Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 19 | страница 20 | страница 21 страница 22 страница 23 ... страница 26 | страница 27

Способ самоубийства. Выбор способа, места и времени для самоубийства косвенно свидетельствует о серьезности суицидальных намерений и риске завершенности суицида. По частоте использования при завершенных суицидах чаще всего встречаются: повешения, огнестрельные ранения, отравления химическими веществами или медикаментами, падения с высоты, под проходящий поезд или автотранспорт и прочие.

Характерной особенностью настоящего времени является то, что часть лиц, пытавшихся покончить с собой, благодаря развитию реанимационной службы остаются в живых, но часто имеют существенный ущерб для здоровья. Например, в случае самоповешения, 87% из них в дальнейшем получают инвалидность. По частоте суицидальных покушений распределение иное: отравления, самопорезы, повешения и прочие.

Распространенность тех или иных способов самоубийства наиболее тесно связана с профессиональной принадлежностью и полом суицидентов. Женщины, например, чаще выбирают отравления. Инъекционные способы введения лекарственных веществ используются преимущественно медицинскими работниками и т.п.

Членовредительство - умышленное самоповреждение с определенными конечными установками (избежание уголовного наказания, с целью облегчения условий содержания). Иногда подобные действия могут совершаться лицами, находящимися в состоянии ярко выраженного психологического аффекта, и служить путем к его разрядке и облегчению душевных страданий (чаще всего это порезы в области предплечий). В других случаях членовредительство может совершиться по бредовым мотивам лицами с психическими заболеваниями. Самоповреждающие действия с демонстративно-шантажными целями, членовредительство, вследствие неправильного расчета, по неосторожности или случайности могут иметь роковые последствия и закончиться смертью. Подобные поступки требуют тщательного расследования и анализа всех обстоятельств.

Например:


  • самопорез в области локтевого сгиба или предплечья может быть:

суицидом или попыткой самоубийства, если конечной целью была смерть от кровопотери;

  • несчастным случаем, если он совершен психически больным по бредовым мотивам, например, «выпустить из крови бесов»;

  • демонстративно-шантажным поведением, если конечной целью было показать окружающим намерение умереть;

  • членовредительством, если преследовалась цель уклониться от наказания.

В последние годы получили распространение такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Под пресуицидом обычно имеют в виду период времени от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации или само психическое состояние, предшествующее суициду. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Большинство суицидологов под понятием «пресуицид» подразумевают состояние личности, обуславливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина «постсуицид». Более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период».

Суицидальный риск - это потенциальная готовность личности совершить самоубийство, который может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности.

Теории суицида. Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно».

В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме. Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Следует заметить, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между крупными теоретиками. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения. [3]

Искатели смерти расстаются с жизнью преднамеренно, причем таким образом, что спасение является невозможным или крайне невероятным.

Инициаторы смерти: к ним относятся неизлечимо больные, лишающие себя систем обеспечения, отсоединяя иглы или канюли.

Игроки со смертью - это те кто, говоря языком игры, делают свою жизнь ставкой в ситуации относительно низкой вероятностью выживания, как например, в русской рулетке, где шансы погибнуть составляют 5 из 6. Существует еще тип людей одобряющих смерть, хотя и не играющих активной роли в ее приближении, но честно заявляющих, что желали бы своего конца. Этот тип часто встречается среди тревожной молодежи и одиноких стариков.

Суммируя всё, можно сказать словами Шнейдмана: «Смерть приближается из-за неосторожности, опрометчивости, безрассудства, забывчивости человека или вследствие других сходных психологических механизмов».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.

  2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Мн., 1988

  3. Моховиков А.Н. Введение к клинико-психологическому разделу.// Суицидология:

  4. Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.-М., 2001


ББК 88.8
БАЛАЛАРДЫҢ ҚҰЛЫҚТЫЛЫҚ ДАМУЫНЫҢ ӘЛЕУМЕТТІК-ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ АСПЕКТІЛЕРІ
SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT

OF MORAL INSTALLATIONS OF CHILDREN
CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК ДЕТЕЙ
Блеч Т.С.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова
Аңдатпа

Осы мақалада автор балалардың құлықтылық тәрбиесін, отбасылық тәрбиеге аса көңіл аудару туралы және балаларды құлықтылық сенімін қалыптастырудағы отбасының маңызын алға тартады.


Annotation

In the present article the author puts an actual problem of moral education of children, paying special attention on family education and for a family role in formation of moral belief of children.


Будущее человечества зависит от воспитания подрастающего человека.

Народная мудрость гласит: «Если твои планы рассчитаны на год - сей рожь, если на десятилетие - сажай деревья, если на века - воспитывай детей».



Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия, неизбежно повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания.

Современное развитие общества предъявляет серьезные требования к формированию жизненных ориентаций детей, к тому насколько они способны будут войти в самостоятельную жизнь в современном мире принципиально новых технологий создания и потребления материальных и духовных благ.



Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Казахстана является развитие воспитания в системе образования. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей и учащейся молодежи к полноценной жизни в обществе.

Тревожная ситуация сложилась в плане нравственно-духовного, этического развития детей и учащейся молодежи. Как показывает анализ, за последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и учащейся молодежи на ценности западной культуры за счет вытеснения отечественных фильмов, мультфильмов, телевизионных передач зарубежными, причем далеко не самыми лучшими. Идеология сексуальной революции, подхваченная прессой и пронизывающая множество шоу-программ па телевидении, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, утверждая «разврат» как социальную норму,

Одна из причин такого положения кроется в недооценке воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное, патриотическое развитие детей и учащейся молодежи. Именно воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность. Решение задач социализации детей в современных условиях диктует необходимость перехода в новое качественное состояние всего процесс образования [1].

В Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан определены вопросы формирования казахстанского патриотизма, уважения к государственным символам страны, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, физически здоровой, социально активной личности. Духовно-нравственное воспитание базируется на формировании у детей потребностей, мотивов, познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, обогащения национальными и общечеловеческими ценностями, стремление к взаимопониманию, утверждения добра и человеколюбия путем самосовершенствования и самореализации их личных, интеллектуально-эмоциональных возможностей.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Настоящим человеком становится только тот, - утверждает В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков. В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Суть процесса морального воспитания, по определению В. А. Сухомлинского, состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой [2].

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности зарождаются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. У тревожных матерей, например, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение [3].

Содержание семейного воспитания охватывает различные направления. В семье осуществляется физическое, трудовое, эстетическое, умственное и нравственное воспитание детей, с учетом возраста. По мере своих возможностей и сил родители и близкие в семье дают ребенку знания о природе, обществе, профессиях, технике. Родители формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, и, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, и в первую очередь воспитание таких качеств как доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, доброжелательность, честность, открытость, трудолюбие.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из них. Это - личный пример родителей, доверие, проявление любви, сопереживание, сочувствие, контроль, традиции, похвала, и т.д.

Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в повседневных заботах о ребенке, в своих усилиях по его воспитанию. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви [4].

Семья является продуктом общественной системы. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: в семьях уменьшилось количество детей, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, неполных семей. Семья должна создавать у человека понятие дома не только, как помещения, где он живет, а как ощущения места, где его ждут, понимают, защищают, любят.

В семье закладываются моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. К моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Все элементы нравственного мира детей необходимо развивать в процессе воспитания. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой для ребенка должен стать добрый мир семейного окружения.

«Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению». (Руссо Ж.-Ж.) Ребёнок, ещё не осознавая речь и поступки взрослых, уже чутко улавливает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательные отношения друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – вот благоприятный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, грубые интонации, раздражение приведут к негативным последствиям. Все элементы нравственных потребностей наполнены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят. Потребность человека иметь определенные нравственные ориентиры начинается с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивый человек способен к сочувствию, состраданию, сопереживанию. Отзывчивость в ребёнке необходимо воспитывать ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: не вредить никому, а приносить максимум пользы. Эту установку необходимо формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, преодолевая врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и мир природы в процессе живого общения в кругу семьи.

Важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла, действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это приводит к разочарованию у детей, недоверию. А.С. Макаренко утверждает, что только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом [5].

С.И. Варюхина отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда [6].

Следующий этап формирования совести должен развиваться одновременно с такими понятиями, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть объединяет одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств. Осознание ребёнком сущности понятия совесть подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. Важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-либо причинил зло, вред, что человеку плохо и именно ты тому виной. Задача родителей – воспитать в своих детях такое понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Знание этих элементов нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей счастливыми добрыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека непосредственно связаны с нравственными чувствами, которые являются мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Для её успешного решения, родители должны осознавать важность этой задачи. Развивать в себе нравственные потребности, так как совершенствование человека продолжается всю сознательную жизнь. Родителям необходимо начать с анализа особенностей собственной личности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Таким образом, семья – это первая социальная инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт культурные и моральные ценности своим детям. Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины [7].

Первую общественную среду для ребёнка создают родители. Они являются образцами, на которые ежедневно ориентируется ребёнок. Существенную роль в жизни каждого человека играют личности родителей.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных установок и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Цель нравственного воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.

В Казахстане существует проблема мирного и плодотворного объединения противоречивых потоков нравственного и религиозного опыта Востока и Запада. Уже сегодня закладывается в умах и душах современных детей завтрашний день многонационального общества. Темпы развития общества зависят от того, как развивается каждый человек.

Во всех образовательных организациях внедрена программа духовно-нравственного воспитания «Уроки самопознания», которая опирается на личностно-ориентированный подход в обучении. Цель духовно-нравственного воспитания современного школьника – воспитание личности, способной строить жизнь достойного человека на основах Добра, Истины и Красоты.

Как утверждает С.А. Назарбаева, назрела необходимость в целостной системе духовно-нравственного воспитания детей, надо помочь им войти в реальный мир, подготовленный к активному участию в духовном развитии многонационального Казахстана, размышлять о будущем, о своем предназначении в жизни. В совместной с ними деятельности по освоению духовного богатства человечества надо помочь им постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека. Грядущее таится в детях, и качество грядущего зависит от нас.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Об утверждении Комплексной программы воспитания в организацих образования Республики Казахстан на 2006-2011 годы. Приказ МОН РК от 13 июня 2005 года № 401

  2. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. – 320 с.

  3. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед.учеб. заведений:в 3 кн./Р.С.Немов,-4-е изд.-М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.-Кн.2. Психология образования.-606 с.

  4. Климова - Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Пер. с чеш. А.В.Можейко. Минск: изд.Нар.асвета.1981г. 174с

  5. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Изд. Политической литературы, 1988.-245с.

  6. Варюхина С. И. Истоки доброты. Беседы о нравственном воспитании детей в семье – Минск, Полымя.1987.125 с.

  7. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.



ББК 74.200.51
ЖАСЫ КІШІ ОҚУШЫЛАРДЫҢ ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТӘРБИЕСІ
ECONOMIC EDUCATION OF JUNIORS
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Полушкина Л.Н.

Средняя школа №16 города Кокшетау
Аңдатпа

Айтылмыш мақалада баланың тұлғасының дамуына бастауыш сыныптың мұғалімінің жұмысының жүйесімен таныстырып, экономикалық мәдениеттің негізгі экономикалық білімінің құралымын қарастырады. Жасы кіші оқушылардың экономикалық тәрбиесінің негізгі мақсаттары ашылады.


Annotation

The given article represents the system of primary school teacher’s work in individual development of children, economic culture on the basis of initial economic knowledge formation. There are given the main objectives and problems of juniors’ economic education.


Сегодня много говорят о рынке и рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.http://www.uroki.net/br/adlog.php?bannerid=15&clientid=4&zoneid=52&source=&block=0&capping=0&cb=41bb143f871a6351399054526e7bbb79http://www.uroki.net/br/adview.php?what=zone:52&n=ab167fb9 Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового стандарта жизни, сформированности таких личностных качеств, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.

Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и.т.п. Исходя из этого, особое место необходимо уделять экономическому воспитанию младших школьников.

Ученик младших классов должен знать, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство.

И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.

Ученики на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь.

Технология «Алфавит»

Тема «Экономика»

А-акция, аукцион

Б-банк, банкрот

В-вето,виза

Г-гарантия

Д-доход, депозит.



Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

  • в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

  • в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

  • в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка [1,C. 23-29].

Реализация поставленных задач и цели осуществляется путём интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность). При этом необходимо руководствоваться принципами развивающего обучения:

  • направленность обучения на развитие личности учащегося;

  • субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

  • стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;

  • развитие адекватной самооценки;

  • обеспечение мотивированности, осознанности;

  • деятельный подход;

  • ориентация на сотрудничество;

  • поэтапность формирования знаний, умений;

  • использование жизненного опыта учащихся;

  • ориентация на посильность,

  • научность знаний;

  • комфортность участников образовательного процесса.

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления [2,С. 52]. В ходе экономических уроков предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник” и другие.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашние задания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация о содержании курса, о результатах занятий, консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями [2,С. 55-68].

Для контроля знаний, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения предусмотрены задания разной степени сложности с учетом интересов и возможностей учеников. В процессе проверки необходимо выяснить, как учащиеся умеют воспринимать и воспроизводить полученную экономическую информацию, конкретизировать свои ответы примерами из жизни. В ходе игровых действий проявляются экономические знания. В практической и трудовой деятельности, возможно, проверить знание сути экономических явлений. Через умения организовать и спланировать предстоящую работу, умения бережного и рационального использования материалов и времени, возможно, оценить сформированность таких качеств личности ученика как бережливость, целеустремленность, активность, предприимчивость. Проверка и оценка экономических знаний и умений может быть проведена в виде письменного или устного опроса, тестовых или контрольных работ или при практическом применении в заданиях игрового характера. Итоговая отметка выставляется в форме “зачет”- “незачет” или учитывается при выставлении отметки по технологии.

Вопрос об оценке знаний учащихся может быть решен и творчески. С первых же уроков вводится «экон» или «эко» – денежная единица страны Экономики. Эко оценивает знания учащихся и их активную работу на занятиях вместо обычной пятибалльной системы. Полученные учащимися эконы являются прообразами заработной платы и чрезвычайно повышают активность учащихся. Система начисления эконов носит сквозной характер. На каждого ученика открывается лицевой счет, на который вносится сумма заработанных эконов. Начисление и снятие происходит по усмотрению учителя или при коллективном рассмотрении. Со счета может сниматься сумма на проведение игр. Сумма на счетах учеников изменяется от занятия к занятию и является своего рода итоговой оценкой успешности изучения курса.

В оценке экономической подготовленности учащихся при прохождении курса выделены три критерия:

1. овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника;

2. cтепень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх, на правильность и обоснованность ответов в ходе тренингов и практикумов;

3.уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость) [3,С. 32-49].

Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности. Экономические знания положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми к школьному имуществу, целеустремленными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

По опыту работы в начальной школе и преподаванию экономики в среднем звене эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, экономии, об условиях труда и его оплаты, о рациональных способах выполнения работы, о природе и сохранении её богатств и т.п.

Большинство задач, включенных в учебники математики по разным программам, являются задачами с экономическим содержанием. Рассмотрим следующую задачу: “Математика, 3 класс”. “Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?” [1, С.45]. Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации, остаётся вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительную работу над задачей после ёе решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скорости изготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительным заработком рабочего. Можно даже решить несколько дополнительных задач.


  • Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?

  • На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач [2,С. 25-56]. Например:

1. Урожайность лука – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса лука, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если лук был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)

2. Отец получает 4000 рублей в месяц, а мама – 2000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 рублей и съездить в отпуск на 15000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ). Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержание задачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные, литературные герои[7,С.34-42]. Например:

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 20000 рублей, стены поставить – 46000 рублей. Крышу установить – 30000 рублей, отделать изнутри – 44000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?

При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики [4,С. 15, 5 C. 24, 6 C. 53-78].

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения. Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом. Дети на каждом шагу встречаются с экономической терминологией. Раскрыть для учащихся начальных классов содержательную сторону экономических понятий и отработать вычислительные навыки помогают математические задания.

Задания, которые выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания. Например:

№ 1. Есть такая русская поговорка: “Меняю шило на мыло”. Как называется такой обмен товарами без денег?

ТОВАР


ДЕНЬГИ

БАРТЕР


ОТВЕТ: Иногда товары обмениваются людьми без денег. Такие сделки называются бартерными. Бартер применяют, когда предприятия или отдельные люди не могут заплатить деньги.

№ 2. Выбери правильное название для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену.

АУКЦИОН 47

ЯРМАРКА 48

ОТВЕТ: Аукцион – это продажа товаров на основе состязательности. Покупает товар тот, кто предложит за него самую высокую цену. Ярмарка – это большая распродажа по договорным ценам, где много продавцов и покупателей [4,С. 15, 5 C.24, 6 C. 23-78].

На уроках широко используются различные игры (имитационные, сюжетно-ролевые, настольные, деловые), конкурсы, загадки, ребусы и кроссворды, тесты, головоломки, рифмованные задания, словарь терминов, задания творческого характера. Например:


ТЕСТ – РИФМЫ.
Вставьте пропущенное в рифме слово.

Продукт труда, что можно обменять,


Купить и самому перепродать …
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи – …

Получил купец доход,
Увеличил оборот,
Все расходы оплатил,
Свою … получил.

Решение задач по рисункам и краткому условию (каждой семье одна задача). Условные деньги - ЭКО



  1. Окно-20 эко

Дверь-? на 10эко дороже


  1. Дверь-30 эко

Окно-? на 10 эко дешевле

  1. Окно-20 эко

на ?

Дверь-30 эко


При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младших школьников, расширяют кругозор. Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы “Цена, количество, стоимость” дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли. На занятии, посвященном определенному понятию, ученики знакомятся с экономическими терминами, узнают их лексическое значение[8, C. 45-67].

Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулирует интерес учеников к экономике.


В первом классе большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Банк», «Почта», «Торговый центр» и т.д. На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 3 семейные группы. Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. При планировании своей данного вида работы используется технология сотрудничества. Работает связь «учитель – ученик – родители».

Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ученики интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию, «Как с наименьшими затратами очистить озеро Копа и т.д.».

Таким образом, можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:


  • значительно увеличивает активность детей на уроке;

  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;

  • усиливает познавательные мотивы;

  • расширяет личный опыт учеников;

  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;

  • повышает качество и прочность знаний;

  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Н.А. Зайченко. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. С.-Петербург. 1998 г.

  2. Н.И.Романовская. Экономическая игротека. М.- 1994 г.

  3. Т.О.Смирновой, Т.Н.Просняковой. Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов. (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 г.

  4. Начальная школа. № 1. - 1998 г.

  5. Начальная школа. Приложение к газете “Первое сентября”, апрель № 13–15/2000 г.

  6. Начальная школа. Приложение к газете “Первое сентября”, апрель № 19–20/2002 г.

  7. Е.Г.Фирсов. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль. - 1998 г.

  8. Б.А.Райзберг. Твоя экономика. М. - 1996 г.



страница 1 ... страница 19 | страница 20 | страница 21 страница 22 страница 23 ... страница 26 | страница 27

Смотрите также: