страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12 | страница 13
ШКОЛА ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Школы высшего спортивного мастерства могут создаваться при Центральном, окружных и флотских советах ВВОО, при добровольных спортивных обществах и при комитетах по физической культуре и спорту союзных республик. Создаются они для подготовки спортсменов высокого класса, пополнения сборных команд спортивных
'/г-П М. И. Поляков JgJ
обществ и союзных республик, а также для подготовки из числа кандидатов в сборную команду Советского Союза.
В школу высшего спортивного мастерства принимается молодежь, имеющая спортивную классификацию не ниже II спортивного разряда и допущенная физкультурным диспансером к занятиям в школе высшего спортивного мастерства. В первую очередь в школу принимаются те, кто успешно закончил курсы подготовки спортсменов-разрядников. При зачислении в школу следует также учитывать дисциплинированность спортсмена, его успеваемость в школе, любовь к стрелково-стендовому спорту и способность драться на соревнованиях за очки и победу. Устраивать специальные стрелково-стендовые соревнования для отбора кандидатов в школу нецелесообразно. Лучше всего отбор в школу производить по заранее объявленному конкурсу, а кандидатов обсуждать на стрелково-стендовой секции.
В школу могут быть зачислены спортсмены I спортивного разряда по второму году обучения и кандидаты в мастера спорта по третьему году обучения для продолжения спортивного совершенствования.
Школа высшего спортивного мастерства организуется в составе не менее 5 человек. Учебно-тренировочные занятия в ней проводятся тренерами (штатными или с почасовой оплатой|). На одного тренера должно приходиться не более 10 обучаемых независимо от их спортивной классификации и года пребывания в школе.
Учебные группы формируются по упражнениям. Проводить занятия одновременно на траншейном и круглом стендах одному тренеру запрещается. Занятия в этих случаях проводятся в два потока или в разные дни.
Обучение в школе высшего спортивного мастерства проводится по специальной учебной программе.
ПРОГРАММА ШКОЛЫ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Программой школы высшего спортивного мастерства, рассчитанной на трехгодичное обучение, ставятся такие задачи:
— в первый год обучения — достичь уровня I спортивного разряда;
162
— во второй год обучения — кандидата в мастера
спорта СССР;
— в третий год обучения — мастера спорта СССР.
Для школы на все три года целесообразно составлять
такой расчет часов:
Расчет часов
Теоретические занятия:
1-й год обучения 12
2-й год обучения 10
3-й год обучения 8
Общая физическая подготовка стендового стрелка:
1-й год обучения 80—100
2-й год обучения 80—100
3-й год обучения 80
Подготовительные занятия:
1-й год обучения 25
2-й год обучения 30
3-й год обучения 35
Домашняя тренировка с ружьем:
1-й год обучения 150
2-й год обучения 150
3-й год обучения 180
Отработка и совершенствование техники стрельбы на стенде (практическая стрельба):
1-й год обучения 58—76 занятий
2-й год обучения 64—82 занятия
3-й год обучения 80—102 занятия
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретические занятия (12 часов):
1. Спортивное оружие для занятия на стенде — 2 часа.
Типы спортивных ружей и их марки. Качество боя ружья: кучность, резкость, равномерность осыпи. Требования, предъявляемые к современным ружьям, для траншейного и круглого стендов. Подгонка ружья по физическим данным спортсмена.
'/2-Й* 163
2. Боеприпасы и требования, предъявляемые к ним,—■
2 часа.
Влияние на выстрел капсюля, пыжа, пороха, дроби. Способы зарядки патронов. Патроны отечественного и зарубежного производства.
3. Пристрелка оружия — 2 часа.
Пристрелочные мишени и способы обработки результатов выстрелов. Подбор боеприпасов для ружья путем пристрелки.
4. Техника безопасности при стрельбе на стенде —
1 час.
Правила пользования оружием на стрелковых площадках. Содержание оружия и боеприпасов на стенде и дома.
5. Устройство и оборудование стрелковых площа
док— 3 часа.
Оснащение площадок траншейного и круглого стендов. Устройство метательных машинок, автонотчиков, таймеров и акустических устройств на траншейном стенде. Производство мишени и ее характеристика.
6. Приемы и методы домашней тренировки с
ружьем — 2 часа.
Ежедневная тренировка с ружьем дома — одно из условий быстрого овладения техникой стрельбы. Методика тренировки с ружьем дома. Применение тренажеров и приборов для отработки техники стрельбы в домашних условиях.
Общая физическая подготовка стендового стрелка (80—100 часов):
(Занятия проводятся не менее одного раза в неделю по 2 часа.) Применяются общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению здоровья и выработке силы, ловкости, выносливости. Для этих целей применяются следующие виды спорта: лыжи, легкая атлетика (кроссы, прыжки), плавание, спортивные игры (волейбол, баскетбол, теннис, р\чной мяч), охота, туризм и гимнастические упражнения.
Подготовительные занятия (25—30 часов):
1. Отработка техники стрельбы без выстрела. Разминка— 20—30 мин на каждом практическом занятии.
164
3. Баллистика дробового выстрела — 2 часа.
Внутренняя баллистика — влияние капсюля, пороха
на качество выстрела. Внешняя баллистика — скорость полета снаряда дроби и ее зависимость от различных факторов.
4. Физическая подготовка стендового стрелка —
2 часа.
Регулярные утренние упражнения — основа улучшения здоровья спортсмена. Роль и значение общей физической подготовки на рост спортивных достижений стрелка. Разминка стендового стрелка, ее значение и применение. Домашняя тренировка с ружьем.
5. Упреждения при стрельбе по движущимся це
лям— 2 часа.
Упреждения расчетные и видимые. Зависимость упреждений от различных факторов. Влияние движения ружья (поводки) на величину упреждений.
Общая физическая подготовка стендового стрелка (80—100 часов):
(Занятия проводятся не менее одного раза в неделю по 2—3 часа.) На занятиях применяются общеразви-вающие упражнения, способствующие укреплению здоровья спортсмена и выработке силы, ловкости и выносливости, необходимых стрелку для получения высоких результатов стрельбы. Для этих целей применяются лыжи, плавание, легкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч, теннис), охота, туризм, гимнастические упражнения со снарядами и без снарядов.
Подготовительные занятия (30—35 часов):
-
Отработка техники стрельбы без выстрела —
20—25 часов. Разминка по 20—30 мин на каждом прак
тическом занятии.
-
Подбор боеприпасов для соревнований путем их
проверки в тире— 10 часов.
Домашняя тренировка с ружьем (150—180 часов): Ежедневная тренировка с ружьем дома 30—35 мин. Каждый стрелок должен производить не менее 150 условных выстрелов в день.
166
Количество патронов для курсантов школы высшего спортивного мастерства выдается на основании принятых Центральным Советом ВВОО норм-
на первый год обучения на траншейном стенде — до 2000 патронов, на круглом —до 1800;
на второй год обучения на траншейном стенде —до 3500 и на круглом стенде — до 3000,
на третий год обучения на траншейном стенде — до 5000 и на круглом стенде до 4000.
Дополнительно (сверх программы) ежегодно на каждого курсанта предусматривается до 200 штук мишеней для тренировки условным выстрелом.
Если курсанты школы высшего спортивного мастерства участвуют в течение года в официальных соревнованиях в составе зачетной команды, то патроны и мишени выдаются им дополнительно
Занятия в школе высшего спортивного мастерства проводятся по расписанию, составленному на основе программы.
В качестве примера на стр. 170 приводится расписание, условно составленное на май месяц второго года обучения.
Расписание можно составлять на квартал и на период обучения, т. е. на год. При составлении расписания на период важно, чтобы оно отражало недельные циклы и были твердо установлены дни и часы занятий. Для каждого года обучения должно быть свое расписание.
Занятия и стрельбы в школе должны проводиться в соответствии с расчетом часов, данным в программе. Если в какие-либо месяпы будут проводиться большие соревнования и слушатели будут готовиться и участвовать в них, то эти мероприятия надо предусматривать расписанием, чтобы нагрузка на стрелка в отдельные периоды времени регулировалась и не была чрезмерно высокой.
Занятия в школе спортивного мастерства проводятся с преобладанием тренировочного уклона. Главным содержанием занятий является работа над техникой и точностью стрельбы, над повышением стрелковой выносливости и над выработкой морально-волевых качеств.
Добиваться высокой спортивной формы только за счет боевых выстрелов в период обучения в школе вряд ли целесообразно, так как это сопряжено с большими нагрузками. Большие стрелковые нагрузки при формиро-
169
вании стрелка недопустимы, они могут привести к перетренировке, что может оказать отрицательное влияние на спортивный рост стрелка и даже отразиться на его здоровье.
Со спортсменами, которые в период обучения в школе показывают высокие результаты, надо работать очень осторожно. Нередко тренеры пренебрегают этим правилом и дают возможность стрелкам участвовать в различных соревнованиях, которые им не по плечу. Часто юных спортсменов, которым еще много надо работать над повышением стрелковой выносливости и над выработкой морально-волевых качеств, начинают назначать на все соревнования и сборы вплоть до всесоюзных. У таких стрелков появляется сразу несколько тренеров, каждый дает свои советы, нередко одни указания противоречат другим и, естественно, спортсмен не в состоянии «переварить» с пользой для себя все советы и указания. В таких случаях вместо спортивного роста у стрелка начинается спад.
Тренерам необходимо учитывать возможности каждого спортсмена. Если надо, то можно привлекать их нэ сборы, но строго дозировать стрелковые нагрузки и воздерживаться от удовлетворения их просьбы. «Я хочу побольше стрелять». Но это не значит, что обучение в школе спортивного мастерства не должно строиться на преодолении трудностей. Задача заключается в том, чтобы в ходе учебно-тренировочной работы создавать обстановку, требующую от стрелка проявления морально-волевых качеств, от занятия к занятию повышать эти требования.
Надо создавать трудные и сложные условия стрельбы, применять различные варианты тренировок, тренироваться в любую погоду и т. д. Для этого в ходе обучения в школе надо организовывать контрольные стрельбы и соревнования, чтобы обучаемые получили определенную стрелковую закалку. Работу школы надо планировать так, чтобы спортсмены в течение учебного года 4—5 раз участвовали в лично-командных соревнованиях на уровне городского масштаба.
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ И ЮНОШАМИ
Как известно, организм женщин и юношей реагирует на любую физическую нагрузку и нервные напряжения
172
иначе, чем организм мужчин Этим и обусловливаются особенности методики тренировок на стенде этой категории спортсменов.
Специалисты отмечают, что во время стрельбы у женщин учащается пульс и сравнительно мало повышается максимальное кровяное давление. Увеличение минутного объема, обеспечивающего кровоснабжение работающих органов, у женщин идет преимущественно за счет учащения ритма сердца, в то время как у мужчин это происходит за счет силы сокращения сердечной мышцы. Подобная реакция на нагрузку рассматривается как менее выгодная с точки зрения последующего восстановления организма и определяет различие функциональных возможностей сердца женщин по сравнению с сердцем мужчин.
Примерно такая же картина наблюдается и в изменении других функциональных показателей, одним из которых, по материалам кандидата медицинских наук В. Е. Рыжовой4, является частота дыхания. Она, как правило, после физической нагрузки у женщин на 20—30% выше, чем у мужчин Кроме того, скелетно-мы-шечное строение женщин значительно слабее мужчин. Все эти явления необходимо учитывать при организации занятий по стендовой стрельбе, потому что в этом виде спорта как мужчины, так и женщины пользуются одним и тем же оружьем, одними боеприпасами, а отдача после выстрела оказывает одинаково сильное воздействие на организм.
Поэтому одна из основных задач тренера при организации занятий с женщинами — максимально учесть специфику женского организма, особенно в начальной стадии обучения
Многие наши инструкторы и тренеры утверждают, что женщины охотно записываются в секции стрелково-стендового спорта, но после нескольких тренировок прекращают занятия.
Причина здесь в том, что тренеры организуют занятия с женщинами по тем же методическим правилам, что и с мужчинами.
1 Доклад на Первой Всероссийской методической конференции тренеров по спорту.
173
Когда женщина при первых стрельбах получает ощутимую отдачу или травму из-за неправильного вкладывания ружья в плечо или из-за патрона с сильным зарядом, то у нее сразу возникает мысль: «Стрельба, очевидно, чисто мужской вид спорта». Разумеется, это ошибочный вывод, возникающий из-за неумелого методического подхода к обучению.
Известно, например, что заслуженный мастер спорта Лариса Корчинская, неоднократная чемпионка Европы и мира, женщина небольшого роста, хрупкая, но она никогда не получает травм. Она прекрасно чувствует себя после тренировок и соревнований Это достигнуто в результате правильного обучения. Как показывает опыт, чтобы правильно организовать процесс обучения женщин и предохранить их от возможных ушибов при отдаче ружья, необходимо еще до начала занятий на стенде подобрать оружие и произвести его подгонку, учитывая индивидуальные физические данные стрелка. Ружье обязательно должно быть с резиновым амортизатором
Каждая женщина, которая решила заниматься стендовой стрельбой, обязана изготовить для себя ватную подкладку и обшить ее мягкой тканью. Такая подкладка необходима для предохранения плеча от возможных ушибов при отдаче ружья. Одежда женщины должна быть такой, чтобы не стеснять движений, необходимых при выстреле.
До начала стрельб боевым патроном нужно обязательно обучить новичков правильно выполнять приемы стрельбы, так как в дальнейшем это позволит избежать неприятных болевых ощущений, и самое главное — надо для первых стрельб использовать облегченные патроны с 75%, не более, нормального заряда (пороха 1,5 г, дроби 25 г для ружей 12 калибра). По мере приобретения обучаемыми навыков и выносливости вес заряда можно увеличивать.
Даже тогда, когда спортсменки будут иметь некоторый опыт стрельб, надо рекомендовать им пользоваться патронами с зарядом несколько слабее обычного. Для женщин вполне нормальным будет патрон, заряженный порохом «Сокол» в следующих навесах: для траншейного стенда — 1,9—2,0 г пороха на 31—32 г дроби; для круглого стенда — 2,0—2,1 г пороха на 31 г дроби.
Все, что было сказано в отношении методики прове-
174
дентин занятий с женщинами, в полной мере относится и к юношам.
Следует учитывать, что сердечно-сосудистая и другие системы юношеского организма находятся еще в развитии и неумелый подход к тренировкам может нанести серьезный ущерб их здоровью.
На физическую нагрузку, в том числе и на тренировку по стрельбе, юные спортсмены реагируют иначе, чем взрослые мужчины. Нагрузка вызывает у них резкое учащение пульса при сравнительно небольшом артериальном давлении, поэтому перегрузка для них нежелательна.
Особенностью нервной системы юношей является преобладание возбудительных процессов над тормозными, вследствие этого даже на тренировках юные спортсмены часто неуравновешенны, а иногда теряют самообладание. С этими особенностями юношеского организма нельзя не считаться. Надо строго дозировать нагрузки и находить методические приемы, которые исключали бы перевозбуждение стрелка.
Наиболее остро молодые спортсмены реагируют на проведение во время занятий контрольных и зачетных стрельб и очень охотно участвуют в соревнованиях. Бесспорно, различного рода контрольные стрельбы и соревнования на занятиях нужны. Они приучают спортсменов к самостоятельным действиям, вырабатывают у них волю, закаляют характер, помогают определить свои возможности. Однако если тренировка проходит на предельных возможностях спортсменов, то всякое, даже не очень ответственное, соревнование может вывести юношу из колеи Слишком высокое нервное напряжение на состязаниях требует длительного восстановления сил юношеского организма. Больше того, часто тренерам не известно, как стрелки переносят те или иные нервные напряжения и физические нагрузки, через какой промежуток времени у них наступает восстановление сил Чтобы правильно определить объем и интенсивность последующих тренировок, а также возможности участия в предстоящих соревнованиях спортсмена, необходимо знать его возможности.
Часто к началу ответственных состязаний спортсмен устает и теряет способность к упорной борьбе. Чтобы избежать этого, надо строго учитывать индивидуальные
175
возможности юных стрелков и неуклонно соблюдать допустимый уровень физических и нервных нагрузок.
Нередки случаи, когда юные спортсмены, перейдя в группы взрослых, перестают прогрессировать и прекращают свой спортивный рост. Анализ работы с юношами позволяет сделать вывод, что одной из главных помех в росте молодых стрелков является перегрузка и излишнее нервное напряжение в начальной стадии спортивной карьеры.
Тренерам, работающим с молодежью, надо быть предельно осторожными в выборе кандидатов на соревнования. Спортсменов, не подготовленных для данного уровня соревнований, особенно спортсменов с повышенной нервной возбудимостью, не надо направлять на ответственные соревнования. Нужно также учитывать, что формирование спортивного роста стрелка путем «натаскивания», как правило, кончается провалом и отрицательно сказывается на его спортивном пути.
В работе с юношами большое значение имеет постоянное содружество тренера и врача, регулярное наблюдение за самочувствием и состоянием здоровья спортсмена как во время тренировок, так и в дни соревнований. Любое пренебрежение советом врача рано или поздно скажется отрицательно.
Кроме выполнения своих, чисто спортивных функций обучения стрельбе тренер, работающий с молодежью, должен помнить и о том, что он прежде всего воспитатель. Его прямой долг — быть примером честности, правдивости, аккуратности. Своих учеников он должен знать не только по занятиям в школе спортивного мастерства, секции, но и в быту. Для этого нужно всегда иметь контакт с родителями и со школой, периодически посещать спортсменов на дому, познакомиться с их жизнью, условиями учебы или труда.
Однако в отношениях с молодыми спортсменами необходима постоянная требовательность. Очень важно не оставлять без внимания ни одного случая небрежного обращения с ружьем, воспитывать у стрелков нетерпимость к нарушениям дисциплины, к нетактичному поведению в коллективе, в обращении со старшими товарищами.
Тренеру надо постоянно помнить, что занятий только стендовой стрельбой для гармонического развития моло-
176
дых людей явно недостаточно. В целях более быстрого восстановления затрат нервной энергии необходимо включать в тренировки различные виды физических упражнений, например, подвижные игры. Поэтому целесообразно после урока по стрельбе по возможности прямо на стенде организовать занятия по волейболу, баскетболу, футболу. При невозможности проведения игр надо организовывать занятия другого характера, например, эстафету с мячом, палкой или с преодолением препятствий, соревнования по прыжкам в длину, высоту, толкание предметов и т. д. Для разнообразия надо использовать игры — третий лишний, салочки и др. В зимнее время можно походить на лыжах. Занятия по общей физической подготовке необходимо проводить регулярно, обязательно под руководством тренера, в течение 20— 30 мин после каждого занятия по стрельбе.
Такие дополнительные занятия по физической подготовке обязательно скажутся не только на общем состоянии здоровья молодых людей, но и на спортивных результатах в стрельбе.
Глава V
страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12 | страница 13
|