Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.

 Главная   »  
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10

Тема: «Уложи куклу спать»


Задачи:

– развивать умение осуществлять игровые действия, связанные с укладыванием куклы, используя предметы-заместители;

– побуждать детей к вступлению в общение с куклой;

– активизировать речевые проявления детей;

– обогащать эмоциональную сферу;

– развивать словарь по теме занятия;

– воспитывать бережное отношение к кукле.

Оборудование: кукла, набор кубиков, кукольный стульчик.

Метод: практический.

Методический прием: действия по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, кукла, кровать, спи.

Содержание. Дети сидят полукругом. Воспитатель – перед детьми за столом на таком расстоянии, чтобы всем им были хорошо видны его действия. На его воспитателя расположены игрушки, закрытые ширмой. Воспитатель указывает на ширму и удивленно спрашивает детей: «Что тут?» «Я не знаю». «Давайте посмотрим!». Убирает ширму. На столе стоит кроватка, на стульчике рядом с кроваткой сидит кукла в пижамке. Воспитатель выражает радость, побуждая детей к эмоциональным проявлениям: «Ай-ай! Кто это? Ляля». «Ляля хочет спать». Укладывает куклу в кровать, укрывает одеялом, баюкает, приговаривая: «Баю-бай. Спи, Ляля». Приглашает по очереди детей, предлагая побаюкать Лялю, сказав: «Ляля, спи».

После демонстрации действий детям раздаются наборы игрушек и предлагается уложить спать каждому свою куклу. Дети вступают в общение с куклой, говоря: «Кукла (Ляля), спи» При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.



Тема: «Накорми и напои куклу»

Задачи:

– развивать интерес к действиям с куклой, использованию условных предметов;

– развивать умение осуществлять несколько последовательных действий, объединенных одним сюжетом;

– формировать умение осуществлять элементарное речевое общение с куклой;

– активизировать речевую деятельность;

– воспитывать бережное отношение к кукле;

– развивать навыки взаимопомощи.

Оборудование: стол, стул, тарелка, чашка, кукольная одежда, таз, машинки, матрешки, зайка и т.д.

Метод: практический.

Методический прием: действия по словесной инструкции.

Словарь: Игрушки, кукла, стол, стул, тарелка, чашка, ложка, ешь, пей, спасибо.

Содержание. Воспитатель раздает детям кукол и сообщает, что они хотят есть и пить. Затем предлагает подумать, что нужно для игры, указывая на набор различных игрушек у себя на столе. Вызывает одного из детей, предлагает выбрать игрушку и называет ее: «Стол» (используются слова «верно», «неверно»). Детям раздаются столы и т. д. Затем взрослый побуждает детей к поиску адекватного предмета-заместителя ложки.

После того, как весь необходимый материал отобран, детям предлагается усадить куклу за стол, сказав: «Кукла (Ляля), сядь». Затем предъявляется инструкция: «Накорми и напои куклу». Дети кормят куклу, говорят: «Кукла (Ляля), ешь».


Третий период характеризуется активизацией детей по подбору необходимого игрового материала соответственно тематике игры по обозначению действий, игрушек, состояний и т. д. речевыми средствами, а в определенных ситуациях обозначать словом условные предметы и условные действия.

IV период является решающим в подготовке детей для перехода к сюжетно-ролевой игре. Задачей формирования сюжетно-отобразительной игры является ее усложнение не только по линии объединения игровых действий, но по объединению сюжетов в логическую цепь. Например, игра «Утро куклы» объединяет несколько последовательно сменяющихся сюжетов, каждый из которых разыгрывался детьми ранее. В играх такого содержания детям предоставляется самостоятельность в планировании игры, подборе игрового материала и т. д.

Приведем некоторые примеры.



Тема: «Завтрак куклы»

Задачи:

– формировать умение детей осуществлять несколько последовательных игровых действий: умывание, кормление;

– развивать умение осуществлять подбор недостающих предметов для игры (сюжетных игрушек и образно неоформленного игрового материала);

– развивать переключение внимания;

– воспитывать любовь к игре;

– актуализировать словарь по теме занятия;

– стимулировать речевую активность детей.

Оборудование: наборы игрушек по количеству детей: таз, мыло, полотенце, стол и стульчик, тарелка, чашка, палочки, несколько других игрушек.

Метод: практический.

Методический прием: действия по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, кукла, стол, стул, ложка, мыло, полотенце, вымой, вытри, накорми, ешь, пей.

Содержание. На столе воспитателя расположен полный набор игрового материала. Взрослый актуализирует знание детьми названий предметов с использованием различных поручений: «Дай ложку, Вова», «Возьми чашку, Юля», «Покажи стол, Рома» и т. д. Перед детьми расположены игровые наборы, включающие таз, полотенце, стол, стул, тарелку. В стороне расположены различный игровой материал, включающий мыло, чашки, палочки.

К детям в гости на машине приезжают куклы, здороваются: «Привет». Воспитатель раздает их детям и сообщает, что они будут кормить кукол. Затем последовательно предъявляет инструкции: «Вымой кукле руки», «Вытри руки», «Покорми куклу». Перед детьми возникают проблемные ситуации: нет мыла для умывания куклы, нет чашки и ложки для кормления. Воспитатель предлагает самостоятельно выбрать игрушки из игрового набора, расположенного на соседнем столе. Дети осуществляют кормление куклы, обращаясь к ней: «Кукла, ешь», «Кукла, пей». При необходимости детям оказывается индивидуальная помощь.


Существенным компонентом в обучении сюжетно-отобразительной игре является формирование уровня кратковременного общения. Опираясь на умение детей играть рядом, необходимо учить их вступать сначала в деловое общение, а затем – в речевое. Например, один ребенок купает куклу, второй может кормить ее. Педагог предлагает одному ребенку подать полотенце и подержать куклу, а второму – убрать тарелку и поставить чашку.
Продолжением такой работы является стимулирование детей по своей инициативе вступать в игровые взаимоотношения друг с другом, которые постепенно приобретают характер речевых. В формировании коммуникативных умений детей большое значение имеет планомерность и последовательность этой работы. Детей необходимо учить пользоваться речевыми умениями, использовать их как средство общения. Игровая ситуация как нельзя лучше способствует и стимулирует развитие этого процесса.

Тема: «Утро куклы»

Задачи:

– поддерживать интерес детей к действиям с куклой;

– развивать умение осуществлять ранее усвоенные сюжетно-отобразительные действия, объединяя их в единый сюжет;

– развивать умение продолжать, дополнять действия друг друга;

– формировать умение вступать в кратковременные взаимоотношения;

– активизировать речь детей;

– предупреждать конфликтные ситуации.

Оборудование: наборы игрушек по одному на двух детей: кукла, кровать с постельными принадлежностями, стул, стол, кукольная одежда, тарелка, чашка, ложка, таз, мыло, полотенце.

Метод: практический.

Методический прием: действия по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, кукла, спит, встала, делает зарядку, умывается, кушает.

Содержание. В игровом уголке размещены необходимые игрушки. Воспитатель приводит детей в игровой уголок и сообщает, что они будут играть. После этого каждой паре детей раздаются игрушки и последовательно предъявляются словесные инструкции: «Кукла спит». «Кукла встала». «Как?» «Кукла одевается». «Как?» «Кукла делает зарядку». «Как?» «Кукла умывается». «Как?» «Кукла кушает». «Как?». Дети последовательно выполняют соответствующие действия по очереди (один начинает одевать куклу, затем протягивает сверстнику: «На» и т. д.). Таким образом дети стимулируются к вступлению в элементарное кратковременное общение.

Новая задача четвертого этапа – формировать умение детей брать на себя роли близких людей и вступать во взаимоотношения с неодушевленным объектом – куклой, которая является заместителем человека. Ребенок должен овладеть умением строить свои отношения с куклой в зависимости от взятой на себя роли, вести диалог от своего имени и имени куклы. Роль – одна из форм символизма.


Таким образом, в структуре сюжетно-отобразительной игры должны быть последовательно сформированы такие компоненты, как использование предметов-заместителей, развернутый сюжет, вступление детей в игровые и коммуникативные отношения друг с другом, объединение детей игровой ситуацией, появление роли. Все это составляет необходимые педагогические условия для перехода детей на следующий этап игровой деятельности – этап сюжетно-ролевой игры.

Схема поэтапного формирования игровой деятельности детей с нарушенным слухом на начальном этапе обучения представлена в приложении.


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение игровой деятельности детей с нарушенным слухом производится в процессе:

- специально организованных занятий (производится формирование игровых действий, способов решения игровых задач);

- самостоятельной свободной деятельности детей (осуществляется коррекция и развитие игровых умений детей).

В связи с этим необходимо осуществлять планирование не только специальных обучающих игр, но и работы по совершенствованию игровых умений детей в процессе самостоятельной деятельности. Выделяется два вида планирования: перспективное и календарное. Обязательным условием является совместное планирование работы по обучению игровой деятельности всем педагогическим коллективом группы, что способствует преемственности процесса формирования прочных игровых умений, единую систему требований, предъявляемых детям.

Планирование занятий по обучению игровой деятельности должно отвечать следующим требованиям.


  1. План должен основываться на учете реального состояния игровой деятельности детей.

  2. Тематика игр должна согласовываться с содержанием работы по ознакомлению с окружающим. Начальные представления детей о предметах, способах их использования, о различных событиях и явлениях формируются на занятиях по ознакомлению с окружающим. На основе полученных знаний и приобретенного детьми социального опыта формируются игровые умения.

  3. Планирование работы по обучению игре необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • постепенное усложнение игровых способов отображения действительности (от предметно-отобразительных к сюжетно-отобразительным, орудийным действиям);

  • усложнение в использовании игрового материала (от использования реалистических игрушек к использованию предметов-заместителей и воображаемых предметов);

  • обогащение сюжетной линии (от однотемных сюжетов, включающих одно или несколько действий к многотемным, отображающим цепочку логически связанных действий);

  • развитие уровней игровой деятельности (одиночная игра, игра рядом, кратковременное взаимодействие, долговременное взаимодействие).

4. При планировании необходимо оптимально сочетать задачи формирования как игровых умений, так и развития познавательной сферы ребенка.

Правильно составленный перспективный план включает систему педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игровой деятельности. Он должен быть кратким, систематичным и последовательным.

В перспективный план целесообразно включать следующие разделы:


Ознакомление с окружающим

Задачи и содержание обучения игре

Используемый игровой материал

Руководство игрой

Речевой материал



















  1. Ознакомление с окружающим. В данной графе указывается содержание работы по ознакомлению с окружающим, которое будет являться основой формирования игровых умений детей. Кроме того, предусматривается работа по обогащению представлений детей в процессе организации свободной деятельности детей, во время прогулок, экскурсий и т.д.

  2. Задачи и содержание обучения игре. Раздел должен включать систему постепенно усложняющихся игровых умений, которые необходимо формировать у детей.

  3. Используемый игровой материал. Планируется постепенное усложнение игрового материала: включение бóльшего количества игрушек, введение полифункциональных и воображаемых предметов.

  4. Руководство игрой. Планируются методические приемы, направленные на поэтапное формирование игровых умений, совершенствование способов решения игровых задач детьми

  5. Речевой материал. Отбираются словарь, позволяющий конструировать фразы в соответствии с программными требованиями и возможностями детей.

На основе перспективного составляется календарный план (ежедневное планирование обучения игровой деятельности). При планировании обучения игровой деятельности нецелесообразно жестко направлять игру в течение продолжительного времени по определенной теме. Рекомендуется периодическая смена сюжетов игр с последующим возвратом к ним в дальнейшем с включением новых компонентов. В календарный план рекомендуется включать следующие разделы.


Тема.

Задачи.


Методические приемы

Игровой материал

Речевой материал

Учет















В календарном плане конкретизируются задачи и содержание обучения игровой деятельности, используемые методы и методические приемы, игровой и речевой материал. Кроме того, выделяется графа «Учет», заполняемая после проведения конкретного занятия, в которой отмечается проявление детьми интереса к игрушкам, характер действий с ними в процессе занятия, степень овладения детьми игровыми умениями, личностные проявления, взаимодействие детей в процессе игры. На основе содержания данного раздела календарного плана осуществляется коррекция и развитие игровых умений детей в процессе самостоятельной деятельности, а также осуществляется дальнейшее планирование игр-занятий.



Примеры перспективного плана дан в приложении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972. – 143 с.

  2. Венгер А. А. Развитие подражания и предметных действий у детей с нарушением слуха в преддошкольном возрасте // Научная сессия по дефектологии, шестая: Сб. ст. / Под ред. А. И. Дьячкова. – М., 1974. – С. 118 – 126.

  3. Выгодская Г.Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – С. 172 – 205.

  4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. – 174 с.

  5. Выготский Л. С. Проблема возраста. Игра // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1995. – Т.4. – С. 244 – 269.

  6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Псіхалогія – 1995. – Вып.1. – С. 55 – 77.

  7. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1993. – №2. – С. 16 – 26.

  8. Гаспарова Е. М. К вопросу становления сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях: Тез. докладов Всесоюзной научно-практической конференции по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,1982. – С. 58 – 60.

  9. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: ВЛАДОС, 2001.

  10. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965 –№ 10. – С. 72 –79.

  11. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

  12. Игра дошкольника / Под. Ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С. 19 – 31.

  14. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.

  15. Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. М.: Академический проект, 2001. – 160 с.

  16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. М., 2000. – 89 с.

  17. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. – 156 с.

  18. Обухова Т. И. Основы дошкольной сурдопедагогики. Мн., 2001.

  19. Обухова Т. И. , Феклистова С. Н. Формирование игровой деятельности у глухих детей дошкольного возраста на первоначальном этапе обучения
    / Л. С. Выготский и современность: Тез. междунар. конгр., посвященного 100-летию со дня рождения ученого: В 2 т. /БГПУ им. М. Танка; Гл. ред. Я. Л. Коломинский.- Мн, 1996. Т. 2. – С. 184 – 187.

  20. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошк. учреждений / И. В. Житко, О. П. Жихар, З. В. Кощева,
    А. М. Сташенкова. – Минск: Университетское, 2002. – 184 с.

  21. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение ,1966.

  22. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1979.

  23. Феклистова С. Н. Особенности развития игровой деятельности в раннем детстве у детей с нарушениями слуха // Дефектологическое образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы: Материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 29 – 30 мая 2001 г. / В 2 ч. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. Ч. II. – С. 152 – 155.

  24. Феклистова С. Н., Галынцева Е. В. Особенности предметно-игровых действий детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста // Дефектологическое образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы: Материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 29 – 30 мая 2001 г. / В 2 ч. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. Ч. II. – С. 155 – 158.

  25. Феклистова С. Н. Изучение состояния свободной игровой деятельности детей с нарушениями слуха как один из компонентов научно-исследовательской работы студентов в процессе педагогической практики
    // III Международная научно-практическая конференция «Научные, социальные и культурные проблемы студенческой молодежи». XII Республиканский научно-методический семинар «Опыт и проблемы организации научно-исследовательской работы студентов»: Сб.: В 2 ч. – Мн.: БГПУ, 2001. – Ч 2. – С. 136 – 139.

  26. Фяклістава С. М. Асаблівасці гульнявой дзейнасці дзяцей малодшага дашкольнага ўзросту з парушэннямі слыху // Весці Беларускага дзяржаўнага педагагічнага універсітэта імя Максіма Танка. – 2002. - № 2. – С. 47 – 54.

  27. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.



ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный протокол обследования состояния игровой деятельности детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста
Имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________

Состояние слуха_____________________________________________________

Дата обследования____________________________________________________




Параметры наблюдения

Результаты

Проявление интереса к игрушкам, их выбор.

Стойкость (стойкий, нестойкий), избирательность (избирательный, неизбирательный), отсутствие интереса

Содержание игровых действий.




Способы действия с игрушками. Рисунок действия.

Способы: манипулятивный, предметно-отобразительный, сюжетно-отобразительный. Рисунок действия: глобальный, подробный

Средства решения игровых задач

Образные игрушки, полифункциональные предметы (предметы-заместители), жесты, слова

Продолжительность действия с игрушкой.




Наличие сюжета, его структура.




Взаимодействие с другими детьми.

Играет в одиночку, наблюдает за игрой сверстников, включается в игру других детей

Общая длительность игры.




Речевое сопровождение игровых действий.




Эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними.



Заключение о состоянии игровой деятельности ребенка____________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема поэтапного формирования игровой деятельности детей с нарушенным слухом на начальном этапе обучения

Этап работы

Задачи обучения игровой деятельности

Общая стратегия руководства

I. Вызывание и развитие интереса к игрушке



Вызывание и стимулирование интереса к игрушке и игровым действиям

Формирование умения вступать в эмоциональный контакт с игрушкой




Демонстрация образных игру-шек, разнообразных действий с ними, демонстрация сценок Постоянное мотивированное речевое общение с детьми, независимо от их возможности восприятия речи и уровня речевого развития

II. Формирование предметно-отобразительных игровых действий



Формирование умения действовать с игрушками, исходя из их функцио-нального назначения; осуществлять перенос действий на другие игрушки (аналогичные и отличные)

Формирование элементарного пред-метного взаимодействия


Формирование первых представлений о предметах-заместителях




Формирование игровых умений через совместные действия, действия по подражанию (непосредственному и отсро-ченному) и по образцу

Подключение к игре ребенка, вызывание ответной игровой активности. Стимулирование детей к взаимоподражательным действиям

Демонстрация образца исполь-зования полифункционального предмета, побуждение детей к действиям по подражанию


III. Формирование сюжетно-отобразительной игры

Последовательное формирование игровых умений:

- разыгрывать сюжет, включающий одно событие;

- отображать несколько последо-вательных действий;

- отображать цепочку игровых дейст-вий в рамках одного сюжета, вступать в элементарное взаимодействие с куклой как партнером по игре;

- объединение сюжетов в логическую цепь, вступление в кратковременное взаимодействие со сверстником

Формирование условного плана игры через использование предметов-заместителей



Демонстрация образца сюжет-но-отобразительных действий при формировании новых игровых умений.

Постепенное усложнение методических при-емов: действия по подражанию, образцу, словесной инструкции.

Побуждение детей к вступ-лению во взаимоотношения сначала с куклой, затем сверстником.
Демонстрация образца исполь-зования предмета-заместителя, называние игровым именем. Побуждение детей к исполь-зованию образно неоформ-ленного игрового материала и называнию его игровым именем



страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10

Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.