Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 18 | страница 19 | страница 20 страница 21 страница 22 ... страница 26 | страница 27

6 секция

Section 6
Социокинетика, ювЕнология, педагогика және психологияның қазіргі дамуының өзекті мәселелері. Инновациялық білім беру дамуының

болашағы мен мәселелері
Actual problems of modern psychology, pedagogy, juvenology, social kinetics. Problems and prospects of innovative education development
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ЮВЕНОЛОГИИ, СОЦИОКИНЕТИКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ББК 88.8
ПЕДАГОГИКА ПРОЦЕССТЕГІ ҚАЙШЫЛЫҚТАР ЖӘНЕ ОЛАРДЫ ҚАЛЫПТАСТЫРУ
CONFLICTS IN PEDAGOGICAL PROCESS AND THEIR REGULATION
КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
Красильникова М.И.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа

Мақалада педагогикалық іс-әрекет барысында пайда болатын қайшылықтардың түрлері және оларды қалыптастыру тұралы ұсыныстар берілген.


Annotation

The article devoted to the main types of conflicts appearing in pedagogical process, and here is also recommendation of their regulation.


Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. По этой причине именно здесь необходимы благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [1;321].

Конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия.

В педагогической практике можно выделить несколько основных видов межличностных конфликтов:

1. ученик - ученик;

2. учитель - ученик;

3. учитель - учитель.

Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т.д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления – «учитель - ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» - а это все стимулирует детскую конфликтность, которая порождает жестокость, озлобленность, грубость в групповых и межличностных отношениях школьников [2;58].

Конфликт «ученик – ученик»

Наиболее распространены среди учащихся конфликты за лидерство, в которых отражена борьба двух – трех лидеров за первенство в классе. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями. Может обозначиться конфликт трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса.

Также встречаются межличностные конфликты между девочками и мальчиками, из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельными учениками младших классов [3;542].

Конфликт «учитель – ученик»

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме [4].

Конфликты типа «учитель – ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:



  • нарушение дисциплины на уроке;

  • плохое выполнение заданий;

  • нездоровые отношения между учениками. С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:

  • оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;

  • необъективность при оценке знаний;

  • неинтересное ведение урока учителем;

  • неподготовленное домашнее задание;

  • пропуск уроков.

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности [2; 58].

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми является обычной составной частью реальности. Психолог М. Рыбакова выделяет следующие конфликты между учителем и учеником:



конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание учителя;

конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах;

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных от ношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие [5; 195].

Конфликтное взаимодействие, приводящее к утрате внутренних контактов с детьми, чаще всего обусловлено поспешными эмоциональными реакциями педагога: публичным выяснением причин ученических проступков типа опоздания на урок или его пропуск, бесцеремонными громогласными дисциплинарными замечаниями и наказаниями, направленными на сиюминутные пресечения поступков, не укладывающихся в традиционные поведенческие рамки.

При этом конфликт нередко воспринимается как угроза личному престижу учителя и появляется желание любой ценой подавить сопротивление ученика. Подобные репрессии загоняют возникшие противоречия вглубь, порождая неприязнь и отчуждение между школьниками и учителями. От педагога требуются не избежание или подавление конфликтов, а управление ими [3; 515-516].

Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами возникающими при взаимодействии с учащимися могут быть следующими:



  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, выпустить пар;

  • не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я» - высказывания (не "ты меня обманываешь", «я чувствую себя обманутым»);

  • не оскорблять ученика (все последующие «компенсирующие» действия могут не исправить ситуацию);

  • стараться не выгонять ученика из класса;

  • по возможности не обращаться к администрации;

  • не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личность, семью, давать оценку только его конкретным действиям;

  • независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения (высказать сожаление по поводу конфликта);

  • не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

Новое всегда приходит на смену старому в природе и в обществе. Поэтому противоречия между новым и старым вполне естественны и вечны. Нередко эти противоречия приводят к конфликтам. На разных этапах развития явление скорость и масштабы изменений могут заметно различаться. Чем радикальнее изменения, чем более они скоротечны и масштабны, тем чаще возможно возникновение конфликтов [5; 195 – 197].

Конфликт «учитель – учитель».

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах, потому что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников [1; 327].

К сожалению, ни один коллектив не обходится без конфликтов. Они бывают порой разрушающими, крайне мешающему делу. Но психологи считают, что в конфликте есть положительные стороны – он вскрывает противоречия, становится стимулом к движению, к развитию. Но при всем диалектическом отношении к конфликтам нельзя не признать, что все, же каждый из них тяжело переживается в коллективе, ухудшает нравственный климат, выбирает сотрудников из колеи [6; 2].

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей.

Данный вид конфликтов обусловлен разными факторами:

Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга. Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего вида деятельности. В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам в отношениях со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни, существующая сложная социально-экономическая ситуация. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики, они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная экономическая обстановка, частые школьные реформы, не всегда обоснованный и понятный вал «текучки» вызывают продолжительный и устойчивый стресс [3; 561 – 562].

Для выхода из конфликта психологи советуют проделать ряд последовательных операций:

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, студентом, коллегой. Для этого можно использовать следующие приемы:



  • не отвечайте на агрессию агрессией;

  • не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

  • дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

  • старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

  • не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов — ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

  • предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать свое, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное — не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.

Во время диалога желательно придерживаться правил:



  • соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;

  • не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;

  • не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;

  • отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;

  • в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;

  • старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

  • не давайте готовых «рецептов» решения проблем, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

3. Взаимодействие — завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т.д.

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существовавших проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов в сотрудников и даже друзей. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов 3-е изд.— СПб: Питер,2007. - 496с.

  2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Владос, 2000.- 176с.

  3. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика/В.П.Шейнов.- Минск: Харвест, 2010.- 912с.

  4. http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions/

  5. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие 2-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304с

  6. Исхакова А.Н. Конфликты в педагогических коллективах: их причины и профилактика.//Психология в Казахстанской школе. - 2009. - №4



БАЛАЛАРДЫҢ ҮРЕЙ ТУДЫРАТЫН СИПАТТАМАЛЫҚ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ
CHARACTERISTIC FEATURES OF CHILDREN`S ANXIETY
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Магдалина О.С.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа

Бұл мақалада балалардың үрей тудыратын себептері мен мәселелері туралы айтылды.



Annotation

This article presents issues on children and anxiety symptoms causes anxiety in children.


Проблема тревожности детей является одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.



Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. Это эмоциональное состояние. Во время тревоги человек ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.


У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.

Вот что ощущает человек во время тревожности физиологически:

- усиление сердцебиения;

- учащение дыхания;

- увеличение минутного объема циркуляции крови;

- возрастание общей возбудимости;

- снижение порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

- напряжение;

- озабоченность;

- нервозность;

- чувство неопределенности;

- чувство грозящей опасности, неудачи;

- невозможность принять решения и др.

Человек может ощущать различную силу тревоги.

Первый уровень - небольшая тревога. Это такие проявления как напряженность, настороженность, дискомфорт. Угрозы такое ощущение не несет, но дает сигнал того, что скоро тревожность будет более сильной. На втором уровне ощущение внутренней напряженности растет, эмоции становятся отрицательными, все, что было нейтральным – становится значимым. На следующем уровне появляется собственно тревога. Человек переживает неопределенную угрозу, чувство неясной опасности. Потом появляется страх. На следующем уровне - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать очень сильная тревога. Самый высокий уровень тревожно-боязливое возбуждение, появляется потребность двигательной разрядки, панический поиск помощи.

Тревожность оказывает негативное воздействие на развитие личности. Если есть тревожность, значит, что-то неблагополучно в личности человека. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога часто появляется из-за того, что человек заранее ждет неудач, особенно в общении с окружающими и от того, что не может правильно оценить ситуацию.

Как проявляется тревожность:

- в беспомощности,

- в неуверенности в себе,

- в преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.

Очень важный момент в работе над тревогой – научиться ставить цели и уметь прислушиваться и оценивать свои чувства – это называется рефлексией. Внимательно нужно относиться и к нагрузкам – переутомление также может вызывать тревожность. Кроме этого, есть метод поиска и укрепления своего «островка безопасности», человек учится четко обозначать границы своих негативных чувств и создавать условия, при которых появляется возможность выговориться и превратить чувства в образ.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем.

Тревожные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию тревоги. Тревога угнетает ребенка, подавляют его активность, инициативу, и нередко делает беспомощным. Ребенок боится оставаться один в комнате, боится новой обстановки, незнакомых взрослых и детей. Такой ребенок бывает то слишком весел, много говорит, быстро и суетливо двигается, то расстроен и даже угнетен. Они могут быть замкнутыми, обидчивыми, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в детский сад, школу. Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный. Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у тревожного ребенка они длительны и значительно выражены.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. Таким образом, вопросы изучения детской тревожности занимают значительное место в современной психологии. Необходимо предпринимать меры для снятия тревожности.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.

  2. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений. М. – 1998, с. 601.

  3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.., 1996.

  4. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.
    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие, М.: Владос, 1996, с. 529.

ББК 88.5
суицидтІң феноменi нақтылық ретінде
SUICIDE PHENOMENON AS THE REALITY
ФЕНОМЕН СУИЦИДА КАК РЕАЛЬНОСТЬ
Герко Т.В

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Андатпа

Осы мақалада өздiгiнен өлтiру әдiстер және теориялары туралы түсiнiктер қарастырылады. Өйткенi шеткi нүктесi суицид болып табылған өзiн қиратушы мiнез-құлық бар болады.


Annotation

In article it is considered the most important and main definitions and explanations about ways and suicide theories as there is a number of interpenetrating forms itself the destructive behavior which extreme point is the suicide are considered.


Существует множество определений понятия самоубийства. Классическим считается определение, данное Эмилем Дюргеймом в его работе «Самоубийство», изданной в 1897 году в Париже: «Самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положителъного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца» [1].

Суицид есть осознанное лишение себя жизни и, с этой точки зрения, самоубийство является чисто человеческим сознательным, поведенческим актом. Как пишет Банщикова Е.Г. в своей статье «Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства», самоубийство, если дать ему краткое определение, есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. В этих двух основных дефинициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором, по понятным соображениям, отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного случая, в котором отсутствует элемент сознательности и доминирует случайность.

В литературе часто встречаются термины «аутотравматизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляются с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований относить к суицидальным действиям умышленное членовредительство, аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза и другие подобные действия.

Самоубийством не считается лишение себя жизни по неосторожности самого потерпевшего или лицом, находящимся в состоянии невменяемости. В этих случаях опасные для жизни действия не направляются представлениями о собственной смерти, имеют иные мотивы и цели и их следует относить к категории несчастных случаев.

Исходя из данного определения, не следует, также считать самоубийствами случаи гибели из-за неоправданного риска, случаи так называемого «аутодеструктивного» или «саморазрушительного» поведения. В современной литературе эти понятия были подробно разработаны Эрихом Фроммом, к саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят, в ряде случаев, злоупотребление алкоголем наркотическими, сильнодействующими медикаментозными средствами и курение; намеренную рабочую перегрузку; упорное нежелание лечиться; рискованный стиль вождения транспортных средств, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии; упорное стремление к поездкам в зоны боевых действий; увлечение некоторыми видами спорта, когда оно связано с неоправданным риском (такие как альпинизм, парашютный спорт и т.п.).

В более широком смысле аутодеструктивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей. Существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид [2].

Суицидальное поведение — это любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних. К внутренним формам относят суицидальные мысли (представления, переживания); суицидальные тенденции (замыслы, намерения). К внешним формам - суицидальные проявления; суицидальные покушения (попытки).

Суицидальные мысли (представления, переживания) - пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни («жить не стоит», «счастья в жизни нет», «не живешь, а существуешь»), а также представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни («хорошо бы умереть», «хочется заснуть и не проснуться»). Суицидальные мысли в норме бывают практически у всех людей при осознании неразрешимости какого либо конфликта или остротравмируюшего события, но они не переходят в суицидапьные тенденции.

Суицидальные тенденции (замыслы, намерения) - активные и серьезные размышления, разработка плана суицида, определение способов совершения самоубийства, времени, места его осуществления. Во внешнем поведении возможны проявления побуждений к непосредственному осуществлению суицидального замысла. Почти все суициденты в этот период высказывают в той или иной форме суицидальные намерения кому-либо из близких, друзей или коллег иногда в виде намеков или в шутливой форме (суицидальные проявления). Причем около 15% делают это открыто и публично. Обычно открытые высказывания суицидальных намерений воспринимаются окружающими в демонстративно-шантажном плане или им вообще не придается должного внимания. Однако их не стоит недооценивать. Во всех случаях, при наличии таких высказываний требуется консультация специалиста.

Переход суицидальных тенденций в суицидальные проявления говорит о присоединении к замыслу суицида волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению решения - совершению суицидальной попытки.

Суицидальные покушения (попытки) - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажные целями.

Иногда попытки самоубийства не завершаются смертельным исходом по независящим от суицидиента причинам - обрыв веревки, не смертельное ранение, своевременно оказанная медицинская и реанимационная помощь и т.п. Следует различать завершенные самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды), носящие демонстративно-шантажный характер. Последние не преследуют цель ухода из жизни. Их цель - привлечение к себе или возвращение утраченного внимания, жалости и сочувствия окружающих, избавление от угрозы наказания и т.п.




страница 1 ... страница 18 | страница 19 | страница 20 страница 21 страница 22 ... страница 26 | страница 27

Смотрите также: