Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.

 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 | страница 10

Третий этап

Формирование сюжетно-отобразительной игры


Уже на этапе предметно-отобразительной игры наряду с обыгрыванием новых игрушек начинается работа по формированию элементов сюжетно-отобразительной игры, в основе которой лежит объединение нескольких игрушек в определенной логической связи для совершения игровых действий. Сюжетно-отобразительная игра еще является предметной по своему содержанию, однако в ее основе лежит сюжет, который должен быть связан с жизненными впечатлениями ребенка. Поэтому для эффективного формирования игровой деятельности на данном этапе необходимо обогащать представления детей о функциональных назначениях и способах использования новых предметов, о явлениях и событиях окружающей жизни. Такая работа проводится на занятиях по ознакомлению с окружающим. В процессе сюжетно-отобразительной игры расширяются представления детей об использовании игрового предмета с учетом его функционального назначения.

Предварительно дети должны практически усвоить назначение мебели и других предметов быта, посуды, одежды, продуктов питания. Поэтому необходимо привлекать их внимание к разным предметам и объектам, обеспечивать условия для активных действий, с помощью которых происходит накопление у детей представлений о свойствах и качествах предметов.

Активно действуя с предметами, дети узнают, что многие из них можно брать, переносить и т. д. Они начинают понимать, что с некоторыми предметами необходимо обращаться осторожно, аккуратно: например, чашку не надо ронять. Для осуществления такой игры, как, например, «Кормление куклы», ребенок должен знать назначение соответствующих реальных предметов быта: стола, стула, тарелки, ложки, чашки; уметь использовать предметы-орудия. Кроме того, ребенку необходимо хорошо ориентироваться в основных чертах человека, т. к. в кукле заложен его образ. Внимание детей необходимо обращать на взаимосвязь действий: перед едой дети моют руки, перед сном – раздеваются и т. д.

Рекомендуются индивидуальные организованные наблюдения за элементарными действиями взрослых и других детей в быту: взрослый кормит или умывает другого ребенка; няня моет посуду, застилает кровать, вытирает стол. Следует привлекать детей к посильному участию в труде взрослых (поставить салфетки на стол, убрать за собой тарелку, поправить подушку и т. д.), а также формировать действия по самообслуживанию. Это обогатит представления детей об окружающем и позволит им более осмысленно совершать игровые действия как в условиях обучения, так и в процессе самостоятельной игры. Необходимо также побуждать детей к самостоятельному наблюдению за окружающим.

Основной задачей работы является формирование игровых умений детей, позволяющих осуществлять самостоятельную игровую деятельность. Поэтому воспитателю нужно организовать соответствующую игровую среду, разместив в групповой комнате игрушки, которые использовались в процессе занятий. Необходимо отметить, что развернуть какой-либо сюжет должны иметь возможность несколько детей. Например, после занятия на тему «Кормление и поение куклы», воспитателю следует разместить в игровом уголке несколько стульев, столиков, разных кукол, несколько наборов игрушечной посуды. Периодически требуется изменять и обновлять игровую среду в групповой: некоторые игрушки убрать, часть игрушек заменить аналогичными, разместить новые.

Содержание и методика работы по формированию сюжетно-отобразительной игры предусматривает определенную систему усложнения, направленную на последовательную реализацию тех или иных задач и актуализацию уже сформированных игровых умений и навыков. В этой работе можно выделить четыре периода:

I – разыгрывание сюжетов, включающих одно событие.

II – отображение сюжетов, состоящих из нескольких последовательных действий.

III – отображение цепочки игровых действий в рамках одного сюжета, вступление в элементарное взаимодействие.

IV – объединение сюжетов в логическую цепь.



I период направлен на формирование элементарных игровых умений по разыгрыванию простого сюжета, где вступают во взаимодействие две игрушки, связь которых функционально и логически обусловлена. Это одноактные «куплетные» игры, в которых игровые действия многократно повторяются (процессуальный характер игры). В процессе разыгрывания таких сюжетов решаются не только игровые задачи, но и ряд других: вызывание и поддержание интереса, формирование эмоционального отношения к игрушкам и действиям с ними, развитие различных сторон познавательной деятельности, воспитание положительных личностных качеств.

Сюжеты игр носят бытовой характер и хорошо знакомы детям по социальному опыту. Основными методами обучения являются наглядный и практический. Игровые действия формируются с использованием постепенно усложняющихся методических приемов: совместных действий (при необходимости), сопряженных с постепенным переходом к действиям по подражанию, образцу и по словесной инструкции. Изменяются также организационные формы работы с учетом овладения детьми необходимыми игровыми умениями.

Перед знакомством с новым сюжетом должно быть организовано наблюдение за отображаемыми процессами непосредственно в структуре жизнедеятельности детей и при ознакомлении с окружающим. При обучении воспроизведению нового сюжета целесообразно использовать минимальное количество игрушек, на которых демонстрируются игровые действия. Это позволяет организовать внимание детей, развивать его концентрацию. Кроме того, при демонстрации игрового образца каждый ребенок должен быть активным участником событий, которые разыгрывает взрослый. Например, в игре «Накорми куклу» используются две куклы, две ложки и две тарелки. Педагог действует с одной куклой, ребенок – со второй, а все дети наблюдают и затем поочередно кормят куклу. Такой подход позволяет проконтролировать более детально игровые действия каждого ребенка, помочь исправить неточности, воспитывая у ребенка, таким образом, аккуратность и не допуская небрежности. На последующих занятиях, задачей которых будет уже не овладение детьми игровыми действиями, а совершенствование игровых действий, каждый ребенок кормит свою куклу.

Приведем пример такой последовательности работы.



Тема: «Накорми куклу»

Задачи:

– стимулировать интерес детей к действиям с куклой;

– формировать умение осуществлять полный рисунок действия с сюжетными игрушками, используя предмет-орудие (ложку);

– побуждать детей вступать в контакт с куклой;

– стимулировать вокализации;

– развивать умение следить за действиями воспитателя и друг друга;

– развивать концентрацию и переключение внимания.

Оборудование: два набора игрушек: кукольные стол, стул, тарелка, ложка, кукла.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по образцу, по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, привет, Ляля, стол, стул.

Содержание. Воспитатель усаживает детей на стульчики вокруг стола. На столе – ширма, за которой стоят кукольные стул и стол, на столе – тарелка и ложка. Воспитатель указывает на ширму и удивленно спрашивает у детей: «Тут. Что? Я не знаю! Давайте вместе посмотрим!» Отодвигает ширму: «Ай-ай!» «Что это?» «Стол» (соотносится с табличкой). «Что это?» «Стул» (соотносится с табличкой). Воспитатель делает вид, что кто-то стучит в дверь. Выглядывает, возвращается с куклой: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости!» «Ляля, привет!» Кукла подходит к каждому ребенку и здоровается: «Привет». Воспитатель говорит: «Ляля хочет кушать. Будем кормить Лялю» и садит ее за стол. Воспитатель указывает на тарелку: «Тут каша». Затем взрослый говорит: «Посмотрите, я буду кормить Лялю» «Ляля, ешь». Воспитатель кормит куклу, производя детализированный рисунок действия (зачерпывает ложкой кашу, подносит ко рту куклы, наклоняет ложку). В конце игры воспитатель говорит: «Ляля говорит: Спасибо».

Затем на стол выставляется еще один набор игрушек (все игрушки из двух наборов одинаковые). К столу приглашается кто-то из детей, ему дается инструкция: «Накорми куклу». Ребенок выполняет действия, остальные дети наблюдают. При необходимости используется помощь: действия сопряженные или совместные (в зависимости от уровня сформированности игровых умений детей). Таким образом кормление куклы должны провести все дети.



Тема: «Накорми куклу»

Задачи:

– поддерживать интерес детей к действиям с куклой;

– развивать умение осуществлять действия кормления куклы;

– развивать умение действовать по словесной инструкции;

– формировать умение соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия;

– уточнять активный словарь;

– формировать навыки взаимопомощи.

Оборудование: игровые наборы по количеству детей: кукла, стол, стул, тарелка, большая и маленькая ложки.

Метод: практический.

Методические приемы: действия по словесной инструкции, действия по образцу.

Словарь: Будем играть, привет, кукла (Ляля), тарелка, ложка.

Содержание. На столиках детей расположены наборы игрушек. В начале занятия воспитатель уточняет знание детьми названий предметов: стол, стул, ложка, тарелка. В гости к детям на машине приезжают куклы, здороваются с ними: «Привет». Воспитатель раздает кукол и сообщает детям, что они хотят кушать. Под руководством воспитателя дети сажают кукол за стол. Затем воспитатель дает детям инструкцию: «Возьми ложку», и наблюдает за тем, какой по размеру столовый прибор возьмет ребенок (используются таблички «верно» и «неверно»).

Предъявляется инструкция: «Покорми куклу». При возникновении у кого-либо из детей затруднений воспитатель обращается к рядом сидящему сверстнику: «Помоги», «Покорми куклу». Таким образом, образец действия дает ребенку сверстник. Взрослый обращает внимание на характер действий детей (глобальный или полный), побуждая их к воспроизведению детализированного рисунка действия.

В конце игры куклы говорят детям: «Спасибо» – и уезжают на машине.

Как было отмечено ранее, происходит усложнение используемых методических приемов: от действий по подражанию к действиям по словесной инструкции. Постепенно необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок самостоятельно осуществлял подбор игрушек для разыгрывания определенного сюжета. Понимание данной необходимости следует формировать у ребенка постоянно, развивая, таким образом, практическое мышление (зачем ложка, зачем тарелка и т. д.). В процессе работы решаются задачи развития восприятия (выбор ложек соответствующего цвета и величины, тарелок, кукол и т. д.), воспитательные задачи (заботливое отношение к кукле, уборка игрового материала, культура поведения и т. д.).



Тема: «Накорми куклу»

Задачи:

– совершенствовать игровые действия, направленные на кормление куклы;

– развивать умение использовать предметы-орудия;

– формировать умение определять необходимый игровой материал для кормления куклы;

– стимулировать речевые проявления детей;

– уточнять и обогащать словарный запас;

– воспитывать бережное отношение к кукле.

Оборудование: игровой материал по количеству детей: кукла, кукольные стул и стол, тарелка, ложка.

Метод: практический.

Методические приемы: действия по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, кукла, Ляля, привет.

Содержание. На столе у воспитателя стоят кукольные стол и стул, около стола стоит кукла. Посуда на столе отсутствует, однако в стороне лежит набор игрушек: таз, полотенце, ложка, тарелка, кукольная одежда и др. Дети здороваются с куклой: «Привет». Воспитатель говорит: «Кукла хочет кушать. Будем кормить куклу». Кукла садится за стол. Воспитатель обращается к одному из детей: «Вова, накорми куклу». Таким образом, перед ребенком возникает проблемная ситуация: нет необходимой посуды. Воспитатель обращает внимание детей на набор игрушек, расположенный на соседнем столе, и предлагает детям выбрать необходимый игровой материал. Ребенок ставит посуду перед куклой, ему дается повторная инструкция: «Покорми куклу». Остальные дети наблюдают за действиями сверстника.

Затем дети садятся за свои столы, им раздаются наборы игрушек (не включающие посуду) и предлагается покормить куклу. Каждый ребенок должен решить игровую проблемную задачу: выбрать посуду для кормления куклы из разнообразного игрового материала. При необходимости детям оказывается индивидуальная помощь.



Тема: «Умой куклу»

Задачи:

– развивать умение детей производить игровые действия, связанные с умыванием куклы;

– формировать умение осуществлять подбор необходимых игрушек, отсутствующих в игровом наборе;

– актуализировать словарь по теме занятия;

– активизировать речевую деятельность;

– воспитывать бережное отношение к кукле;

– формировать умение действовать аккуратно, сосредоточено.

Оборудование: таз, мыло, полотенце, кукла.

Методы: практический, наглядный.

Методические приемы: действия по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, кукла, таз, полотенце, мыло, вымой, руки, лицо, вытри.

Содержание. На столах у детей размещены наборы игрушек: кукла, мыло, полотенце (таз отсутствует). Воспитатель актуализирует знания детей о принадлежностях для умывания куклы, последовательно предъявляя предметы и размещая их на своем столе: таз, мыло, полотенце. Затем детям предъявляется инструкция: «Вымой куклу». Таким образом, перед детьми возникает проблемная ситуация: отсутствует необходимый для умывания таз.

Если никто из детей самостоятельно не пытается осуществить поиск необходимой игрушки, воспитатель обращает внимание детей на расположенные недалеко различные игрушки, включающие и таз. Детям предлагается выбрать необходимую игрушку, словесно обозначить ее : («таз») и умыть куклу. При необходимости воспитатель оказывает помощь.

На данном этапе продолжается работа по формированию умения детей использовать в игре предметы-заместители. Необходимо отметить, что замещаются не только основные игрушки (например, кукла), но и вспомогательный игровой материал. Работа ведется в той же последовательности, что и на этапе обучения предметно-отобразительной игре: сначала образец действия с полифункциональным предметом дает воспитатель, называет предмет-заместитель игровым именем, побуждая к этому и детей; затем возможность действовать с условным предметом предоставляется детям. В процессе такой работы внимание детей акцентируется на назывании замещающего предмета игровым именем.

Игровое действие считается усвоенным, если ребенок может его перенести на другие объекты, функционально пригодные для этого. Поэтому необходимо формировать умение детей осуществлять перенос действий на другие игрушки, эмоционально подчеркивая главное – смысл действия. При этом дети должны видеть различия в способах кормления куклы, матрешки, животных, что способствует и развитию воссоздающего воображения.



Тема: «Накорми куклу»

Задачи:

– совершенствовать игровые действия, связанные с кормлением куклы;

– закрепить навыки правильного пользования столовыми приборами;

– формировать умение осуществлять перенос игрового действия на другие игрушки (животных);

– развивать умение действовать по словесной инструкции;

– актуализировать словарь по теме занятия;

– воспитывать аккуратность при выполнении игровых действий.

Оборудование: куклы, стол, стул, тарелка, ложка, чашка, игрушки-животные по числу детей.

Метод: практический.

Методический прием: действия по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, кукла, накорми, названия игрушек-животных.

Содержание. В начале занятия воспитатель актуализирует знание названий предметов для кормления куклы, сообщает детям, что они будут играть, будут кормить куклу. Детям раздаются игрушки и предлагается накормить куклу. После этого проводится физкультминутка или небольшой перерыв. Затем дети вновь организовываются на занятие, к ним в гости на машине приезжают разные животные. Воспитатель выражает радость, побуждая детей к эмоциональным проявлениям: «Ай-ай! Кто это?» Демонстрирует игрушки, называет их и раздает детям. Каждому ребенку дается индивидуальная инструкция: «Покорми… (мишку, зайку, собаку)». Если кто-то из детей не осуществляет перенос игрового действия по словесной инструкции, ему оказывается необходимая помощь.

По такой схеме целесообразно формировать и другие действия, связанные с поением куклы, умыванием, вытиранием, одеванием и раздеванием, отрабатывая последовательно все операции: мытье кукле рук, умывание лица, раздевание-одевание и т.д.

Приведем некоторые примеры.

Тема: «Напои куклу»

Задачи:

– поддерживать интерес к действиям с куклой;

– формировать умение осуществлять новые игровые действия (поение);

– формировать умение осуществлять игровые действия с воображаемыми предметами;

– развивать операционально-техническую сторону игры;

– стимулировать речь детей;

– развивать произвольное внимание.

Оборудование: игрушки по числу детей + набор для воспитателя: куклы, столы, стулья, чашка.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: действия по образцу, по словесной инструкции.

Словарь: Будем играть, привет, Ляля, стол, стул, напои.

Содержание. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят кукольные стол и стул, на столе – чашка. Воспитатель указывает на каждый предмет и задает детям вопрос: «Что это?»

В гости к детям приходит кукла, здоровается: «Привет!». Воспитатель сообщает детям, что кукла хочет пить, надо напоить Лялю. Затем сажает куклу за стол, указывает на чашку и говорит: «Тут сок» и обращается к кукле: «Ляля (кукла), пей». Берет со стола чашку, поит куклу, демонстрируя полный рисунок действия (подносит чашку ко рту, наклоняет). Обращается к детям: «Кукла пьет сок». Кукла говорит: «Спасибо».

После демонстрации образца нового игрового действия к столу приглашается один ребенок, ему предлагается напоить куклу. Остальные наблюдают за его действиями. Возможность напоить куклу предоставляется каждому ребенку.

В конце занятия необходимо раздать детям игрушки для самостоятельной игры.




страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 | страница 10

Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.