страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10 ... страница 12 | страница 13
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Независимо от классификации спортсменов и их подготовленности учебно-тренировочную работу на стенде надо каждый раз начинать с подготовительных упражнений — разминки.
После разминки занятия по стрельбе на стенде могут начинаться с тренировки по мишеням без выстрела, с упражнения «до промаха», с уменьшенной, полной или удлиненной серией и т. д. Нельзя всякий раз начинать стрельбу с «отработки» трудно усвояемых мишеней, которые не были поражены в прошлой тренировке. Это может способствовать укоренению у стрелков вредного понятия, что одни мишени трудные, другие — легкие.
Влияние тренировки на стречка не заканчивается на
110
стенде, ее воздействие продолжается во время отдыха и даже во время сна.
Ошибка, которую допускал стрелок в прошлой стрельбе, исчезла во время отдыха, что вполне закономерно. Поэтому не всегда полезно стрелять много раз по одной и той же мишени, по которой делается промах. Перерыв в стрельбе даже на короткое время может положительно сказаться на устранении ошибки. Однако это явление не распространяется на новичков.
Самым правильным началом тренировки после разминки будет упражнение в прицеливании по летящим мишеням с условным выстрелом и со спуском курка по стреляным гильзам. С более подготовленными группами тренировку можно начинать непосредственно со стрельбы серии 10—25 без отработок, но под наблюдением тренера.
При такой организации занятий тренеру легче увидеть ошибки, оценить состояние спортсмена и дать персональное задание. Стрелки на такой тренировке лучше могут сосредоточиться на стрельбе и войти в ритм тренировки. Работа тренера на этом не прекращается, он на протяжении всей тренировки следит за правильностью использования данных им указаний и за четкостью исполнения приемов при производстве выстрела.
Иногда полезно начинать тренировку со стрельбы «до промаха» (в соревновательном периоде). Это приучит стрелка к мобилизации внимания и уменьшит возможность срывов в первой серии на соревнованиях. Тренировочные стрельбы могут проводиться с целью отшлифовки отдельных деталей техники стрельбы, выработки быстроты реакции и выносливости, отработки техники стрельбы по отдельным мишеням.
Целевые тренировочные стрельбы чаще всего проводятся с начинающими стрелками, но они могут проводиться в начале спортивного сезона и со спортсменами высших разрядов.
Если у спортсменов в силу каких-либо причин обнаружились недостатки в отдельных деталях стрельбы, то целевые занятия могут проводиться независимо от периода тренировки и должны быть строго индивидуальными.
У спортсменов в значительной степени повышается интерес к тем тренировошым стрельбам, которым при-
ш
дается соревновательный характер. Однако такими стрельбами злоупотреблять не следует. Занятия соревновательного типа среди спортсменов-разрядников необходимы для повышения интенсивности тренировок, для выработки соревновательной выносливости и выдержки. Они будут полезны в конце подготовительного и начале основного периода. Положительное влияние они могут оказать и в отдельных микроциклах по подготовке к различным соревнованиям.
Проводить подобные тренировки можно в виде контрольной стрельбы с зачетом определенного количества мишеней — 10, 15, 25, 50 и т. д., в виде стрельбы до первого промаха и стрельбы, где победителем будет тот, кто не сделал промаха в первой десятке мишеней или в последнем пятке. Лучше всего такие занятия проводить в виде перестрелки, когда каждый стрелок имеет своего конкретного спортивного соперника Вначале команда (шестерка) по жребию делится на две тройки. Каждый спортсмен является соперником в своей тройке. После первой серии (количество мишеней определяет тренер) выявляются победители — кто поразит наибольшее количество мишеней. В случае равенства очков побежденным будет тот, кто допустил промах последним, при равенстве и этого показателя принимается во внимание предпоследний промах и т. д.
Затем эта шестерка разбивается на пары так, чтобы победители в тройках были соперниками между собой, показавшие вторые результаты — между собой и показавшие худшие результаты — между собой.
Во второй серии выявляются победители и определяются последующие места.
Если одновременно тренируются несколько команд, то целесообразно организовать также соревнования между победителями.
Тренировка должна быть разнообразной, так как стрельба по одним и тем же мишеням быстро утомляет стрелка и отрицательно сказывается на спортивном росте.
Наряду с соревновательными тренировками следует организовывать стрельбы по мишеням с повышенной скоростью полета и с предельными углами отклонений как по горизонтали, так и по высоте.
Практика показала, что стрельба по сложным мишеням приносит больше пользы, чем постоянная стрельба
W2
в пределах правил или по нетрудным, с незначительными углами отклонений мишеням. Стрельбой по мишеням с повышенной скоростью полета нужно пользоваться, но надо чередовать ее со стрельбой по более легким мишеням. Увлекаться стрельбой на предельных скоростях полета мишеней не следует, так как при постоянной скоростной тренировке можно потерять плавную стрельбу и приобрести отрицательные навыки.
Полеты мишеней на тренировках разнообразить надо, но всякие отклонения их от нормальных нужно рассматривать как упражнение, преследующее определенную цель. Основная же часть тренировок должна проходить на сходных с теми полетами, которые приняты на соревнованиях.
Одним из методов тренировки может быть стрельба по уменьшенным мишеням, или, как принято их называть, малым мишеням 1.
Малые мишени используются в основном как средство для выработки быстроты реакции и точности стрельбы и повышения эмоционального состояния спортсменов на тренировках.
Для внесения разнообразия в тренировку и для отработки второго выстрела полезно в занятия включить стрельбу по двум одновременно выпущенным мишеням — дублетам, причем на траншейном стенде дублеты следует стрелять, не снижая дальности полетов мишеней.
На круглом стенде дублеты нужно стрелять со всех номеров, в том числе и с восьмого.
Когда объем стрелковой нагрузки достигает предельной величины (100—150 и более мишеней в день), то с целью разрядки и поднятия эмоционального состояния спортсменов можно рекомендовать стрелкам траншейного стенда стрелять одну-две серии на круглом стенде, стрелкам круглого стенда — на траншейном. Однако это надо делать не часто и не накануне крупных соревнований.
Полезно проводить стрельбу на тренировках патронами меньших калибров. Но для этого спортсмен должен иметь ружье с двумя парами стволов: одни стволы ка-
1 Малые мишени изготовляются из тех же материалов, что и обыкновенные мишени Вес их 75—80 г, размер 90X25 мм Высота первого и второю бортиков та же, что и у нормальной мишени
8 М И Поляков
ИЗ
либра 12 (основные), другие тренировочные калибра 20 или 24. Использование патронов малых калибров дает возможность при той же стрелковой нагрузке увеличить количество принимаемых мишеней. Это повышает настрой и вырабатывает у спортсменов устойчивые навыки в более точной стрельбе. Пользоваться другим ружьем не рекомендуется, так как у него могут быть различия в весе, балансе, в размерах ложи или в других деталях, что может отрицательно сказаться на технике стрельбы и на спортивном росте.
Систематический контроль тренеров за всей тренировочной работой как начинающих стрелков, так и мастеров спорта, за совершенствованием техники стрельбы, за искоренением обнаруженных ошибок обязателен.
Еще ни один стрелок не достиг такого мастерства, при котором дальнейшая работа над техникой стрельбы оказалась бы лишней. Без постоянной работы невозможно движение вперед по пути совершенствования спортивного мастерства.
Умение критически подходить к своей работе и анализировать технику стрельбы и методы тренировки — вот пути для спортивного роста стрелка.
Если вначале спортсмен при производстве выстрела допускает много лишних движений, то по мере тренировки лишние движения, а также излишняя напряженность исчезают. Стрелок совершенствуется в координации движений, упражнения им выполняются экономично, в приемах стрельбы вырабатывается автоматизм.
Автоматизм при стрельбе не означает потерю контро-_ ля за правильностью движений. При выполнении приемов стрельбы ошибка автоматически воспринимается как отклонение от установленной нормы, что сразу же отмечается в сознании стрелка. Таким образом, автоматизм способствует осуществлению контроля за техникой стрельбы и позволяет спортсмену переключить внимание на другие элементы, способствующие успешному выстрелу.
В задачу учебно-тренировочных занятий входит не только совершенствование спортивной техники, но и психологическая подготовка стрелка к предстоящим соревнованиям, которая состоит в том, чтобы настроить спортсменов на победу в соревнованиях, научить их не бояться спортивных противников, не страшиться своих высо-
U4
ких результатов и не падать духом при неудачной стрельбе.
Всем спортсменам, которые показывали высокие и рекордные результаты на соревнованиях, известно состояние легкого возбуждения во время стрельбы, характеризующееся появлением пота, незначительным дрожанием в коленях, выступлением на коже мурашек и т. д. У спортсменов оно проявляется неодинаково, но легкое возбуждение во время стрельбы всегда сопутствует хорошим спортивным результатам. Если у стрелка такие явления наступают перед стрельбой каждой серии, такой стрелок психологически подготовлен правильно и готов драться за победу.
Может быть и так, стрелок по своей технической подготовке должен был показать высокий результат, но не сумел реализовать свои возможности, потому что во время соревнований был чрезмерно возбужден и не справился с нервным перенапряжением, в результате — расстройство координации и много промахов.
Бывает, что спортсмен перестает реагировать на соревновательную обстановку, у него появляется безразличие, даже апатия к стрельбе. Это явление чаще всего вызывается тем, что у стрелка рано появилось предстартовое состояние, которое характеризуется повышенной возбудимостью организма, спортсмен «перегорел» до соревнований. За несколько дней до соревнований он плохо спал, потерял аппетит и т. д.
Тренер должен твердо знать, чем ответственнее соревнования, тем раньше наступает у спортсменов предстартовое состояние. С приближением соревнований раннее предстартовое состояние усиливается и может сказаться отрицательно. Особенно сильным возбудителем раннего предстартового состояния является словесное напоминание о предстоящих соревнованиях. Однако нужно иметь в виду, что проводить психологическую подготовку команды необходимо очень умело, осторожно, а главное своевременно. Вряд ли целесообразно перед соревнованиями часто напоминать о них, тем более разбирать и предполагать возможных победителей, собирать заседание секции, как это делают некоторые тренеры. Слишком сильное предстартовое возбуждение, и особенно в последние 3—4 дня перед соревнованиями, может сказать-
8*
115
ся отрицательно, поэтому психологическая подготовка команд должна начинаться задолго до соревнований.
Психологическую работу со спортсменами в команде можно сравнить с настройкой музыкального инструмента: верно натянешь струну — она зазвучит мелодично, перетянешь— лопнет, не дотянешь — будет фальшивить. Так и спортсмен, каждый требует своей настройки перед соревнованием. Сумел тренер правильно психологически подготовить спортсмена к соревнованиям — будут хорошие результаты, не сумел сколотить боеспособный коллектив— на победу рассчитывать трудно.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СБОРОВ
При современном развитии стрелково-стендового спорта показать достаточно высокие спортивные результаты и стать призером на крупных соревнованиях без специальной подготовки почти невозможно. Поэтому в подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям большую роль играют учебно-тренировочные сборы. Стрелки освобождаются на время сборов от служебных обязанностей и в течение 10—20 дней под руководством квалифицированных тренеров проходят специальные тренировки. Тренировка проводится с учетом требований и особенностей соревнований, на которых стрелкам предстоит выступать. Она отличается от обычных занятий своей целенаправленностью, концентрацией внимания на важнейших специфических элементах подготовки. Однако и сборы не решают всех вопросов подготовки. Для более полной подготовки необходимы ежедневная домашняя тренировка с ружьем, систематические (в течение всего года) учебно-тренировочные стрельбы на стенде, участие в контрольных стрельбах и соревнованиях, а главное — регулярная общефизическая подготовка, которая может включать ходьбу на лыжах и коньки, кроссы и спортивные игры, охоту, рыбную ловлю и другие виды активного отдыха.
Нельзя забывать, что из года в год усложняются условия стендовой стрельбы. В настоящее время заброс мишеней увеличился на траншейном стенде до 85 м, на круглом — до 75 м. Это требует от спортсменов серьезной дополнительной работы по технике стрельбы.
116
Чтобы стрелки к началу сборов имели хорошую спортивную форму, необходимо за два-три месяца до сборов дать всем спортсменам, приглашенным на сборы, конкретные задания по подготовке их на местах к предстоящим тренировкам.
Обычно на сборы пршлашают больше стрелков, чем требуется для зачета. Делается это для того, чтобы тренеры имели возможность выбрать для команды спортсменов, имеющих лучшую спортивную форму. До начала сборов составляется учебно-тренировочный план и расписание занятий. В плане предусматриваются примерная нагрузка на каждого стрелка, контрольные стрельбы, отдых и т. д. Кроме того, намечаются необходимые культурно-массовые мероприятия, проводимые в свободные от тренировок дни и часы, и мероприятия по организации активного отдыха. На сборы следует приглашать наиболее опытных тренеров, при этом каждый тренер должен работать с группой из 6—8 человек, не более, в одном упражнении.
В начале работы на сборах очень важно правильно определить объем тренировок для каждого стрелка. Дело в том, что не каждый стрелок способен ежедневно выдерживать большую нагрузку, примерно по 100 мишеней. Одни стрелки перед сборами из-за занятости по службе мало тренировались на стенде, другие регулярно стреляли. Следовательно, у спортсменов будет явное различие в подготовке. Значит, и нагрузку на сборах надо устанавливать не общую, а индивидуальную для каждого спортсмена.
Чем меньше спортсмен стрелял до сборов, тем меньше следует давать ему нагрузку на сборах. Высокий тренировочный объем можно давать только тем стрелкам, которые до сборов имели хороший уровень подготовки.
Часто приходится наблюдать, как спортсмены, имея хорошие результаты в стрельбе в первые дни тренировок, в конце сборов снижают свои показатели. Это происходит потому, что организм стрелка за короткий срок пребывания на сборах не справляется с большой нагрузкой. Как известно, перегрузка прежде всего отражается на центральной нервной системе — происходит расстройство координации движений.
Нагрузка стрелка должна быть посильной, увеличивать ее надо постепенно и всегда чередовать с отдыхом.
117
Это главное методическое правило никогда нельзя нарушать.
На сборах можно рекомендовать такой примерный план тренировок.
1-й день — произвольная стрельба (50 мишеней);
2-й день — тренировка (50—100 мишеней);
3-й день — тренировка (75—125 мишеней);
4-й день — отдых;
5-й день — тренировка (75—125 мишеней);
6-й день — тренировка (100—150 мишеней);
7-й день — отдых;
8-й день — контрольная стрельба (100 мишеней);
9-й день — тренировка (50—100 мишеней);
10-й день — отдых перед соревнованиями.
В случае когда сборы проходят в одном городе, а соревнования в другом, выезд на соревнования назначается на последний день сборов.
Для ознакомления спортсменов с новым стендом, где будут проходить соревнования, важно провести на нем одну-две дополнительные тренировки с нагрузкой по 50—75 мишеней в каждой.
Можно предложить план сборов и на 6 стрелковых дней при десятидневных сборах, где днями отдыха будут третий, шестой, девятый и десятый, а контрольные стрельбы проводятся на седьмой день занятий. Объем дневной нагрузки можно оставить тот же, что и в первом варианте. Последний вариант хорош тем, что он предусматривает больше отдыха перед соревнованиями. Таким планом можно воспользоваться тем командам, которые до сборов тренировались мало и нерегулярно. На десятидневные сборы нужно планировать по 500— 600 мишеней на каждого стрелка и соответствующее количество боеприпасов по установленной норме.
При проведении более длительных сборов (15— 20 дней и более) к объему нагрузки следует относиться еще строже. Следует наблюдать за каждой тренировкой стрелка, особенно за темпом стрельбы, реакцией и его самочувствием. Особый контроль должен быть установлен за подготовкой тех стрелков, которые не имели до сборов регулярной тренировки. Главное при продолжительных сборах — это не допустить перетренировок спортсменов, поэтому целесообразно через каждые два-три дня занятии предоставлять стрелкам отдых. Объем нагрузки,
118
как и при десятидневных сборах, должен быть в пределах 50—150 мишеней на стрелка в день. Однако нагрузка устанавливается в строгой зависимости от индивидуальной способности спортсмена и его подготовленности. Если качество тренировки у стрелка повышается, нагрузку можно увеличить, если же намечается снижение результатов стрельбы или ухудшается самочувствие спортсмена, объем его нагрузки снижается или тренировка прекращается совсем.
Не менее важное значение на сборах имеет определение интенсивности тренировок. Под интенсивностью тренировок следует понимать все тренировочные стрельбы, связанные с получением максимального результата.
На сборах интенсивность тренировок следует ограничить контрольными стрельбами и стрельбами по заданию тренера, например, пройти серию без промаха или не сделать промаха в первой или последней десятке серии и т. д. Полезно включить в тренировку и упражнения «до промаха». Но ни в коем случае нельзя допускать на сборах соперничества за право участия в соревнованиях или за место в зачетной команде. Это может привести к изнурению спортсменов и снижению или даже потере спортивной формы.
Чтобы исключить подобные явления, целесообразно до начала сборов или в первые дни определить и объявить участникам сборов зачетный состав команды и запасных. Это полезно делать тем тренерам, у которых спортсмены на протяжении длительного времени тренировались совместно, так как их спортивные показатели хорошо известны тренерскому составу.
Если зачетная команда формируется только по результатам контрольной стрельбы, нужно объявить участникам сборов, что стрельбы, предшествующие контрольной, при определении состава зачетной команды не будут приниматься во внимание. Можно поступить и по-другому. Если среди стрелков, вызванных на сбор, имеются спортсмены высокого класса и их участие в составе зачетных стрелков команды не вызывает сомнений, то в начале тренировочных занятий следует объявить, что такие-то стрелки зачисляются в состав команды, а остальные будут отбираться по результатам контрольной стрельбы.
В зависимости от обстановки можно использовать любой из рекомендованных способов отбора команды, имея главной целью обеспечение на сборах планомерной учебно-тренировочной работы и совершенствование техники стрельбы.
При планировании сборов следует серьезно обдумать распорядок дня, организацию отдыха в свободные от тренировок часы и дни, а также организацию питания спортсменов. Составляя распорядок дня, надо учитывать, чтобы на сон стрелкам отводилось не менее 8 час, а тренировки начинались не раньше чем через час-полтора после приема пищи Утренняя физическая зарядка должна проводиться организованно в течение 20-^30 мин. После физической зарядки полезно выделять 10—15 мин для самостоятельной тренировки с ружьем.
При приезде спортсменов на сборы нужно проверить у них техническое состояние и подгонку оружия. Ружейный мастер должен отладить спуски курков, осмотреть бойки, пружины и т. д. При необходимости следует удлинить или укоротить ложу, изменить угол пятки приклада. Более сложную подгонку на сборах делать не рекомендуется, так как это может нарушить параметры ружья и вызвать изменение техники стрельбы, для освоения которой потребуется длительное время.
Немаловажное значение имеют боеприпасы. Перед началом сборов следует выяснить, кто какими патронами будет стрелять. Желательно проверить их на пристрелочных площадках. На тренировках и на соревнованиях патроны должны быть одной партии.
Тренировочные стрельбы на сборах целесообразно проводить командами, но при условии, чтобы одновременно находилось на площадке и стреляло не более 6 человек. Если число спортсменов больше, стрельба организуется потоками. Не исключаются занятия и с одним или двумя стрелками. Техника стрельбы отрабатывается индивидуально Тренер обязан контролировать каждый выстрел спортсмена, анализировать технику стрельбы, сопоставлять с предыдущей стрельбой и давать свои рекомендации.
Трудно найти спортсмена, у которого не было бы погрешностей в технике стрельбы, да и предела в ее совершенствовании нет. Значит, у каждого стрелка можно найти ошибки. Но ошибка ошибке рознь. Одна легко
120
исправима и существенно не отражается на технике стрельбы, другая более серьезная и требует времени для исправления. Все это тренер должен учитывать и добиваться исправления прежде всего тех недостатков и ошибок, которые могут отрицательно сказаться на результатах стрельбы на ближайших соревнованиях. Нельзя исправлять на сборах ошибки в технике стрельбы, на отработку которых потребуется длительное время. Такие исправления надо делать в переходный или подготовительный период.
Часто бывает так, что спортсмен на тренировках делает промахи по одной и той же мишени несколько раз подряд. В этом случае тренеру следует быть осторожным при исправлении ошибки стрелка, так как сосредоточение внимания на промахе может вызвать у стрелка боязнь этой мишени.
Часто тренер вместо того чтобы спокойно разобраться в причинах промаха, заставляет стрелка несколько раз подряд принять одну и ту же мишень. Хорошо, если причина ошибки найдена и спортсмен быстро ее исправит, но бывает и так, что стрелок не находит причины ошибки, и, принимая одну и ту же мишень, несколько раз подряд продолжает делать промахи. И тогда начинаются поиски, меняется изготовка к стрельбе, убыстряется темп стрельбы, нередко изменяются даже размеры ложи ружья. Все это в конечном счете приводит к тому, что спортсмен теряет уверенность в стрельбе не только по этой мишени, но и по другим.
Отрабатывать технику стрельбы по отдельным мишеням нужно и даже необходимо, можно практиковать и повторные стрельбы по непораженным мишеням, но делать это надо осторожно.
Нельзя разрешать стрелять, особенно малоопытным спортсменам, по одной и той же мишени более двух-трех раз подряд, если при стрельбе по ней все время допускается промах. В этом случае надо сделать перерыв, чтобы у стрелка не закрепилась ошибка, допускаемая при стрельбе. После перерыва можно повторить стрельбу, но ее лучше начать с другой мишени, а не с той, по которой был сделан промах.
Тренировка на сборах при стрельбе по 75—100 мишеням должна продолжаться не менее четырех часов. Перерывы между сериями следует устанавливать в преде-
121
лах часа. За это время стрелки могут хорошо отдохнуть и со свежими силами продолжать стрельбу. Регламент тренировочных стрельб должен быть примерно таким же, каким он будет на соревнованиях. Это необходимо для того, чтобы уже на сборах настроить спортсменов на ритм соревнований.
Тренироваться на сборах надо по мишеням с более сложным полетом и во всяком случае не ниже требований правил соревнований. Как показывает опыт, спортсмен значительно лучше чувствует себя, когда на соревнованиях полет мишеней бывает несколько слабее, чем он был на тренировках, и наоборот, стрелки теряются и выступают на соревнованиях значительно хуже, если на сборах полет мишеней был слабый, не соответствовал правилам соревнований.
В задачу сбора входит не только повысить спортивные результаты, но и добиться их стабильности.
Как показывает опыт, тренировочные занятия на сборах способствуют повышению спортивных результатов не только отдельных стрелков, но и команды в целом. В итоге окончательно уточняется состав команды, которая будет выступать на предстоящих стрелковых соревнованиях.
Определить правильный состав команды — это большое искусство. При отборе команды надо учитывать показатели спортсменов в других соревнованиях. При определении «зачетников» старшему тренеру следует советоваться с другими тренерами, с капитаном команды, а иногда и с отдельными стрелками.
В последние два-три дня перед соревнованиями особое внимание следует обращать на организацию досуга спортсменов. Организуя отдых, тренеры должны учитывать и личные желания стрелков. Можно рекомендовать выезды за город и другие развлечения, но в любом случае в дни отдыха распорядок дня, и особенно часы сна, должен строго соблюдаться.
На сборах должны быть строгий порядок и хорошая дисциплина, что в конечном счете способствует успешному выступлению стрелков на соревнованиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ
Планирование в спортивной практике делится на перспективное (на несколько лет), текущее (на год), опера-
122
тивное (на месяц или на неделю) и специальное (на подготовку к определенным соревнованиям или на проведение сборов).
Перспективное планирование. Перспективные планы лучше всего составлять на четыре года: от одной Спартакиады народов СССР до другой или от одних Олимпийских игр до других. За этот же срок в стендовой стрельбе спортсмену можно пройти путь от стрелка третьего разряда до мастера спорта СССР.
В основу многолетней подготовки спортсменов-разрядников должно быть положено повторение примерно одинаковых годичных циклов, но с постоянным увеличением из года в год объема тренировок и интенсивности нагрузок.
Перспективным планированием намечается лишь основная линия в решении задач всесторонней подготовки спортсмена, ориентируясь на которую можно осуществлять текущее планирование. Перспективное планирование может быть рекомендовано со второго или третьего года занятий стрелково-стендовым спортом. В индивидуальном перспективном плане, составленном для спортсмена-разрядника с целью выполнения им нормативов мастера спорта, должны найти отражение такие вопросы, как: уровень технического мастерства, общая и специальная физическая подготовка, соревнования, на которых спортсмен должен выполнить очередные классификационные нормативы.
Перспективные планы составляют как для группы спортсменов или сборной команды (округа, города, республики), так и для одного стрелка. Групповой план должен содержать общие данные, которые могли бы распространяться на всех спортсменов. В индивидуальном плане общие положения конкретизируются с учетом особенностей каждого стрелка.
Перспективный план должен состоять из следующих разделов:
-
краткая характеристика команды (группы) или
спортсмена;
-
основные задачи и цели многолетней подготовки;
-
циклы (годичные) учебно-тренировочного про
цесса;
-
распределение занятий, соревнований и отдыха в
каждом цикле (году);
123
-
спортивно-технический показатель по годам,
-
обеспечение боеприпасами — количество патронов
и мишеней, выделяемых в каждом годичном цикле;
-
контрольные нормативы по общефизической подго
товке и по отработке условных выстрелов;
-
другие данные медицинский контроль, вопросы
воспитательной работы, подбора и подгонки оружия
и т д.
При составлении перспективного плана тренеру надо твердо знать возможности в посещении занятий, данные врачебного контроля, а также функциональные и физические возможности спортсмена.
Текущее планирование (годовые планы). Годовые учебно-тренировочные планы составляются для сборных команд или отдельных групп спортсменов, а также для каждого стрелка, состоящего в сборной команде или в стрелково-стендовой секции
Добиться высоких результатов в стрельбе можно лишь систематической круглогодичной тренировкой, основанной на научном планировании, правильном чередовании стрелковой нагрузки с общефизической подготовкой и отдыхом, с трудовой или учебной деятельностью.
В стендовом спорте текущее планирование осуществляется на основе одного тренировочного цикла в году, состоящего из подготовительного, основного (соревновательного) и переходного периодов. Такое построение годичного цикла наиболее полно отвечает специфике этого вида спорта
Основная цель годового плана — увязать учебно-тренировочную работу с календарем соревнований, выделить главные задачи в текущем году и исходя из этого правильно распределить нагрузки на стрелков и расходовать боеприпасы в течение года. В качестве примера может быть рекомендован следующий годовой план
ГОДОВОЙ ПЛАН
(тренировочная работа сборной команды) Задачи
-
Обеспечить завоевание первых мест в командных
зачетах на соревнованиях (перечислить соревнования).
-
Повысить рост спортивного мастерства членов
команды: подтверждение мастера спорта СССР (указать,
124
Надо иметь в виду, что нагрузка как по объему, так и по интенсивности будет зависеть от контингента занимающихся. У начинающих стрелков максимальные нагрузки в недельном цикле должны составлять не более 50 мишеней (а может и совсем ее не быть), а у спортсменов, членов сборных команд округов и Вооруженных Сил, максимальные нагрузки могут достигать 150 мишеней.
При составлении расписания надо учитывать не только количество занятий и нагрузку, но и трудовую, и учебную деятельность спортсменов. В зависимости от возможностей занимающихся предусматривается два варианта расписания: для одних с 2—3 занятиями в неделю, для других с 4—5. Для членов сборной команды можно составлять специальные расписания, отражая в них индивидуальные возможности.
Годовой учебно-тренировочный план сборной команды или группы стрелков должен обсуждаться на тренерском совете с последующим утверждением вышестоящим органом.
Очень важно, чтобы годовые учебно-тренировочные планы и расписания размножались и выдавались стрелкам на руки. Кроме того, на каждого члена сборной команды разрабатываются индивидуальные (личные) планы, которые дают возможность спортсменам наиболее плодотворно использовать свои возможности в учебно-тренировочной работе.
Примером такого планирования может служить план, по которому работает член сборной команды Вооруженных Сил Советского Союза заслуженный мастер спорта П. Сеничев.
Личный план заслуженного мастера спорта П. Сеничев а:
1. Задачи в 197... г.:
Достигнуть отличного уровня спортивной подготовленности к первенству Европы, чемпионату СССР и к первенству мира.
Показать результаты: в июне на первенстве Европы— 194 из 200 (1—4 место), в августе на чемпионате СССР —195 из 200 (1—2 место), в сентябре на первенстве мира — 196 из 200 (1—4 место).
2. Схема распределения объема тренировок, интен
сивности нагрузки и участия в соревнованиях по меся
цам (рис. 31).
128
В такой же последовательности план составляется на основной и переходный периоды тренировок.
Основной период у П. Сеничева продолжается с мая по сентябрь и насыщен крупными соревнованиями. На каждое соревнование он планирует возможный результат и место в личном зачете. В период между соревнованиями Сеничев проводит тренировки с нагрузкой от 50 до 150 мишеней. Количество тренировок у него колеблется от 12 до 16 в месяц.
Переходный период он планирует на 3 месяца (октябрь, ноябрь и декабрь), отдых от стрельбы — с середины ноября и по январь.
В примечаниях к плану П. Сеничев особо подчеркивает значение планомерной работы по выполнению всех заданий в подготовительном периоде, а также занятий физической подготовкой, домашней работы с ружьем, выполнения режима на протяжении всего года.
На протяжении ряда лет план Сеничева оказывался настолько реальным, что выполнялся без всяких отклонений и в тренировках, и в результатах соревнований.
Принцип построения такого плана может быть использован всеми стрелками, однако содержание его для каждого спортсмена должно быть строго индивидуальным.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Спортивную тренировку наиболее рационально проводить по периодам. Такими периодами принято считать подготовительный, основной и переходный.
Решающее значение в годичном тренировочном цикле имеет правильное построение подготовительного периода, который обычно длится четыре месяца (с января по апрель), но может быть несколько меньшим или несколько большим. Это зависит ог начала главных соревнований года. Если, например, розыгрыш Кубка СССР назначается на первые числа апреля, то подготовительный период может быть ограничен тремя месяцами, но тогда он должен быть форсированным или начинаться несколько раньше. В некоторых климатических зонах подготовительный период может начинаться с декабря или даже с ноября.
В подготовительном периоде углубленно совершенствуется спортивная подготовка, по которой определяет-
э* 131
ся классификация стрелка. Так, для новичков, поступивших на курсы подготовки спортсменов-разрядников, это будет этап изучения теории стрельбы, приемов изготовки к выстрелу, тренировки с ружьем в производстве условных выстрелов, боевой стрельбы небольшими сериями (по 5—10 мишеней), а для спортсменов-разрядников это будет этап подготовки к выполнению норматива очередного разряда или классификационной нормы кандидата или мастера спорта.
На первом этапе подготовительного периода независимо от мастерства спортсмена тщательнейшим образом совершенствуется техника владения оружием. Этот этап характеризуется большой работой над устранением недостатков, выявленных в соревнованиях предшествующего годичного цикла, и над повышением общего физического развития.
Физическая подготовка осуществляется здесь путем включения в каждое занятие работы с ружьем. Она заключается в производстве условных выстрелов с нагрузкой, превышающей в 2—3 раза количество боевых выстрелов. Кроме того, в каждом недельном цикле необходимо выделять один день при трех тренировках и 2 дня при 4—5 тренировках в неделю для занятий только физической подготовкой.
Особенности тренировок в подготовительном периоде в значительной степени определяются задачами, которые стоят перед спортсменами на данном этапе работы. В подготовительный период нужно постепенно восстанавливать навыки, утраченные за время отдыха, работать над техникой стрельбы, стремясь к восстановлению спортивной формы. Этот период у большинства спортсменов протекает так: довольно легкая стрельба и высокий результат в начале периода, затем наступает спад, который держится более или менее продолжительное время, после чего при правильной постановке тренировок идет постепенное и закономерное восстановление спортивной формы. Объясняется это тем, что после перерыва спортсмен приходит на стенд отдохнувшим, но не тренированным, поэтому после нескольких стрельб он утомляется и снижает результат. Последующие же тренировки ведут к увеличению выносливости и к улучшению результатов. Для этого периода характерно чередование очень точных выстрелов с грубыми промахами
132
Стрелок еще не способен равномерно и с одинаковым успехом сосредоточивать свое внимание на каждой мишени от начала и до конца серии.
Нельзя допускать на этом этапе стрельбу только на результат, потому что тогда стрелок на второй план отнесет работу над техникой и будет постоянно стремиться к высокому результату на тренировках. Нередки случаи, когда спортсмены, не понимая закономерности спада результата, в этот период начинают менять приемы стрельбы.
Если спортсмены на каждой тренировке будут сами проверять всевозможные методы стрельбы, то положительных результатов от этого не будет. Каждый стрелок должен стремиться к полному однообразию в выполнении приемов, к постепенной отшлифовке своего мастерства.
Если изменение каких-либо элементов в технике стрельбы вызывается необходимостью, то нужно обязательно посоветоваться с тренером и вместе найти наиболее рациональные приемы, а затем настойчиво работать над ними. Итак, работа над техникой, постепенное увеличение тренировочных нагрузок, выработка однообразия движений ружьем и корпусом, однообразной реакции на вылет мишени, одинакового, достаточно быстрого темпа стрельбы и составляет особенность подготовительного периода. Время от времени необходимо выполнять упражнения на полную мобилизацию внимания, ставить перед стрелками задачу на стрельбу от нескольких мишеней или одной серии в начале периода до полной дневной нормы в конце периода, т. е. постоянно повышать интенсивность тренировки.
Промахи в начале сезона бывают по разным мишеням Например, сегодня у большинства были промахи по правым мишеням, завтра — по левым или прямым. Отсюда можно сделать вывод, что в начальный период нецелесообразно делать упор на какие-то определенные мишени, а надо стрелять все мишени подряд. В подготовительный период нужно больше уделять внимания домашней тренировке с ружьем и тренировке по учебным мишеням без выстрела Контрольные стрельбы нецелесообразно проводить до тех пор, пока стрелки не приобретут некоторую спортивную форму.
У стрелков высокого класса с многолетним опытом и
133
не одним десятком тысяч принятых мишеней многие закономерности менее заметны. Каждый такой стрелок является ярко выраженной индивидуальностью, и было бы ошибочным заимствовать у них методику тренировки. Например, заслуженный мастер спорта О. Лосев иногда, не уходя с площадки, принимал до 200 мишеней, заслуженный мастер спорта Н. Дурнев за неделю производил более 1000 выстрелов, однако такая нагрузка на тренировках не мешала им отлично выступать на соревнованиях.
Важно, чтобы тренер вовремя разъяснил молодым стрелкам, что для них приемлемо и что вредно, а главное— чтобы в этот период нагрузка отвечала уровню тренированности спортсмена и возрастала постепенно.
Тренировочная работа в основном периоде. Главной работой в этом периоде является доведение спортивной формы стрелка до самого высокого уровня, сохранение ее на этом уровне и дальнейшее совершенствование техники стрельбы. В начальной стадии основного периода продолжается рост объема и интенсивности тренировок. Непосредственно перед соревнованиями нагрузка снижается.
Внимательная проверка техники выполнения стрелковых приемов каждым спортсменом должна стать ведущей методической формой тренировки. К этому периоду у спортсменов должна появиться плавность в выполнении приемов при достаточно быстром темпе стрельбы и с хорошей результативностью поражения целей.
Для усиления общей физической подготовки необходимо проводить мероприятия, способствующие активному отдыху и быстрейшему восстановлению организма, преодолению нервного утомления (охота, рыбная ловля, туризм, кроссы и т. д.). Благотворно сказываются на восстановлении физических сил спортивные игры, организуемые после тренировок в стрельбе или в часы досуга.
Особенность тренировок в этом периоде состоит в том, что объем тренировок в начальной стадии достигает максимума, а затем постепенно снижается. Интенсивность тренировок продолжает увеличиваться за счет усложнения условий стрельбы (увеличение углов полета и дальности заброса мишеней, задания на результат и т. д.). Обращается внимание на выработку у стрелков выносливости, вводятся упражнения на стрельбу удли-
134
ненными сериями, проводятся тренировки с полной нагрузкой в течение двух-трех дней подряд, организуются контрольные стрельбы (если долгое время нет соревнований). При установлении тренировочных нагрузок необходимо учитывать возможности каждого спортсмена.
Каждый недельный цикл на этом этапе важно начинать после полного восстановления работоспособности организма. Перед наиболее ответственными соревнованиями (за 7—10 дней) следует несколько снизить объем тренировок, а за 2—3 дня до соревнований тренировки должны быть прекращены, если же они вызываются необходимостью, то проводятся с небольшой нагрузкой (50—75 мишеней за день) и без напряжений с целью ознакомления с фоном стрельбы и условиями полетов мишеней.
Если спортсмен задолго до соревнований добился хорошей спортивной формы, лучше временно снизить тренировочные нагрузки, а затем, уже ближе к соревнованиям, постепенно повысить их.
Довольно часто в этот период у стрелков наступает состояние перетренированности. Признаками такого состояния могут быть отсутствие чувства удовлетворения, которым обычно сопровождаются занятия и тренировки, и ухудшение координации движений. У спортсмена отмечается вялость, потеря аппетита, чрезмерная сонливость днем и неспокойный сон ночью, повышенная возбудимость и т. д.
Очень часто, несмотря на упавший результат, спортсмен продолжает усиленно тренироваться в надежде восстановить утраченную легкость и результативность, а это приводит к еще большему переутомлению организма, и в первую очередь нервной системы. Явление перетренированности чаще отмечается у лиц, пренебрегающих планом тренировок, своевременным отдыхом и т. д.
Кроме перетренировки могут быть и другие причины снижения спортивной формы — болезнь, неприятности дома, на работе, нездоровые отношения с товарищами по команде и т. д., все это тренер должен учитывать.
В случае появления симптомов перетренированностч необходимо понизить нагрузки и увеличить периоды ог-дыха, а при резко выраженном переутомлении надо временно прекратить стрельбу, заменив ее активным отдыхом.
135
Ввиду того что наивысшую спортивную форму сохранить длительное время довольно трудно, надо в период наиболее ответственных соревнований строить свою работу по принципу микроциклов. Основной период надо разделять на несколько фаз: фазу отдыха, подготовительную фазу с постепенным увеличением нагрузок до максимальных и затем вновь фазу снижения нагрузок непосредственно перед выступлением на соревнованиях.
Для спортсменов, легко вступающих в состояние перетренировки, очевидно, этот принцип будет наиболее приемлемым при работе в основном периоде. Наиболее полноценным методом подготовки спортсменов к соревнованиям считаются учебно-тренировочные сборы. Они являются своего рода микроциклами в соревновательном периоде.
Переходный период. Главной задачей учебно-тренировочной работы в переходный период является обеспечение полноценного отдыха после напряженной работы в предшествующие периоды при минимальной утрате приобретенных навыков в технике стрельбы и подведение стрелка к новому годичному циклу с хорошим состоянием здоровья и высоким уровнем функциональных возможностей организма. Эта задача решается средствами активного отдыха.
Характерными чертами работы этого периода являются: снижение тренировочных нагрузок с увеличением интервалов между тренировками (стрельбами), увеличение количества занятий по общей физической подготовке. В работе над техникой стрельбы упор делается на работу с ружьем в домашней обстановке. Желательно, чтобы очередные отпуска спортсменов планировались на этот период и проводились на свежем воздухе при достаточно высоких физических нагрузках (кроссы, охота, рыбная ловля и т. д.).
Переходный период целесообразно использовать для более точной подгонки оружия или замены его. Если спортсмена не удовлетворяет стиль или техника стрельбы, в этот период надо искать наиболее рациональные приемы стрельбы, а также произвести пристрелку оружия, подобрать боеприпасы, приобрести или заменить стрелковую одежду и т. д.
Все эти эксперименты должны проводиться при непосредственном участии тренера и закончиться к началу подготовительного периода.
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10 ... страница 12 | страница 13
|