страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11 | страница 12 | страница 13 Глава IV ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ СТЕНДОВОГО СТРЕЛКА
Вся система обучения стендового стрелка делится на три этапа — первоначальную стрелково-стендовую подготовку, курсы подготовки спортсменов-разрядников и школу высшего спортивного мастерства.
Первоначальную стрелково-стендовую подготовку проходят все, вступающие в члены Общества, а также лица, которые желают заниматься стрелково-стендовым спортом в секциях или на курсах подготовки спортсменов-разрядников.
На курсы подготовки спортсменов-разрядников зачисляется молодежь, желающая заниматься стрелково-стендовым спортом. На этих курсах, как правило, готовятся спортсмены второго спортивного разряда.
В школу высшего спортивного мастерства зачисляются наиболее перспективные молодые спортсмены, имеющие II спортивный разряд. Срок обучения в школе рассчитан на 3 года В ней готовятся кандидаты в мастера спорта и мастера спорта СССР.
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТРЕЛКОВО-СТЕНДОВАЯ ПОДГОТОВКА
Первоначальная стрелково-стендовая подготовка проводится в коллективах военных охотников, где прививаются навыки правильного обращения с оружием и боеприпасами, правильного определения упреждения при стрельбе по летящим целям и где отбираются наиболее способные стрелки из числа молодежи для последующего обучения стрельбе на курсах подготовки спортсменов-разрядников.
Как правило, занятия проводят общественные инструкторы из числа спортсменов-разрядников, мастеров спорта, тренеров.
137
Первоначальная стрелково-стендовая подготовка проводится в соответствии с учебными программами.
ПРОГРАММА
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТРЕЛКОВО-СТЕНДОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Программа включает расчет часов, организационно-методические указания и расписание занятий.
Расчет часов
Теоретические занятия 3 ч
Охотничьи и спортивные ружья и боеприпасы 1 ч
Основы стрельбы на стенде 1ч
Устройство стрелковых площадок и правила
стрельбы 1ч
Подготовительные занятия . . .... 3 ч
Снаряжение патронов 1ч
Отработка приемов стрельбы без выстрела 2 ч Практические занятия на траншейном или круглом
стенде 4 ч
Всего на первоначальную стрелково-стендовую подготовку отводится 10 часов или 5 занятий.
В каждую тему теоретических занятий из расчета часов целесообразно включать такие учебные вопросы:
Охотничьи и спортивные ружья и боеприпасы:
-
Модели охотничьих и спортивных ружей.
-
Требования, предъявляемые к охотничьему и спор
тивному ружьям.
-
Выбор и подгонка ружей к стрелкам.
-
Правила обращения с оружием и меры безопасно
сти при стрельбе на стенде.
5. Марки порохов, применяемых для стрельбы на
стенде.
-
Дробь, ее размеры и назначение.
-
Величина навески пороха и дроби для различных
ружей и калибров.
-
Меры предосторожности при обращении с боепри
пасами.
Основы стрельбы на стенде:
-
Виды и способы стендовой стрельбы.
-
Основные сведения о скоростях полета дроби и ми
шеней.
138
Организационно-методические указания
по проведению первоначальной стрелково-стендовой
подготовки
Учебные занятия по первоначальной стрелково-стендовой подготовке проводятся по расписанию, составленному в соответствии с расчетом часов и учебными вопросами тем.
Расписание составлено для проведения занятий на траншейном стенде. Однако, пользуясь программой, по этой схеме можно составить и расписание для круглого стенда.
Практические занятия по первоначальной стрелково-стендовой подготовке проводятся в форме урока, а теоретические— в виде бесед.
Тему «Снаряжение патронов» лучше изучать практически, при непосредственном участии самих обучаемых.
Для проведения занятий по отработке приемов стрельбы, а в дальнейшем и для практических стрельб все обучаемые делятся на две группы: одна изучает технику стрельбы на траншейном стенде, другая — на круглом. Разделение на группы производится по желанию самих обучаемых или по указанию руководителя в зависимости от наличия материальной базы.
На практические занятия обучаемые должны являться со своими ружьями. Организация, которая проводит первоначальное обучение, в виде исключения, может выдать молодым спортсменам инвентарные ружья. Для первоначального обучения пригодны ружья любых калибров —• от 12 до 20.
Перед тем как начать изучение приемов стрельбы, инструктор обязательно должен проверить, нет ли в патроннике случайного патрона. Практические занятия по отработке приемов стрельбы начинаются со второго урока, с изучения изготовки.
После отработки приемов изготовки переходят к изучению элементов выстрела: в группе на траншейном стенде осваивается поводка ружья, прицеливание, спуск курка, а на круглом — вскидка и поводка ружья, прицеливание и спуск курка.
Для разучивания приемов группу следует построить в одну шеренгу, чтобы при выполнении упражнений обучаемые не мешали друг другу, а инструктор мог свобод-
142
но подходить к каждому для исправления ошибок. Ружье в исходном положении держат в правой руке, приклад— на земле возле носка правой ноги.
Приемы изготовки и стрельбы следует разучивать по разделениям под команды инструктора: «делай раз», «делай два», «делай три» и т. д.
По изучении одного приема по разделениям переходят к отработке следующего упражнения.
Каждое упражнение проделывается несколько раз до полного изучения приемов. Инструктор по ходу разучивания приема должен объяснять, показывать правильные действия, исправлять ошибки.
По изучении приемов по разделениям следует переходить к тренировке в выполнении упражнения в целом. Чем больше повторений, тем лучше будет усвоение. Инструктору надо обращать особое внимание на выполнение конечного приема — на спуск курка, чтобы при его исполнении обучаемый не закрывал глаза, не наклонялся вперед или в сторону, не останавливал ружья после спуска курка и т. д.
После того как обучаемые освоят приемы изготовки, вскидки и поводки ружья, переходят на стрелковую площадку для ознакомления с полетами мишеней и изучения упреждений по приборам Райвета.
Для ознакомления с упреждениями лучше всего ружье закрепить на стрелковом месте (для круглого стенда— на 4-м, для траншейного — на 3-м месте), для этой цели обычно используется стрелковая тумбочка, которая должна быть поднята на уровень глаз стрелка Ружье кладут на тумбочку и наводят на мушку прибора, при этом появится возможность практически увидеть то упреждение, которое необходимо брать при стрельбе. С помощью этого приспособления изучаются все упреждения, которые необходимы при стрельбе по летящим целям.
По окончании знакомства с видимыми упреждениями с помощью укрепленного на тумбочке ружья обучаемые переходят к изучению упреждений со своими ружьями. Для этого ружье вкладывается в плечо и наводится на мушку прибора.
Такие действия повторяются несколько раз, при этом на круглом стенде с различных стрелковых мест, а на траншейном — под различными углами полета мишеней.
После того как размеры упреждений на месте доста-
точно усвоены, переходят к освоению упреждений с подвижным ружьем. Для этого стрелок становится на стрелковое место, подает команду «дай», выполняет полный стрелковый цикл и производит спуск курка, для чего в патронники ружья вставляются стреляные гильзы.
Практические занятия по первоначальной стрелково-стендовой подготовке целесообразно проводить в такой последовательности.
На втором занятии следует ознакомить с упреждениями и произвести не менее 10—15 холостых выстрелов по мишеням, с тем чтобы обучаемые опробовали прицеливание со всех стрелковых мест (кроме 8-го на круглом стенде). На траншейном стенде такую тренировку надо проводить со всех стрелковых мест по мишеням с различным полетом с дистанции 15 м.
Третье занятие начинается со стрельбы боевым патроном по неподвижным целям, желательно по стодоль-ным мишеням, а при их отсутствии по листам бумаги с отметкой в центре точки прицеливания.
Главное на этих занятиях — это проверка зрения, а также определение боя ружья и качества боеприпасов. Подсчет попаданий делается каждым обучаемым самостоятельно дома.
После стрельбы боевым патроном по неподвижным целям группа переводится на стрелковую площадку для обучения стрельбе по летящим мишеням боевым патроном. Перед тем как начать стрельбу, группа должна провести тренировку в стрельбе по 10—12 мишеням с применением холостых выстрелов. Порядок тренировки тот же, что и на прошлом занятии.
Первый боевой выстрел производится по мишени с наиболее простым полетом. На траншейной площадке это будет прямая мишень средней высоты. Дистанция стрельбы 10 м. На круглом стенде первый выстрел лучше сделать на 7-м стрелковом месте по угонной, а затем с этого же места и по встречной мишени.
Четвертое практическое занятие начинается с отработки приемов вскидки и поводки ружья, а затем с тренировок по 10—15 мишеням без выстрела. После холостой стрельбы переходят к обучению стрельбе боевым патроном: на траншейном стенде по правым, затем по левым мишеням, на круглом — в порядке стрелковых мест (начиная с первого).
144
Во второй части этого урока на траншейной площадке стрельба производится с дистанции 15 м по «нотам», а на круглом стенде предоставляется возможность стрелять с любого номера по желанию обучаемого (кроме восьмого места).
Пятое, и последнее, практическое занятие по первоначальной стрелково-стендовой подготовке начинается с разминки, в которую включается тренировка приемов, имитирующих стрельбу. Перед зачетной стрельбой необходимо провести тренировку глазомера по приборам, определяющим размеры упреждений, и групповую тренировку по 10—15 мишеням без выстрела.
В заключение проводится зачетная стрельба: на траншейном стенде — по 10 мишеням с применением второго выстрела после промаха первым, а на круглом стенде — по 15 мишеням со всех стрелковых мест.
Желательно, чтобы заключительные стрельбы проводились как классификационные соревнования с назначением судей соответствующих категорий, с тем чтобы они могли засчитать выполнение нормы и выдать классификационный билет, если при сдаче зачетов по первоначальной стрелково-стендовой подготовке стрелок покажет результат, соответствующий нормативу Единой всесоюзной спортивной классификации, II и III разряда.
Дальность полета мишеней на стендах при обучении и при зачетной стрельбе на траншейном и на круглом стендах устанавливается в пределах 55—65 м.
В местах, где нет стационарных стендов, занятия организуются на полевых стендах с использованием облегченных переносных машинок.
Прошедшими курс первоначальной стрелково-стендовой подготовки считаются лица, поразившие на зачетной стрельбе на траншейном стенде в упражнении «с места» не менее 3 мишеней из 10 возможных, а на круглом — 5 из 15.
В случае если обучаемый не сдал зачетного норматива, он может вторично попытаться выполнить норматив или же пройти курс обучения повторно.
КУРСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-РАЗРЯДНИКОВ
Практика показала, что наиболее действенной формой обучения молодых стрелков стендовой стрельбе являются курсы подготовки спортсменов-разрядников.
10 МИ Поляков 145
Курсы подготовки спортсменов-разрядников являются фундаментом, на котором закладываются основы спортивного мастерства. Они предназначаются не столько для подготовки спортсменов-разрядников вообще, сколько для подготовки стрелков, которые продолжали бы свой спортивный путь в школе высшего спортивного мастерства, в команде округа, Вооруженных Сил Советского Союза, с тем чтобы в конечном итоге достигнуть спортивного Олимпа. Поэтому кандидатов на курсы надо рассматривать с точки зрения возможности в будущем стать спортсменом высшего класса.
Кандидатами на курсы надо зачислять молодых людей, прошедших первоначальную стрелково-стендовую подготовку, физически здоровых, имеющих полноценное зрение и занимающихся физической подготовкой или спортом.
Неплохо перед зачислением на курсы проводить контрольные стрельбы. Такие стрельбы помогут выявить людей с физическими недостатками, из-за которых потом им будет трудно добиться успехов в этом виде спорта. При отборе кандидатов на курсы надо учитывать поведение и дисциплинированность, а также успеваемость в школе, если они учатся.
Количественный состав группы на одного инструктора и тренера при проведении практических занятий по стрельбе не должен превышать 10—12 человек. Весь курс обучения рассчитан на 18 уроков (не менее двух часов каждый), продолжительность обучени-я 2,5—3 месяца, занятия проводятся 2 раза в неделю. На курсах готовятся спортсмены не ниже II спортивного разряда. Одновременно с этим курсанты проходят практику судейства.
Занятия на курсах проводятся по разработанной для них программе.
ПРОГРАММА
КУРСОВ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-РАЗРЯДНИКОВ ПО СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ
Расчет часов
Теоретические занятия . 8ч
Спортивное ружье и боеприпасы для стрельбы на стенде 2 ч
146
Основы спортивной стрельбы
влет 2 ч
Методика тренировки стрелка 2 ч
Устройство стрелковых стендов
и правила судейства сорев
нований 2 ч
Подготовительные занятия . 4 ч
Заряжание патронов . . .2ч
Пристрелка ружей . . .2ч
Тренировка с оружием по овладению техникой стрельбы По 15—20 мин на
каждом занятии
Практические занятия на траншейном или круглом стенде 24 ч (12 занятий) Практические стрельбы . . На каждом занятии Практика судейства . . .В свободное от
стрельбы время
Каждая тема теоретических занятий разделяется на учебные вопросы.
Спортивное ружье и боеприпасы для стрельбы на стенде:
-
Модели спортивных ружей.
-
Требования, предъявляемые к спортивному ружью.
-
Выбор и подгонка ружей к стрелкам.
-
Правила обращения с ружьем и меры безопасности
при стрельбе на стенде.
-
Боеприпасы для стрельбы на стенде: виды и марки
порохов отечественного производства и их свойства.
Дробь, ее нумерация и назначение. Величины навесок
порохов и дроби для различных ружей. Пыжи и про
кладки и их влияние на бой ружья.
-
Техника снаряжения патронов.
-
Меры предосторожности при обращении с боепри
пасами.
Основы стрельбы на стенде:
-
Виды и способы стендовой стрельбы.
-
Основные сведения о скоростях полета мишеней и
дроби.
-
Расчет необходимых упреждений для поражения
мишени при различных углах и скоростях ее полета.
Ю* 147
Методика тренировки стрелка:
-
Регулярная тренировка — основа спортивного со
вершенствования.
-
Планирование учебно-тренировочного процесса.
-
Выработка воли и других качеств, необходимых
для достижения победы и высоких спортивных результа
тов.
-
Общефизическая и домашняя тренировки с ружьем
и их роль в росте спортивного мастерства.
Устройство стрелковых стендов и правила судейства соревнований:
-
Устройство траншейной и круглой площадок.
-
Правила судейства стрелково-стендовых соревно
ваний.
-
Классификационные нормы, спортивные разряды и
судейские категории по стендовой стрельбе, порядок их
присвоения.
Каждая тема подготовительных занятий разделяется на учебные вопросы. Заряжание патронов:
1. Заряжание патронов для стрельбы на траншейном
стенде.
-
Заряжание патронов для стрельбы на круглом
стенде.
-
Закрутка патронов обыкновенным способом и
«звездочкой».
Пристрелка ружей:
1. Пристрелка ружей по стодольной мишени: для
траншейного стенда на дистанцию 35 м, для круглого —
на дистанцию 22 м.
-
Стрельба из правого ствола тремя партиями патро
нов, по 3 патрона в каждой партии, с различными навес
ками пороха и дроби.
-
Стрельба из левого ствола тремя партиями патро
нов, по 3 патрона в каждой партии, с различными на
весками пороха и дроби.
-
Обработка мишеней и определение соответствующе
го заряда к ружью.
Практическая стрельба на траншейном или круглом стенде разбивается на отдельные занятия:
148
стрельбы — на траншейном или на круглом стенде. Вы-' бирается упражнение по желанию. Человеку, обладающему более быстрой реакцией, следует рекомендовать траншейный стенд.
Не исключена возможность, что в ходе обучения по ряду причин может возникнуть необходимость в замене вида стрельбы, этому препятствовать не следует, а лучше предоставить обучаемому возможность попробовать упражнение на другом стенде.
На начальный период обучения следует зачислять несколько больше занимающихся, с тем чтобы после четвертого контрольно-испытательного занятия оставить для дальнейшего обучения наиболее способных стрелков, не имеющих пороков в зрении.
Занятия на курсах подготовки спортсменов-разрядников должны проводиться по расписанию, которое должно строго соответствовать программе курсов. В расписании определяется последовательность изучения учебного материала, указывается время и место проведения занятий и материальное обеспечение.
В качестве примерного можно рекомендовать такое расписание занятий (стр. 154).
Лучшим временем для обучения на курсах считается летний период, поэтому начинать занятия целесообразно в июне, чтобы в течение этого месяца провести подготовительный цикл обучения, а к началу основного периода обучения (стрельбе боевым патроном!) курсанты имели возможность посещать занятия в дневное время, так как это время связано с началом летних школьных каникул.
Если обучение на курсах проводится в другой период времени, то организаторам курсов надо предусмотреть занятия в две смены: утром — для тех, кто учится в школе во вторую смену, и в послеобеденное время—для школьников первой смены.
Нецелесообразно планировать и одноразовое занятие в недельном цикле обучения, например, только по воскресеньям. Во-первых, оно ведет к растягиванию сроков обучения, во-вторых, навык в технике стрельбы, приобретенный на уроке, до следующего занятия утрачивается, в результате чего рост технического мастерства протекает медленно. Нецелесообразно проводить занятия на курсах и три раза в неделю, так как организм спортсмена не в состоянии воспринять и освоить весь учебный материал.
153
Обучение на курсах можно условно разделить на подготовительный период, когда курсанты осваивают приемы стрельбы, и на основной, начинающийся с момента стрельб по летящим мишеням и заканчивающийся выпускными соревнованиями.
В подготовительном периоде курсанты изучают теоретические вопросы, оружие, правила стрельбы. В это же время они знакомятся со снаряжением патронов, сами заряжают необходимое количество патронов для пристрелки ружей В некоторых случаях курсанты снаряжают патроны на всю программу обучения.
В этот же период разучиваются приемы стрельбы: изготовка, вскидка и поводка ружья, прицеливание, спуск курка и т. д.
Курсанты, не усвоившие этих приемов, к стрельбе боевым патроном по летящим мишеням не допускаются, так как спортсмены, не овладевшие основными приемами стрельбы, не только не в состоянии произвести прицельного выстрела, но могут впоследствии приобрести порочную технику стрельбы. Кроме того, при плохом и неумелом обращении с ружьем не исключены травмы лица, рук, плеча. Вот почему тренерам надо принимать все меры к тому, чтобы приемы стрельбы, от которых зависит успех выстрела, были полностью изучены и отработаны до начала стрельб боевыми патронами.
При обучении приемам стрельбы нельзя допускать слепого копирования приемов других спортсменов, даже мастеров спорта. Тренер должен помочь спортсмену самому найти наиболее целесообразную «стойку», определить положение корпуса, головы и рук при стрельбе, исходя из телосложения спортсмена и других данных.
В первый период обучения, когда курсанты еще не имеют твердого навыка в выполнении приемов, не следует допускать отклонений от общепринятых положений.
Изучать и отрабатывать приемы следует по элементам и по разделениям.
При отработке приемов по разделениям есть возможность проследить все детали выполнения приемов, обнаружить и устранить допускаемые спортсменами ошибки.
Как только приемы по разделениям будут отработаны, необходимо произвести тренировку в выполнении всех действий в целом путем многократных повторений.
Работа над освоением и совершенствованием приемов
157
^«
стрельбы не должна заканчиваться шестью занятиями, которые предшествуют стрельбе боевым патроном. Над ними надо работать постоянно, в течение всего курса обучения. Элементы стрельбы должны являться главным содержанием и разминки, и домашней тренировки спортсмена.
Перед стрельбой боевыми патронами по летящим мишеням спортсмену необходимо произвести несколько выстрелов по неподвижным целям. Такую стрельбу следует считать обязательной, так как она позволяет выявить и устранить ошибки в прицеливании, проверить зрение стрелка, опробовать отработанные приемы.
Одновременно с этим стрельба по неподвижным целям позволяет произвести пристрелку ружья и подобрать боеприпасы.
На пристрелку ружья и на выявление заряда, имеющего лучшие баллистические свойства, предусматривается 18 патронов (три партии). Эти патроны заряжаются каждым курсантом самостоятельно. Патроны в партии должны быть с разными навесками пороха и дроби. Для стрельбы на траншейном стенде одна партия должна быть с навеской 2,0 г пороха и 32 г дроби, вторая — 2,1 г пороха и 33 г дроби, третья — 2,1 г пороха и 34 г дроби. Для круглого стенда навески должны быть такими: первая партия — 2 г пороха и 31,5 г дроби, вторая—2,1 г пороха и 31,5 г дроби, третья — 2,2 г пороха и 31,5 г дроби.
Производится по 9 выстрелов из каждого ствола, но обязательно по три патрона из каждой партии.
Результаты выстрелов определяются в соответствии с правилами пристрелки ружей. Подсчет попаданий курсант производит после занятий. Оценку по подбору наиболее целесообразного заряда для стрельбы на стенде дает тренер.
Первые уроки после завершения подготовительного периода обучения посвящаются изучению упреждений по прибору Райвета.
После того как упреждения по приборам достаточно изучены, надо переходить к тренировке определения упреждений по летящей мишени с применением холостого выстрела. Для этого курсанты круглого стенда расставляются по 2—3 человека на двух соседних стрелковых местах так, чтобы они могли по одной вылетевшей мише-
158
ни одновременно всей группой (5—б человек) произвести выстрел Команду «дай» подает один из обучаемых по назначению тренера. После двух-трех повторений стрелковые места необходимо менять, чтобы обучаемые были охвачены тренировкой на всех стрелковых номерах.
На траншейном стенде учебная группа располагается сразу на всех стрелковых номерах (по 2—3 стрелка на каждом). На первом стрелковом месте один из стрелков подает команду «дай». Все спортсмены, стоящие на этом номере, по вылетевшей мишени производят выстрелы. То же повторяется на всех местах. Смена мест происходит, как при стрельбе обычных серий.
После стрельбы холостым патроном по летящим мишеням с целью проверки размеров упреждений необходимо вновь провести тренировку по приборам, причем это надо проделать на всех стрелковых номерах круглого стенда (кроме 8-го), а на траншейном стенде — при различных углах полета мишени.
Следующим этапом обучения на курсах является стрельба боевым патроном по летящей мишени. Первый выстрел на траншейном стенде производится по наиболее легкой, прямой мишени с дистанции 10 м. Для этого группа в 5 человек становится на стрелковые номера. Стрельба происходит поочередно, но стрелки мест не меняют. После отстрела двух-трех мишеней каждым обучаемым группа меняется, те, кго стрелял, отдыхают.
На круглом стенде первый выстрел производится с седьмого стрелкового места сначала по угонной, затем по встречной мишени. Группа в 5—6 человек стреляет по очереди с одного стрелкового места.
После того как спортсмены получат достаточный навык в производстве выстрела, к стреляющему надо подключить по 2—3 человека для тренировки холостым выстрелом. На траншейном стенде их надо ставить на те же места, на круглом — их можно размещать и на соседних номерах.
Тренировка с одновременной отработкой приемов стрельбы должна проводиться на каждом занятии, так как она дает возможность более плодотворно использовать учебное время, увеличивать нагрузки и этим обеспечивать более быстрый спортивный росг.
При проведении занятий на курсах необходимо также включать в урок «разминку» и тренировку по летящим
159
мишеням условным выстрелом. Разминка в начальной стадии подготовки спортсменов-разрядников является ведущей формой по отработке техники стрельбы. Она проводится, как правило, групповым методом. В ее содержание входят различные гимнастические упражнения, но особое внимание придается отработке стрелковых приемов: изготовки, вскидки, поводки ружья и др. Разминка всегда предшествует стрельбе, поэтому ее целесообразно заканчивать упражнениями, имитирующими предстоящую стрельбу.
Тренировка по летящим мишеням условным выстрелом существенно дополняет стрелковую нагрузку, не утомляя стрелка, и положительно влияет на выработку необходимых стрелковых навыков. При обучении стрельбе целесообразно пользоваться методом работы по заданию тренера. Заключается он в том, что на устранение выявленных тренером ошибок и недостатков в технике стрельбы даются индивидуальные задания. Степень выполнения задания проверяется на этом же уроке.
Какие бы усилия ни вкладывал спортсмен в учебно-тренировочные занятия на курсах, все равно этого недостаточно. Для полного освоения техники стрельбы и уверенного выполнения норм II спортивного разряда нужна домашняя тренировка. Домашняя тренировка с ружьем является дополнительным средством в выработке правильных и четких навыков в производстве выстрела. Вот почему надо требовать от всех курсантов, чтобы они занимались тренировкой дома.
Если курсанты лишены возможности тренироваться с ружьем дома, надо устраивать для них дополнительные занятия в местах, удобных для тренировки.
За тренировкой дома должен быть установлен строгий контроль путем проверок отстрелочных карточек.
В процессе обучения на курсах подготовки спортсменов-разрядников организуются три соревнования. Первое соревнование проводится на 8-м практическом занятии по стрельбе. Оно проводится с целью проверки качества усвоения учебного материала и как классификационное— с присвоением спортивных разрядов при выполнении соответствующих нормативов. Чтобы эти соревнования давали право на присвоение спортивных разрядов, их проведение необходимо предусматривать в плане спортивных мероприятий той организации, которая про-
160
i
водит курсы. На такое соревнование должна быть приглашена и проведена приказом судейская коллегия.
Особенно торжественно должны проводиться выпускные соревнования. На них должны приглашаться лучшие судьи, старейшие спортсмены, чемпионы и рекордсмены. Победителям соревнований и призерам необходимо выдавать грамоты и присваивать соответствующие разряды.
Если в период обучения на курсах курсанты будут привлекаться к каким-либо другим соревнованиям, надо следить за тем, чтобы тренировочная и соревновательная нагрузки не были чрезмерно высокими.
В процессе обучения на курсах курсанты должны пройти практику судейства. В свободное от стрельбы время они учатся вести информационную доску, правильно заполнять судейские протоколы, оценивать результаты выстрела и т. д. Лицам, имеющим практический стаж судейства, на выпускных соревнованиях вручаются удостоверения «Судья по спорту III категории».
С целью лучшего восприятия правильной техники необходимо организовать посещение курсантами соревнований, где участвуют мастера спорта, чтобы тренер мог ознакомить их с наиболее рациональной техникой отдельных спортсменов. Надо практиковать также посещение занятий мастерами спорта, чтобы они могли поделиться с курсантами искусством меткой стрельбы, организовать систематические просмотры кинокартин по стендовой стрельбе и отдельных кинокадров, заснятых тренер-ами или отдельными любителями, стрельбы курсантов.
Кинокартину Центрального Совета ВВОО «Стрельба влет» за время работы курсов надо демонстрировать три-четыре раза.
Первый просмотр надо сделать до начала работы курсов, а затем — по ходу обучения.
страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11 | страница 12 | страница 13
|