Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.

 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 ... страница 9 | страница 10

Тема: «Укачивание куклы»


Задачи:

– развивать и поддерживать интерес к действиям с куклой;

– формировать заботливое отношение к кукле;

– формировать умение укачивать куклу по подражанию;

– воспитывать бережное отношение к кукле;

– развивать осмысленное восприятие.



Оборудование: две небольшие одинаковые куклы.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по подражанию.

Словарь: Ай-ай, ляля, а-а-а.

Содержание. Воспитатель показывает ребенку куклу и спрашивает: «Кто?» «Ляля». Затем говорит: «Ляля пришла в гости». Кукла здоровается за руку с ребенком: «Привет». Ребенок берет куклу. Воспитатель показывает ребенку еще одну куклу (такую же), кукла здоровается с ребенком. Воспитатель гладит куклу по голове, побуждая ребенка к действию по подражанию. Затем говорит: «Ляля хочет спать», «Ляля бай-бай», укладывает куклу и укачивает ее на руках: «А-а-а». Ребенок побуждается к действиям по подражанию.

Тема: «Кукла ходит, бегает и прыгает»


Задачи:

– стимулировать интерес к действиям с куклой;

– формирование умение осуществлять действия с куклой по подражанию: кукла ходит, бегает, прыгает;

– развивать переключение внимания.



Оборудование: две одинаковые куклы.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по подражанию.

Словарь: Ляля, топ-топ, оп-оп.

Содержание. Воспитатель показывает ребенку куклу и говорит: «Ляля пришла в гости». Кукла здоровается за руку с ребенком: «Привет». Ребенок берет куклу. Воспитатель берет вторую такую же куклу, гладит ее по голове, побуждая ребенка к действию по подражанию. Затем взрослый показывает, как кукла ходит, сопровождая свои действия словами: «Ляля идет – топ-топ». Как кукла прыгает: «Ляля прыгает – оп-оп» и т. д. Ребенок воспроизводит действия с игрушкой по подражанию.

В конце занятия кукла предлагается ребенку для самостоятельных действий.


Тема: «Кукла поет и пляшет»


Задачи:

– развивать интерес к действиям с куклой;

– развивать умение передавать ласковое отношение к кукле;

– формировать умение осуществлять действия с куклой по образцу;

– стимулировать речевую активность детей.

Оборудование: две куклы.

Методы: наглядный, практический.

Методический прием: действия по образцу.

Словарь: Ляля, привет, ля-ля-ля.

Содержание. Перед началом занятия воспитатель ставит куклу в игровой уголок. Усаживает детей напротив и спрашивает: «Кто это?» «Ляля». Берет куклу, она здоровается с детьми: «Привет!». Воспитатель ставит куклу и начинает петь: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля», раскачивая куклу вправо и влево в такт мелодии. Предлагает куклу ребенку, который воспроизводит действия с игрушкой по образцу.

Затем воспитатель вновь берет куклу за ручки, поет: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля», кукла в такт мелодии топает ножкам по столу, при этом энергично делает взмахи руками. После этого ребенку снова предлагается воспроизвести действия по образцу.

В конце занятия кукла предлагается ребенку для самостоятельных действий.

Как известно, объекты животного мира всегда вызывают у детей повышенный интерес и желание подражать тем или иным проявлениям этих животных. Поэтому целесообразно, прежде чем перейти к обыгрыванию игрушек-животных и игрушек-птиц, организовать наблюдение детей за этими животными объектами или в естественных условиях, просмотр диафильмов и мультфильмов. Во время наблюдения необходимо стимулировать детей к имитационным действиям и звукоподражаниям. В связи с этим ознакомление с окружающим необходимо рассматривать не только как одно из необходимых условий полноценного формирования речи, но и как важное условие обогащения социального опыта для переноса впечатлений в игровую ситуацию.

Объектом обыгрывания, как правило, являются разные мишки, собачки, котики, зайки, белочки, птички и т. д. Дети сопряженно и по подражанию производят различные действия с игрушками, актуализируя при этом представления детей, которые сложились во время наблюдений. Примерные игровые действия: мишка топает, идет, покачиваясь, сидит, бежит, спит, сосет лапу, рычит и т. д.; птичка летит, прыгает, клюет, идет, стоит, сидит, пьет водичку и т.д.

Тема: «Как бегает и прыгает собачка»


Задачи:

– поддерживать и развивать интерес ребенка к действиям с собачкой;

– развивать умение воспроизводить бег, прыжки собачки;

– стимулировать ребенка к звукоподражанию;

– развивать умение соотносить объекты по цветовому признаку;

– развивать переключение внимания..



Оборудование: собачки с бантами на шее, ленточки разного цвета.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по образцу.

Словарь: Собака, ав-ав, бежит, прыгает.

Содержание. Используя прием сюрпризности, воспитатель показывает голову собачки и вновь прячет ее. Со словами: «Кто это?» показывает игрушку снова и говорит: «Это собака. Ав-ав!» Ставит собачку с красным бантом на стол. Затем аналогично предъявляет ребенку собачку с бантом другого цвета (синего). Ребенку предъявляется лента определенного цвета и предлагается выбрать себе игрушку, руководствуясь цветом ленты. Затем воспитатель воспроизводит уже знакомые действия (бег) и новые (прыжки), подражая звукам животного: «Ав-ав!» После этого собачка предлагается ребенку. Действия воспроизводятся по подражанию.

Тема: «Прилетела птичка»


Задачи:

– стимулировать интерес ребенка к образным игрушкам;

– формировать умение воспроизводить действия с птичкой по подражанию;

– вызывать звукоподражания;

– развивать целостность восприятия.

Оборудование: игрушки-птички.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по подражанию

Словарь: Ай-ай! Пи-пи.

Содержание. Используя прием сюрпризности, воспитатель выглядывает в окно, изображая удивление, затем незаметно достает птичку, птичка летит по направлению к ребятам и садится на стол. Воспитатель говорит: «Ай-ай, какая птичка! Пи-пи-пи!» Затем прилетает вторая такая же птичка. Ребенку предлагается взять ее в руки. Воспитатель вновь показывает полет птички, побуждая ребенка к действиям по подражанию и звукоподражанию. Затем воспитатель показывает, как птичка клюет зерна и вновь летит. Ребенок подражает. Со словами «Улетела птичка!» взрослый прячет ее, а ребенку предлагает действовать с игрушкой самостоятельно.

Одновременно дети овладевают несколькими действиями. Затем необходимо объединять большее количество действий, формируя, таким образом, способность детей переключаться с одного действия на другое. Например, гулять с куклой, укачивать куклу, затем танцевать с куклой; зайка сидит, потом бежит, потом скачет и опять сидит.



Тема: «Мишка»

Задачи:

– формировать умение действовать с игрушкой-медведем, актуализируя знания детей о повадках медведя;

– развивать моторную ловкость;

– развивать концентрацию внимания;

– стимулировать звукоподражания.

Оборудование: елочки, мишка.

Методы: наглядный, практический.

Методические приемы: показ, действия по отсроченному подражанию.

Словарь: Мишка, топ-топ.

Содержание. На столе – лес из картонных фигурок деревьев. Воспитатель с радостью его рассматривает. Говорит детям: «Что это?» «Лес, деревья». «Вот, вот». Затем появляется мишка. Воспитатель удивленно: «Ой! Кто это?» «Мишка». Воспитатель изображает повадки мишки, сопровождая речью. «Мишка ходит топ-топ», «Мишка рычит: р-р-р» и т. д.
После воспроизведения всех действий с мишкой игра на некоторое время прекращается и затем возобновляется вновь, однако действовать с игрушкой воспитатель предлагает ребенку. В случае необходимости используются сопряженные действия.

В процессе действия с игрушками дети знакомятся с названиями игрушек, действий сначала через лепетное говорение, звукоподражание, а затем и полное название (приближенное проговаривание, усеченное, точное) на основе сопряженного проговаривания. Необходимо постоянно акцентировать внимание детей на связь между предметом, действием и словом. Детей постепенно надо подводить от номинативного обозначения на нулевой степени обобщения к первой степени обобщения, от названия одного конкретного предмета и действия к названию группы однородных предметов и названию действия, совершаемого с разными предметами.

Предусматривается последовательное введение методических приемов, направленных на формирование игровых действий: от действий совместных, сопряженных к действиям по отсроченному подражанию и по словесной инструкции. Для выявления сформированности обобщенных представлений о группах игрушек, с которыми можно совершать определенные игровые действия, необходимо создать определенные ситуации. Например, детям называется или показывается какое-то действие, а ребенок (или группа детей) выбирает те игрушки, с которыми это действие можно воспроизвести.

В качестве примера приведем фрагмент игры.



Тема: «Игрушки»

Задачи:

– актуализировать представления детей о способах действия с той или иной игрушкой в соответствии с ее функциональным назначением;

– формировать умение действовать по словесной инструкции;

– развивать игровые умения детей;

– стимулировать вокализации;

– развивать переключение внимания.



Оборудование: разные сюжетные игрушки, знакомые малышам: машины, куклы, матрешки, зайки, собачки, кошки, птички, юла, мячи и т. д.

Метод: практический.

Методические приемы: действия по словесной инструкции, действия по образцу (при необходимости).

Словарь: Вот, иди, прыгай, лети, топай, кати, вези.

Содержание. Воспитатель перед ребенком расставляет игрушки и указательным жестом показывает: «Вот, вот, вот». Перед детьми много разных игрушек: машины, куклы, матрешки, зайки, мишки, собачки, юла, мячи, котята, птички, самолеты и т. д. Взрослый говорит (или показывает): «Иди!» – и предлагает поочередно детям выбрать те игрушки, которые функционально соответствуют выполнению данного действия.

Необходимо периодически осуществлять контроль сформированности игровых умений детей на основе наблюдения за свободной игровой деятельностью. Для этого детям необходимо предоставлять возможность выбирать игрушки по желанию и действовать с ними индивидуально и самостоятельно. Таким образом можно выявить, в какой мере сформирован у ребенка уровень одиночной игры. Необходимо подвергнуть анализу проявление интереса ребенка к игрушкам, его устойчивость, целенаправленность игровых действий, их разнообразие, степень включения речевых вокализаций. Проверку сформированности уровня одиночной игры следует организовывать периодически по мере включения нового игрового материала. Такой подход позволяет своевременно выявить те или иные особенности в развитии ребенка, возникшие трудности и правильно определить индивидуальную программу работы.

Таким образом, содержание работы на втором этапе формирует у детей более целенаправленную ориентировку по отношению к игровому материалу, которая основывается на овладении ребенком способами действия с игрушкой, способностью переноса действия как на другую аналогичную игрушку (разные куклы, машины и т. д.), так и на новую игрушку, но функционально пригодную (куклы-матрешки, птицы-самолеты, машины – поезда, трамваи). Дети овладевают технологией переключения с одного игрового действия на другое, демонстрируя с одной и той же игрушкой несколько последовательных действий. Важным педагогическим условием второго этапа является расширение перечня игрушек, функциональным назначением которых ребенок должен овладеть через предметно-отобразительную деятельность.

Для формирования обобщенных игровых действий особую ценность представляют предметы-заместители. Поэтому уже на данном этапе целесообразно вводить в игру детей образно неоформленный материал (палочки, кубики и т. д.), который будет использоваться как заместитель уже ранее известного основного игрового предмета. Заместители приобретают для ребенка игровой смысл только в контексте игровой ситуации, а вне ее рассматриваются как посторонние. Необходимо подчеркнуть, что формировать представления детей о возможности замещения той или иной игрушки можно только тогда, когда у детей сформированы основные игровые действия с игрушкой, исходя из ее функционального назначения, когда ребенок научился переносить эти действия на аналогичные (с большого мишки на маленького, с плюшевого на резинового) и другие игрушки (с куклы на матрешку, мишку).

Основным методическим приемом работы по формированию условного плана игры на данном этапе является показ воспитателя. Ребенок по предложению взрослого играет с хорошо известной игрушкой, например, машинкой. Через некоторое время в игру включается воспитатель, используя вместо машинки кубик, действуя с ним, как с машинкой. При этом взрослый привлекает внимание ребенка к своим действиям, показывает, что так можно, так верно. Используются соответствующие вокализации: «В-в-в», «М-м-м» и
т. д. После проведения показа воспитатель предлагает ребенку обменяться «игрушками», отдает ему кубик и продолжает игру. Если ребенок не начинает действовать с предметом-заместителем, взрослый указывает на машинку и на кубик, предлагая поиграть. Если ребенок все же не начинает действовать, взрослый вторично осуществляет показ.

Как было отмечено выше, одной из предпосылок развития сюжетно-отобразительной игры является формирование взаимодействия ребенка со сверстником. Поэтому уже в рамках обучения предметно-отобразительным игровым действиям необходимо вести работу, направленную на восприятие ребенком сверстника как партнера по игре. Умение ребенка играть вместе со сверстником следует формировать в ситуации действия детей с одним общим предметом. На первых порах это могут быть различные предметы, стимулирующие детей к подражанию действиям друг друга: мячи, шары, коляски, машинки, тележки, паровозики и т. д. Действия с ними не требуют развернутых речевых обращений друг к другу, а их продолжительность зависит не от результата, а от наличия интереса.

Необходимо, чтобы воспитатель показал образец такого взаимодействия с каждым из детей, а в дальнейшем помог переключиться на партнера- сверстника, используя при этом совместные действия, показ. В процессе такого обучения целесообразно производить периодическое изменение игровой среды (катать не мяч, а паровоз) и условий взаимодействия (катать игрушки по широким и узким дорожкам, дорожкам разного цвета, по скамейке и т. д.).

Дальнейшее предметное взаимодействие осуществляется детьми при игре со строительным материалом и дидактическими игрушками.

Такая работа, направленная на формирование элементарного взаимодействия детей в процессе предметно-отобразительной деятельности, будет способствовать развитию самостоятельности детей и явится основой для взаимодействия на последующих этапах развития игровой деятельности.



страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 ... страница 9 | страница 10

Смотрите также:


ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.