Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12 | страница 13

ШКОЛА ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Школы высшего спортивного мастерства могут созда­ваться при Центральном, окружных и флотских советах ВВОО, при добровольных спортивных обществах и при комитетах по физической культуре и спорту союзных рес­публик. Создаются они для подготовки спортсменов вы­сокого класса, пополнения сборных команд спортивных



'/г-П М. И. Поляков JgJ

обществ и союзных республик, а также для подготовки из числа кандидатов в сборную команду Советского Союза.

В школу высшего спортивного мастерства принимает­ся молодежь, имеющая спортивную классификацию не ниже II спортивного разряда и допущенная физкультур­ным диспансером к занятиям в школе высшего спортив­ного мастерства. В первую очередь в школу принимают­ся те, кто успешно закончил курсы подготовки спортсме­нов-разрядников. При зачислении в школу следует также учитывать дисциплинированность спортсмена, его успе­ваемость в школе, любовь к стрелково-стендовому спор­ту и способность драться на соревнованиях за очки и победу. Устраивать специальные стрелково-стендовые со­ревнования для отбора кандидатов в школу нецелесооб­разно. Лучше всего отбор в школу производить по зара­нее объявленному конкурсу, а кандидатов обсуждать на стрелково-стендовой секции.

В школу могут быть зачислены спортсмены I спор­тивного разряда по второму году обучения и кандидаты в мастера спорта по третьему году обучения для про­должения спортивного совершенствования.

Школа высшего спортивного мастерства организуется в составе не менее 5 человек. Учебно-тренировочные за­нятия в ней проводятся тренерами (штатными или с по­часовой оплатой|). На одного тренера должно приходить­ся не более 10 обучаемых независимо от их спортивной классификации и года пребывания в школе.

Учебные группы формируются по упражнениям. Про­водить занятия одновременно на траншейном и круглом стендах одному тренеру запрещается. Занятия в этих случаях проводятся в два потока или в разные дни.

Обучение в школе высшего спортивного мастерства проводится по специальной учебной программе.

ПРОГРАММА ШКОЛЫ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Программой школы высшего спортивного мастерства, рассчитанной на трехгодичное обучение, ставятся такие задачи:

— в первый год обучения — достичь уровня I спор­тивного разряда;

162


— во второй год обучения — кандидата в мастера
спорта СССР;

— в третий год обучения — мастера спорта СССР.


Для школы на все три года целесообразно составлять

такой расчет часов:



Расчет часов

Теоретические занятия:

1-й год обучения 12

2-й год обучения 10

3-й год обучения 8

Общая физическая подготовка стен­дового стрелка:

1-й год обучения 80—100

2-й год обучения 80—100

3-й год обучения 80

Подготовительные занятия:

1-й год обучения 25

2-й год обучения 30

3-й год обучения 35



Домашняя тренировка с ружьем:

1-й год обучения 150

2-й год обучения 150

3-й год обучения 180



Отработка и совершенствование тех­ники стрельбы на стенде (практическая стрельба):

1-й год обучения 58—76 занятий

2-й год обучения 64—82 занятия

3-й год обучения 80—102 занятия

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретические занятия (12 часов):

1. Спортивное оружие для занятия на стенде — 2 часа.

Типы спортивных ружей и их марки. Качество боя ружья: кучность, резкость, равномерность осыпи. Требо­вания, предъявляемые к современным ружьям, для тран­шейного и круглого стендов. Подгонка ружья по физи­ческим данным спортсмена.

'/2-Й* 163

2. Боеприпасы и требования, предъявляемые к ним,—■
2 часа.

Влияние на выстрел капсюля, пыжа, пороха, дроби. Способы зарядки патронов. Патроны отечественного и зарубежного производства.

3. Пристрелка оружия — 2 часа.

Пристрелочные мишени и способы обработки резуль­татов выстрелов. Подбор боеприпасов для ружья путем пристрелки.

4. Техника безопасности при стрельбе на стенде —
1 час.

Правила пользования оружием на стрелковых пло­щадках. Содержание оружия и боеприпасов на стенде и дома.

5. Устройство и оборудование стрелковых площа­
док— 3 часа.

Оснащение площадок траншейного и круглого стен­дов. Устройство метательных машинок, автонотчиков, таймеров и акустических устройств на траншейном стен­де. Производство мишени и ее характеристика.

6. Приемы и методы домашней тренировки с
ружьем — 2 часа.

Ежедневная тренировка с ружьем дома — одно из условий быстрого овладения техникой стрельбы. Методи­ка тренировки с ружьем дома. Применение тренажеров и приборов для отработки техники стрельбы в домаш­них условиях.



Общая физическая подготовка стендового стрелка (80—100 часов):

(Занятия проводятся не менее одного раза в неделю по 2 часа.) Применяются общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению здоровья и выработке си­лы, ловкости, выносливости. Для этих целей применяют­ся следующие виды спорта: лыжи, легкая атлетика (кроссы, прыжки), плавание, спортивные игры (волей­бол, баскетбол, теннис, р\чной мяч), охота, туризм и гимнастические упражнения.



Подготовительные занятия (25—30 часов):

1. Отработка техники стрельбы без выстрела. Раз­минка— 2030 мин на каждом практическом занятии.



164







3. Баллистика дробового выстрела — 2 часа.
Внутренняя баллистика — влияние капсюля, пороха

на качество выстрела. Внешняя баллистика — скорость полета снаряда дроби и ее зависимость от различных факторов.

4. Физическая подготовка стендового стрелка —
2 часа.

Регулярные утренние упражнения — основа улучше­ния здоровья спортсмена. Роль и значение общей физи­ческой подготовки на рост спортивных достижений стрелка. Разминка стендового стрелка, ее значение и применение. Домашняя тренировка с ружьем.

5. Упреждения при стрельбе по движущимся це­
лям— 2 часа.

Упреждения расчетные и видимые. Зависимость уп­реждений от различных факторов. Влияние движения ружья (поводки) на величину упреждений.



Общая физическая подготовка стендового стрелка (80—100 часов):

(Занятия проводятся не менее одного раза в неделю по 2—3 часа.) На занятиях применяются общеразви-вающие упражнения, способствующие укреплению здо­ровья спортсмена и выработке силы, ловкости и вынос­ливости, необходимых стрелку для получения высоких результатов стрельбы. Для этих целей применяются лыжи, плавание, легкая атлетика, спортивные игры (во­лейбол, баскетбол, ручной мяч, теннис), охота, туризм, гимнастические упражнения со снарядами и без сна­рядов.



Подготовительные занятия (30—35 часов):

  1. Отработка техники стрельбы без выстрела —
    20—25 часов. Разминка по 20—30 мин на каждом прак­
    тическом занятии.

  2. Подбор боеприпасов для соревнований путем их
    проверки в тире— 10 часов.

Домашняя тренировка с ружьем (150180 часов): Ежедневная тренировка с ружьем дома 30—35 мин. Каждый стрелок должен производить не менее 150 ус­ловных выстрелов в день.

166













Количество патронов для курсантов школы высшего спортивного мастерства выдается на основании приня­тых Центральным Советом ВВОО норм-

на первый год обучения на траншейном стенде — до 2000 патронов, на круглом —до 1800;

на второй год обучения на траншейном стенде —до 3500 и на круглом стенде — до 3000,

на третий год обучения на траншейном стенде — до 5000 и на круглом стенде до 4000.

Дополнительно (сверх программы) ежегодно на каж­дого курсанта предусматривается до 200 штук мишеней для тренировки условным выстрелом.

Если курсанты школы высшего спортивного мастер­ства участвуют в течение года в официальных соревно­ваниях в составе зачетной команды, то патроны и мише­ни выдаются им дополнительно

Занятия в школе высшего спортивного мастерства проводятся по расписанию, составленному на основе программы.

В качестве примера на стр. 170 приводится расписа­ние, условно составленное на май месяц второго года обучения.

Расписание можно составлять на квартал и на период обучения, т. е. на год. При составлении расписания на период важно, чтобы оно отражало недельные циклы и были твердо установлены дни и часы занятий. Для каж­дого года обучения должно быть свое расписание.

Занятия и стрельбы в школе должны проводиться в соответствии с расчетом часов, данным в программе. Если в какие-либо месяпы будут проводиться большие соревнования и слушатели будут готовиться и участвовать в них, то эти мероприятия надо предусматривать распи­санием, чтобы нагрузка на стрелка в отдельные периоды времени регулировалась и не была чрезмерно высокой.

Занятия в школе спортивного мастерства проводятся с преобладанием тренировочного уклона. Главным со­держанием занятий является работа над техникой и точ­ностью стрельбы, над повышением стрелковой выносли­вости и над выработкой морально-волевых качеств.

Добиваться высокой спортивной формы только за счет боевых выстрелов в период обучения в школе вряд ли целесообразно, так как это сопряжено с большими нагрузками. Большие стрелковые нагрузки при формиро-

169







вании стрелка недопустимы, они могут привести к пере­тренировке, что может оказать отрицательное влияние на спортивный рост стрелка и даже отразиться на его здоровье.

Со спортсменами, которые в период обучения в шко­ле показывают высокие результаты, надо работать очень осторожно. Нередко тренеры пренебрегают этим прави­лом и дают возможность стрелкам участвовать в различ­ных соревнованиях, которые им не по плечу. Часто юных спортсменов, которым еще много надо работать над по­вышением стрелковой выносливости и над выработкой морально-волевых качеств, начинают назначать на все соревнования и сборы вплоть до всесоюзных. У таких стрелков появляется сразу несколько тренеров, каждый дает свои советы, нередко одни указания противоречат другим и, естественно, спортсмен не в состоянии «пере­варить» с пользой для себя все советы и указания. В та­ких случаях вместо спортивного роста у стрелка начи­нается спад.

Тренерам необходимо учитывать возможности каждо­го спортсмена. Если надо, то можно привлекать их нэ сборы, но строго дозировать стрелковые нагрузки и воз­держиваться от удовлетворения их просьбы. «Я хочу побольше стрелять». Но это не значит, что обучение в школе спортивного мастерства не должно строиться на преодолении трудностей. Задача заключается в том, что­бы в ходе учебно-тренировочной работы создавать обста­новку, требующую от стрелка проявления морально-во­левых качеств, от занятия к занятию повышать эти тре­бования.

Надо создавать трудные и сложные условия стрель­бы, применять различные варианты тренировок, трениро­ваться в любую погоду и т. д. Для этого в ходе обуче­ния в школе надо организовывать контрольные стрельбы и соревнования, чтобы обучаемые получили определен­ную стрелковую закалку. Работу школы надо планиро­вать так, чтобы спортсмены в течение учебного года 4—5 раз участвовали в лично-командных соревнованиях на уровне городского масштаба.



ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ И ЮНОШАМИ

Как известно, организм женщин и юношей реагирует на любую физическую нагрузку и нервные напряжения

172





иначе, чем организм мужчин Этим и обусловливаются особенности методики тренировок на стенде этой ка­тегории спортсменов.

Специалисты отмечают, что во время стрельбы у женщин учащается пульс и сравнительно мало повы­шается максимальное кровяное давление. Увеличение ми­нутного объема, обеспечивающего кровоснабжение рабо­тающих органов, у женщин идет преимущественно за счет учащения ритма сердца, в то время как у мужчин это происходит за счет силы сокращения сердечной мыш­цы. Подобная реакция на нагрузку рассматривается как менее выгодная с точки зрения последующего восстанов­ления организма и определяет различие функциональных возможностей сердца женщин по сравнению с сердцем мужчин.

Примерно такая же картина наблюдается и в изме­нении других функциональных показателей, одним из которых, по материалам кандидата медицинских наук В. Е. Рыжовой4, является частота дыхания. Она, как правило, после физической нагрузки у женщин на 20—30% выше, чем у мужчин Кроме того, скелетно-мы-шечное строение женщин значительно слабее мужчин. Все эти явления необходимо учитывать при организа­ции занятий по стендовой стрельбе, потому что в этом виде спорта как мужчины, так и женщины пользуются одним и тем же оружьем, одними боеприпасами, а отда­ча после выстрела оказывает одинаково сильное воздей­ствие на организм.

Поэтому одна из основных задач тренера при орга­низации занятий с женщинами — максимально учесть специфику женского организма, особенно в начальной стадии обучения

Многие наши инструкторы и тренеры утверждают, что женщины охотно записываются в секции стрелково-стендового спорта, но после нескольких тренировок пре­кращают занятия.

Причина здесь в том, что тренеры организуют заня­тия с женщинами по тем же методическим правилам, что и с мужчинами.



1 Доклад на Первой Всероссийской методической конференции тренеров по спорту.

173


Когда женщина при первых стрельбах получает ощу­тимую отдачу или травму из-за неправильного вклады­вания ружья в плечо или из-за патрона с сильным заря­дом, то у нее сразу возникает мысль: «Стрельба, оче­видно, чисто мужской вид спорта». Разумеется, это ошибочный вывод, возникающий из-за неумелого методического подхода к обучению.

Известно, например, что заслуженный мастер спорта Лариса Корчинская, неоднократная чемпионка Европы и мира, женщина небольшого роста, хрупкая, но она ни­когда не получает травм. Она прекрасно чувствует себя после тренировок и соревнований Это достигнуто в ре­зультате правильного обучения. Как показывает опыт, чтобы правильно организовать процесс обучения женщин и предохранить их от возможных ушибов при отдаче ружья, необходимо еще до начала занятий на стенде по­добрать оружие и произвести его подгонку, учитывая индивидуальные физические данные стрелка. Ружье обя­зательно должно быть с резиновым амортизатором

Каждая женщина, которая решила заниматься стен­довой стрельбой, обязана изготовить для себя ватную подкладку и обшить ее мягкой тканью. Такая подкладка необходима для предохранения плеча от возможных уши­бов при отдаче ружья. Одежда женщины должна быть такой, чтобы не стеснять движений, необходимых при выстреле.

До начала стрельб боевым патроном нужно обяза­тельно обучить новичков правильно выполнять приемы стрельбы, так как в дальнейшем это позволит избежать неприятных болевых ощущений, и самое главное — надо для первых стрельб использовать облегченные патроны с 75%, не более, нормального заряда (пороха 1,5 г, дроби 25 г для ружей 12 калибра). По мере приобрете­ния обучаемыми навыков и выносливости вес заряда можно увеличивать.

Даже тогда, когда спортсменки будут иметь некото­рый опыт стрельб, надо рекомендовать им пользоваться патронами с зарядом несколько слабее обычного. Для женщин вполне нормальным будет патрон, заряженный порохом «Сокол» в следующих навесах: для траншей­ного стенда — 1,9—2,0 г пороха на 31—32 г дроби; для круглого стенда — 2,0—2,1 г пороха на 31 г дроби.

Все, что было сказано в отношении методики прове-

174





дентин занятий с женщинами, в полной мере относится и к юношам.

Следует учитывать, что сердечно-сосудистая и другие системы юношеского организма находятся еще в разви­тии и неумелый подход к тренировкам может нанести серьезный ущерб их здоровью.

На физическую нагрузку, в том числе и на трениров­ку по стрельбе, юные спортсмены реагируют иначе, чем взрослые мужчины. Нагрузка вызывает у них резкое уча­щение пульса при сравнительно небольшом артериаль­ном давлении, поэтому перегрузка для них нежела­тельна.

Особенностью нервной системы юношей является пре­обладание возбудительных процессов над тормозными, вследствие этого даже на тренировках юные спортсме­ны часто неуравновешенны, а иногда теряют самообла­дание. С этими особенностями юношеского организма нельзя не считаться. Надо строго дозировать нагрузки и находить методические приемы, которые исключали бы перевозбуждение стрелка.

Наиболее остро молодые спортсмены реагируют на проведение во время занятий контрольных и зачетных стрельб и очень охотно участвуют в соревнованиях. Бесспорно, различного рода контрольные стрельбы и со­ревнования на занятиях нужны. Они приучают спорт­сменов к самостоятельным действиям, вырабатывают у них волю, закаляют характер, помогают определить свои возможности. Однако если тренировка про­ходит на предельных возможностях спортсменов, то вся­кое, даже не очень ответственное, соревнование может вывести юношу из колеи Слишком высокое нервное на­пряжение на состязаниях требует длительного восстанов­ления сил юношеского организма. Больше того, часто тренерам не известно, как стрелки переносят те или иные нервные напряжения и физические нагрузки, через какой промежуток времени у них наступает восстанов­ление сил Чтобы правильно определить объем и интен­сивность последующих тренировок, а также возможности участия в предстоящих соревнованиях спортсмена, необ­ходимо знать его возможности.

Часто к началу ответственных состязаний спортсмен устает и теряет способность к упорной борьбе. Чтобы избежать этого, надо строго учитывать индивидуальные

175




возможности юных стрелков и неуклонно соблюдать до­пустимый уровень физических и нервных нагрузок.

Нередки случаи, когда юные спортсмены, перейдя в группы взрослых, перестают прогрессировать и прекра­щают свой спортивный рост. Анализ работы с юношами позволяет сделать вывод, что одной из главных помех в росте молодых стрелков является перегрузка и излиш­нее нервное напряжение в начальной стадии спортивной карьеры.

Тренерам, работающим с молодежью, надо быть предельно осторожными в выборе кандидатов на сорев­нования. Спортсменов, не подготовленных для данного уровня соревнований, особенно спортсменов с повышен­ной нервной возбудимостью, не надо направлять на от­ветственные соревнования. Нужно также учитывать, что формирование спортивного роста стрелка путем «натас­кивания», как правило, кончается провалом и отрица­тельно сказывается на его спортивном пути.

В работе с юношами большое значение имеет посто­янное содружество тренера и врача, регулярное наблюде­ние за самочувствием и состоянием здоровья спортсме­на как во время тренировок, так и в дни соревнований. Любое пренебрежение советом врача рано или поздно скажется отрицательно.

Кроме выполнения своих, чисто спортивных функций обучения стрельбе тренер, работающий с молодежью, должен помнить и о том, что он прежде всего воспита­тель. Его прямой долг — быть примером честности, прав­дивости, аккуратности. Своих учеников он должен знать не только по занятиям в школе спортивного мастерства, секции, но и в быту. Для этого нужно всегда иметь кон­такт с родителями и со школой, периодически посещать спортсменов на дому, познакомиться с их жизнью, усло­виями учебы или труда.

Однако в отношениях с молодыми спортсменами не­обходима постоянная требовательность. Очень важно не оставлять без внимания ни одного случая небрежного обращения с ружьем, воспитывать у стрелков нетерпи­мость к нарушениям дисциплины, к нетактичному пове­дению в коллективе, в обращении со старшими товари­щами.

Тренеру надо постоянно помнить, что занятий только стендовой стрельбой для гармонического развития моло-

176


дых людей явно недостаточно. В целях более быстрого восстановления затрат нервной энергии необходимо включать в тренировки различные виды физических уп­ражнений, например, подвижные игры. Поэтому целесо­образно после урока по стрельбе по возможности прямо на стенде организовать занятия по волейболу, баскетбо­лу, футболу. При невозможности проведения игр надо организовывать занятия другого характера, например, эстафету с мячом, палкой или с преодолением препят­ствий, соревнования по прыжкам в длину, высоту, толка­ние предметов и т. д. Для разнообразия надо использо­вать игры — третий лишний, салочки и др. В зимнее время можно походить на лыжах. Занятия по общей фи­зической подготовке необходимо проводить регулярно, обязательно под руководством тренера, в течение 20— 30 мин после каждого занятия по стрельбе.

Такие дополнительные занятия по физической подго­товке обязательно скажутся не только на общем состоя­нии здоровья молодых людей, но и на спортивных ре­зультатах в стрельбе.

Глава V



страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12 | страница 13

Смотрите также: