Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.

 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 9 | страница 10

Второй этап

Формирование предметно-отобразительных игровых действий


Обучение игровой деятельности на данном этапе направлено на формирование у детей следующих игровых умений:

– использовать игрушки в соответствии с функциональным назначением;

– осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую;

– использовать адекватные предметы в качестве заместителей других;

– формировать элементарное предметное взаимодействие детей.

Ребенок действует с игрушкой непосредственно, а не опосредствованно.



Задачи обучения:

  • поддерживать у детей интерес к игрушке, желание действовать с ней;

  • формировать умение производить игровые действия с игрушками, исходя из их функционального назначения;

  • стимулировать и поддерживать речевую активность детей в процессе действия с игрушками;

  • уточнять знакомые игровые действия;

  • формировать умение осуществлять перенос игровых действий с одной игрушки на другие;

  • формировать элементарное предметное взаимодействие детей;

  • развивать умение звукоподражания животным, гулению, плачу куклы, подражания звукам, характерным для различных движущихся предметов;

  • развивать операционально-техническую сторону игры: действовать двумя руками (удерживать, поворачивать игрушки и т. д.);

  • развивать зрительно-двигательную координацию, формировать умение следить взглядом за движением руки с игрушкой;

  • развивать моторную ловкость.

Основной формой организации обучения являются специально организованные игры-занятия, которые могут проводиться с различными по численности группами детей или индивидуально. Кроме того, воспитатель должен развивать игровые умения в совместной игре с детьми в процессе организации их свободной игровой деятельности. При этом задача воспитателя состоит в совершенствовании способов игрового употребления предметов детьми.

При обучении игровым действиям используются разные методические приемы, выбор которых обусловлен выявленным состоянием игровой деятельности детей (совместные, сопряженные действия, действия по подражанию, по образцу).

Планируя предметно-отобразительную игру, воспитателю необходимо четко формулировать тему, определять всю совокупность реализуемых задач, оборудование, а также методы, методические приемы и словарь. Приведем пример такого планирования.

Тема: «Обыгрывание машины»


Задачи: учить возить машину за тесьму по прямой дорожке и по кругу, формировать представление о роли вспомогательных средств; развивать пространственные отношения; развивать концентрацию внимания; развивать речь; воспитывать бережное отношение к игрушке; воспитывать организованность.

Оборудование: разноцветные ленточки, кубики для выкладывания дорожки и круга.

Методы: наглядный и практический.

Методический прием: действия по подражанию.

Словарь: Дай, на, вот, тут, там, так, авто.

Работу на данном этапе следует начинать с формирования умения детей обыгрывать игрушку. При этом предусматривается определенная система усложнения работы, направленная на формирование все более сложных игровых умений, смену методических приемов обучения. Многие дети овладевают технологией действия с игрушкой только через совместные действия. Например, приводить в звучащее состояние погремушку, во вращательное движение юлу, прокатывать мяч путем толкания и т. д. Важно, чтобы дети производили затем эти действия сопряженно и по подражанию с аналогичными игрушками, отличающимися величиной, цветом и т. д. Кроме игровых задач, необходимо решать задачи по развитию внимания, восприятия: дети выбирают по предъявленному образцу погремушку определенного цвета (величины, формы) и т. д. Приведем примеры серий занятий по обыгрыванию мячей. (Необходимо отметить, что количество занятий по формированию тех или иных игровых умений определяется состоянием игровой деятельности детей.)



Занятие 1. Тема: «Обыгрывание мяча (красного)»

Задачи:

– актуализировать представления о способах действия с мячом;

– стимулировать интерес к игрушке;

– формировать умение ребенка осуществлять действия с мячом: прокатывание по различным дорожкам (узким, широким, длинным, коротким), прокатывание через ворота, скатывание;

– развивать эмоциональное отношение к игрушке и действиям с ней;

– вызывать вокализации.



Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, совместные действия, действия по подражанию.

Словарь: Дай, на, вот, тут, мяч, кати.

Содержание. Воспитатель вынимает из коробки два одинаковых мяча, демонстрируя свое эмоциональное отношение к игрушкам: радость, удивление: «Ой! Какой мяч!». Одну игрушку дает ребенку. Затем прокатывает мяч по заранее приготовленным дорожкам: «Я качу мяч», побуждая ребенка к воспроизведению действий: «Кати мяч».

При возникновении затруднений используются совместные действия, затем ребенок вновь побуждается к действиям по подражанию. Аналогично производятся другие действия с игрушкой: прокатывание через ворота, скатывание с горки. В конце занятия ребенку предлагается самостоятельно действовать с мячом.

На следующем занятии аналогично обыгрываются мячи, имеющие другие свойства (размер, цвет).

Занятие 2. Тема: «Обыгрывание мяча (синего)»

Задачи:

– закреплять представления о способах действия с мячом;

– стимулировать интерес ребенка к действиям с мячом;

– развивать умение действовать по образцу;

– стимулировать вокализации;

– развивать эмоциональное отношение к действиям с игрушкой.



Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по образцу.

Словарь: Дай, на, вот, тут, мяч, кати.

Содержание. Воспитатель достает из коробки мяч, выражая радость. Производит с мячом уже известные ребенку действия (прокатывание, скатывание), затем предлагает этот же мяч ребенку для воспроизведения образца: «Кати мяч».

В конце занятия мяч также предлагается ребенку для самостоятельной игры.


Занятие 3. Тема: «Обыгрывание мячей»


Задачи:

– поддерживать интерес ребенка к действиям с мячом;

– формировать умение осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, аналогичную;

– развивать умение действовать по образцу;

– формировать умение обобщать действия;

– развивать переключение внимания;

– стимулировать вокализации.

Методы: практический, наглядный.

Методические приемы: показ, действия по образцу.

Словарь: Мяч, кати, тут, вот.

Содержание. Воспитатель заранее размещает в игровом пространстве мячи, различные по цвету, величине. Побуждает ребенка к действию с ними: «Кати мяч» и т. д. Если ребенок не начинает действовать самостоятельно, воспитатель демонстрирует образец действия, побуждая затем ребенка к его воспроизведению по образцу с другими мячами (а не с тем, который использовал взрослый).

В конце занятия мячи предлагаются ребенку для самостоятельной игры.

Аналогично проводятся занятия с шарами.

Обыгрывание различных машин и колясок предусматривает два способа действия. Первый – толкание машины, коляски, второй – вождение машины за веревочку, коляски – за ручку. В этом процессе важно акцентировать внимание детей на роли тесемки, ручки как вспомогательных средств, способствующих более удобному перемещению машин, колясок. Поэтому кроме игровой задачи, необходимо реализовывать задачу по развитию практического мышления.



Тема: «Машина»

Задачи:

– актуализировать представления детей о способах действия с машиной;

– научить детей пользоваться палочкой как вспомогательным орудием;

– научить детей прокатывать машинку в разных направлениях, используя в качестве вспомогательного средства тесемку;

– формировать умение водить машину в разных игровых условиях;

– формировать целенаправленность игровых действий;

– стимулировать вокализации;

– предупреждать конфликтные ситуации;

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушечные деревья, домики, машины.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: действия по подражанию.

Словарь: Ай-ай, би-би, тут, дай, на, кати.

Содержание. Воспитатель заранее готовит условия для проведения игры: конструирует на полу игровое пространство (расставляет домики и деревья). Затем рассаживает детей на стульчики вокруг себя и показывает им трубку, внутри которой что-то находится. Дает детям возможность заглянуть внутрь: «Ай-ай! Что там?». Воспитатель берет палочку и выталкивает из трубки предмет – машинку. Изображает радость, стимулирует детей к эмоциональным проявлениям: «Ай-ай! Что это? Машина. Тут би-би». Дети стимулируются к сопряженному проговариванию: «Тут би-би». Воспитатель везет машинку за тесемку сначала по небольшому кругу, затем между домами, деревьями: «Вот би-би едет», «Вот так. Ай-ай! Би-би едет!»

Затем воспитатель предъявляет детям накрытый поднос: «А тут что?» «Я не знаю! Давайте посмотрим!» Снимает салфетку, на подносе такие же трубочки. Предлагает детям попросить: «Дай». Раздает малышам трубочки и палочки: «На». Необходимо, чтобы трубочки и размещенные в них игрушки были красочными, привлекали внимание детей, вызывали желание достать игрушку. Детям предлагается вытолкнуть машину из трубки и предъявляется инструкция: «Кати». Дети возят машины. Воспитатель следит за правильностью отображаемых действий, предупреждает конфликтные ситуации.



Тема: «Машина»

Задачи:

– актуализировать представления детей о способах действия с машиной;

– формировать умение использовать орудие с приспособлением, учитывая особенности предмета-цели;

– формировать умение играть рядом;

– стимулировать эмоциональные проявления детей и вокализации;

– развивать мышление.



Оборудование: машины по числу детей, гаражи по числу машин, деревья, дома.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: действия по подражанию.

Словарь: Там, тут, би-би,

Содержание. Воспитатель показывает детям машину, стоящую в гараже: «Что это?» «Машина. Би-би». Дети стимулируются к сопряженному проговариванию: «Би-би». Воспитатель берет тесемочку, привязанную к машине. и аккуратно вывозит машину из гаража: «Вот. Машина едет. Би-би едет». Возит машину по заранее приготовленному игровому пространству.

Затем подводит детей к месту, где спрятаны приготовленные для них машины. Показывает их детям: «Ай-ай! Много машин! Много би-би». «Возьми би-би, Лена» и т. д. Малышам предъявляется инструкция: «Кати». Дети по подражанию катают машинки в игровом пространстве, держа их за тесемку. Воспитатель побуждает их к аккуратным игровым действиям, следит за тем, чтобы машины не переворачивались. При необходимости используются совместные действия, направленные на формирование необходимого мышечного усилия у ребенка. В процессе игры воспитатель побуждает эмоциональные и голосовые проявления детей. В конце занятия детям предоставляется возможность самостоятельно действовать с игрушками.

Важным условием при обыгрывании транспортных игрушек является включение новых видов (трамвайчик, поезд и т. д.) и перемещение их в разных пространственных отношениях: по дорожке, по кругу, с поворотом. Одна из реализуемых задач –развитие пространственных отношений. Для развития восприятия необходимо создавать новые ситуации – прокатывание транспортных игрушек через ворота разной высоты, ширины и цвета; по дорожке разной ширины. Дети выбирают игрушки соответственно выделенному признаку.

В обыгрывание включаются разнообразные сюжетные игрушки, среди которых кукла занимает одно из ведущих мест. Дети по подражанию производят такие действия, как кукла идет, бежит, сидит, стоит и поднимает руки, вытягивает вперед и т. д. Как компонент обобщения этих действий – перенос игровых действий на другие куклы, разные по величине, одежде и т. д. Ребенок выбирает куклу для игры по тем или иным указанным признакам. Например, предъявляется красная лента, и ребенок выбирает куклу с красным бантом или в красном платье. Приведем несколько примеров занятий с куклой.




страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 9 | страница 10

Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.