с этой технологией. Исходя из этого, в учебном процессе я ставлю следующие цели:

-Конкретно – познавательную цель, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

-Коммуникативно – развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы (культура общения);

-Социально – ориентационную, воспитывающие гражданские качества.

Использование данной технологии позволяет:

-обучать всех учащихся на уровне стандартного образования;

-увлеченности детей предметом

-достигать высокого уровня усвоения содержания учебного материала.


II. Принципы использования технологии «Обучение в сотрудничестве».
Содержание и организационные формы работы в малых группах отвечают идеям гуманистической педагогики, психологии и основываются на следующих принципах:

1)Принцип веры, доверия и поддержки означает, что каждый ребенок талантлив, но нуждается в помощи, внимании, признании, уважения, любви окружающих

2)Именно сотрудничество, а не соревнование

3)Индивидуальная ответственность каждого «Помоги другому и поймешь сам»

4)Распределение ролей

5)Одно задание на группу

6)Одно поощрение на группу

7)Одна оценка на группу

III. Содержание учебного процесса.



«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Э. Хаббарт

Содержание учебного процесса избирается в соответствии с программой. Целью учебного процесса является создание условия для проявления познавательной активности учащихся. Мощным стимулирующим действием на развитие ребенка оказывает способ организации коллективной деятельности.



Средством достижения этой цели является:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся

  • Взаимное общение учащихся в группе

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе группы (класса)

  • Использование в ходе урока дидактического материала (индивидуального, группового)

  • Применение ТСО

  • Оказание помощи знающего ученика «незнающему» в группе

  • Создание ситуации, позволяющей каждому ученику группы проявить активность, и тем самым способствовать успеху группы в целом

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ

  • Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности

  • Подражание как средство обучения (подражание авторитетным учащимся)

IV. Организация учебного процесса.


  1. Подготовка к выполнению группового задания:

    1. Организация учебного пространства (расстановка парт, местоположение групп).

    2. Класс делится на группы (группа набирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга; состав группы непостоянный, исключения составляют группы, которые сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь).

В) Распределение ролей.

Г) Сообщение критериев оценочной деятельности.

Д) Постановка познавательной задачи.

Е) Инструктаж о последовательности работы.

Ж) Раздача дидактического материала по группам (каждая группа получает определённое задание, либо одинаковое, либо дифференцированное и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы).

  1. Групповая работа:

А) Знакомство с материалом, планирование работы в группе;

Б) Распределение заданий внутри группы;

В) Индивидуальные выполнения задания (в ходе работы поощряется совместное обсуждение, обращение за советом, помощью друг к другу. При обучении в малых группах у учащихся возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику);

Г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

Д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

Е) Подведение итогов группового задания.


  1. Заключительная часть:

А) Сообщение о результатах работы в группах (каждая группа имеет лист учёта);

Б) Анализ познавательной задачи;

В) Общий вывод о групповой работе в достижении поставленной цели.



  1. Дополнительная информация учителя на группу.

Таким образом: групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Считаю, что наиболее применима и целесообразна она при проверке:

      1. домашнего задания в группах;

      2. при промежуточном тестировании: сначала представить возможность ребятам ещё раз проверить свои знания, «рассыпав» их по одиночке, дать каждому свой вариант теста;

      3. при ознакомлении с Н/м;

      4. при подготовке к К/р;

      5. при отработке знаний, умений, навыков.

В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.



V. Критерии оценочной деятельности.


    1. Оценка ставится одна на всю группу (например каждому - 4).

    2. При проверке знаний (промежуточное тестирование) действует правило: «Каждый себя», но результат засчитывается всей группе по среднему балу.

Например: группа 5 человек, написали так: 5;4;3;3;2, каждому 3.

    1. Оценка, которую получает группа, является как бы исходной; её можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному, решённому и т.д.

    2. Выбор (учителем) по одному ученику из каждой группы для выполнения проверочной работы, теста, при этом отметка идёт в зачёт всей группе.

VI. Результативность применения технологии:

  • Повышает интерес к урокам математики

  • Улучшает качество знаний учеников на 10-15%

  • Даёт возможность предупредить ошибки

  • Развивает способность проявлять самостоятельность, инициативу, индивидуальность.


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
Сологуб Г.И., учитель математики гимназии им.М.Горького
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования.

М.Поташник


Поэтому сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная, приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Понятно, что всякое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Разумное сотрудничество учителя и ученика предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, представленную ученику, которая, в конечном итоге ведет к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности.

В процессе обучения любому предмету наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизм интеракции, что означает обучение построенное на «взаимодействии, воздействии».

Современное обучение сегодня это и активное использование технологии мультимедиа, т.е. использование текста, графика, видео и мультипликации в интерактивном режиме.

А под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных деловых игр и ситуаций, как одна из форм обеспечивающая педагогически эффективное познавательное воздействие. Игровая форма обучения ненавязчиво способствует формированию внутренней и внешней мотивации к учению. Ведь игра – это пространство творчества, которое работает на будущее и хорошая форма коллективного познания и взаимодействия. Учитель во время игры занимает скрытую педагогическую позицию, выдвигая учеников – участников игры на первый план главными героями происходящего действия. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, она перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений.

Особенно широкое применение игра находит в народной педагогике. В наше время ведущими дидактами в технологии развивающих игр являются Б.П.Никитин, Б.Д.Эльконин, В.В.Репкин, П.П.Блонский, С.Л.Рубенштейн, З.Фрейд, Ж.Пиаже, К.Гросс. Изучая труды и опыт работы которых, у меня сложился свой взгляд на принципы обучения – они должны отражать следующее:


  • доступность изучаемого материала;

  • стимулирование деятельности ученика;

  • яркая наглядность;

  • осознанность восприятия;

  • природосообразность и возрастные особенности учеников;

  • мотивация к учению.

Не секрет, что, чем взрослее становятся ученики, тем сложнее подобрать

для них интересную форму общения. Поэтому, всё перечисленное выше, послужило для меня отправной точкой в создании и разработке уроков, проводимых в форме игры, которая должна быть и обучающей, и развивающей, и интеллектуальной. Все применяемые мною игры можно классифицировать следующим образом.



Классификация используемых игр (опираясь на Селевко).




По области деятельности


По характеру педадогического процесса

По игровой методике


Имитационные

(В основе данной классификации лежит классификация, предложенная Г.К.Селевко.)

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на уроках математики должна преследовать следующие цели и задачи:

1. Математическая сторона содержания игры выдвигается на первый план, а средства и способы, повышающие эмоциональное отношение учеников к игре, рассматриваются как путь, ведущий к выполнению поставленной цели;

2. Рациональное сочетание игровых моментов должно давать возможность обязательного участия в них для всех учащихся, независимо от уровня их подготовки;

3. Игровые ситуации должны активизировать деятельность учеников, делать их восприятие более активным, эмоциональным, творческим;

4. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах обучения и при изучении разного по содержанию материала должно стать эффективным средством активизации познавательной активности учащихся, положительно влиять на повышение качества ЗУН;

5. Проведение интеллектуальных игр должно способствовать развитию творческих способностей учащихся, приобщению их к искусству, развитию кругозора, позволять шире смотреть на «изучаемое» в математике, не замыкаясь на «решении», повышать уровень математической культуры, учить видеть знакомое в неизвестном через разнообразие жанров представленного материала, служить средством интегрирования литературы, истории, физики, математики и информатики.

Основные структурные компоненты дидактической игры – это: игровой замысел, правила игры, игровые действия, познавательное содержание, оборудование и результат (рефлексия).

Всё выше перечисленное я постаралась реализовать в составленном мною учебно-методическом пособии «Играя - обучаю». Предлагаемый сборник содержит подробные разработки уроков и внеклассных мероприятий, таких как, «Урок-сказка» по решению уравнений для 5-го класса, деловая игра «Аукцион» по геометрии для 7-8 классов, «Марафон по квадратным уравнениям» - алгебра в 8-м классе, фрагмент урока алгебры в 11-м классе – самостоятельная работа по теме «Определение и свойства степени и логарифма». Интеллектуальные игры - внеклассные мероприятия, это: «Казино «МИФ»» для учащихся 7-8 классов, «Колесо истории» для учащихся 9-10 классов. По продолжительности их проведения займет 1 или 2 урока. И дидактические игры, используемые на отдельных этапах урока, это: работа с перфокартами, лото, домино, ребусы, кроссворды, лабиринт, шахматное поле.

Как видите возрастные рамки участников мероприятия, разработанных мною, не ограничен и сами мероприятия разнообразны по жанрам к каждой игре или уроку приложена электронная презентация, если есть возможность мультимедийного сопровождения, а ещё лучше проведение урока в компьютерном классе. Такая форма проведения уроков способствует установлению межпредметной связи математики и информатики, а разработанные и составленные мною игры, направлены на реализацию ещё одной идеи:

Предмет математики

Настолько серьёзен,

Что надо не упускать случая

Сделать его занимательным.

Б.Паскаль.

Но, а так как всё, о чём я сейчас вам поведала, происходит во время урока чаще всего, а урок - это управляемый процесс, то необходимо определить систему управленческих действий учителя во время проведения таких уроков.



Управленческий цикл учителя, как система деятельности, направленная на развитие мотивации к изучению математики.

Итак, результатом интерактивного метода обучения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной интеллектуальной и других сфер.

Сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся обеспечивает формирование и развитие надпредметных, универсальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.

(Далее идет комментарий к электронной презентации учебно-дидактического пособия «Играя-обучаю»)


СЕКЦИЯ 2 «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ 21 ВЕКА»
ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Зубова В.П., учитель физики сш № 17
1. Что сегодня происходит в мире вне школы. В античные времена знание человека о природе и обществе было, по сути дела, единым. Позднее, по мере накопления фактов оно дифференцировалось — образовались обособленные науки. Человек мысленно расчленял мир на части и изучал их по отдельности; это был необходимый этап в познании, Особенно активно этот процесс происходил в эпоху становления естествознания.

Однако с развитием науки и техники стал постепенно нарастать встречный процесс – и н т е г р а ц и я з н а н и я. В XIX в. он привел к открытию закона сохранения энергии, разработке универсальных методов термодинамики, объединению учений об электричестве и магнетизме. В XX в. этот процесс усилился. Так, были созданы теория относительности, явившаяся вершиной и синтезом всей физики XIX в., квантовая теория, разрушившая барьер, разделявший дотоле физику и химию, разработана единая теория слабых и электромагнитных взаимодействий, выявлены связи космологии с физикой элементарных частиц.

Но мне могут заметить, что процесс дифференциации знания сегодня тоже достаточно активен: рождается множество научных направлений, возникают новые науки. Да это так, однако этот процесс «оказывается в диалектическом смысле слова формой проявления интеграции, поскольку новые направления исследований стирают тради­ционно установившиеся границы между различными науками». В наше время дифференциация наук «не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а как раз наоборот, способствует их взаимному цементированию, заполнению разделявших их прежде пропастей... Тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной, но и доминирующей». Так, граница между биологией и физикой, биологией и техникой утратила, четкость с появлением биофизики и бионики. То же можно сказать о кибернетике; условность границ между физикой, биологией, техникой стала очевидной.

Фактически речь идет об интеграции знаний не только прикладных, но и научных. Для нынешнего этапа развития характерно разрастание связей и устранение «монополизма» наук, когда каждая из них изучала «свои» явления и объекты (когда-то свойствами вещества интересовалась только химия, а небесные тела находились в «ведении» исключительно астрономии). Сегодня каждое явление исследуется с разных сторон, с привлечением методов разных наук. Я говорю о важности многомерного видения явления, изучения его в единстве с окружающим миром. Мы подразделяем знание не только на дисциплины, но и на проблемы, имеющие междисциплинарный характер. Все глубже осознавая единство мира и всеобщую связь явлений, мы как бы возвращаемся к целостному восприятию мира, характерному для античности. Однако возвращение это совершается на качественно ином уровне, на новом «витке спирали», предполагающем работу с огромным объемом информации и осмысление материала с единых позиций.

В целом процесс интеграции знания отражает еще одну общую закономерность процесса познания: по мере его развития происходит не только постепенное движение вглубь, но и одновременно движение вширь; углубляясь, мы выходим на более широкие горизонты. На уровне - естествознания XIX в. физика, химия, биология были тремя отдельными науками. На более глубоком уровне — естествознания XX в.— фактически исчезла грань между физикой и химией, заметно расшатались «перегородки», разделявшие химию и биологию, физику и биологию; открылось более широкое поле деятельности. Процесс стирания граней происходит также внутри самих наук.

Интеграция знания не ограничивается естественными науками. Пока степень воздействия человека на природу была относительно малой, он мог рассматривать себя в качестве стороннего наблюдателя. Сегодня, когда антропогенная нагрузка на природу необычайно возросла и фактически достигла критической черты, эта роль себя изжила; теперь человек должен изучать природу уже не извне, а изнутри — во взаимодействии с самим собой, с учетом процессов, происходящих в обществе. Тем самым начинается синтез обществоведческих, гуманитарных и естественных наук. Этот синтез предвидел К. Маркс, он писал: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука». Об этом синтезе говорил и академик В. И.. Вернадский, выдвигая идею о неизбежности вступления человечества в эпоху ноосферы.

Научно-технический прогресс, ускоряя развитие наук, способствует этому процессу, выступая в роли мощного «интегрирующего фактора» в прикладных областях. На всех уровнях науки, техники, народнохозяйственного механизма существуют глубокие взаимосвязи; все отрасли органически связаны друг с другом, а НТР, развивая и усложняя эти связи, настойчиво ломает межведомственные перегородки. Решение любой серьезной технической проблемы, поиски выхода из экономических тупиков, из углубляющегося экологического кризиса,— требуют использования потенциала не отдельных наук, а всего их комплекса

Во всех развитых странах начался процесс информатизации общества: создается подлинная индустрия производства, хранения, обработки, передачи и использования информации. По словам академика А. П. Ершова, «современные системы обработки и передачи информации формируют своего рода нервную систему живого организма человеческого общества, придавая этому организму небывалую пластичность и способность к развитию».




страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 8 | страница 9

Смотрите также: