Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11 | страница 12 | страница 13
Глава IV ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ СТЕНДОВОГО СТРЕЛКА

Вся система обучения стендового стрелка делится на три этапа — первоначальную стрелково-стендовую подго­товку, курсы подготовки спортсменов-разрядников и шко­лу высшего спортивного мастерства.

Первоначальную стрелково-стендовую подготовку проходят все, вступающие в члены Общества, а также лица, которые желают заниматься стрелково-стендовым спортом в секциях или на курсах подготовки спортсме­нов-разрядников.

На курсы подготовки спортсменов-разрядников зачис­ляется молодежь, желающая заниматься стрелково-стен­довым спортом. На этих курсах, как правило, готовятся спортсмены второго спортивного разряда.

В школу высшего спортивного мастерства зачисляют­ся наиболее перспективные молодые спортсмены, имею­щие II спортивный разряд. Срок обучения в школе рас­считан на 3 года В ней готовятся кандидаты в мастера спорта и мастера спорта СССР.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТРЕЛКОВО-СТЕНДОВАЯ ПОДГОТОВКА

Первоначальная стрелково-стендовая подготовка про­водится в коллективах военных охотников, где привива­ются навыки правильного обращения с оружием и бое­припасами, правильного определения упреждения при стрельбе по летящим целям и где отбираются наиболее способные стрелки из числа молодежи для последующего обучения стрельбе на курсах подготовки спортсменов-разрядников.

Как правило, занятия проводят общественные инст­рукторы из числа спортсменов-разрядников, мастеров спорта, тренеров.

137




Первоначальная стрелково-стендовая подготовка про­водится в соответствии с учебными программами.

ПРОГРАММА

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТРЕЛКОВО-СТЕНДОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Программа включает расчет часов, организационно-методические указания и расписание занятий.



Расчет часов

Теоретические занятия 3 ч

Охотничьи и спортивные ружья и боеприпасы 1 ч

Основы стрельбы на стенде 1ч

Устройство стрелковых площадок и правила

стрельбы 1ч

Подготовительные занятия . . .... 3 ч

Снаряжение патронов 1ч

Отработка приемов стрельбы без выстрела 2 ч Практические занятия на траншейном или круглом

стенде 4 ч

Всего на первоначальную стрелково-стендовую подго­товку отводится 10 часов или 5 занятий.

В каждую тему теоретических занятий из расчета часов целесообразно включать такие учебные вопросы:

Охотничьи и спортивные ружья и боеприпасы:


  1. Модели охотничьих и спортивных ружей.

  2. Требования, предъявляемые к охотничьему и спор­
    тивному ружьям.

  3. Выбор и подгонка ружей к стрелкам.

  4. Правила обращения с оружием и меры безопасно­
    сти при стрельбе на стенде.

5. Марки порохов, применяемых для стрельбы на
стенде.

  1. Дробь, ее размеры и назначение.

  2. Величина навески пороха и дроби для различных
    ружей и калибров.

  3. Меры предосторожности при обращении с боепри­
    пасами.

Основы стрельбы на стенде:

  1. Виды и способы стендовой стрельбы.

  1. Основные сведения о скоростях полета дроби и ми­
    шеней.

138



















Организационно-методические указания

по проведению первоначальной стрелково-стендовой

подготовки

Учебные занятия по первоначальной стрелково-стен­довой подготовке проводятся по расписанию, составлен­ному в соответствии с расчетом часов и учебными во­просами тем.

Расписание составлено для проведения занятий на траншейном стенде. Однако, пользуясь программой, по этой схеме можно составить и расписание для круглого стенда.

Практические занятия по первоначальной стрелково-стендовой подготовке проводятся в форме урока, а тео­ретические— в виде бесед.

Тему «Снаряжение патронов» лучше изучать практи­чески, при непосредственном участии самих обучаемых.

Для проведения занятий по отработке приемов стрельбы, а в дальнейшем и для практических стрельб все обучаемые делятся на две группы: одна изучает тех­нику стрельбы на траншейном стенде, другая — на круг­лом. Разделение на группы производится по желанию самих обучаемых или по указанию руководителя в зави­симости от наличия материальной базы.

На практические занятия обучаемые должны являться со своими ружьями. Организация, которая проводит пер­воначальное обучение, в виде исключения, может выдать молодым спортсменам инвентарные ружья. Для перво­начального обучения пригодны ружья любых калибров —• от 12 до 20.

Перед тем как начать изучение приемов стрельбы, инструктор обязательно должен проверить, нет ли в пат­роннике случайного патрона. Практические занятия по отработке приемов стрельбы начинаются со второго урока, с изучения изготовки.

После отработки приемов изготовки переходят к изу­чению элементов выстрела: в группе на траншейном стенде осваивается поводка ружья, прицеливание, спуск курка, а на круглом — вскидка и поводка ружья, при­целивание и спуск курка.

Для разучивания приемов группу следует построить в одну шеренгу, чтобы при выполнении упражнений обу­чаемые не мешали друг другу, а инструктор мог свобод-

142





но подходить к каждому для исправления ошибок. Ру­жье в исходном положении держат в правой руке, при­клад— на земле возле носка правой ноги.

Приемы изготовки и стрельбы следует разучивать по разделениям под команды инструктора: «делай раз», «де­лай два», «делай три» и т. д.

По изучении одного приема по разделениям перехо­дят к отработке следующего упражнения.

Каждое упражнение проделывается несколько раз до полного изучения приемов. Инструктор по ходу разучи­вания приема должен объяснять, показывать правильные действия, исправлять ошибки.

По изучении приемов по разделениям следует перехо­дить к тренировке в выполнении упражнения в целом. Чем больше повторений, тем лучше будет усвоение. Ин­структору надо обращать особое внимание на выполне­ние конечного приема — на спуск курка, чтобы при его исполнении обучаемый не закрывал глаза, не наклонялся вперед или в сторону, не останавливал ружья после спу­ска курка и т. д.

После того как обучаемые освоят приемы изготовки, вскидки и поводки ружья, переходят на стрелковую пло­щадку для ознакомления с полетами мишеней и изуче­ния упреждений по приборам Райвета.

Для ознакомления с упреждениями лучше всего ру­жье закрепить на стрелковом месте (для круглого стен­да— на 4-м, для траншейного — на 3-м месте), для этой цели обычно используется стрелковая тумбочка, которая должна быть поднята на уровень глаз стрелка Ружье кладут на тумбочку и наводят на мушку прибора, при этом появится возможность практически увидеть то уп­реждение, которое необходимо брать при стрельбе. С по­мощью этого приспособления изучаются все упреждения, которые необходимы при стрельбе по летящим целям.

По окончании знакомства с видимыми упреждениями с помощью укрепленного на тумбочке ружья обучаемые переходят к изучению упреждений со своими ружьями. Для этого ружье вкладывается в плечо и наводится на мушку прибора.

Такие действия повторяются несколько раз, при этом на круглом стенде с различных стрелковых мест, а на траншейном — под различными углами полета мишеней.

После того как размеры упреждений на месте доста-






точно усвоены, переходят к освоению упреждений с по­движным ружьем. Для этого стрелок становится на стрелковое место, подает команду «дай», выполняет пол­ный стрелковый цикл и производит спуск курка, для чего в патронники ружья вставляются стреляные гильзы.

Практические занятия по первоначальной стрелково-стендовой подготовке целесообразно проводить в такой последовательности.

На втором занятии следует ознакомить с упрежде­ниями и произвести не менее 10—15 холостых выстрелов по мишеням, с тем чтобы обучаемые опробовали прице­ливание со всех стрелковых мест (кроме 8-го на круглом стенде). На траншейном стенде такую тренировку надо проводить со всех стрелковых мест по мишеням с раз­личным полетом с дистанции 15 м.

Третье занятие начинается со стрельбы боевым пат­роном по неподвижным целям, желательно по стодоль-ным мишеням, а при их отсутствии по листам бумаги с отметкой в центре точки прицеливания.

Главное на этих занятиях — это проверка зрения, а также определение боя ружья и качества боеприпасов. Подсчет попаданий делается каждым обучаемым само­стоятельно дома.

После стрельбы боевым патроном по неподвижным целям группа переводится на стрелковую площадку для обучения стрельбе по летящим мишеням боевым патро­ном. Перед тем как начать стрельбу, группа должна провести тренировку в стрельбе по 10—12 мишеням с применением холостых выстрелов. Порядок тренировки тот же, что и на прошлом занятии.

Первый боевой выстрел производится по мишени с наиболее простым полетом. На траншейной площадке это будет прямая мишень средней высоты. Дистанция стрельбы 10 м. На круглом стенде первый выстрел лучше сделать на 7-м стрелковом месте по угонной, а затем с этого же места и по встречной мишени.

Четвертое практическое занятие начинается с отра­ботки приемов вскидки и поводки ружья, а затем с тре­нировок по 10—15 мишеням без выстрела. После холо­стой стрельбы переходят к обучению стрельбе боевым патроном: на траншейном стенде по правым, затем по левым мишеням, на круглом — в порядке стрелковых мест (начиная с первого).

144

Во второй части этого урока на траншейной площад­ке стрельба производится с дистанции 15 м по «нотам», а на круглом стенде предоставляется возможность стре­лять с любого номера по желанию обучаемого (кроме восьмого места).

Пятое, и последнее, практическое занятие по перво­начальной стрелково-стендовой подготовке начинается с разминки, в которую включается тренировка приемов, имитирующих стрельбу. Перед зачетной стрельбой необ­ходимо провести тренировку глазомера по приборам, определяющим размеры упреждений, и групповую тре­нировку по 10—15 мишеням без выстрела.

В заключение проводится зачетная стрельба: на тран­шейном стенде — по 10 мишеням с применением второго выстрела после промаха первым, а на круглом стенде — по 15 мишеням со всех стрелковых мест.

Желательно, чтобы заключительные стрельбы прово­дились как классификационные соревнования с назначе­нием судей соответствующих категорий, с тем чтобы они могли засчитать выполнение нормы и выдать классифи­кационный билет, если при сдаче зачетов по первона­чальной стрелково-стендовой подготовке стрелок покажет результат, соответствующий нормативу Единой всесоюз­ной спортивной классификации, II и III разряда.

Дальность полета мишеней на стендах при обучении и при зачетной стрельбе на траншейном и на круглом стендах устанавливается в пределах 55—65 м.

В местах, где нет стационарных стендов, занятия ор­ганизуются на полевых стендах с использованием облег­ченных переносных машинок.

Прошедшими курс первоначальной стрелково-стендо­вой подготовки считаются лица, поразившие на зачетной стрельбе на траншейном стенде в упражнении «с места» не менее 3 мишеней из 10 возможных, а на круглом — 5 из 15.

В случае если обучаемый не сдал зачетного нормати­ва, он может вторично попытаться выполнить норматив или же пройти курс обучения повторно.



КУРСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-РАЗРЯДНИКОВ

Практика показала, что наиболее действенной формой обучения молодых стрелков стендовой стрельбе являют­ся курсы подготовки спортсменов-разрядников.



10 МИ Поляков 145

Курсы подготовки спортсменов-разрядников являют­ся фундаментом, на котором закладываются основы спор­тивного мастерства. Они предназначаются не столько для подготовки спортсменов-разрядников вообще, сколь­ко для подготовки стрелков, которые продолжали бы свой спортивный путь в школе высшего спортивного ма­стерства, в команде округа, Вооруженных Сил Совет­ского Союза, с тем чтобы в конечном итоге достигнуть спортивного Олимпа. Поэтому кандидатов на курсы надо рассматривать с точки зрения возможности в будущем стать спортсменом высшего класса.

Кандидатами на курсы надо зачислять молодых лю­дей, прошедших первоначальную стрелково-стендовую подготовку, физически здоровых, имеющих полноценное зрение и занимающихся физической подготовкой или спортом.

Неплохо перед зачислением на курсы проводить кон­трольные стрельбы. Такие стрельбы помогут выявить лю­дей с физическими недостатками, из-за которых потом им будет трудно добиться успехов в этом виде спорта. При отборе кандидатов на курсы надо учитывать пове­дение и дисциплинированность, а также успеваемость в школе, если они учатся.

Количественный состав группы на одного инструкто­ра и тренера при проведении практических занятий по стрельбе не должен превышать 10—12 человек. Весь курс обучения рассчитан на 18 уроков (не менее двух часов каждый), продолжительность обучени-я 2,5—3 месяца, занятия проводятся 2 раза в неделю. На курсах гото­вятся спортсмены не ниже II спортивного разряда. Одно­временно с этим курсанты проходят практику судейства.

Занятия на курсах проводятся по разработанной для них программе.

ПРОГРАММА

КУРСОВ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-РАЗРЯДНИКОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ



Расчет часов

Теоретические занятия . 8ч

Спортивное ружье и боеприпасы для стрельбы на стенде 2 ч

146

Основы спортивной стрельбы

влет 2 ч


Методика тренировки стрелка 2 ч
Устройство стрелковых стендов
и правила судейства сорев­
нований 2 ч

Подготовительные занятия . 4 ч

Заряжание патронов . . .2ч


Пристрелка ружей . . .2ч

Тренировка с оружием по овла­дению техникой стрельбы По 15—20 мин на

каждом занятии

Практические занятия на траншей­ном или круглом стенде 24 ч (12 занятий) Практические стрельбы . . На каждом занятии Практика судейства . . .В свободное от

стрельбы время

Каждая тема теоретических занятий разделяется на учебные вопросы.

Спортивное ружье и боеприпасы для стрельбы на стенде:


  1. Модели спортивных ружей.

  2. Требования, предъявляемые к спортивному ружью.

  3. Выбор и подгонка ружей к стрелкам.

  4. Правила обращения с ружьем и меры безопасности
    при стрельбе на стенде.

  5. Боеприпасы для стрельбы на стенде: виды и марки
    порохов отечественного производства и их свойства.
    Дробь, ее нумерация и назначение. Величины навесок
    порохов и дроби для различных ружей. Пыжи и про­
    кладки и их влияние на бой ружья.

  6. Техника снаряжения патронов.

  7. Меры предосторожности при обращении с боепри­
    пасами.

Основы стрельбы на стенде:

  1. Виды и способы стендовой стрельбы.

  2. Основные сведения о скоростях полета мишеней и
    дроби.

  3. Расчет необходимых упреждений для поражения
    мишени при различных углах и скоростях ее полета.

Ю* 147

Методика тренировки стрелка:

  1. Регулярная тренировка — основа спортивного со­
    вершенствования.

  2. Планирование учебно-тренировочного процесса.

  3. Выработка воли и других качеств, необходимых
    для достижения победы и высоких спортивных результа­
    тов.

  4. Общефизическая и домашняя тренировки с ружьем
    и их роль в росте спортивного мастерства.

Устройство стрелковых стендов и правила судейства соревнований:

  1. Устройство траншейной и круглой площадок.

  2. Правила судейства стрелково-стендовых соревно­
    ваний.

  3. Классификационные нормы, спортивные разряды и
    судейские категории по стендовой стрельбе, порядок их
    присвоения.

Каждая тема подготовительных занятий разделяется на учебные вопросы. Заряжание патронов:

1. Заряжание патронов для стрельбы на траншейном
стенде.

  1. Заряжание патронов для стрельбы на круглом
    стенде.

  2. Закрутка патронов обыкновенным способом и
    «звездочкой».

Пристрелка ружей:

1. Пристрелка ружей по стодольной мишени: для
траншейного стенда на дистанцию 35 м, для круглого —
на дистанцию 22 м.

  1. Стрельба из правого ствола тремя партиями патро­
    нов, по 3 патрона в каждой партии, с различными навес­
    ками пороха и дроби.

  2. Стрельба из левого ствола тремя партиями патро­
    нов, по 3 патрона в каждой партии, с различными на­
    весками пороха и дроби.

  3. Обработка мишеней и определение соответствующе­
    го заряда к ружью.

Практическая стрельба на траншейном или круглом стенде разбивается на отдельные занятия:

148

























стрельбы — на траншейном или на круглом стенде. Вы-' бирается упражнение по желанию. Человеку, обладаю­щему более быстрой реакцией, следует рекомендовать траншейный стенд.

Не исключена возможность, что в ходе обучения по ряду причин может возникнуть необходимость в замене вида стрельбы, этому препятствовать не следует, а луч­ше предоставить обучаемому возможность попробовать упражнение на другом стенде.

На начальный период обучения следует зачислять несколько больше занимающихся, с тем чтобы после четвертого контрольно-испытательного занятия оставить для дальнейшего обучения наиболее способных стрелков, не имеющих пороков в зрении.

Занятия на курсах подготовки спортсменов-разрядни­ков должны проводиться по расписанию, которое должно строго соответствовать программе курсов. В расписании определяется последовательность изучения учебного ма­териала, указывается время и место проведения занятий и материальное обеспечение.

В качестве примерного можно рекомендовать такое расписание занятий (стр. 154).

Лучшим временем для обучения на курсах считается летний период, поэтому начинать занятия целесообразно в июне, чтобы в течение этого месяца провести подгото­вительный цикл обучения, а к началу основного периода обучения (стрельбе боевым патроном!) курсанты имели возможность посещать занятия в дневное время, так как это время связано с началом летних школьных каникул.

Если обучение на курсах проводится в другой период времени, то организаторам курсов надо предусмотреть занятия в две смены: утром — для тех, кто учится в шко­ле во вторую смену, и в послеобеденное время—для школьников первой смены.

Нецелесообразно планировать и одноразовое занятие в недельном цикле обучения, например, только по вос­кресеньям. Во-первых, оно ведет к растягиванию сроков обучения, во-вторых, навык в технике стрельбы, приоб­ретенный на уроке, до следующего занятия утрачивается, в результате чего рост технического мастерства протекает медленно. Нецелесообразно проводить занятия на курсах и три раза в неделю, так как организм спортсмена не в состоянии воспринять и освоить весь учебный материал.

153













Обучение на курсах можно условно разделить на под­готовительный период, когда курсанты осваивают приемы стрельбы, и на основной, начинающийся с момента стрельб по летящим мишеням и заканчивающийся вы­пускными соревнованиями.

В подготовительном периоде курсанты изучают теоре­тические вопросы, оружие, правила стрельбы. В это же время они знакомятся со снаряжением патронов, сами заряжают необходимое количество патронов для при­стрелки ружей В некоторых случаях курсанты снаря­жают патроны на всю программу обучения.

В этот же период разучиваются приемы стрельбы: из­готовка, вскидка и поводка ружья, прицеливание, спуск курка и т. д.

Курсанты, не усвоившие этих приемов, к стрельбе боевым патроном по летящим мишеням не допускаются, так как спортсмены, не овладевшие основными приемами стрельбы, не только не в состоянии произвести прицель­ного выстрела, но могут впоследствии приобрести пороч­ную технику стрельбы. Кроме того, при плохом и неуме­лом обращении с ружьем не исключены травмы лица, рук, плеча. Вот почему тренерам надо принимать все меры к тому, чтобы приемы стрельбы, от которых зави­сит успех выстрела, были полностью изучены и отрабо­таны до начала стрельб боевыми патронами.

При обучении приемам стрельбы нельзя допускать слепого копирования приемов других спортсменов, даже мастеров спорта. Тренер должен помочь спортсмену са­мому найти наиболее целесообразную «стойку», опреде­лить положение корпуса, головы и рук при стрельбе, исходя из телосложения спортсмена и других данных.

В первый период обучения, когда курсанты еще не имеют твердого навыка в выполнении приемов, не сле­дует допускать отклонений от общепринятых положений.

Изучать и отрабатывать приемы следует по элементам и по разделениям.

При отработке приемов по разделениям есть возмож­ность проследить все детали выполнения приемов, обна­ружить и устранить допускаемые спортсменами ошибки.

Как только приемы по разделениям будут отработа­ны, необходимо произвести тренировку в выполнении всех действий в целом путем многократных повторений.

Работа над освоением и совершенствованием приемов

157




стрельбы не должна заканчиваться шестью занятиями, которые предшествуют стрельбе боевым патроном. Над ними надо работать постоянно, в течение всего курса обучения. Элементы стрельбы должны являться главным содержанием и разминки, и домашней тренировки спорт­смена.

Перед стрельбой боевыми патронами по летящим ми­шеням спортсмену необходимо произвести несколько вы­стрелов по неподвижным целям. Такую стрельбу следует считать обязательной, так как она позволяет выявить и устранить ошибки в прицеливании, проверить зрение стрелка, опробовать отработанные приемы.

Одновременно с этим стрельба по неподвижным це­лям позволяет произвести пристрелку ружья и подобрать боеприпасы.

На пристрелку ружья и на выявление заряда, имею­щего лучшие баллистические свойства, предусматривает­ся 18 патронов (три партии). Эти патроны заряжаются каждым курсантом самостоятельно. Патроны в партии должны быть с разными навесками пороха и дроби. Для стрельбы на траншейном стенде одна партия должна быть с навеской 2,0 г пороха и 32 г дроби, вторая — 2,1 г пороха и 33 г дроби, третья — 2,1 г пороха и 34 г дроби. Для круглого стенда навески должны быть такими: пер­вая партия — 2 г пороха и 31,5 г дроби, вторая—2,1 г пороха и 31,5 г дроби, третья — 2,2 г пороха и 31,5 г дроби.

Производится по 9 выстрелов из каждого ствола, но обязательно по три патрона из каждой партии.

Результаты выстрелов определяются в соответствии с правилами пристрелки ружей. Подсчет попаданий кур­сант производит после занятий. Оценку по подбору наи­более целесообразного заряда для стрельбы на стенде дает тренер.

Первые уроки после завершения подготовительного периода обучения посвящаются изучению упреждений по прибору Райвета.

После того как упреждения по приборам достаточно изучены, надо переходить к тренировке определения уп­реждений по летящей мишени с применением холостого выстрела. Для этого курсанты круглого стенда расстав­ляются по 2—3 человека на двух соседних стрелковых местах так, чтобы они могли по одной вылетевшей мише-

158

ни одновременно всей группой (5—б человек) произвести выстрел Команду «дай» подает один из обучаемых по назначению тренера. После двух-трех повторений стрел­ковые места необходимо менять, чтобы обучаемые были охвачены тренировкой на всех стрелковых номерах.

На траншейном стенде учебная группа располагается сразу на всех стрелковых номерах (по 2—3 стрелка на каждом). На первом стрелковом месте один из стрелков подает команду «дай». Все спортсмены, стоящие на этом номере, по вылетевшей мишени производят выстрелы. То же повторяется на всех местах. Смена мест происходит, как при стрельбе обычных серий.

После стрельбы холостым патроном по летящим ми­шеням с целью проверки размеров упреждений необхо­димо вновь провести тренировку по приборам, причем это надо проделать на всех стрелковых номерах круглого стенда (кроме 8-го), а на траншейном стенде — при раз­личных углах полета мишени.

Следующим этапом обучения на курсах является стрельба боевым патроном по летящей мишени. Первый выстрел на траншейном стенде производится по наиболее легкой, прямой мишени с дистанции 10 м. Для этого группа в 5 человек становится на стрелковые номера. Стрельба происходит поочередно, но стрелки мест не ме­няют. После отстрела двух-трех мишеней каждым обу­чаемым группа меняется, те, кго стрелял, отдыхают.

На круглом стенде первый выстрел производится с седьмого стрелкового места сначала по угонной, затем по встречной мишени. Группа в 5—6 человек стреляет по очереди с одного стрелкового места.

После того как спортсмены получат достаточный на­вык в производстве выстрела, к стреляющему надо под­ключить по 2—3 человека для тренировки холостым вы­стрелом. На траншейном стенде их надо ставить на те же места, на круглом — их можно размещать и на сосед­них номерах.

Тренировка с одновременной отработкой приемов стрельбы должна проводиться на каждом занятии, так как она дает возможность более плодотворно использо­вать учебное время, увеличивать нагрузки и этим обес­печивать более быстрый спортивный росг.

При проведении занятий на курсах необходимо также включать в урок «разминку» и тренировку по летящим

159


мишеням условным выстрелом. Разминка в начальной стадии подготовки спортсменов-разрядников является ве­дущей формой по отработке техники стрельбы. Она про­водится, как правило, групповым методом. В ее содер­жание входят различные гимнастические упражнения, но особое внимание придается отработке стрелковых прие­мов: изготовки, вскидки, поводки ружья и др. Разминка всегда предшествует стрельбе, поэтому ее целесообразно заканчивать упражнениями, имитирующими предстоя­щую стрельбу.

Тренировка по летящим мишеням условным выстре­лом существенно дополняет стрелковую нагрузку, не утомляя стрелка, и положительно влияет на выработку необходимых стрелковых навыков. При обучении стрель­бе целесообразно пользоваться методом работы по зада­нию тренера. Заключается он в том, что на устранение выявленных тренером ошибок и недостатков в технике стрельбы даются индивидуальные задания. Степень вы­полнения задания проверяется на этом же уроке.

Какие бы усилия ни вкладывал спортсмен в учебно-тренировочные занятия на курсах, все равно этого недо­статочно. Для полного освоения техники стрельбы и уве­ренного выполнения норм II спортивного разряда нужна домашняя тренировка. Домашняя тренировка с ружьем является дополнительным средством в выработке пра­вильных и четких навыков в производстве выстрела. Вот почему надо требовать от всех курсантов, чтобы они за­нимались тренировкой дома.

Если курсанты лишены возможности тренироваться с ружьем дома, надо устраивать для них дополнительные занятия в местах, удобных для тренировки.

За тренировкой дома должен быть установлен стро­гий контроль путем проверок отстрелочных карточек.

В процессе обучения на курсах подготовки спортсме­нов-разрядников организуются три соревнования. Первое соревнование проводится на 8-м практическом занятии по стрельбе. Оно проводится с целью проверки качества усвоения учебного материала и как классификацион­ное— с присвоением спортивных разрядов при выполне­нии соответствующих нормативов. Чтобы эти соревнова­ния давали право на присвоение спортивных разрядов, их проведение необходимо предусматривать в плане спортивных мероприятий той организации, которая про-

160

i

водит курсы. На такое соревнование должна быть при­глашена и проведена приказом судейская коллегия.

Особенно торжественно должны проводиться выпуск­ные соревнования. На них должны приглашаться лучшие судьи, старейшие спортсмены, чемпионы и рекордсмены. Победителям соревнований и призерам необходимо вы­давать грамоты и присваивать соответствующие разряды.

Если в период обучения на курсах курсанты будут привлекаться к каким-либо другим соревнованиям, надо следить за тем, чтобы тренировочная и соревнователь­ная нагрузки не были чрезмерно высокими.

В процессе обучения на курсах курсанты должны пройти практику судейства. В свободное от стрельбы время они учатся вести информационную доску, пра­вильно заполнять судейские протоколы, оценивать ре­зультаты выстрела и т. д. Лицам, имеющим практиче­ский стаж судейства, на выпускных соревнованиях вру­чаются удостоверения «Судья по спорту III категории».

С целью лучшего восприятия правильной техники необходимо организовать посещение курсантами соревно­ваний, где участвуют мастера спорта, чтобы тренер мог ознакомить их с наиболее рациональной техникой от­дельных спортсменов. Надо практиковать также посеще­ние занятий мастерами спорта, чтобы они могли поде­литься с курсантами искусством меткой стрельбы, орга­низовать систематические просмотры кинокартин по стендовой стрельбе и отдельных кинокадров, заснятых тренер-ами или отдельными любителями, стрельбы кур­сантов.

Кинокартину Центрального Совета ВВОО «Стрельба влет» за время работы курсов надо демонстрировать три-четыре раза.

Первый просмотр надо сделать до начала работы кур­сов, а затем — по ходу обучения.



страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11 | страница 12 | страница 13

Смотрите также: