Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10 ... страница 12 | страница 13

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Независимо от классификации спортсменов и их под­готовленности учебно-тренировочную работу на стенде надо каждый раз начинать с подготовительных упраж­нений — разминки.

После разминки занятия по стрельбе на стенде могут начинаться с тренировки по мишеням без выстрела, с упражнения «до промаха», с уменьшенной, полной или удлиненной серией и т. д. Нельзя всякий раз начинать стрельбу с «отработки» трудно усвояемых мишеней, ко­торые не были поражены в прошлой тренировке. Это может способствовать укоренению у стрелков вредного понятия, что одни мишени трудные, другие — легкие.

Влияние тренировки на стречка не заканчивается на

110

стенде, ее воздействие продолжается во время отдыха и даже во время сна.



Ошибка, которую допускал стрелок в прошлой стрельбе, исчезла во время отдыха, что вполне законо­мерно. Поэтому не всегда полезно стрелять много раз по одной и той же мишени, по которой делается промах. Перерыв в стрельбе даже на короткое время может по­ложительно сказаться на устранении ошибки. Однако это явление не распространяется на новичков.

Самым правильным началом тренировки после раз­минки будет упражнение в прицеливании по летящим мишеням с условным выстрелом и со спуском курка по стреляным гильзам. С более подготовленными группами тренировку можно начинать непосредственно со стрель­бы серии 10—25 без отработок, но под наблюдением тренера.

При такой организации занятий тренеру легче уви­деть ошибки, оценить состояние спортсмена и дать пер­сональное задание. Стрелки на такой тренировке лучше могут сосредоточиться на стрельбе и войти в ритм тре­нировки. Работа тренера на этом не прекращается, он на протяжении всей тренировки следит за правильно­стью использования данных им указаний и за четкостью исполнения приемов при производстве выстрела.

Иногда полезно начинать тренировку со стрельбы «до промаха» (в соревновательном периоде). Это при­учит стрелка к мобилизации внимания и уменьшит воз­можность срывов в первой серии на соревнованиях. Тре­нировочные стрельбы могут проводиться с целью отшли­фовки отдельных деталей техники стрельбы, выработки быстроты реакции и выносливости, отработки техники стрельбы по отдельным мишеням.

Целевые тренировочные стрельбы чаще всего прово­дятся с начинающими стрелками, но они могут прово­диться в начале спортивного сезона и со спортсменами высших разрядов.

Если у спортсменов в силу каких-либо причин обна­ружились недостатки в отдельных деталях стрельбы, то целевые занятия могут проводиться независимо от пе­риода тренировки и должны быть строго индивидуаль­ными.

У спортсменов в значительной степени повышается интерес к тем тренировошым стрельбам, которым при-

ш

дается соревновательный характер. Однако такими стрельбами злоупотреблять не следует. Занятия соревно­вательного типа среди спортсменов-разрядников необхо­димы для повышения интенсивности тренировок, для вы­работки соревновательной выносливости и выдержки. Они будут полезны в конце подготовительного и начале основного периода. Положительное влияние они могут оказать и в отдельных микроциклах по подготовке к раз­личным соревнованиям.

Проводить подобные тренировки можно в виде кон­трольной стрельбы с зачетом определенного количества мишеней — 10, 15, 25, 50 и т. д., в виде стрельбы до первого промаха и стрельбы, где победителем будет тот, кто не сделал промаха в первой десятке мишеней или в последнем пятке. Лучше всего такие занятия проводить в виде перестрелки, когда каждый стрелок имеет своего конкретного спортивного соперника Вначале команда (шестерка) по жребию делится на две тройки. Каждый спортсмен является соперником в своей тройке. После первой серии (количество мишеней определяет тренер) выявляются победители — кто поразит наибольшее ко­личество мишеней. В случае равенства очков побежден­ным будет тот, кто допустил промах последним, при ра­венстве и этого показателя принимается во внимание предпоследний промах и т. д.

Затем эта шестерка разбивается на пары так, чтобы победители в тройках были соперниками между собой, показавшие вторые результаты — между собой и пока­завшие худшие результаты — между собой.

Во второй серии выявляются победители и опреде­ляются последующие места.

Если одновременно тренируются несколько команд, то целесообразно организовать также соревнования меж­ду победителями.

Тренировка должна быть разнообразной, так как стрельба по одним и тем же мишеням быстро утомляет стрелка и отрицательно сказывается на спортивном росте.

Наряду с соревновательными тренировками следует организовывать стрельбы по мишеням с повышенной ско­ростью полета и с предельными углами отклонений как по горизонтали, так и по высоте.

Практика показала, что стрельба по сложным мише­ням приносит больше пользы, чем постоянная стрельба

W2

в пределах правил или по нетрудным, с незначительны­ми углами отклонений мишеням. Стрельбой по мишеням с повышенной скоростью полета нужно пользоваться, но надо чередовать ее со стрельбой по более легким мише­ням. Увлекаться стрельбой на предельных скоростях по­лета мишеней не следует, так как при постоянной ско­ростной тренировке можно потерять плавную стрельбу и приобрести отрицательные навыки.

Полеты мишеней на тренировках разнообразить надо, но всякие отклонения их от нормальных нужно рассмат­ривать как упражнение, преследующее определенную цель. Основная же часть тренировок должна проходить на сходных с теми полетами, которые приняты на сорев­нованиях.

Одним из методов тренировки может быть стрельба по уменьшенным мишеням, или, как принято их назы­вать, малым мишеням 1.

Малые мишени используются в основном как средство для выработки быстроты реакции и точности стрельбы и повышения эмоционального состояния спортсменов на тренировках.

Для внесения разнообразия в тренировку и для от­работки второго выстрела полезно в занятия включить стрельбу по двум одновременно выпущенным мишеням — дублетам, причем на траншейном стенде дублеты следу­ет стрелять, не снижая дальности полетов мишеней.

На круглом стенде дублеты нужно стрелять со всех номеров, в том числе и с восьмого.

Когда объем стрелковой нагрузки достигает предель­ной величины (100—150 и более мишеней в день), то с целью разрядки и поднятия эмоционального состояния спортсменов можно рекомендовать стрелкам траншейно­го стенда стрелять одну-две серии на круглом стенде, стрелкам круглого стенда — на траншейном. Однако это надо делать не часто и не накануне крупных соревнова­ний.

Полезно проводить стрельбу на тренировках патро­нами меньших калибров. Но для этого спортсмен должен иметь ружье с двумя парами стволов: одни стволы ка-

1 Малые мишени изготовляются из тех же материалов, что и обыкновенные мишени Вес их 75—80 г, размер 90X25 мм Высота первого и второю бортиков та же, что и у нормальной мишени

8 М И Поляков

ИЗ

либра 12 (основные), другие тренировочные калибра 20 или 24. Использование патронов малых калибров дает возможность при той же стрелковой нагрузке увели­чить количество принимаемых мишеней. Это повышает настрой и вырабатывает у спортсменов устойчивые навы­ки в более точной стрельбе. Пользоваться другим ру­жьем не рекомендуется, так как у него могут быть раз­личия в весе, балансе, в размерах ложи или в других деталях, что может отрицательно сказаться на технике стрельбы и на спортивном росте.

Систематический контроль тренеров за всей трениро­вочной работой как начинающих стрелков, так и масте­ров спорта, за совершенствованием техники стрельбы, за искоренением обнаруженных ошибок обязателен.

Еще ни один стрелок не достиг такого мастерства, при котором дальнейшая работа над техникой стрельбы оказалась бы лишней. Без постоянной работы невозмож­но движение вперед по пути совершенствования спортив­ного мастерства.

Умение критически подходить к своей работе и ана­лизировать технику стрельбы и методы тренировки — вот пути для спортивного роста стрелка.

Если вначале спортсмен при производстве выстрела допускает много лишних движений, то по мере трени­ровки лишние движения, а также излишняя напряжен­ность исчезают. Стрелок совершенствуется в координа­ции движений, упражнения им выполняются экономично, в приемах стрельбы вырабатывается автоматизм.

Автоматизм при стрельбе не означает потерю контро-_ ля за правильностью движений. При выполнении при­емов стрельбы ошибка автоматически воспринимается как отклонение от установленной нормы, что сразу же отмечается в сознании стрелка. Таким образом, автома­тизм способствует осуществлению контроля за техникой стрельбы и позволяет спортсмену переключить внимание на другие элементы, способствующие успешному вы­стрелу.

В задачу учебно-тренировочных занятий входит не только совершенствование спортивной техники, но и пси­хологическая подготовка стрелка к предстоящим сорев­нованиям, которая состоит в том, чтобы настроить спорт­сменов на победу в соревнованиях, научить их не боять­ся спортивных противников, не страшиться своих высо-

U4

ких результатов и не падать духом при неудачной стрельбе.

Всем спортсменам, которые показывали высокие и ре­кордные результаты на соревнованиях, известно состоя­ние легкого возбуждения во время стрельбы, характери­зующееся появлением пота, незначительным дрожанием в коленях, выступлением на коже мурашек и т. д. У спортсменов оно проявляется неодинаково, но легкое возбуждение во время стрельбы всегда сопутствует хо­рошим спортивным результатам. Если у стрелка такие явления наступают перед стрельбой каждой серии, такой стрелок психологически подготовлен правильно и готов драться за победу.

Может быть и так, стрелок по своей технической под­готовке должен был показать высокий результат, но не сумел реализовать свои возможности, потому что во время соревнований был чрезмерно возбужден и не спра­вился с нервным перенапряжением, в результате — рас­стройство координации и много промахов.

Бывает, что спортсмен перестает реагировать на со­ревновательную обстановку, у него появляется безраз­личие, даже апатия к стрельбе. Это явление чаще всего вызывается тем, что у стрелка рано появилось предстар­товое состояние, которое характеризуется повышенной возбудимостью организма, спортсмен «перегорел» до со­ревнований. За несколько дней до соревнований он пло­хо спал, потерял аппетит и т. д.

Тренер должен твердо знать, чем ответственнее со­ревнования, тем раньше наступает у спортсменов пред­стартовое состояние. С приближением соревнований ран­нее предстартовое состояние усиливается и может ска­заться отрицательно. Особенно сильным возбудителем раннего предстартового состояния является словесное на­поминание о предстоящих соревнованиях. Однако нужно иметь в виду, что проводить психологическую подготовку команды необходимо очень умело, осторожно, а главное своевременно. Вряд ли целесообразно перед соревнова­ниями часто напоминать о них, тем более разбирать и предполагать возможных победителей, собирать заседа­ние секции, как это делают некоторые тренеры. Слишком сильное предстартовое возбуждение, и особенно в по­следние 3—4 дня перед соревнованиями, может сказать-



8*

115


ся отрицательно, поэтому психологическая подготовка команд должна начинаться задолго до соревнований.

Психологическую работу со спортсменами в команде можно сравнить с настройкой музыкального инструмента: верно натянешь струну — она зазвучит мелодично, пере­тянешь— лопнет, не дотянешь — будет фальшивить. Так и спортсмен, каждый требует своей настройки перед со­ревнованием. Сумел тренер правильно психологически подготовить спортсмена к соревнованиям — будут хоро­шие результаты, не сумел сколотить боеспособный кол­лектив— на победу рассчитывать трудно.



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СБОРОВ

При современном развитии стрелково-стендового спор­та показать достаточно высокие спортивные результаты и стать призером на крупных соревнованиях без специ­альной подготовки почти невозможно. Поэтому в подго­товке спортсменов к ответственным соревнованиям боль­шую роль играют учебно-тренировочные сборы. Стрелки освобождаются на время сборов от служебных обязан­ностей и в течение 10—20 дней под руководством квали­фицированных тренеров проходят специальные трени­ровки. Тренировка проводится с учетом требований и осо­бенностей соревнований, на которых стрелкам предстоит выступать. Она отличается от обычных занятий своей целенаправленностью, концентрацией внимания на важ­нейших специфических элементах подготовки. Однако и сборы не решают всех вопросов подготовки. Для более полной подготовки необходимы ежедневная домашняя тренировка с ружьем, систематические (в течение всего года) учебно-тренировочные стрельбы на стенде, участие в контрольных стрельбах и соревнованиях, а главное — регулярная общефизическая подготовка, которая может включать ходьбу на лыжах и коньки, кроссы и спортив­ные игры, охоту, рыбную ловлю и другие виды актив­ного отдыха.

Нельзя забывать, что из года в год усложняются ус­ловия стендовой стрельбы. В настоящее время заброс мишеней увеличился на траншейном стенде до 85 м, на круглом — до 75 м. Это требует от спортсменов серьез­ной дополнительной работы по технике стрельбы.

116


Чтобы стрелки к началу сборов имели хорошую спор­тивную форму, необходимо за два-три месяца до сборов дать всем спортсменам, приглашенным на сборы, кон­кретные задания по подготовке их на местах к пред­стоящим тренировкам.

Обычно на сборы пршлашают больше стрелков, чем требуется для зачета. Делается это для того, чтобы тренеры имели возможность выбрать для команды спорт­сменов, имеющих лучшую спортивную форму. До начала сборов составляется учебно-тренировочный план и рас­писание занятий. В плане предусматриваются примерная нагрузка на каждого стрелка, контрольные стрельбы, от­дых и т. д. Кроме того, намечаются необходимые куль­турно-массовые мероприятия, проводимые в свободные от тренировок дни и часы, и мероприятия по организа­ции активного отдыха. На сборы следует приглашать наиболее опытных тренеров, при этом каждый тренер должен работать с группой из 6—8 человек, не более, в одном упражнении.

В начале работы на сборах очень важно правильно определить объем тренировок для каждого стрелка. Де­ло в том, что не каждый стрелок способен ежедневно выдерживать большую нагрузку, примерно по 100 мише­ней. Одни стрелки перед сборами из-за занятости по службе мало тренировались на стенде, другие регулярно стреляли. Следовательно, у спортсменов будет явное раз­личие в подготовке. Значит, и нагрузку на сборах надо устанавливать не общую, а индивидуальную для каж­дого спортсмена.

Чем меньше спортсмен стрелял до сборов, тем меньше следует давать ему нагрузку на сборах. Высокий трени­ровочный объем можно давать только тем стрелкам, которые до сборов имели хороший уровень подготовки.

Часто приходится наблюдать, как спортсмены, имея хорошие результаты в стрельбе в первые дни трениро­вок, в конце сборов снижают свои показатели. Это про­исходит потому, что организм стрелка за короткий срок пребывания на сборах не справляется с большой на­грузкой. Как известно, перегрузка прежде всего отра­жается на центральной нервной системе — происходит расстройство координации движений.

Нагрузка стрелка должна быть посильной, увеличи­вать ее надо постепенно и всегда чередовать с отдыхом.

117

Это главное методическое правило никогда нельзя на­рушать.

На сборах можно рекомендовать такой примерный план тренировок.

1-й день — произвольная стрельба (50 мишеней);

2-й день — тренировка (50—100 мишеней);

3-й день — тренировка (75—125 мишеней);

4-й день — отдых;

5-й день — тренировка (75—125 мишеней);

6-й день — тренировка (100—150 мишеней);

7-й день — отдых;

8-й день — контрольная стрельба (100 мишеней);

9-й день — тренировка (50—100 мишеней);

10-й день — отдых перед соревнованиями.

В случае когда сборы проходят в одном городе, а со­ревнования в другом, выезд на соревнования назначает­ся на последний день сборов.

Для ознакомления спортсменов с новым стендом, где будут проходить соревнования, важно провести на нем одну-две дополнительные тренировки с нагрузкой по 50—75 мишеней в каждой.

Можно предложить план сборов и на 6 стрелковых дней при десятидневных сборах, где днями отдыха будут третий, шестой, девятый и десятый, а контрольные стрельбы проводятся на седьмой день занятий. Объем дневной нагрузки можно оставить тот же, что и в пер­вом варианте. Последний вариант хорош тем, что он предусматривает больше отдыха перед соревнованиями. Таким планом можно воспользоваться тем командам, которые до сборов тренировались мало и нерегулярно. На десятидневные сборы нужно планировать по 500— 600 мишеней на каждого стрелка и соответствующее количество боеприпасов по установленной норме.

При проведении более длительных сборов (15— 20 дней и более) к объему нагрузки следует относиться еще строже. Следует наблюдать за каждой тренировкой стрелка, особенно за темпом стрельбы, реакцией и его самочувствием. Особый контроль должен быть установ­лен за подготовкой тех стрелков, которые не имели до сборов регулярной тренировки. Главное при продолжи­тельных сборах — это не допустить перетренировок спорт­сменов, поэтому целесообразно через каждые два-три дня занятии предоставлять стрелкам отдых. Объем нагрузки,

118





как и при десятидневных сборах, должен быть в преде­лах 50—150 мишеней на стрелка в день. Однако нагруз­ка устанавливается в строгой зависимости от индивиду­альной способности спортсмена и его подготовленности. Если качество тренировки у стрелка повышается, нагруз­ку можно увеличить, если же намечается снижение ре­зультатов стрельбы или ухудшается самочувствие спорт­смена, объем его нагрузки снижается или тренировка прекращается совсем.

Не менее важное значение на сборах имеет определе­ние интенсивности тренировок. Под интенсивностью тре­нировок следует понимать все тренировочные стрельбы, связанные с получением максимального результата.

На сборах интенсивность тренировок следует ограни­чить контрольными стрельбами и стрельбами по заданию тренера, например, пройти серию без промаха или не сделать промаха в первой или последней десятке серии и т. д. Полезно включить в тренировку и упражнения «до промаха». Но ни в коем случае нельзя допускать на сбо­рах соперничества за право участия в соревнованиях или за место в зачетной команде. Это может привести к из­нурению спортсменов и снижению или даже потере спортивной формы.

Чтобы исключить подобные явления, целесообразно до начала сборов или в первые дни определить и объ­явить участникам сборов зачетный состав команды и запасных. Это полезно делать тем тренерам, у которых спортсмены на протяжении длительного времени трени­ровались совместно, так как их спортивные показатели хорошо известны тренерскому составу.

Если зачетная команда формируется только по ре­зультатам контрольной стрельбы, нужно объявить участ­никам сборов, что стрельбы, предшествующие контроль­ной, при определении состава зачетной команды не будут приниматься во внимание. Можно поступить и по-друго­му. Если среди стрелков, вызванных на сбор, имеются спортсмены высокого класса и их участие в составе за­четных стрелков команды не вызывает сомнений, то в начале тренировочных занятий следует объявить, что такие-то стрелки зачисляются в состав команды, а ос­тальные будут отбираться по результатам контрольной стрельбы.




В зависимости от обстановки можно использовать любой из рекомендованных способов отбора команды, имея главной целью обеспечение на сборах планомерной учебно-тренировочной работы и совершенствование тех­ники стрельбы.

При планировании сборов следует серьезно обдумать распорядок дня, организацию отдыха в свободные от тренировок часы и дни, а также организацию питания спортсменов. Составляя распорядок дня, надо учитывать, чтобы на сон стрелкам отводилось не менее 8 час, а тре­нировки начинались не раньше чем через час-полтора после приема пищи Утренняя физическая зарядка долж­на проводиться организованно в течение 20-^30 мин. После физической зарядки полезно выделять 10—15 мин для самостоятельной тренировки с ружьем.

При приезде спортсменов на сборы нужно проверить у них техническое состояние и подгонку оружия. Ружей­ный мастер должен отладить спуски курков, осмотреть бойки, пружины и т. д. При необходимости следует удли­нить или укоротить ложу, изменить угол пятки прикла­да. Более сложную подгонку на сборах делать не реко­мендуется, так как это может нарушить параметры ружья и вызвать изменение техники стрельбы, для освое­ния которой потребуется длительное время.

Немаловажное значение имеют боеприпасы. Перед началом сборов следует выяснить, кто какими патрона­ми будет стрелять. Желательно проверить их на при­стрелочных площадках. На тренировках и на соревнова­ниях патроны должны быть одной партии.

Тренировочные стрельбы на сборах целесообразно проводить командами, но при условии, чтобы одновре­менно находилось на площадке и стреляло не более 6 человек. Если число спортсменов больше, стрельба организуется потоками. Не исключаются занятия и с од­ним или двумя стрелками. Техника стрельбы отрабаты­вается индивидуально Тренер обязан контролировать каждый выстрел спортсмена, анализировать технику стрельбы, сопоставлять с предыдущей стрельбой и да­вать свои рекомендации.

Трудно найти спортсмена, у которого не было бы по­грешностей в технике стрельбы, да и предела в ее совер­шенствовании нет. Значит, у каждого стрелка можно найти ошибки. Но ошибка ошибке рознь. Одна легко

120

исправима и существенно не отражается на технике стрельбы, другая более серьезная и требует времени для исправления. Все это тренер должен учитывать и доби­ваться исправления прежде всего тех недостатков и ошибок, которые могут отрицательно сказаться на ре­зультатах стрельбы на ближайших соревнованиях. Нель­зя исправлять на сборах ошибки в технике стрельбы, на отработку которых потребуется длительное время. Такие исправления надо делать в переходный или подго­товительный период.



Часто бывает так, что спортсмен на тренировках де­лает промахи по одной и той же мишени несколько раз подряд. В этом случае тренеру следует быть осторожным при исправлении ошибки стрелка, так как сосредоточение внимания на промахе может вызвать у стрелка боязнь этой мишени.

Часто тренер вместо того чтобы спокойно разобрать­ся в причинах промаха, заставляет стрелка несколько раз подряд принять одну и ту же мишень. Хорошо, если причина ошибки найдена и спортсмен быстро ее испра­вит, но бывает и так, что стрелок не находит причины ошибки, и, принимая одну и ту же мишень, несколько раз подряд продолжает делать промахи. И тогда начи­наются поиски, меняется изготовка к стрельбе, убыст­ряется темп стрельбы, нередко изменяются даже раз­меры ложи ружья. Все это в конечном счете приводит к тому, что спортсмен теряет уверенность в стрельбе не только по этой мишени, но и по другим.

Отрабатывать технику стрельбы по отдельным мише­ням нужно и даже необходимо, можно практиковать и повторные стрельбы по непораженным мишеням, но де­лать это надо осторожно.

Нельзя разрешать стрелять, особенно малоопытным спортсменам, по одной и той же мишени более двух-трех раз подряд, если при стрельбе по ней все время допус­кается промах. В этом случае надо сделать перерыв, чтобы у стрелка не закрепилась ошибка, допускаемая при стрельбе. После перерыва можно повторить стрель­бу, но ее лучше начать с другой мишени, а не с той, по которой был сделан промах.

Тренировка на сборах при стрельбе по 75—100 мише­ням должна продолжаться не менее четырех часов. Пе­рерывы между сериями следует устанавливать в преде-

121


лах часа. За это время стрелки могут хорошо отдохнуть и со свежими силами продолжать стрельбу. Регламент тренировочных стрельб должен быть примерно таким же, каким он будет на соревнованиях. Это необходимо для того, чтобы уже на сборах настроить спортсменов на ритм соревнований.

Тренироваться на сборах надо по мишеням с более сложным полетом и во всяком случае не ниже требова­ний правил соревнований. Как показывает опыт, спорт­смен значительно лучше чувствует себя, когда на со­ревнованиях полет мишеней бывает несколько слабее, чем он был на тренировках, и наоборот, стрелки теря­ются и выступают на соревнованиях значительно хуже, если на сборах полет мишеней был слабый, не соответ­ствовал правилам соревнований.

В задачу сбора входит не только повысить спортив­ные результаты, но и добиться их стабильности.

Как показывает опыт, тренировочные занятия на сбо­рах способствуют повышению спортивных результатов не только отдельных стрелков, но и команды в целом. В итоге окончательно уточняется состав команды, кото­рая будет выступать на предстоящих стрелковых сорев­нованиях.

Определить правильный состав команды — это боль­шое искусство. При отборе команды надо учитывать по­казатели спортсменов в других соревнованиях. При опре­делении «зачетников» старшему тренеру следует совето­ваться с другими тренерами, с капитаном команды, а иногда и с отдельными стрелками.

В последние два-три дня перед соревнованиями осо­бое внимание следует обращать на организацию досуга спортсменов. Организуя отдых, тренеры должны учиты­вать и личные желания стрелков. Можно рекомендовать выезды за город и другие развлечения, но в любом слу­чае в дни отдыха распорядок дня, и особенно часы сна, должен строго соблюдаться.

На сборах должны быть строгий порядок и хорошая дисциплина, что в конечном счете способствует успешно­му выступлению стрелков на соревнованиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ

Планирование в спортивной практике делится на пер­спективное (на несколько лет), текущее (на год), опера-

122

тивное (на месяц или на неделю) и специальное (на под­готовку к определенным соревнованиям или на проведе­ние сборов).

Перспективное планирование. Перспективные планы лучше всего составлять на четыре года: от одной Спар­такиады народов СССР до другой или от одних Олим­пийских игр до других. За этот же срок в стендовой стрельбе спортсмену можно пройти путь от стрелка тре­тьего разряда до мастера спорта СССР.

В основу многолетней подготовки спортсменов-раз­рядников должно быть положено повторение примерно одинаковых годичных циклов, но с постоянным увеличе­нием из года в год объема тренировок и интенсивности нагрузок.

Перспективным планированием намечается лишь ос­новная линия в решении задач всесторонней подготовки спортсмена, ориентируясь на которую можно осуществ­лять текущее планирование. Перспективное планирова­ние может быть рекомендовано со второго или третьего года занятий стрелково-стендовым спортом. В индиви­дуальном перспективном плане, составленном для спорт­смена-разрядника с целью выполнения им нормативов мастера спорта, должны найти отражение такие вопросы, как: уровень технического мастерства, общая и специ­альная физическая подготовка, соревнования, на которых спортсмен должен выполнить очередные классификаци­онные нормативы.

Перспективные планы составляют как для группы спортсменов или сборной команды (округа, города, рес­публики), так и для одного стрелка. Групповой план дол­жен содержать общие данные, которые могли бы рас­пространяться на всех спортсменов. В индивидуальном плане общие положения конкретизируются с учетом осо­бенностей каждого стрелка.

Перспективный план должен состоять из следующих разделов:


  • краткая характеристика команды (группы) или
    спортсмена;

  • основные задачи и цели многолетней подготовки;

  • циклы (годичные) учебно-тренировочного про­
    цесса;

  • распределение занятий, соревнований и отдыха в
    каждом цикле (году);

123

  • спортивно-технический показатель по годам,

  • обеспечение боеприпасами — количество патронов
    и мишеней, выделяемых в каждом годичном цикле;

  • контрольные нормативы по общефизической подго­
    товке и по отработке условных выстрелов;

  • другие данные медицинский контроль, вопросы
    воспитательной работы, подбора и подгонки оружия
    и т д.

При составлении перспективного плана тренеру надо твердо знать возможности в посещении занятий, данные врачебного контроля, а также функциональные и физиче­ские возможности спортсмена.

Текущее планирование (годовые планы). Годовые учебно-тренировочные планы составляются для сборных команд или отдельных групп спортсменов, а также для каждого стрелка, состоящего в сборной команде или в стрелково-стендовой секции

Добиться высоких результатов в стрельбе можно лишь систематической круглогодичной тренировкой, осно­ванной на научном планировании, правильном чередова­нии стрелковой нагрузки с общефизической подготовкой и отдыхом, с трудовой или учебной деятельностью.

В стендовом спорте текущее планирование осущест­вляется на основе одного тренировочного цикла в году, состоящего из подготовительного, основного (соревнова­тельного) и переходного периодов. Такое построение го­дичного цикла наиболее полно отвечает специфике этого вида спорта

Основная цель годового плана — увязать учебно-тре­нировочную работу с календарем соревнований, выделить главные задачи в текущем году и исходя из этого пра­вильно распределить нагрузки на стрелков и расходовать боеприпасы в течение года. В качестве примера может быть рекомендован следующий годовой план

ГОДОВОЙ ПЛАН

(тренировочная работа сборной команды) Задачи



  1. Обеспечить завоевание первых мест в командных
    зачетах на соревнованиях (перечислить соревнования).

  2. Повысить рост спортивного мастерства членов
    команды: подтверждение мастера спорта СССР (указать,

124



















Надо иметь в виду, что нагрузка как по объему, так и по интенсивности будет зависеть от контингента зани­мающихся. У начинающих стрелков максимальные на­грузки в недельном цикле должны составлять не более 50 мишеней (а может и совсем ее не быть), а у спортсме­нов, членов сборных команд округов и Вооруженных Сил, максимальные нагрузки могут достигать 150 мишеней.

При составлении расписания надо учитывать не толь­ко количество занятий и нагрузку, но и трудовую, и учебную деятельность спортсменов. В зависимости от возможностей занимающихся предусматривается два варианта расписания: для одних с 2—3 занятиями в не­делю, для других с 4—5. Для членов сборной команды можно составлять специальные расписания, отражая в них индивидуальные возможности.

Годовой учебно-тренировочный план сборной коман­ды или группы стрелков должен обсуждаться на тренер­ском совете с последующим утверждением вышестоящим органом.

Очень важно, чтобы годовые учебно-тренировочные планы и расписания размножались и выдавались стрел­кам на руки. Кроме того, на каждого члена сборной команды разрабатываются индивидуальные (личные) планы, которые дают возможность спортсменам наибо­лее плодотворно использовать свои возможности в учеб­но-тренировочной работе.

Примером такого планирования может служить план, по которому работает член сборной команды Вооружен­ных Сил Советского Союза заслуженный мастер спорта П. Сеничев.

Личный план заслуженного мастера спорта П. Сени­чев а:

1. Задачи в 197... г.:

Достигнуть отличного уровня спортивной подготов­ленности к первенству Европы, чемпионату СССР и к первенству мира.

Показать результаты: в июне на первенстве Евро­пы— 194 из 200 (1—4 место), в августе на чемпионате СССР —195 из 200 (1—2 место), в сентябре на первен­стве мира — 196 из 200 (1—4 место).

2. Схема распределения объема тренировок, интен­
сивности нагрузки и участия в соревнованиях по меся­
цам (рис. 31).

128













В такой же последовательности план составляется на основной и переходный периоды тренировок.

Основной период у П. Сеничева продолжается с мая по сентябрь и насыщен крупными соревнованиями. На каждое соревнование он планирует возможный резуль­тат и место в личном зачете. В период между соревнова­ниями Сеничев проводит тренировки с нагрузкой от 50 до 150 мишеней. Количество тренировок у него колеб­лется от 12 до 16 в месяц.

Переходный период он планирует на 3 месяца (ок­тябрь, ноябрь и декабрь), отдых от стрельбы — с середи­ны ноября и по январь.

В примечаниях к плану П. Сеничев особо подчерки­вает значение планомерной работы по выполнению всех заданий в подготовительном периоде, а также занятий физической подготовкой, домашней работы с ружьем, выполнения режима на протяжении всего года.

На протяжении ряда лет план Сеничева оказывался настолько реальным, что выполнялся без всяких отклоне­ний и в тренировках, и в результатах соревнований.

Принцип построения такого плана может быть ис­пользован всеми стрелками, однако содержание его для каждого спортсмена должно быть строго индивидуаль­ным.



ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивную тренировку наиболее рационально про­водить по периодам. Такими периодами принято считать подготовительный, основной и переходный.

Решающее значение в годичном тренировочном цик­ле имеет правильное построение подготовительного пе­риода, который обычно длится четыре месяца (с января по апрель), но может быть несколько мень­шим или несколько большим. Это зависит ог начала главных соревнований года. Если, например, розыгрыш Кубка СССР назначается на первые числа апреля, то подготовительный период может быть огра­ничен тремя месяцами, но тогда он должен быть форси­рованным или начинаться несколько раньше. В некото­рых климатических зонах подготовительный период мо­жет начинаться с декабря или даже с ноября.

В подготовительном периоде углубленно совершен­ствуется спортивная подготовка, по которой определяет-

э* 131

ся классификация стрелка. Так, для новичков, поступив­ших на курсы подготовки спортсменов-разрядников, это будет этап изучения теории стрельбы, приемов изготовки к выстрелу, тренировки с ружьем в производстве услов­ных выстрелов, боевой стрельбы небольшими сериями (по 5—10 мишеней), а для спортсменов-разрядников это будет этап подготовки к выполнению норматива очеред­ного разряда или классификационной нормы кандидата или мастера спорта.



На первом этапе подготовительного периода независи­мо от мастерства спортсмена тщательнейшим образом совершенствуется техника владения оружием. Этот этап характеризуется большой работой над устранением не­достатков, выявленных в соревнованиях предшествующе­го годичного цикла, и над повышением общего физиче­ского развития.

Физическая подготовка осуществляется здесь путем включения в каждое занятие работы с ружьем. Она за­ключается в производстве условных выстрелов с нагруз­кой, превышающей в 2—3 раза количество боевых вы­стрелов. Кроме того, в каждом недельном цикле необ­ходимо выделять один день при трех тренировках и 2 дня при 4—5 тренировках в неделю для занятий только фи­зической подготовкой.

Особенности тренировок в подготовительном перио­де в значительной степени определяются задачами, ко­торые стоят перед спортсменами на данном этапе рабо­ты. В подготовительный период нужно постепенно вос­станавливать навыки, утраченные за время отдыха, работать над техникой стрельбы, стремясь к восстановле­нию спортивной формы. Этот период у большинства спортсменов протекает так: довольно легкая стрельба и высокий результат в начале периода, затем наступает спад, который держится более или менее продолжи­тельное время, после чего при правильной постановке тренировок идет постепенное и закономерное восстанов­ление спортивной формы. Объясняется это тем, что после перерыва спортсмен приходит на стенд отдохнувшим, но не тренированным, поэтому после нескольких стрельб он утомляется и снижает результат. Последующие же тренировки ведут к увеличению выносливости и к улуч­шению результатов. Для этого периода характерно чере­дование очень точных выстрелов с грубыми промахами

132


Стрелок еще не способен равномерно и с одинаковым успехом сосредоточивать свое внимание на каждой ми­шени от начала и до конца серии.

Нельзя допускать на этом этапе стрельбу только на результат, потому что тогда стрелок на второй план от­несет работу над техникой и будет постоянно стремиться к высокому результату на тренировках. Нередки случаи, когда спортсмены, не понимая закономерности спада результата, в этот период начинают менять приемы стрельбы.

Если спортсмены на каждой тренировке будут сами проверять всевозможные методы стрельбы, то положи­тельных результатов от этого не будет. Каждый стрелок должен стремиться к полному однообразию в выполне­нии приемов, к постепенной отшлифовке своего мастер­ства.

Если изменение каких-либо элементов в технике стрельбы вызывается необходимостью, то нужно обяза­тельно посоветоваться с тренером и вместе найти наи­более рациональные приемы, а затем настойчиво рабо­тать над ними. Итак, работа над техникой, постепенное увеличение тренировочных нагрузок, выработка однооб­разия движений ружьем и корпусом, однообразной реак­ции на вылет мишени, одинакового, достаточно быстрого темпа стрельбы и составляет особенность подготовитель­ного периода. Время от времени необходимо выполнять упражнения на полную мобилизацию внимания, ставить перед стрелками задачу на стрельбу от нескольких ми­шеней или одной серии в начале периода до полной дневной нормы в конце периода, т. е. постоянно повы­шать интенсивность тренировки.

Промахи в начале сезона бывают по разным мише­ням Например, сегодня у большинства были промахи по правым мишеням, завтра — по левым или прямым. От­сюда можно сделать вывод, что в начальный период не­целесообразно делать упор на какие-то определенные мишени, а надо стрелять все мишени подряд. В подго­товительный период нужно больше уделять внимания домашней тренировке с ружьем и тренировке по учебным мишеням без выстрела Контрольные стрельбы нецелесо­образно проводить до тех пор, пока стрелки не приобре­тут некоторую спортивную форму.

У стрелков высокого класса с многолетним опытом и

133

не одним десятком тысяч принятых мишеней многие за­кономерности менее заметны. Каждый такой стрелок является ярко выраженной индивидуальностью, и было бы ошибочным заимствовать у них методику трениров­ки. Например, заслуженный мастер спорта О. Лосев иногда, не уходя с площадки, принимал до 200 мише­ней, заслуженный мастер спорта Н. Дурнев за неделю производил более 1000 выстрелов, однако такая нагруз­ка на тренировках не мешала им отлично выступать на соревнованиях.

Важно, чтобы тренер вовремя разъяснил молодым стрелкам, что для них приемлемо и что вредно, а глав­ное— чтобы в этот период нагрузка отвечала уровню тренированности спортсмена и возрастала постепенно.

Тренировочная работа в основном периоде. Главной работой в этом периоде является доведение спортивной формы стрелка до самого высокого уровня, сохранение ее на этом уровне и дальнейшее совершенствование тех­ники стрельбы. В начальной стадии основного периода продолжается рост объема и интенсивности тренировок. Непосредственно перед соревнованиями нагрузка сни­жается.

Внимательная проверка техники выполнения стрел­ковых приемов каждым спортсменом должна стать ве­дущей методической формой тренировки. К этому пе­риоду у спортсменов должна появиться плавность в вы­полнении приемов при достаточно быстром темпе стрель­бы и с хорошей результативностью поражения целей.

Для усиления общей физической подготовки необ­ходимо проводить мероприятия, способствующие актив­ному отдыху и быстрейшему восстановлению организма, преодолению нервного утомления (охота, рыбная ловля, туризм, кроссы и т. д.). Благотворно сказываются на вос­становлении физических сил спортивные игры, организу­емые после тренировок в стрельбе или в часы досуга.

Особенность тренировок в этом периоде состоит в том, что объем тренировок в начальной стадии достига­ет максимума, а затем постепенно снижается. Интенсив­ность тренировок продолжает увеличиваться за счет усложнения условий стрельбы (увеличение углов полета и дальности заброса мишеней, задания на результат и т. д.). Обращается внимание на выработку у стрелков выносливости, вводятся упражнения на стрельбу удли-

134

ненными сериями, проводятся тренировки с полной на­грузкой в течение двух-трех дней подряд, организуются контрольные стрельбы (если долгое время нет соревно­ваний). При установлении тренировочных нагрузок необ­ходимо учитывать возможности каждого спортсмена.



Каждый недельный цикл на этом этапе важно начи­нать после полного восстановления работоспособности организма. Перед наиболее ответственными соревнова­ниями (за 7—10 дней) следует несколько снизить объ­ем тренировок, а за 2—3 дня до соревнований трениров­ки должны быть прекращены, если же они вызываются необходимостью, то проводятся с небольшой нагрузкой (50—75 мишеней за день) и без напряжений с целью ознакомления с фоном стрельбы и условиями полетов мишеней.

Если спортсмен задолго до соревнований добился хо­рошей спортивной формы, лучше временно снизить тре­нировочные нагрузки, а затем, уже ближе к соревнова­ниям, постепенно повысить их.

Довольно часто в этот период у стрелков наступает состояние перетренированности. Признаками такого со­стояния могут быть отсутствие чувства удовлетворения, которым обычно сопровождаются занятия и тренировки, и ухудшение координации движений. У спортсмена отмечается вялость, потеря аппетита, чрезмерная сонли­вость днем и неспокойный сон ночью, повышенная воз­будимость и т. д.

Очень часто, несмотря на упавший результат, спорт­смен продолжает усиленно тренироваться в надежде восстановить утраченную легкость и результативность, а это приводит к еще большему переутомлению организ­ма, и в первую очередь нервной системы. Явление пере­тренированности чаще отмечается у лиц, пренебрегаю­щих планом тренировок, своевременным отдыхом и т. д.

Кроме перетренировки могут быть и другие причины снижения спортивной формы — болезнь, неприятности дома, на работе, нездоровые отношения с товарищами по команде и т. д., все это тренер должен учитывать.

В случае появления симптомов перетренированностч необходимо понизить нагрузки и увеличить периоды ог-дыха, а при резко выраженном переутомлении надо вре­менно прекратить стрельбу, заменив ее активным отды­хом.

135

Ввиду того что наивысшую спортивную форму сохра­нить длительное время довольно трудно, надо в период наиболее ответственных соревнований строить свою рабо­ту по принципу микроциклов. Основной период надо раз­делять на несколько фаз: фазу отдыха, подготовительную фазу с постепенным увеличением нагрузок до максималь­ных и затем вновь фазу снижения нагрузок непосредст­венно перед выступлением на соревнованиях.



Для спортсменов, легко вступающих в состояние пере­тренировки, очевидно, этот принцип будет наиболее при­емлемым при работе в основном периоде. Наиболее пол­ноценным методом подготовки спортсменов к соревновани­ям считаются учебно-тренировочные сборы. Они являются своего рода микроциклами в соревновательном периоде.

Переходный период. Главной задачей учебно-трениро­вочной работы в переходный период является обеспече­ние полноценного отдыха после напряженной работы в предшествующие периоды при минимальной утрате при­обретенных навыков в технике стрельбы и подведение стрелка к новому годичному циклу с хорошим состоя­нием здоровья и высоким уровнем функциональных воз­можностей организма. Эта задача решается средствами активного отдыха.

Характерными чертами работы этого периода явля­ются: снижение тренировочных нагрузок с увеличением интервалов между тренировками (стрельбами), увели­чение количества занятий по общей физической подготов­ке. В работе над техникой стрельбы упор делается на работу с ружьем в домашней обстановке. Желательно, чтобы очередные отпуска спортсменов планировались на этот период и проводились на свежем воздухе при до­статочно высоких физических нагрузках (кроссы, охота, рыбная ловля и т. д.).

Переходный период целесообразно использовать для более точной подгонки оружия или замены его. Если спортсмена не удовлетворяет стиль или техника стрель­бы, в этот период надо искать наиболее рациональные приемы стрельбы, а также произвести пристрелку ору­жия, подобрать боеприпасы, приобрести или заменить стрелковую одежду и т. д.

Все эти эксперименты должны проводиться при непо­средственном участии тренера и закончиться к началу подготовительного периода.







страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10 ... страница 12 | страница 13

Смотрите также: